Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биологическое и социальное в природе человека - единство и противоречие

Методы прогнозирования в политике

 

Традиционно широко применяется в политическом прогнозировании метод экстраполяции (мысленного продолжения в будущее тех или иных действительных политических процессов). Применение этого метода основано на том, что большинство политических феноменов — именно процессы, т.е. явления, длящиеся во времени и имеющие свою траекторию движения, которую можно установить, зная цепь прошлых и настоящих событий.

Метод аналогии, столь же активно применяемый в политическом прогнозировании, на основе сходства условий, вызвавших то или иное событие в прошлом, позволяет сделать вывод о возможности события в будущем. Метод аналогии можно использовать в прогнозировании как раз для предсказания событий или отдельных политических феноменов.

Метод сценариев предполагает описание возможных будущих событий в каком-либо регионе или в мире в целом. Его используют, прежде всего, для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее длительную перспективу. Составление сценариев всегда связано с оценкой событий и тенденций их развертывания, а в оценке выражается субъективное отношение к феномену со стороны того, кто ее делает. Поэтому сценариев, относящихся к прогнозированию одного и того же явления, может быть несколько. Осуществление выбора, предпочтение того или иного сценария требует включения в прогностическую деятельность еще одной процедуры — экспертной оценки, которая производится с помощью людей, чьи опыт и знания в прогнозируемой области проблем или отношений являются общепризнанными и превосходят знания других людей в конкретной области прогноза.

Мнение экспертов выявляется методами опроса, «мозгового штурма» (коллективное, четко запрограммированное обсуждение с фиксацией проблемы, оценкой выдвинутых предложений по ее решению, механизмом обсуждения и опровержения выдвинутых гипотез и учетом высказанных в ходе обсуждения идей и предложений), деловой игры — групповой дея­тельности экспертов, которая осуществляется по принятым в этой группе правилам, в рамках разработанного сценария.

Метод моделирования оказывается чрезвычайно полезным в по­литическом анализе и прогнозировании. В его рамках знание о будущем состоянии политических отношений получают путем создания условного образа объекта (им может быть математическая формула, функция, график, схема, карта).

 

Появление человека явилось логической ступенью эволюции животного мира на Земле. В нем воплотилось то лучшее, что за время своего развития накопила природа. Вместе с тем человек явился принципиально новым явлением в природе, что сразу же поставило его над всеми остальными представителями животно­го мира.

Переход обезьяны к прямохождению освободил от несения опорных функций передние (теперь верхние) конечности. Благо­даря этому человек смог придать им новое назначение, в частно­сти изготовление орудий труда. Выполняемые при этом руками тонкие дифференцированные движения дали толчок к развитию головного мозга, в особенности лобных долей. Дальнейшие развитие человечества сопровождалось стремлением к образованию сообществ, способных более успешно противостоять стихиям природы, агрессии других людей и животного мира, выполнять совместную трудовую деятельность. Необходимость координации совместных действий привела человека к потребности общения и к возникновению речи. Это в свою очередь сказалось на структурно-функциональной организации мозга, в коре которого появились центры, отвечающие за восприятие, воспроизведение слова как «сигнала сигналов» Освоение речевого общения способствовало возникновению у человека новой, второй сигнальной системы, позволившей ем у в отличие от животных не только воспринимать непосредственные сигналы действительности, но и абстрагироваться от них. Последнее дало возможность человеку:

— анализировать и экстраполировать происходящие события и наблюдаемые явления;

— пользоваться информацией, получаемой от других людей;

— передавать информацию и накопленный опыт потомству;

— планировать свою жизнедеятельность и свои действия.

Возникновение сообществ, способных общаться с помощью абстрактных сигналов, не только позволило человеку занять особое место в животном мире, но и стало началом того беспрецедентного в природе процесса, который привел к появлению, по выражению В.И. Вернадского, «мирового разума» (ноосферы).

Сообщества людей становились все более многочисленными, сформировалась социальная среда.

Социальная средаэто культурно-психологический, информационный, политический климат, создаваемый самими людьми с помощью технических средств.

Социальная среда интегрируется с природой в общую сово­купность окружающей человека среды. Факторы всех окружаю­щих человека сред между собой тесно взаимосвязаны и составля­ют объективные и субъективные стороны «качества жизни».

Взаимозависимость людей в социальной среде привела к необ­ходимости разработки новых условий их взаимоотношений, так как выпадение из общей деятельности, неуспех одного из членов социальной среды неблагоприятно сказывается на самой социа­льной среде и на каждом ее члене. Именно поэтому закон борьбы за существование в человеческом сообществе перестал играть до­минирующую роль, но стало появляться все больше условностей, регламентирующих взаимоотношения между людьми. Это нашло свое выражение в этических, нравственных, религиозных, куль­турных обрядах, правилах, табу, а позднее — в правовых и других актах, устанавливающих нормы таких взаимоотношений.

Человек рождается с уже готовой генотипической программой, в пределах которой может с той или иной степенью эффективно­сти реализоваться в онтогенезе. Однако социализация человека в этой программе, даже несмотря на генетически обусловленную спо­собность к речи, не нашла своего выражения, в связи с чем между его биологическим прошлым и социальным настоящим возникают серьезные противоречия. Признание социальной сущности человека наряду с его изначальным биологическим происхождением заставляет в разработке методологии здоровья самым серьезным образом учесть его естественное начало, закономерности индивидуально­го развития, для того чтобы затем с помощью подбора определен­ных социальных мер способствовать максимально эффективной реализации заложенных в геноме возможностей.

Развитие человеческого общества сопровождалось дальней­шими процессами и аспектами социализации. В этом отношении особого внимания заслуживает появление у человека социаль­ных мотивов деятельности, возникновение наряду с биологиче­скими новых потребностей, в ряду которых следует упомянуть любовь, уважение, признание и т.д. Подобные потребности не связаны и не ориентированы на обеспечение жизнедеятельности и сохранение жизни, а направлены на удовлетворение личных и социальных притязаний: служебную карьеру, благосостояние, секс и др. Указанная переориентация мотивов поведения не мог­ла не сказаться на реализации человеком своего генома.

Наиболее отчетливо это обстоятельство проявляется в извра­щении механизмов стресса.

У животных он служит важнейшим средством адаптации к грозящим жизни условиям, помогая справляться с возникающими критическими ситуациями через движение.

У человека же при общности физиологических меха­низмов стресса с животными условия его возникновения и реа­лизации заметно отличаются. Во-первых, как уже было показа­но, у людей стресс чаще всего связан не с борьбой за выживание, а с социальными мотивами. Во-вторых, в силу различных причин человеку в подавляющем числе случаев не удается завершить стресс движением — и нет ничего удивительного в том, что при огромном количестве условий, провоцирующих стресс, в течение дня у человека нарастает психическое напряжение.

Уже отмечалось, что подавляющая часть производственных технологических процессов ориентирована на все большее осво­бождение человека от физических нагрузок, о снижении двигательного компонента и о возрастании нагрузки на центральную нервную систему и психику. При этом многократно возрастает ответственность каждого работника за весь технологический цикл, в котором заняты порой тысячи лю­дей. Осознание этой ответственности делает понятной степень его психического напряжения, так как одно неправильно приня­тое им решение в ответ на изменившуюся производственную си­туацию может привести к срыву всего технологического процесса и к невозможности получить конечный продукт при значитель­ных затратах человеческих и материальных ресурсов.

Социальный статус человека изменил в конечном итоге и его взаимоотношения с природой, частью которой, вместе с тем, он сам является. В то время как эволюция животного мира базирует­ся на возникновении все более совершенных механизмов адапта­ции к меняющимся условиям существования, человек начал пре­образовывать саму природу, пытаясь приспособить ее к своим потребностям. Возникающие в этом случае противоречия между сформированными в эволюции относительно консервативными механизмами адаптации и резко меняющимися условиями суще­ствования современного человека ведут к напряжению, а затем — и срыву этих адаптационных приборов.

В настоящее время человек живет преимущественно в искус­ственно созданных им для, казалось бы, собственного благополу­чия условиях.

Уже отмечались вредные последствия экологических изменений в современном мире для здоровья лю­дей.

В настоящее время более 70% населения России проживает в городах и многие из них — в мегаполисах с миллионным населе­нием в каждом. В таком городе жизнедеятельность человека во многих отношениях регламентирована и ориентирована на со­гласование своего режима с жизнедеятельностью других людей, с которыми он связан семейными узами, совместной профессиональной деятельностью, транспортом, соседством и пр.

Кроме того, независимо от преобладающего у человека суточного биоритма, и «жаворонки», и «голуби», и «совы» вынуждены утром подниматься в одно время, диктуемое им распорядком работы или учебы, ложиться спать с учетом программы телевизионных передач, с распорядком членов своей семьи и т.д. Таким образом, у человека остается все меньше времени, в течение которого он мог бы быть предоставленным самому себе и жить в соответствии со своими личностными и типологическими особенностями. Вот почему убыстрившийся темп городской жизни, «подстраивание» своей жизнедеятельности под жесткий общественно-социаль­ный и профессиональный регламент привели к различным заболеваниям. По данным ВОЗ, за последнее де­сятилетие заболеваемость неврозами в мире возросла в 24 раза. В нашей же стране активное внедрение условий городской жизни в социально-экономическую и бытовую инфраструктуру села уже ведет к заметной интенсификации невротизации за счет сель­ской категории населения.

Академик Н.М. Амосов в анализе проблемы здоровья отмеча­ет, что человек конца XX столетия сталкивается с тремя пороками: накоплением отрицательных эмоций без физической разгрузки, перееданием и гиподинамией (или, как ее еще называют, «спеш­кой сидя»). Именно с последними двумя обстоятельствами связы­вают акселерацию — ускоренное физическое развитие ребенка (в частности, более раннее и более значительное возрастание длины и массы тела). Однако при этом - системы жизнеобеспечения (сер­дечно-сосудистая, дыхательная и др.) остаются на прежнем функ­циональном уровне и, таким образом, не в состоянии обеспечить в полной мере потребности физически более крупного организма. Усугубляется это обстоятельство и более бедной и измененной эмоциональностью современного человека.

Итак, социальная и биологическая эволюция человека высту­пает в единстве своих общих и противоречивых особенностей. Однако человека не оградить от развития цивилизации.

В этих условиях необ­ходимо предпринять усилия для обеспечения здоровья человека.

Разработка научно обоснованных рекомендаций по формиро­ванию, сохранению и укреплению здоровья еще не может решить проблему в целом. Это обусловлено тем, что она во многом предопределена личностно-мотивационными установ­ками человека. В нашей стране, где декларируется ответствен­ность государства за здоровье человека, не определена, к сожале­нию, степень ответственности самого человека за свое здоровье. Вот почему ориентировка человека на «бесплатную» медицину, на не зависящие от него в поддержании своего здоровья социаль­ные, экологические, бытовые и прочие обстоятельства делает его пассивным в отношении к собственному здоровью. Тем более что подавляющая часть людей, являясь оптимистами и отличаясь ленью, допускает болезнь или несчастье с кем угодно, но не с ним лично, или, по крайней мере, если это произойдет, то не сей­час, а до этого, считает он, у него есть достаточно времени, чтобы заняться своим здоровьем. К сожалению, свое заблуждение люди начинают понимать лишь тогда, когда болезнь или несчастье уже случились.

Выход в создавшейся ситуации возможен в том, чтобы воспи­тать приоритеты здоровья, чувство ответственности за него и научить человека быть здоровым. Для решения этой проблемы не­обходима разработка системы непрерывного валеологического образования, которая должна включать и семью, и дошкольные, и школьные образовательные учреждения, и высшую школу, ор­ганы здравоохранения, социальной защиты и т.д. Такая система должна получить финансовое обеспечение на всех уровнях — от федерального и регионального до отдельных предприятий и учреждений. Вместе с тем, необходимо вернуть человеку зарабо­танные им деньги в том процентом соотношении, которое суще­ствует во всех цивилизованных странах, и тем самым повысить ответственность каждого человека за обеспечение всех сторон своей жизнедеятельности, в том числе и за здоровье. Бесплатной же медицина должна оставаться только в отношении оказания неотложной помощи, для малообеспеченных и отдельных кате­горий граждан (дети, пенсионеры, инвалиды и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическое прогнозирование | Валеологический анализ здоровья и болезни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.