Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о жизнедеятельности человека. Этапы системного анализа

Лекция №1

Этапы системного анализа

 

Определение цели системного анализа (изучение, выявление узких мест, совершенствование, разработка новой системы).

Общая характеристика системы:

- определение назначения и функций системы (внешних и внутренних);

- определение роли и места системы в системе более высокого уровня (на одну ступень выше);

- функциональное описание (вход, выход, процесс, обратная связь, ограничения);

- структурное описание (вскрытие взаимосвязей и декомпозиция системы);

- информационное описание (движение и переработка информации, её характеристика);

- описание жизненного цикла системы (создание, функционирование и, в том числе, совершенствование, разрушение).

Выявление и описание проблемы:

- определение состава показателей эффективности и методик их вычисления;

- - определение фактического положения дел (вычисление эффективности существующей системы с использованием выбранного функционала – критерия эффективности);

- установления несоответствия между необходимым (желаемым) и фактическим состоянием дел и его оценка;

- история возникновения несоответствия и анализ причин его возникновения (симптомы и тенденции);

- формулировка проблемы;

- выявление связей проблемы с др. проблемами;

- оценка последствий проблемы и вывод о её актуальности;

 

Выбор и реализация направления решения проблемы:

- определение возможных и допустимых стратегий разрешения проблемы;

- оценивание допустимых стратегий с помощью выбранного показателя эффективности путём прямого измерения на действующей системе или анализа соответствующей модели;

- выбор концепции действий (пригодность, оптимальность или адаптируемость);

- выбор стратегии на основе выбранной концепции и применяемого критерия эффективности;

- реализация полученного решения в ходе разрешения текущей проблемы и в дальнейшей деятельности при возникновении той же проблемы в тех же условиях.

 

 

Методологические
основы безопасности жизнедеятельности человека

 

Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ.

Жизнедеятельность -совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность и проявления жизни.

Сущность жизни заключается в эволюции специфического порядка обмена веществ посредством матричного синтеза структуры. Обмен веществом является непременным условием поддержания и воспроизведения структуры. Структура, в свою очередь, является непременным условием для осуществления обмена веществ и поддержания его специфичности. Жизнь прекращается с разрушением структуры, специфической для каждого вида организмов. Жизнь изменяется с изменением структуры.

Эволюционные и случайные изменения организма происходят в процессе обмена веществом и энергией с окружающей средой.

Жизнедеятельность - процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с внешней, окружающей средой.

Наиболее известные проявления деятельности большинства биологических систем: межклеточная коммуникация, клеточное распознавание, физиологические процессы клетки, развитие, биологическое размножение, взаимодействие между организмами и иные явления.

Проявления жизнедеятельности человека более многочисленны.

С позиций медицинской науки целесообразно рассматривать организм человека как открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность – как совокупность процессов, обеспечивающих осуществление функций поддержания жизни, то есть - жизненно важных функций.

Основные проявления жизни человека:

· репродуктивность,

· выживаемость,

· работоспособность,

· эмоциональная реактивность.

 

В зависимости от целевой установки организма его функции могут быть основными и вспомогательными. В общебиологическом аспекте:

основная функция организма репродуктивная, обеспечивающая воспроизводство себе подобных,

вспомогательная функция выживания в реально существующих условиях.

Функция выживания интегрирует множество процессов и явлений,

обеспечивающих максимальную продолжительность существования конкретного организма, т.е. продолжительность жизни.

 

Функции выживания:

- функция потребления

включают в себя функции обеспечения организма питательными веществами, водой, кислородом, энергией, информацией и т.п.

- функция защиты

- функция реагирования или распознавания опасности

Распознавание опасности осуществляется организмом человека посредством предвидения (прогнозирования), функционирования органов чувств, интерорецепторов, иммунной системы и других функциональных систем.

- функция реакции или устранения вредного воздействия

Функция защитной реакции организма представлена группами функций по выделению, обезвреживанию и удалению опасных объектов (факторов, компонентов, элементов, субстратов и т.п.).

 

В ходе эволюции репродуктивной функции и функции выживания у человека сформировались системы активной осознанной деятельности, т.е. функциональные системы по выполнению физической и психической работы. Работоспособность (трудоспособность, боеспособность) и ее продолжительность приобретают особое общественное значение при рассмотрении человека в социальном аспекте, когда его организм используется в качестве орудия выполнения политических, экономических и других задач. Продолжительность трудоспособности, как и жизни вообще, зависит от выживаемости индивидуума, являясь в определенной степени результатом интегральной функции выживаемости.

Общеизвестно, что эффективность социально значимых функциональных систем обеспечения репродуктивности, работоспособности и выживаемости человека во многом зависит от эмоционального состояния организма, основу которого составляет эмоциональная реактивность - способность организма отвечать на изменения окружающей и внутренней сред возникновением эмоций.

Таким образом, жизнь человека, как биологического и общественного существа, проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под «жизнедеятельностью человека» следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.

 

Федеральный закон «О защите окружающей среды»

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.

Природная среда (природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компоненты природной среды: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природные объекты - естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

По отношению к природе и антропогенным объектам окружающая среда может быть благоприятной и неблагоприятной.

Благоприятной называют окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.

Неблагоприятной окружающая среда становится при ее изменении, например, при загрязнении.

 

Среда обитания - окружающая человека среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность.

Взаимодействия организма со средой обитания могут быть:

· жизненно необходимыми,

· полезными,

· индифферентными,

· вредными,

· опасными.

Опасность – потенциальное свойство окружающей среды, ее отдельных элементов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.

Патогенная ситуация - болезнетворная ситуация,т.е. приводящая к возникновению болезненного (патологического) состояния организма.

 

Фактор риска - фактор любой природы, который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья.

Предотвратимые факторы риска смерти и заболевания (ВОЗ):

· непригодная для питья вода и отсутствие средств санитарии;

· использование твердых видов топлива в домохозяйствах;

· низкая масса тела при рождении;

· неправильная практика кормления детей раннего возраста;

· недостаточное питание детей;

· избыточный вес или ожирение;

· вредное употребление алкоголя;

· употребление табака;

· небезопасный секс.

 

Основные факторы риска смерти в России:

· высокое артериальное давление,

· высокий уровень холестерина,

· табакокурение,

· чрезмерное потребление алкоголя,

· дорожно-транспортные происшествия.

 

Классификация факторов окружающей среды

По влиянию на организм человека:

· жизненно необходимые,

· полезные,

· индифферентные,

· вредные,

· опасные.

По составу элементов: единичные и комплексные.

Комплексные факторы: природные, природно-антропогенные и антропогенные.

Антропогенные комплексные факторы: социальные, обитаемости антропогенных объектов, питания и другие.

Социальные факторы: уклад жизни общества, социальных, профессиональных и семейных групп, а также уклад жизни индивидуума («образ жизни»).

Уклад жизни профессиональных групп: комплекс вредных и опасных производственных факторов.

Единичные факторы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические факторы: механические (движущиеся предметы, неподвижные опасные предметы, движение воздуха, примеси воздуха); акустические колебания окружающей среды; термические факторы; электромагнитные факторы; барометрическое давление; другие физические факторы.

Химические факторы: по химической структуре (химические элементы, химические соединения); в зависимости от пути проникновения в организм человека (вещества, проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы, слизистые оболочки); по характеру негативного воздействия на организм человека (токсические или общеядовитые вещества, вещества раздражающего действия, вещества сенсибилизирующего действия, канцерогенные вещества, мутагенные вещества и вещества, влияющие на репродуктивную функцию).

Биологические факторы: биологические вещества (аллергены, прионы, вирусы); микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности (бактерии, простейшие, грибки); макроорганизмы (растения, грибы, животные).

Психофизиологические факторы: физические (статические и динамические) и нервно-психические нагрузки (интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность, режим деятельности).

 

Состояния здоровья и болезни знакомы каждому человеку. И каждый человек знает, что одновременно можно быть и больным и здоровым, что наши ощущения отражают лишь отдельные, частные и не всегда существенные нарушения тех или иных функций организма. Несмотря на то, что человеку иногда кажется, что он полностью болен, вполне очевидно, что универсальной болезни нет. Естественно, что не может быть и универсального здоровья.

Определения здоровья, как нормы существования человека, которое смогло бы быть безоговорочно принято учеными всех специальностей, нет. Медики и философы, социологи и экономисты, рассматривая данную абстрактно-логическую категорию с разных позиций, определяют ее по-своему, акцентируя внимание на аспектах, представляющих сугубо профессиональный интерес.

В российской медицинской литературе получило распространение мнение о том, что определение здоровья человека дано в 1946 г. при создании Всемирной организации здравоохранения. Однако, в преамбуле устава, на которую у нас принято ссылаться, изложены лишь принципы, которые авторы текста посчитали основными «для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности». Один из них сформулирован так: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

По общему признанию этот принцип является удачным политическим лозунгом и в этом качестве успешно используется в управлении государственными и межгосударственными структурами мирового сообщества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы системного подхода | Основы безопасности жизнедеятельности человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.