Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Шрейдера




 

Модель семантической информации Ю.А. Шрейдера основана на предпосылках, которые ведут одновременно к обобщению и дополнению ранее проанализированных нами подходов к проблеме информации. Чтобы определить, несло ли данное сообщение для его получателя некоторое количество семантической информации, необходимо зафиксировать изменения, которые произошли в его знаниях после получения этой информации. Если после полученного сообщения изменений в знаниях человека не произошло, то количество семантической информации в таком сообщении равно нулю. В качестве примеров сообщений, не несущих никакой информационной нагрузки, часто приводят выражения «Волга впадает в Каспийское море» и «лошади кушают овес и сено»… Эти фразы повторял в бреду персонаж чеховского рассказа «Учитель словесности», который всю жизнь высказывал только общеизвестные, бесспорные истины. Опять-таки, по количеству содержащихся в них символов, приведенные фразы не беднее сообщения «Первый клонированный ребенок появился на свет». Но бедный учитель повторял общеизвестные истины, которые не могли именно в силу своей общеизвестности изменить степень неопределенности воспринимающих их «систем» (слушателей), а сообщение о необыкновенном событии, связанном с появлением на свет первого клонированного ребенка для большинства есть нечто новое. Поэтому количество семантической информации в этом сообщении отлично от нуля.

Таким образом, количество семантической информации, содержащейся в сообщении, определяется изменением объема знаний[3], которое произошло в системе после получения данного сообщения. Чтобы такое изменение зафиксировать, необходимо определить, как «устроены» знания человека, и в чем выражается изменение, о котором мы говорим. Иными словами, надо построить модель передачи семантической информации. Такую модель предложил Ю.А. Шрейдер, суть которой состоит в том, что количество семантической информации, извлекаемое человеком из сообщения, определяется степенью изменения его знаний [31].

Подводя краткий итог обсуждению основных идей семантических теорий информации, можно отметить, что их сутью является признание понятия «информация» сложным, многогранным понятием, семантический аспект которого они стремятся эксплицировать с помощью логических и математических средств. Попытки развития семантической теории информации (после работ Карнапа и Бар-Хиллела), идущие как по пути экстенсивного (Кемени), так и интенсивного совершенствования (Войшвилло, Шрейдер), сохраняют связь с предшествующим этапом, с принципами семантического анализа информации, выдвинутыми Карнапом и Бар-Хиллелом. Использование логических и логико-семантических средств, единство и специфика аспектов информации, связь информации и вероятности (не только на синтаксическом, но и на семантическом уровнях) – все эти принципы характерны и для них. В то же время эти концепции, применяя новые средства и критерии при анализе семантической информации, развивают ее основы, что ведет к углублению научного, методологического и философского значений семантической теории информации.

 


[1] Семантика - наука о знаковых системах как средствах выражения смысла, определенного содержания, т.е. это наука о правилах интерпретации знаков и их сочетаний, смысловой стороне языка.

[2] Гипотеза (от греч. gypothesis - основание, предположение) – это система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании какого-либо объекта, связи и др., причем этот вывод нельзя ни доказать, ни опровергнуть [19].

[3] Знание – это продукт общественной и материальной деятельности людей, представляющий собой идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств природного и человеческого мира [19].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.