Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры




· у одного, при хороших способностях плохо развита воля, и результат может стать минимальным;

· у другого, всё наоборот, и результат будет весьма высоким;

· у третьего, всё перечисленное - выше всяческих похвал, но полностью отсутствует творческое воображения. Поэтому он может стать хорошим исполнителем, но творческим лидеров, в полном смысле этих слов, ему стать будет трудно;

· у четвёртого,... Каждый читающий эти строки, продолжит этот перечень самостоятельно.

 

Вопрос*Ответ. А творчество? Как оно связано со всем, сказанным ранее? Расскажем об этом более полно.

 

ТВОРЧЕСТВО

И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

(логика, этика, абдукция, интуиция, эстетика, склад ума)

Non sequitur

 

Справка. ТВОРЧЕСТВО – есть акт создания чего-то нового, того и такого, чего раньше не было, не было вообще, не существовало на белом свете. Но начинается любое творчество с того, что его автор сумел увидеть и услышать, понять, что-то такое, что носится вокруг него, как говорят, «в воздухе», но ещё и такое, чего ранее до него никто и не увидел, и не услышал. А, следовательно, и понять не смог. В результате, автор своего творческого акта должен быть в этом процессе, и непременно – не только изобретательным, но ещё - и человеком волевым, активным, логичным, эстетичным, и пр.

Подумаем. Два слова латинского эпиграфа в последней строке заголовка переводятся просто: «Не следует». В смысле: «Не логично». Эти два слова имеют свой чёткий и многовековой логический смысл: сделанное автором, сказанное оратором не логично, а поэтому последующая мысль автора не вытекает из мысли предыдущей. Примером такого нелогичного и вполне нелогичного высказывания могут стать краткие рифмованные строчки, помещённые в учебнике логики начала ХХ века:

Белка прыгает по клетке,

Люди ходят в магазин,

Разрешите вас поздравить

Со днём ваших именин.

Непоследовательность мышления в примере про белку видна сразу, даже человеку, который мало знаком с логикой, а именно: нет в примере никаких связей между белкой - раз, людьми – два, и поздравлением - три.

Итак. Действительно, каждый из персонажей примера действует сам по себе, не будучи хоть как-то связанным с двумя другими действиями. А поэтому, услышав подобные фразы, каждый, кто поймёт всю нелогичность этого высказывания, вполне может сказать, но лучше про себя: Non sequitur.

Пример. Во второй лекции мы говорили о четвёрке героев книги А. Дюма «Три мушкетёра», и вспомнили про толстяка Портоса, который на вопрос, - посему он дерётся? - отвечал просто: «Я дерусь, потому что дерусь». Если посмотреть на ответ дуэлянта в тематике данной лекции, то это и есть яркий пример того самого «порочного круга», который в ответе на вопрос ничего не объясняет, и из ответа которого невозможно понять мотивы его действия. Порочность такого круга состоит как раз в том, что его обладатель не объясняет непонятное, не отвечает на вопрос, но повторяет непонятное через непонятное, иногда даже теми же самыми словами, как в данном случае, иногда несколько другими словами, или в другим их сочетании.

Совет. Собираясь начать любое сложное интеллектуальное или физическое творческое действие, речевое в том числе, личности нужно предполагать, что -

· всё начинается с последовательности необходимых для данного случая мыслительных процессов: анализа, синтеза, аналогии;

· продолжается следующими за ними реальными действиями по выполнению тех прогнозов, которые были составлены в рамках предыдущих мыслительных процессов;

· поэтому весь ход полного творческого процесса должен полностью отвечать теоретическим и практическим основным логики, этики и всем другим необходимым требованиям;

· если их автор предполагает, что он мыслит и действует в рамках общей гуманитарной и частной профессиональной юридической культуры.

Только при таком подходе можно ожидать со значительной долей вероятности, что результат удовлетворит самого автор работы, творца.

Итак. Именно поэтому, встретившись с «порочным кругом» в речи или в действиях своего коллеги, лучше не демонстрировать свои познания по-латыни вслух. Действительно, более предпочтительно, объективно оценивая порочность любого нелогичного высказывания (действия), хорошо и вполне прилично произнести эти слова про себя. И тем более, если речь идёт о незнакомом для рецензента человеке. И особенно в том случае, если тот совершенно не ждёт от слушателя оценки своих, как ему кажется, вполне интеллектуальных усилий. В данной ситуации, это и есть, кстати, одно из наиболее существенных требований этики: каждый должен быть вежливым, со всеми, всегда, везде, без исключения.

Вопрос*Ответ. А что есть логика? Каков её вклад в творческий акт автора?

Об этом далее и пойдёт речь: о конкретных требованиях логики, этики, эстетики - применительно к свободному творчеству личности.

ЛОГИЧЕСКИЕ, ЭТИЧЕСКИЕ

И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА

Справка. ЛОГИКА – есть наука о мышлении, о его законах и формах. Целью логики является поиск истины. Если человек думает плохо, не логично, запутано, то весьма вероятно, что он также плохо и не логично будет действовать, и также плохо, не логично запутано будет говорить. Действительно, нельзя думать плохо, а действовать и говорить хорошо, или наоборот. Много вероятнее совершенно другой вариант: кто плохо думает, тот плохо делает и плохо говорит. А кто хорошо..., ну, тот – всё делает хорошо.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДВИЖЕНИЯ МЫСЛИ

Дедукция, индукция, аналогия

Абдукция. Интуиция

 

Справка. Основных направлений мышления, как это принято в курсе формальной логики – три, и сформулированы эти направления были в разное время развития человеческой мысли. А поэтому и мы, начнем с самых основных положений, характерных для общей теории формальной логики, а это –

ü ДЕДУКЦИЯ,

ü ИНДУКЦИЯ,

ü АНАЛОГИЯ.

 

Посвятим каждому из этих направлений несколько абзацев с той целью, чтобы дальнейшие разделы нашего ЭУМК были читателю более понятны.

· Первымсреди путей мышления является – дедукция.

ДЕДУКЦИЯ(от лат. – выведение) - логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным, или к другим результативным выводам. То есть, мысль идёт от целого к части. Сформулированная впервые еще Аристотелем, дедукция многие века была основным путем мышления в познания окружающей человека реальной действительности. Именно этим вариантом мышления руководствовались и автор, и герой знаменитых романов о Шерлоке Холмсе, разъясняя на страницах этих книг внутреннюю суть дедукции не только доктору Ватсону, но и читателям романов.

· Второйпуть направления мышления – индукция.

ИНДУКЦИЯ(от лат. – наведение, побуждение) -путьмышления противоположный дедукции, то есть такой, при котором ход мысли идет от части к целому. Проблемами индукции занимался Ф. Бэкон, и в наши дни обе одни – и дедукция, и индукция – не только не противоречат друг другу, но, напротив, дополняют и поддерживают человеческую мысль в обоих её направлениях.

· Третийпуть – умозаключения по аналогии.

АНАЛОГИЯ(от греч. – соответствие) –сходств предметов, явлений или понятий, подобных в определенном отношении, но в целом тем не менее совершенно различных. В мышлении - это путь: от части к части. Таким образом, аналогия (слово иностранное) и сходство (слово русское) представляют собой в определенной степени синонимы, но в формальной логике чаще употребляется – аналогия. Очевидно, что аналогия стала первым историческим и доисторическим вариантом мышления для наших дальних ещё пещерных предков.

Теперь – о некоторых подробностях и о примерах для каждого из указанных направлений мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.