Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественно-политическая мысль и общественное движение во второй четверти XIX в

1826—1827 гг. — Кружок братьев В. И. и М. И. Критских. Члены кружка разночинцы, дети чиновников) студенты; вели пропаганду революционных идей, против монархии. Разгромлен властями. 1831 г.— Кружок Н.П.Сунгурова. Члены кружка выпускники и студенты Московского университета. Цель — ликвидация крепостного права, установление конституционного правления; средство—пропаганда революционных идей для организации вооруженного восстания в Москве.Арестованы и осуждены царскими властями.

Начало 1830-х гг. — В Московском университете сложилось «Литературное общество 11-го номера». Названо так по номеру комнаты, в которой жили и собирались на литературные собрания казеннокоштные студенты (содержались на казенный счет). Одной из центральных фигур кружка был В. Г. Белинский. В кружке читали литературные произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и т. д., обсуждали проблемы философии, эстетики, современной русской действительности (крепостное право, несправедливость общественных отношений и т. д.).

1831—1839гг.Кружок Н.В.Станкевича. Члены кружка: В. Г. Белинский, К. С. Аксаков, М. А. Бакунин, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, М. Н. Катков и др. В основе кружка — увлечение немецкой идеалистической философией и прежде всего гегельянством; попытка осмыслить основные законы исторического развития, решить вопрос о роли личности в истории. Станкевич Николай Владимирович (1813—1840) — общественный деятель, философ, поэт. В Московском университете, в котором учился Станкевич, с конца 1831 г. вокруг него сложился литературно-философ­ский кружок, представители которого распространяли идеи классической немецкой философии, пропаганди­ровали просветительские идеи, гуманистические иде­алы, не ставя конкретных политических задач.

1831—1834 гг. — Кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева — последователей А. Сен-Симона, увлеченных социалистическими идеями. Острая политическая направленность. Идеал— революционное преобразование России. Пропаганда утопического социализма;

резкая критика николаевского режима, неприятие крепостного права. Кружок разгромлен в 1834 г. по обвинению в «пении пасквильных песен». А. И. Герцен отправлен в ссылку: сначала в Пермь, затем — в Вятку; Н. П. Огарев — в Пензу. Герцен Александр Иванович (1812—1870) — революционер, писатель, философ. В начале 1830-х гг. вместе с Н. П. Огаревым возглавлял студенческий кружок в Московском университете. В 1834г. арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 г. под псевдонимом Искандер. С 1842г. в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы» и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостничество в романе «Кто виноват?». С 1847 г. в эмиграции.
После поражения европейской революции 1848— 1849гг. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», стал одним из основоположников народничества. В 1853г. основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал самодержавие, вел пропаганду социалистических идей, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 г. содействовал созданию тайного общества «Земля и воля», поддержал Польское восстание 1863—1864гг. Умер в Париже, могила в Ницце. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852—1868)— одно из выдающихся произведений русской мемуарной литературы.
1832 г.Разработка С. С. Уваровым «теории официальной народности»: «самодержавие, православие и народность». Самодержавие — главное звено триады, единственно возможная форма государственного управления в России; православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия; народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» наро­да и «единение» его с царем. Теория насаждалась в просвещении, науке, литературе, искусстве.

Уваров Сергей Семенович (1786—1855)— граф, государственный деятель, почетный член и президент Российской Академии наук. Министр народного просвещения (1833—1849). Выдвинул формулу «православие, самодержавие, народность», известную как «теория официальной народности». Стремился затруднить ли­цам недворянского происхождения доступ к получе­нию образования, усилить контроль правительства над университетами и гимназиями. Вместе с тем при нем было положено начало реальному образованию в России, восстановлена практика командирования ученых за границу. Теория официальной народности — составная часть ох­ранительной политики правления Николая I, основой j которой являлась формула, выдвинутая министром просвещения С.С. Уваровым в 1834г., «православие, самодержавие, народность».

1836г. — Опубликование 1-го «Философического письма» П. Я. Чаадаева в журнале «Телескоп», которое вызвало широкий общественный резонанс. В письме противопоставлены Россия и Европа, как производные от двух различных религий — православия и католичества. Европа характеризовалась как воплощение прогресса, результата деятельности волевых, активных людей, воспитанных католичеством; Россия — как символ неподвижности, застоя, результат излишне аскетического православия, унаследованного от уми­рающей Византии, в результате —- обособленность, оторванность России от общеевропейской цивилизации. Правительство крайне негативно отреагировало на появление письма: «Телескоп» был закрыт, его редактор Н. И. Надеждин отправлен в ссылку, а П .Я. Чаадаев объявлен сумасшедшим. Публикация письма о путях развития России ускорила оформление крупных идейных течений в русской общественной жизни— западничества и славянофильства. Споры между западниками и славянофилами активно продолжались в 40-е — 50-е гг.XIX в. Чаадаев Петр Яковлевич (1794—1856) — мыслитель и публицист, участник Отечественной войны 1812г. и заграничных походов русской армии 1813—1814гг. Друг Пушкина. В 1819г. принят в «Союз благоденст­вия», в 1821 г.— в Северное общество декабристов, но деятельным членом тайных обществ не был. Его главное произведение— «Философические письма». За идеи вольномыслия, выраженные в этом произведении, Чаадаев был объявлен властями сумасшедшим. Оказал большое воздействие на западников и славянофи­лов, способствовал духовному формированию В. Г. Белинского, А. И. Герцена, М. А. Бакунина и др.

Западники — сторонники развития России по пути Западной Европы. В первой половинеXIX в. выступали за отмену крепостного права, наделение крестьян землей, ограничение самодержавия, буржуазные пре­образования. Отрицали революционный путь разви­тия. Во главе — Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин и др. Отвергали взгляды славянофилов, считавших, что Россия развивается самобытным путем. Славянофилы — либеральное направление обществен­ной мысли 40—50-х гг. XIX в. В противоположность западникам выступали за особый, отличительный от западноевропейского, самобытный путь развития России, основанный на крестьянской общине, единстве народа, православия и царизма. Требовали отмены крепостного права, некоторого ограничения самодержавия. Лидеры: братья И. С. и К. С. Аксаковы, А. С. Хомяков,Ю, Ф. Самарин и др.

1840-е гг. — Петербургский кружок В. Г. Белинского, который одним из первых в русской публицистике поднял вопрос о правах человека. В кружке обсуждались и проблемы, связанные с отменой крепостного права в России.

1845—1849 гг. — Деятельность тайного кружка М. В. Буташевича-Петрашевского в Петербурге. Члены кружка: учителя, литераторы, мелкие чиновники, военная молодежь, будущие видные политики, ученые, деятели искусства: М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, художник П. А. Федотов, географ П.П. Семенов (Тяньшанский);

композиторы: М.И. Глинка и А. Г. Рубинштейн; Н.Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой. Члены кружка обсуждали литературные, социально-экономические и философские вопросы, были увлечены фурьеризмом и сен-симонизмом. Была составлена библиотека запрещенной литературы — первая коллективная библиотека в России. В 1845 г. издан первый выпуск «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка», в котором излагались социалистические и революционные идеи, статьи конституции революционной Франции и т. п. Члены кружка в 1849 г. были арестованы и подвергнуты очень суровым наказаниям. Петрашевский (Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич (1821—1866) — общественный деятель. Чи­новник МИД, по убеждениям социалист. Организатор «пятниц», посетители которых позднее именовались петрашевцами. Выступал за демократизацию полити­ческого строя России и освобождение крестьян с зем­лей. В 1849г. приговорен к смертной казни, заменен­ной вечной каторгой, которую отбывал в Забайкалье. С 1856г. на поселении в Иркутске. Петрашевцы — общее название членов кружков моло­дежи в С.-Петербурге (конец 1844— начало 1849г.). На общедоступных «пятницах» у М. В. Петрашевского обсуждали вопросы текущей политики, труды фран­цузских социалистов, в кружках братьев Дебу, Н. С. Кашкина, С. Ф. Дурова, Н. А. Момбелли и др. — планы организации тайного общества, создания под­польной типографии, пропаганды в народе. Арестова­ны по доносу 23 апреля 1849г. Под следствием 123 чел., из них 22 преданы военному суду. 21 чел. был приговорен к расстрелу, среди них и Ф. Достоевский. Приговор всем был заменен на различные сроки каторги и арестантские роты. В 1856г. все петрашевцы амнистированы.

Конец 1845 — начало 1847 г. — Деятельность «Славянского общества святых Кирилла и Мефодия» на Украине. Яркая политическая направленность. Основные идеи: славянская республиканская федерация, ликвидация крепостничества, демократизация общественной жизни, христианский социализм, самобытность украинского народа и особый путь его исторического развития, В обществе существовало два направления: либеральное во главе с Н. И. Костомаровым, профессором русской истории Киевского университета, и революционно-демократическое во главе с Т. Г. Шевченко и др. После разгрома общества его члены получили различные сроки заключения и ссылки. Т. Г. Шевченко подвергся самому суровому наказанию, был отправлен рядовым в Оренбургский корпус под. строжайший надзор с запрещением писать и рисовать. 1849—1853 гг. — Опубликованы работы А. И. Герцена «Русский народ и социализм», «О развитии революционных идей в России», в которых он выступил как основоположник теории русского социализма, суть которой в том, что социализм должен первоначально утвердиться в России, что у России особый, самобытный путь развития к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешняя политика России во второй четверти — середине XIX в | Культура первой половины XIX в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.