КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естественный прирост и продолжительность жизни населения
В подавляющем большинстве европейских стран коэффициент естественного прироста крайне низок. В среднем по Западной Европе он |равен 3-5%о, а в ФРГ, Дании и Австрии имеет отрицательное значение /т.е. смертность превышает рождаемость. Глубокую демографическую депрессию переживает Россия, где в ряде регионов на протяжении всех 1990-х гг. смертность вдвое выше рождаемости. Аналогичная картина н в большей части других стран Восточной Европы, входивших ранее в состав СССР или в число стран «социалистического лагеря». Демографический провал в этих странах, особенно в России, был бы еще глубже, если бы не было механического притока населения (возвращенцев на родину), а также при отсутствии отдельных внутригосударственных „регионов с относительно высокой рождаемостью. В течение последних трех десятилетий (с конца 1960-х гг.) в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки наблюдается переход от Медленного к очень быстрому приросту населения. Медицинская помощь слаборазвитым странам, борьба с эпидемиями способствовали снижению коэффициентов смертности при сохранении высоких коэффициентов рождаемости. Население этих стран характеризуется молодой возрастной структурой и высокими темпами прироста. По мнению демографов, низкий уровень воспроизводства населения в развитых странах указывает на определенную закономерность, проявляющуюся в соответствии показателей естественного прироста уровню социально-экономического развития. Да, действительно, такая закономерность подтверждается ходом развития демографической ситуации во многих странах. Но вместе с тем есть и другие примеры. Так, в России коэффициент естественного прироста населения впервые стал отрицательным в конце 1980-х — начале 1990-х гг. — именно тогда начался резкий спад- уровня социально-экономического развития. Бесспорно, однако, что все страны стремятся к стабилизации численности населения, но одни из них идут к ней от высоких показателей рождаемости, а другие — в обратном направлении, т.е. от крайне низкой рождаемости. С динамикой рождаемости и смертности связаны не только показатели численности населения, но и продолжительность жизни людей. В целом по миру продолжительность жизни растет. Так, если в 1961-1965 гг. люди жили в среднем 50 лет, то в 1991-1995 гг. — 63 года; в развивающихся странах за то же время — 46 лет и 61 год. Самые высокие показатели средней продолжительности жизни населения в Исландии (78 лет), Голландии, Норвегии и Японии (77 лет), Израиле и США (76 лет). В Африке средняя по континенту продолжительность жизни — 49,7 года. Только в Индии, Нигерии, Пакистане и Шри-Ланке мужчины живут дольше женщин. В остальных странах мира продолжительность жизни мужчин ниже, чем у женщин. В начале XX в. разница составляла всего 2-3 года, в 1990-х гг. в развитых странах она достигла 9 лет. Причины более продолжительной жизни женщин специалисты видят как в биологических и генетических, так и в социальных условиях, прежде всего в выполнении мужчинами более трудной и опасной работы. В целом продолжительность жизни населения зависит от уровня благосостояния населения, а последний, в свою очередь — от природных, экономических и социально-бытовых факторов. Климатические факторы определяют общую сложность условий жизни и денежные расходы населения (на одежду, питание, отопление, отдых и санаторно-курортное лечение). Особенно велика зависимость благополучия от природных условий у сельских жителей. Экономические факторы (уровень развития производительных сил, структура хозяйства, налоговая политика и т.д.) определяют уровень денежных доходов, структуру занятости, уровень жизни. Социально-бытовые факторы отражают степень развития сферы услуг, объем выплат и льгот, условия и степень налогообложения, структуру розничного товарооборота, набор и стоимость «продовольственной корзины». Уровень благосостояния населения наиболее полно отражает показатель национального дохода на душу населения. В развитых странах мира этот показатель выше в 3,7 раза, чем средний по всему миру, и в 13,6 раза, чем в группе наиболее слаборазвитых стран. Еще разительнее отличия по уровню материального благосостояния между разными слоями населения — богатыми и бедными. Этот разрыв особенно велик в отдельных странах Востока, включая Россию. 2. Одной из важнейших составляющих формирования и эффективного функционирования, региональных социально-экономических комплексов являются трудовые ресурсы, представляющие собой трудоспособную часть населения, как занятого в общественном производстве, так и находящегося в резерве (учащиеся, безработные, студенты, военнослужащие), количественные и демографические рамки которого зависят от уровня развития производительных сил. Основополагающими показателями, используемыми при оценке демографической ситуации в регионе, являются: — численность населения; — рождаемость; — смертность; — естественный прирост; — браки и разводы; — миграция населения (численность прибывших в регион и выбывших, а также перемещения внутри региона); — продолжительность жизни; — показатели изменения численности населения; — домохозяйства и семьи; — уровень урбанизации; — структурный состав населения (возрастной, половой, национальный, религиозный и т. д.). Наиболее точные данные о демографических показателях в регионах и в целом в стране дают переписи населения. Перепись — процесс сбора демографических и социальных данных, характеризующих каждого жителя региона по состоянию на определенный момент времени. Умершие или родившиеся после этого момента в численность населения не включаются. Это как моментальный снимок населения. Что обычно включается в программу переписи? Пол, возраст, дата и место рождения, брак, занятие, отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, источник средств существования, образование (число лет обучения, уровень образования, посещение учебного заведения), национальность, родной язык, разговорный язык, и т. д. При этом должен соблюдаться принцип самоопределения, т. е. сведения получают со слов, а не из документов. Основные методы: обход помещений и сбор сведений путем прямого опроса специальными работниками; метод самосчисления, при котором бланки переписи разносят или рассылают, а затем собирают после того, как сами люди записали ответы на все вопросы. Первая перепись в России была проведена в 1897 г. В годы советской власти переписи проводились в 1926, 1937, 1939 гг., а после второй мировой войны их проведение становится регулярным с десятилетней периодичностью. Последняя перепись состоялась в 1989 г. Очередной датой проведения всероссийской переписи планировался 1999 год в соответствии с Постановлением Правительства. В порядке подготовки к переписи в феврале 1997 г. в четырех регионах РФ была проведена пробная перепись населения. Ею было охвачено 307 тысяч человек постоянного населения (0,2% общей численности населения страны), в том числе 223 тыс. (73%) — в городских поселениях и 84 тыс. (27%) — в сельской местности. Это пропорция соответствует удельному весу городского и сельского населения в целом по России (18, с. 58—60). Согласно рекомендациям ООН по разработке мировой программы переписей населения и жилищ раунда 2000 г., в качестве единицы наблюдения при проведении в будущем будет использоваться домохозяйство (в предыдущих рекомендациях ООН за единицу наблюдения предполагалось принимать в равной мере домохозяйство или семью). Заметим, что под понятием «домохозяйство» подразумевались лица, ведущие общее хозяйство, а под поднятием «семья» — совместно проживающие лица, связанные родством или свойством и общим бюджетом. Но переход к учету домохозяйств не исключает возможности получения в их составе также и широкой информации о семье. Но сроки переписи в России были перенесены. Очередная перепись планируется в 2002 г. Правительство РФ приняло специальное постановление, согласно которому перепись будет проходить с ноля часов 9 октября 2002 г. и завершится 16 октября. Но уже с 11 по 18 октября 2000 г. пройдет пробная, или, как ее называют специалисты, пилотная, перепись населения. Ее проведение планируется в районе Преображенского Восточного административного округа Москвы, в части Красногорского района Подмосковья и во Фрунзенском районе Владивостока с приблизительным охватом в 100 тыс. человек. Проведение переписей требует больших затрат. По расчетам Росстата, из госбюджета потребуется более 3 млрд руб. (8). В промежутках между полноценными переписями проводятся микропереписи, которые охватывали в 1984 и 1994 гг. 5% населения, т. е. было выборочное обследование. На 1 января 1999 г. численность постоянного.населения в Российской Федерации составила 146,3 млн чел. На 1 июля 1999 г. она сократилась до 146 млн, на конец 1999 г. — до 145,7 млн чел. (8). Заметим, что на 1 января 1992 г. численность составляла 148,7 млн, на 1 января 1998 г. 147,1 млн чел. Основой оздоровления демографической ситуации в регионах, как и в целом по стране, является естественное движение населения, и в первую очередь такой важный фактор, как рождаемость. Рождаемость в демографическом смысле (как один из основных компонентов воспроизводства населения) — это частота деторождения в той или иной совокупности населения (19). Наиболее простым из показателей рождаемости является общий коэффициент рождаемости (число родившихся живыми на 1000 человек среднегодовой численности населения). Заметим, что все коэффициенты в демографии рассчитываются на 1000 человек населения, т. е. в промилле (%о). Но этот показатель очень примитивен, он дает лишь общее представление, зачастую не совсем точное, ибо величина рождаемости зависит не только от интенсивности деторождения, но и от состава населения по полу, возрасту, брачному состоянию. Поэтому для анализа уровня рождаемости региона даются возрастные коэффициенты рождаемости — число родившихся живыми у матерей определенного возраста на 1000 женщин того же возраста. Они рассчитываются либо по однолетним, либо по пятилетним возрастным группам в интервале от 15 до 50 лет. Непосредственно с показателем рождаемости связан показатель многодетности. Ведущие демографы мира считают, что оптимальной величиной суммарного коэффициента рождаемости является 2,5, т. е. 2—3 ребенка в среднем на одну брачную пару за всю жизнь. Однако это не должно привести к социальной недооценке значения многодетности не только по гуманитарным, но и по демографическим соображениям. При изучении региональных демографических процессов важное значение имеет анализ семейного состава населения. Семья — это тот социальный институт, от которого почти полностью зависит физическое воспроизводство населения, в немалой степени — его социальное производство, рождение новых поколений, подготовка их к самостоятельной жизни. Само понятие «семья» по-разному трактуется в разные исторические эпохи, в разных странах, в разных социальных группах населения, у разных народов. В соответствии с рекомендациями ООН, в нашей статистике семьей считаются «лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство» (3). В статистике выделяются 3 категории населения по признаку «семейственности»: — члены семьи, проживающие совместно с семьей (80% населения); — члены семьи, проживающие отдельно от семьи, но поддерживающие с ней регулярные материальные отношения (10%); — люди, утратившие связь с семьей или не имеющие ее (10%). Показатели рождаемости и многосемейности необходимо учитывать региональным органам при перспективном планировании социальной сферы, ибо это связано с обеспеченностью населения жильем, учреждениями образования, здравоохранения, культуры. Важнейшим демографическим показателем является показатель смертности, ибо разница между показателями рождаемости и смертности дает региону либо естественный прирост населения, либо естественную убыль. Общий коэффициент смертности — это число умерших в расчете на 1000 человек среднегодовой численности населения. Для оценки демографической ситуации в регионе важно учитывать не только общий показатель смертности, но и структуру смертности по причинам, а также показатель младенческой смертности. Еще один важный демографический показатель — ожидаемая продолжительность жизни при рождении — это число лет, которое в среднем предстояло прожить человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастная смертность останется на уровне того года, для которого вычислен показатель. Ожидаемая продолжительность жизни является наиболее адекватной обобщающей характеристикой смертности. По оценке, в 1998 г. продолжительность жизни российских мужчин составляла 61,6 года, женщин — 73,5. За период 1995—1998 гг. этот показатель у мужчин повысился почти на 4 года, у женщин — на 2,4. Однако подчеркнем, что разрыв показателей продолжительности жизни для полов остается весьма значительным — 11 лет в 1998 г. (в 1994 г. разрыв составлял 13,6 лет). В чем причина такого разрыва? По мнению статистиков-демографов, такая разница обусловлена чрезмерно высокой преждевременной смертностью мужчин (8, с.ЗЗ). Социальный климат региона в немалой степени связан и с общими коэффициентами брачности и разводимости, т. е. отношением числа зарегистрированных в течение календарного года браков и разводов к среднегодовой численности наличного населения. Как и общие коэффициенты рождаемости и смертности, коэффициенты брачности и разводимости исчисляются в промилле. Число зарегистрированных в органах ЗАГСа браков в 1998 г. составило 848,7 тыс. и сократилось по сравнению с 1997 г. на 80 тыс., а в целом за последние 8 лет официально оформленных браков стало меньше в 1,6 раза. В 1998 г. в России было расторгнуто свыше 501 тыс. браков. На 1000 заключенных браков в 1998 г. пришелся 591 развод (в 1996 г. было 424). Демографические процессы, происходящие в любом регионе России (воспроизводство, миграция, характер и темпы роста или снижения численности населения, структура, урбанизация и др.), находятся в тесном взаимодействии со всем общественным развитием. Они зависят от него и оказывают в свою очередь на него определенное воздействие, способствуя или сдерживая решение социально-экономических вопросов роста населения, его миграции, структуры. В 1992—1997 гг. произошли радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Радикальные реформы, проводимые в России, существенно преобразили социально-трудовую сферу. Свершилась подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей. Уже нет сомнения, что переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, близится к завершению. Уже более половины экономически активного населения работают не в государственном секторе, а на предприятиях и в организациях частнокорпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные, при этом уровень официально зарегистрированной безработицы достиг почти 4%. Структура занятости изменилась в пользу тех отраслей, деловая активность в которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. Россия по отраслевой структуре занятости все больше становится похожей на страны с переходной экономикой. Сложившаяся на сегодня в России система наемного труда носит противоречивый характер. С одной стороны, свобода зарабатывать деньги стала реальностью. Законом запрещено принуждение к труду в какой-либо форме, сняты административные запреты профессиональной деятельности, легализовано частное предпринимательство. На смену «нетрудовым доходам» пришли доходы от собственности и выплаты неимущим, определяемые их социальным статусом. Частная инициатива и появление экономической альтернативы, легли в основу перехода от наемно-принудительного, к вольнонаемному труду Главным способом соединения наемных работников с приватизированными средствами производства стал рынок труда. Однако, с другой стороны, в России нет еще такой свободы труда, которая присуща модели социального государства. Приватизация прикрепила рабочего к предприятию экономически. Став формально его совладельцем, он утратил свою естественную автономию от администрации как человек эксплуатируемый, но взамен получающий заработную плату, жилье и некоторые социальные гарантии. Кроме того, в среднем доходы от труда сократились в большей мере, чем возросла оплата приобретенной или дарованной собственности. Именно рабочих сделали банкротами подлинные хозяева приватизированных предприятий, не выплачивая в срок положенную зарплату, фактически взвалив на них издержки по содержанию убыточных предприятий. Оценивая общую демографическую ситуацию в России в современный период, отметим в первую очередь, что в 1992 г. страна вступила в стадию депопуляции. По оценке директора Института, социально-экономических проблем народонаселения РАН Н. Римашевской, естественная убыль населения Россия за 5,5 лет (начиная с 1992 г.) составила почти 4 млн чел. (16). Уровень рождаемости в России является одним из самых низких в Европе. Он не обеспечивает даже простого замещения поколения родителей их детьми. В 1997 г. на 1000 населения родилось 8,6 (в 1992 г. было 10,7). Среднероссийский показатель суммарной рождаемости, отражающий уровень воспроизводства населения, составил в 1997 г. на 100 женщин 123 родивших против 215, необходимых для простого численного замещения поколения родителей их детьми (20). Однако следует заметить, что в последние годы наметились некоторые положительные моменты в естественном движении населения. Замедлились темпы снижения рождаемости и повышения смертности (в 1995 г. смертность на 1000 жителей составляли 15,0; в 1996 г. — 14,2; в 1997 г. — 13,6). Возросло число браков (в 1996 г. — 5,9; в 1997 г. — 6,3), уменьшился показатель разводов (в 1995 г. на 1000 жителей он был равен 4,5; а в 1997 г. — 3,7). Да и коэффициент естественной убыли населения (на 1000 жителей) несколько «смягчился»: если в 1994г. он был равен 6,1; в 1995 г. — 5,7; в 1996 г. - 5,3; в 1997 г. - 5,2; в 1998 г. - 4,8. (41) Но убыль по-прежнему сохраняется: в 1998 г. на свет появились 1,3 млн чел., умерли 2 млн (8). О динамике демографических показателей в 90-е гг. наглядно свидетельствуют данные следующей таблицы.
Таблица 1
Сокращение численности населения в 1998 г. по сравнению с 1997 г. отмечено в 68 субъектах Федерации. Заметим, что в этих регионах проживает 105 млн чел. Это субъекты Федерации, входящие в Северный, Северо-западный, Дальневосточный, Центральный (кроме Москвы), Волго-Вятский (кроме Республики Чувашия), Центрально-Черноземный (кроме Белгородской области). Поволжский (кроме Республики Татарстан), Восточно-Сибирский (кроме Республики Тыва и Агинского Бурятского автономного округа) экономические районы, а также Республики Адыгея, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Алтайский и Краснодарский края, Кемеровская, Курганская, Омская, Пермская, Ростовская, Свердловская, Томская области и Коми-Пермяцкий автономный округ. Значительные темпы уменьшения числа жителей в 1998 г. наблюдались в Чукотском, Корякском, Эвенкийском, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах в Магаданской, Сахалинской, Мурманской и Камчатской областях, и в Республике Саха (Якутия). Обратите внимание, речь идет о северных и восточных регионах, где и без того плотность населения весьма низка. Возросла численность населения в 21 регионе. Причем в республиках Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе увеличение числа жителей шло как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста. Прирост населения за счет превышения числа родившихся над числом умерших в 1998 г. отмечено в республиках Кабардино-Балкария, Тыва, Ямало-Ненецком и Агинском Бурятском автономных округах. Увеличение численности населения только за счет притока мигрантов наблюдалось в 5 республиках — Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Северная Осетия—Алания, в Ставропольском крае. Белгородской, Калининградской, Новосибирской, Оренбургской, Челябинской областях, в Москве. Изменения в численности населения регионов России в 1998 г. можно выразить в табличном материале, группируя их по важнейшим демографическим показателям (8, с. 31). Таблица
В целом за 1995—1998 гг. число умерших в стране уменьшилось на 312,6 тыс. человек, или на 13,6%. В 1998г. умерших зарегистрировано меньше по сравнению с 1997 г. в большинстве субъектов РФ. Прирост зафиксирован в 24 регионах, в том числе в Эвенкийском автономном округе (на 8,9%), республиках Калмыкия (на 6,7%), Ингушетия (на 5,5%), Астраханской области (на 4,0%), Агинском Бурятском автономном округе (на 3,4%), а также в Калининградской, Новгородской областях, Красноярском крае, Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге. В России сохраняется, к сожалению, высокая детская смертность: в ежегодном числе умерших детей и подростков до 15 лет новорожденные, не дожившие до одного года, составляют около 60%. В 1998 г. смертность младенцев снизилась в 59 субъектах РФ (в 1997 г. — в 48). Наибольший показатель ее уровня (числу умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся) зафиксирован в Республике Ингушетия — 37,3; Чуковском автономном округе — 33,1; Республике Тыва — 28,9; Еврейской автономной области — 28,1%, Республике Хакасия — 25,7%; Амурской области — 24,9%; Карачаево-Черкесской Республике — 23,9%; Республике Алтай — 23,6; Красноярском крае — 21,7%. Рассматривая демографические процессы в регионах, необходимо обратить особое внимание на возрастную структуру населения. Она зависит от динамики рождаемости и динамики смертности за сравнительно длительный предшествующий период. Так, в регионах России, где за последние 10—15 лет сохранялась относительно высокая рождаемость (Дагестан, Чувашия, Калмыкия и др.), к 2000 г. будет высокая доля детей и молодежи. В тех же регионах, где в предшествующий период рождаемость снижалась, к 2000 г. увеличится доля средних и старших возрастов. И если сегодня кажется, что возрастная структура «благополучна», в скором времени мы почувствуем последствия старения населения. Под постарением населения мы должны понимать увеличение доли населения старших возрастов (60 лет и старше). Здесь необходимо особо подчеркнуть, что именно снижение рождаемости является главным фактором постарения населения. В 1998 г. для межгосударственных миграционных процессов характерным является сохранение тенденций, которые сложились в 1995—1997 гг. Эти годы характеризуются ежегодным уменьшением как числа прибывших в Россию, так и числа выбывших из нее. Об этом наглядно свидетельствуют данные таблицы 3 (8, с. 36). Таблица 3
Миграционная подвижность (сумма прибытии и выбытии) в 1998 г. была самой низкой за 90-е гг. В 1998 г. почти половину всей чистой миграции составляла миграция, связанная с Казахстаном. Так, из этого государства в Омскую, Челябинскую, Новосибирскую, Тюменскую, Оренбургскую, Саратовскую, Свердловскую, Самарскую, Курганинскую, Кемеровскую области и Алтайский край переселилось около 120 тыс. чел. Свыше 55 тыс. чел. в 1998 г. переехало из Украины в Тюменскую, Московскую, Ростовскую, Белгородскую, Воронежскую, Мурманскую, Курскую, Свердловскую, Нижегородскую области, Краснодарский и Красноярский края, Москву и Санкт-Петербург. 3. Для российского федерализма как формы государственного устройства и в прошлом и теперь характерно соединение национально-государственных и территориальных принципов формирования федерации. Национальные проблемы приобрели с 90-х гг. относительную самостоятельность, нередко становятся самодовлеющими, начинают влиять (как положительно, так и отрицательно) на социально-политические, экономические, демографические, культурные процессы, происходящие в регионах. Выделение национально-этнических факторов и при рассмотрении региональных проблем вполне оправдано: Российская Федерация является не только многонациональным государством, но и включает в свой состав 32 национально-территориальных образования. Известно, что численность русских превышает 120 млн человек, при этом основная часть размещена на территории России вне автономий и республик. Остальное население России чаще всего делят на 5 групп (по численности этносов): 1) численность более 1 млн (татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва); 2) численностью от 300 до 990 тысяч человек (чеченцы, удмурты, марийцы, немцы, казахи, аварцы, евреи, армяне, буряты, осетины, кабардинцы, якуты, даргинцы, коми, азербайджанцы); 3) численностью от 100 до 300 тысяч человек (кумыки, лезгины, ингуши, тувинцы, молдаване, калмыки, цыгане, карачаевцы, коми-пермяки, грузины, карелы, адыгейцы, корейцы, лакцы), 4) этносы с численностью от 10 до 100 тысяч человек (таких этносов более 30); 5) этносы с численностью от 1 до 10 тысяч человек (таких этносов свыше 20) (10, с. 60). Значительный интерес представляют данные о расселении наиболее многочисленных этносов по национально-территориальным образованиям, в первую очередь по республикам. Ниже дается табл. 9, рассчитанная Г. Денисовой (10, с. 76). Таблица 9 Расселение наиболее многочисленных этносов РФ по национальным республикам (на 1990 г.), %
Окончание таблицы 9
Примечание: * — численность по коренному этносу уже дана. Разумеется, далеко не все народы имеют формы государственной самоорганизации (таких национальностей более 80). Среди подобных этносов можно выделить те, которые обладают собственной государственностью за пределами России — украинцы, белорусы, казахи, молдаване, грузины, армяне, немцы, корейцы, поляки и др. На долю национально-территориальных образований приходится 52% территории России, в них проживает 46% населения страны. Преобладающая часть народов страны на протяжении веков сложилась как этнические общности на территории России, и в этом смысле «они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, общность и союз различных народов» (3). Следует подчеркнуть, что принципы национально-государственного устройства Российской Федерации отличаются от международно-правовой практики, ибо фактически сущность государственного устройства страны не сводится ни к классической, ни к иной форме унитаризма. За рубежом, как правило, под нацией понимается «со гражданство, социальное сообщество граждан, составляющих государство», «монокультурную политическую общность» (25). Говоря о формировании государственной политики в отношении национальностей, в первую очередь разберемся в понятиях. «Государственная политика в сфере национальных отношений» понимается как деятельность государства по созданию оптимальных условий для прогрессивного всестороннего развития народов Российской Федерации в составе многонационального государства. Есть понятие «национальная политика», оно отлично от понятия «государственная политика в сфере национальных отношений», ибо используется, когда речь идет о деятельности государства по защите общегосударственных интересов за его пределами. Кроме того, применительно к России понятие «национальная политика» лишено этнического аспекта, ибо речь идет о защите россиян в целом. Разработкой государственной политики в сфере национальных отношений занимаются многие государственные и общественные структуры. Так, в 1994 г. на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам федерализма и межнациональных отношений, была одобрена государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России (основные направления), а также концепция федеральной национальной политики, разработанной Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (5). В том же 1994 г. в Северо-Кавказском кадровом центре (так раньше называлась Северо-Кавказская академия государственной службы) был проведен целевой семинар по межнациональным отношениям с участием специалистов из аппарата Правительства, Министерства по делам национальностей и региональной политике Российской Федерации, ведущих ученых Юга России. На этом семинаре рассматривались такие важные вопросы, связанные с региональными этнонациональными отношениями, как реализация принципа федерализма в Конституции РФ и Федеральном договоре, методологические проблемы национальной государственности; региональная экономическая политика и национальные отношения; стратегическое планирование национальных отношений, проблемы правового регулирования деятельности национальных общественных движений, современные этнополитические процессы на Северном Кавказе; разработка концепции национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе; освещение межнациональных проблем в средствах массовой информации; Наука, высшее образование и культура в межнациональных отношениях, национально-государственное строительство на Северном Кавказе в 20—80-е гг. и другие (12, с. 12). В ноябре 1998г. Северо-Кавказская академия государственной ь службы разработала «Программу мер по повышению роли СКАГС в смягчении этнополитической напряженности на Северном Кав-казе», которая успешно реализуется. В феврале 1999 г. на заседании Совета Ассоциации «Северный Кавказ» в г. Сочи была рассмотрена концепция национальной политики на Северном Кавказе. Федеративным и межнациональным отношениям была посвящена межрегиональная научно-практическая конференция в Нальчике в апреле 1996 г. на тему «Государственность и право республики в составе Российской Федерации», проведенная Ростовским юридическим институтом СКАГС, Кабардино-Балкарским госуниверситетом и Адыгейской Международной Академией наук. В 1995—1999 гг. был проведен ряд республиканских, межрегиональных и региональных конференций в Москве, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону. В августе 1999 г. в Ростове-на-Дону был проведен Съезд кавказоведов, и прошла научно-практическая конференция на тему: «Интеграционные процессы на Северном Кавказе». Значительный вклад в развитие национальной региональной политики внесла всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы российского федерализма», состоявшаяся в январе 1998 г. (частично материалы этой конференции приведены во II главе). Необходимость разработки новой национальной политики диктовалась в первую очередь этнополитической ситуацией, сложившейся после распада СССР в условиях переходного перехода. В 90-е гг. во многих регионах, особенно национально-территориальных, четко просматривались следующие тенденции: — стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества; возрастающая самостоятельность субъектов РФ и стремление граждан к управлению общероссийской государственностью; потребность проведения курса экономических и политических реформ и разные соцально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой; стремление сохранить и развивать этнокультурную самобытность и приверженность духовной общности народов России. Добавим к этому и то, что на этнополитическую ситуацию существенное влияние оказывает и наследие прошлого, а также негативные стороны социально-экономических преобразований в России — рост безработицы, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров. Создание оптимальных условий для развития народов Российской Федерации опирается на эффективное разрешение противоречий на основе обеспечения баланса интересов всех народов, всех субъектов Федерации, экономических районов с учетом соблюдения прав человека. Р. Абдулатипов прав, утверждая, что «от провозглашения суверенитетов, лозунгов и призывов надо переходить к выработке конкретных программ национального возрождения, спасения национальной самобытности народов и национальной индивидуальности человека... ход развития всей системы национальных отношений важно оценивать с точки зрения приоритета прав человека и общечеловеческих социально-нравственных ориентации» (6, с. 220). Проблемы государственной политики в отношении национальностей специалисты делят на 3 группы (22, с. 14, 16): 1) Государственно-правовые проблемы: а) обеспечение реального равноправия граждан всех регионов России во всех сферах общественной жизни независимо от национальности, социального положения, места рождения и проживания; б) создание на федеральном уровне достаточной правовой базы регулирования национальных процессов; в) укрепление российской государственности в процессе становления федеративных отношений; г) создание правовой основы национально-культурной автономии в России; д) завершение намеченных Законом программ по реабилитации депортированных народов; е) установление в рамках федерального законодательства равного правового статуса всех исповеданий, гарантирование верующим реального равноправия независимо от их численности и национальной принадлежности. 2) Социально-экономические проблемы: а) реализация экономических интересов народов и регионов с учетом их исторических производственных традиций, потребностей общероссийского рынка, обеспечение равенства возможностей для представителей разных национальностей; б) развитие хозяйственной основы жизнедеятельности национальных и политических общностей, сохранение традиционных систем их жизнеобеспечения; в) рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения труда; г) соединение процесса федерализации государственного устройства с формированием общероссийского рынка как суммы всех региональных рынков. 3) Духовные проблемы: а) государственная поддержка национальных языков и национальных культур, реальное равноправие языков народов Российской Федерации, функционирование русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения; б) укрепление центров культуры и образования федерального значения как главного элемента сохранения духовного единства России; в) распространение объективной информации о жизни и проблемах народов, населяющих российские регионы, пропаганда общенационального мира и согласия, идей духовного единства; г) развитие и укрепление национальной шкалы как важнейшего условия сохранения и развития этнического своеобразия культур; д) создание условий для освоения народами достижений культуры российского общества на всем его историческом пути, включая и культуру, созданную разными поколениями российской интеллигенции за пределами России. В Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России выделены и основные принципы в сфере национальных отношений. Под этими принципами понимаются основополагающие ценности, которые могут быть внедрены на всех уровнях формирования и осуществления государственной политики в сфере национальных отношений (9). Какие это принципы? 1. Безусловное уважение международно-признанных прав и основных свобод граждан независимо от их социального положения, национальности, места проживания. 2. Восстановление справедливости по отношению к депортированным народам, при одновременном исключении новых нарушений прав человека. 3. Равные права национальностей при различных формах мирного, конституционного самоопределения народов с обязательным условием сохранения целостности Российской Федерации. 4. Равные возможности при равной суверенности и ответственности всех регионов — субъектов Федерации. 5. Мирное урегулирование межнациональных конфликтов во всех регионах, отказ при этом от применения силы, кроме адекватных мер со стороны государства при угрозе массового нарушения прав человека. 6. Государственная поддержка малочисленных народов, сохранение их культуры, языка и среды обитания. 7. Государственная поддержка национально-культурной автономии, представляющей собой форму культурного самоопределения и самоорганизации народов, этнических групп, национальных меньшинств в целях сохранения и реализации их самобытности. 8. Создание международных гарантий защиты прав и свобод россиян в иностранных государствах. 9. Отказ от жесткой регламентации, попыток давления в отношении национальностей со стороны государства и региональных органов власти. Утверждение принципа вариативности с учетом региональных, национальных, религиозных особенностей субъектов Федерации. 10. Признание позитивного межнационального сотрудничества высшим этическим достижением и его поощрение со стороны государства. Многие из этих положений были положены в основу Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ в мае 1996 г., а 15 июня 1996 г. — Президентом Российской Федерации (1). Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов, приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ, договорах о разграничении полномочий и предметов ведения, Всеобщей декларации прав человека, других общепризнанных нормах международного права. Рассмотрим важнейшие разделы Концепции Государственной национальной политики РФ. Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются: равенство прав и свобод человека независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; равноправие народов; сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации; равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти; - гарантия прав коренных малочисленных и дисперсно проживающих народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией; - право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения извне; - содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; - запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности; - своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур; - запрещение общественных объединений и организаций, равно как и пропаганды, агитации, направленных на подрыв безопасности государства, на разжигание национальной и религиозной розни; — защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами в соответствии с нормами международного права; — поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной.
3. В концепции государственной национальной политики России значительное место отведено региональным проблемам. В первую очередь отметим принципы, относящиеся к регионам: — выработка на уровне федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов; — выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; — рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей республик, автономий, краев и областей, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов; — осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему депрессивных районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе; — содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем; — сохранение исторического наследия всех народов России в рамках евразийского этнокультурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям, дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финноугорских, монгольских и других народов России; - принятие федеральных законов, заключение договоров и соглашений, устанавливающих принципы организации и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в целях укрепления общероссийской государственности и повышения самостоятельности субъектов РФ; — расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ, повышение их ответственности за положение -дел не только в своем регионе, но и в стране; — осуществление мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих государственную поддержку и стимулирование экономической активности регионов; — разработка правовых механизмов реализации совместных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ; — совместная реализация федеральных и региональных программ развития. В Концепции указывается, что важнейшим инструментом реализации государственной национальной политики является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и национальных сообществ в достижении общей цели — улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов РФ. Учитывая, что в абсолютном числе регионов преобладает русское население, важно подчеркнуть, что наряду с разумной политикой в отношении всех народов и народностей России крайне важно возрождение и развитие русской нации как общегосударственная задача. Для этого необходимо разработать и осуществить федеральную программу развития русского народа, ибо без улучшения социального самочувствия русского народа невозможен прогресс других народов России. Кроме того, необходимо «формирование новых основ единства русской нации как гаранта единства российской государственности» (22, с. 19). О положении русской нации со всей откровенностью высказался Р. Абдулатипов: «Одна из причин почти всех межнациональных конфликтов в России, — пишет он, — это ответная реакция русских за свое оскорбление, унижение, преследование. Крупнейшая европейская нация оказалась расчлененной и превращенной в разных местах в национальное меньшинство. По классификации международных организаций ей присвоен статус разделенной нации. Впервые такая историческая драма случилась не в результате войны, стихийного бедствия или иных объективных обстоятельств, а стала следствием безответственности политиков, безнравственности прежних «отцов нации», преступности разного рода подстрекателей и националистических оракулов». Сохранение и укрепление федеративного государства напрямую зависит от национального самочувствия русских. Это не означает курса на создание «Русского государства» или «Русской республики» в составе Российской Федерации. В России русские составляют абсолютное большинство населения, им не грозит ассимиляция, забвение родного языка, утрата национальной самобытности. Однако федеральное руководство принимает меры к тому, чтобы и для русских были обеспечены: — национальный паритет с другими национальностями на территории всех субъектов Федерации, в том числе и равенство в использовании родного языка в официальных отношениях, общественной и культурной жизни; — право на этнокультурную самоорганизацию путем создания регионально-культурных ассоциаций, землячеств на территориях, тде русские находятся в меньшинстве; — государственная поддержка программ возрождения регионального многообразия русской национальной культуры, в том числе культуры русских переселенцев. Для современного государственного строительства России все более характерным становится учет того, что самоорганизация этнических общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований на территории Российской Федерации или проживающих за пределами таких образований, возможна в форме национально-культурных автономий. Соединение национально-культурной автономии с механизмами местного самоуправления позволит ввести в современную жизнь традиционные формы самоорганизации (казачье, земское, горское и другое самоуправление). «Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997—2006 гг.», «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 г.», «Социально-экономическое развитие и национально-культурное возрождение балкарского народа в 1996—2000 гг.», «Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия и национально-культурное возрождение калмыкского народа» (1997—2000 гг.) и др. Для более четкого понимания региональных процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений в полиэтническом государстве, каким, несомненно, является Российская Федерация, чаще всего выделяется три типа субъектов Федерации с позиции межэтнических отношений. Первый тип — регионы, в которых проживает преимущественно отдельный этнос в своей массе. Второй — одна этническая группа компактно проживает на территории другого этноса. Третий — отдельные представители этноса проживают в иноэтническом окружении рассеянно. Уже не раз подчеркивалось, что при определении путей социально-экономического развития регионов необходим учет их национальной специфики. Во-первых, соединение процессов федерализации с формированием и укреплением общероссийского рынка как совокупности региональных рынков. Во-вторых, осуществление разумной политики в области транспортных тарифов, которая должна обеспечивать эффективные коммуникации субъектов Федерации как одно из условий единства России. В-третьих, осуществление дифференцированного подхода к определению форм, методов и темпов проведения реформ, исходя из конкретных условий, исторически сложившейся неоднородности экономического пространства России. Рассматривая исторические аспекты межнациональных отношений, необходимо отметить, что в годы советской власти административно-территориальные единицы России неоднократно подвергались изменениям: менялись границы, состав, размеры территорий. Следует учитывать, что административно-территориальные образования строились на двух принципах: национально-территориальном и административно-территориальном. Характерным примером является Северный Кавказ, где карта административно-территориального и национально-территориального деления неоднократно перекраивалась. Здесь в начале 20-х гг. были созданы две полиэтнические автономии — Дагестанская и Горская автономные советские социалистические республики в составе РСФСР. Города Владикавказ и Грозный получили самостоятельный статус. В состав Горской республики вошли 6 административных округов — Чеченский, Назрановский (позже переименованный в Ингушский), Владикавказский (переименован в Осетинский), Кабардинский, Балкарский, Карачаевский. В 1922 г. из состава Кубано-Черноморской области выделились Адыгейская автономная область. Значительно расширила границы Дагестанская республика, в нее вошли земли, заселенные чеченцами и казаками. В 1924 г. северокавказские территории вошли в состав Юго-Вос-тока России. Он состоял из 10 административно-территориальных единиц: Донская и Кубано-Черноморская области. Ставропольская и Терская губернии, 4 автономных области — Карачаево-Черкесская, Адыгейская, Чеченская, Кабардино-Балкарская и 2 автономных I города — Грозный и Владикавказ. Заметим, что Дагестан и Горская республика не вошли в состав Юго-Востока ввиду их несогласия. Однако этим преобразования на Северном Кавказе не ограничились. В 1931 г. Дагестан вошел в состав Северо-Кавказского края, а в 1934 г. этот край был разделен на Азово-Черноморский и Северо-Кавказский. В состав Азово-Черноморского вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Адыгея, а в состав Северо-Кавказского с центром в Пятигорске — Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия, Карачай, Черкессия и территория нынешнего Ставрополья. На Северном Кавказе уже существовало 103 национальных сельских Совета. В 1936 г. Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Чечено-Ингушетия стали автономными республиками и вместе с Дагестаном вышли из состава Северо-Кавказского края. Оставшаяся часть края получила название Орджоникидзевского края. 13 сентября 1937 г. Азово-Черноморский край был ликвидирован — образовались Ростовская область и Краснодарский край. К основным блокам проблем, требующих решения, как это подчеркнуто в Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, относятся: — развитие федеративных отношений при обеспечении самостоятельности субъектов РФ и укреплении целостности Российской Федерации; — развитие национальных культур и языков народов РФ, духовной общности многонационального народа России; — политическая и правовая защита малочисленных народов и национальных групп; — достижение и поддержание стабильности, прочного мира на Северном Кавказе; — поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ в, и Балтии, содействие развитию их связей с Россией. В государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего сознание того, что национальный вопрос не может более занимать второстепенное место У или быть предметом спекуляций в политической борьбе. Целый ряд регионов России заражен этнонационализмом, который проявляется в попытках изменить демографический состав населения и создать одно-национальные территории, в требованиях пересмотра межрегиональных границ, узурпации власти представителями одной этнической группы, и т. д. К этому можно добавить недостаток толерантности в политике отдельных руководителей регионов. Сегодня нередко политический стиль нетерпимости, низкий моральный уровень политиков, включая нарушения российского законодательства, коррупцию, считают в основном наследием социалистического прошлого. Однако многие негативные явления развились уже в пост социалистическом обществе, когда стали видны серьезные искажения сути процесса демократизации. Нетерпимость порождается также безнаказанностью и бесконтрольностью правящих элит, их низкой правовой культурой. 5. Проблема обеспечения неуклонного роста численности населения России имеет первостепенное значение. Численность населения — индикатор демографических процессов, происходящих в жизни общества. В последние годы, когда в нашей стране осуществляется переход к рыночным отношениям, демографические процессы протекают в сложных социально-экономических условиях и отражают влияние. Практически всех сфер жизнедеятельности людей. На 1 января 1997 г. общая численность населения Российской Федерации составила 147,5 млн чел. На долю России приходится 2,6 % населения земного щара. По числу жителей Россия занимает шестое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |