Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественный прирост и продолжительность жизни населения




В подавляющем большинстве европейских стран коэффициент естест­венного прироста крайне низок. В среднем по Западной Европе он |равен 3-5%о, а в ФРГ, Дании и Австрии имеет отрицательное значение /т.е. смертность превышает рождаемость. Глубокую демографическую депрессию переживает Россия, где в ряде регионов на протяжении всех 1990-х гг. смертность вдвое выше рождаемости. Аналогичная картина н в большей части других стран Восточной Европы, входивших ранее в состав СССР или в число стран «социалистического лагеря». Демогра­фический провал в этих странах, особенно в России, был бы еще глубже, если бы не было механического притока населения (возвращенцев на родину), а также при отсутствии отдельных внутригосударственных „регионов с относительно высокой рождаемостью. В течение последних трех десятилетий (с конца 1960-х гг.) в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки наблюдается переход от Медленного к очень быстрому приросту населения. Медицинская по­мощь слаборазвитым странам, борьба с эпидемиями способствовали снижению коэффициентов смертности при сохранении высоких коэф­фициентов рождаемости. Население этих стран характеризуется молодой возрастной структурой и высокими темпами прироста.

По мнению демографов, низкий уровень воспроизводства населе­ния в развитых странах указывает на определенную закономерность, проявляющуюся в соответствии показателей естественного прироста уровню социально-экономического развития. Да, действительно, такая закономерность подтверждается ходом развития демографической ситуации во многих странах. Но вместе с тем есть и другие примеры. Так, в России коэффициент естественного прироста населения впервые стал отрицательным в конце 1980-х — начале 1990-х гг. — именно тогда на­чался резкий спад- уровня социально-экономического развития. Бес­спорно, однако, что все страны стремятся к стабилизации численности населения, но одни из них идут к ней от высоких показателей рождае­мости, а другие — в обратном направлении, т.е. от крайне низкой рож­даемости.

С динамикой рождаемости и смертности связаны не только показа­тели численности населения, но и продолжительность жизни людей. В целом по миру продолжительность жизни растет. Так, если в 1961-1965 гг. люди жили в среднем 50 лет, то в 1991-1995 гг. — 63 года; в развивающихся странах за то же время — 46 лет и 61 год. Самые высо­кие показатели средней продолжительности жизни населения в Ислан­дии (78 лет), Голландии, Норвегии и Японии (77 лет), Израиле и США (76 лет). В Африке средняя по континенту продолжительность жизни — 49,7 года.

Только в Индии, Нигерии, Пакистане и Шри-Ланке мужчины живут дольше женщин. В остальных странах мира продолжительность жизни мужчин ниже, чем у женщин. В начале XX в. разница составляла всего 2-3 года, в 1990-х гг. в развитых странах она достигла 9 лет. При­чины более продолжительной жизни женщин специалисты видят как в биологических и генетических, так и в социальных условиях, прежде всего в выполнении мужчинами более трудной и опасной работы.

В целом продолжительность жизни населения зависит от уровня благосостояния населения, а последний, в свою очередь — от природ­ных, экономических и социально-бытовых факторов. Климатические факторы определяют общую сложность условий жизни и денежные расходы населения (на одежду, питание, отопление, отдых и санаторно-курортное лечение). Особенно велика зависимость благополучия от природных условий у сельских жителей. Экономические факторы (уро­вень развития производительных сил, структура хозяйства, налоговая политика и т.д.) определяют уровень денежных доходов, структуру за­нятости, уровень жизни. Социально-бытовые факторы отражают сте­пень развития сферы услуг, объем выплат и льгот, условия и степень налогообложения, структуру розничного товарооборота, набор и стои­мость «продовольственной корзины».

Уровень благосостояния населения наиболее полно отражает пока­затель национального дохода на душу населения. В развитых странах мира этот показатель выше в 3,7 раза, чем средний по всему миру, и в 13,6 раза, чем в группе наиболее слаборазвитых стран. Еще разительнее отличия по уровню материального благосостояния между разными слоями населения — богатыми и бедными. Этот разрыв особенно велик в отдельных странах Востока, включая Россию.

2. Одной из важнейших составляющих формирования и эффек­тивного функционирования, региональных социально-экономичес­ких комплексов являются трудовые ресурсы, представляющие со­бой трудоспособную часть населения, как занятого в общественном производстве, так и находящегося в резерве (учащиеся, безработ­ные, студенты, военнослужащие), количественные и демографи­ческие рамки которого зависят от уровня развития производитель­ных сил.

Основополагающими показателями, используемыми при оценке демографической ситуации в регионе, являются:

— численность населения;

— рождаемость;

— смертность;

— естественный прирост;

— браки и разводы;

— миграция населения (численность прибывших в регион и вы­бывших, а также перемещения внутри региона);

— продолжительность жизни;

— показатели изменения численности населения;

— домохозяйства и семьи;

— уровень урбанизации;

— структурный состав населения (возрастной, половой, наци­ональный, религиозный и т. д.).

Наиболее точные данные о демографических показателях в ре­гионах и в целом в стране дают переписи населения.

Перепись — процесс сбора демографических и социальных дан­ных, характеризующих каждого жителя региона по состоянию на определенный момент времени. Умершие или родившиеся после этого момента в численность населения не включаются. Это как моментальный снимок населения.

Что обычно включается в программу переписи? Пол, возраст, дата и место рождения, брак, занятие, отрасль хозяйства и вид эконо­мической деятельности, источник средств существования, образо­вание (число лет обучения, уровень образования, посещение учеб­ного заведения), национальность, родной язык, разговорный язык, и т. д. При этом должен соблюдаться принцип самоопределения, т. е. сведения получают со слов, а не из документов. Основные ме­тоды: обход помещений и сбор сведений путем прямого опроса спе­циальными работниками; метод самосчисления, при котором блан­ки переписи разносят или рассылают, а затем собирают после того, как сами люди записали ответы на все вопросы.

Первая перепись в России была проведена в 1897 г.

В годы советской власти переписи проводились в 1926, 1937, 1939 гг., а после второй мировой войны их проведение становится регулярным с десятилетней периодичностью. Последняя перепись состоялась в 1989 г.

Очередной датой проведения всероссийской переписи плани­ровался 1999 год в соответствии с Постановлением Правительства. В порядке подготовки к переписи в феврале 1997 г. в четырех ре­гионах РФ была проведена пробная перепись населения. Ею было охвачено 307 тысяч человек постоянного населения (0,2% общей численности населения страны), в том числе 223 тыс. (73%) — в го­родских поселениях и 84 тыс. (27%) — в сельской местности. Это пропорция соответствует удельному весу городского и сельского населения в целом по России (18, с. 58—60).

Согласно рекомендациям ООН по разработке мировой програм­мы переписей населения и жилищ раунда 2000 г., в качестве еди­ницы наблюдения при проведении в будущем будет использовать­ся домохозяйство (в предыдущих рекомендациях ООН за единицу наблюдения предполагалось принимать в равной мере домохозяй­ство или семью). Заметим, что под понятием «домохозяйство» под­разумевались лица, ведущие общее хозяйство, а под поднятием «се­мья» — совместно проживающие лица, связанные родством или свойством и общим бюджетом. Но переход к учету домохозяйств не исключает возможности получения в их составе также и широ­кой информации о семье.

Но сроки переписи в России были перенесены. Очередная пе­репись планируется в 2002 г. Правительство РФ приняло специаль­ное постановление, согласно которому перепись будет проходить с ноля часов 9 октября 2002 г. и завершится 16 октября. Но уже с 11 по 18 октября 2000 г. пройдет пробная, или, как ее называют специалисты, пилотная, перепись населения. Ее проведение пла­нируется в районе Преображенского Восточного административ­ного округа Москвы, в части Красногорского района Подмосковья и во Фрунзенском районе Владивостока с приблизительным охва­том в 100 тыс. человек.

Проведение переписей требует больших затрат. По расчетам Росстата, из госбюджета потребуется более 3 млрд руб. (8).

В промежутках между полноценными переписями проводятся микропереписи, которые охватывали в 1984 и 1994 гг. 5% населе­ния, т. е. было выборочное обследование.

На 1 января 1999 г. численность постоянного.населения в Рос­сийской Федерации составила 146,3 млн чел. На 1 июля 1999 г. она сократилась до 146 млн, на конец 1999 г. — до 145,7 млн чел. (8). Заметим, что на 1 января 1992 г. численность составляла 148,7 млн, на 1 января 1998 г. 147,1 млн чел.

Основой оздоровления демографической ситуации в регионах, как и в целом по стране, является естественное движение населе­ния, и в первую очередь такой важный фактор, как рождаемость.

Рождаемость в демографическом смысле (как один из основных компонентов воспроизводства населения) — это частота деторож­дения в той или иной совокупности населения (19).

Наиболее простым из показателей рождаемости является общий коэффициент рождаемости (число родившихся живыми на 1000 че­ловек среднегодовой численности населения). Заметим, что все ко­эффициенты в демографии рассчитываются на 1000 человек насе­ления, т. е. в промилле (%о). Но этот показатель очень примитивен, он дает лишь общее представление, зачастую не совсем точное, ибо величина рождаемости зависит не только от интенсивности де­торождения, но и от состава населения по полу, возрасту, брачно­му состоянию.

Поэтому для анализа уровня рождаемости региона даются воз­растные коэффициенты рождаемости — число родившихся живы­ми у матерей определенного возраста на 1000 женщин того же воз­раста. Они рассчитываются либо по однолетним, либо по пятилетним возрастным группам в интервале от 15 до 50 лет.

Непосредственно с показателем рождаемости связан показатель многодетности. Ведущие демографы мира считают, что оптималь­ной величиной суммарного коэффициента рождаемости является 2,5, т. е. 2—3 ребенка в среднем на одну брачную пару за всю жизнь. Однако это не должно привести к социальной недооценке значе­ния многодетности не только по гуманитарным, но и по демогра­фическим соображениям.

При изучении региональных демографических процессов важ­ное значение имеет анализ семейного состава населения. Семья — это тот социальный институт, от которого почти полностью зави­сит физическое воспроизводство населения, в немалой степени — его социальное производство, рождение новых поколений, подго­товка их к самостоятельной жизни.

Само понятие «семья» по-разному трактуется в разные истори­ческие эпохи, в разных странах, в разных социальных группах на­селения, у разных народов. В соответствии с рекомендациями ООН, в нашей статистике семьей считаются «лица, связанные род­ством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие со­вместное хозяйство» (3).

В статистике выделяются 3 категории населения по признаку «семейственности»:

— члены семьи, проживающие совместно с семьей (80% насе­ления);

— члены семьи, проживающие отдельно от семьи, но поддер­живающие с ней регулярные материальные отношения (10%);

— люди, утратившие связь с семьей или не имеющие ее (10%).

Показатели рождаемости и многосемейности необходимо учи­тывать региональным органам при перспективном планировании социальной сферы, ибо это связано с обеспеченностью населения жильем, учреждениями образования, здравоохранения, культуры.

Важнейшим демографическим показателем является показатель смертности, ибо разница между показателями рождаемости и смер­тности дает региону либо естественный прирост населения, либо естественную убыль. Общий коэффициент смертности — это чис­ло умерших в расчете на 1000 человек среднегодовой численности населения.

Для оценки демографической ситуации в регионе важно учитывать не только общий показатель смертности, но и структуру смертности по причинам, а также показатель младенческой смертности.

Еще один важный демографический показатель — ожидаемая про­должительность жизни при рождении — это число лет, которое в сред­нем предстояло прожить человеку из поколения родившихся при ус­ловии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастная смертность останется на уровне того года, для которого вычислен показатель. Ожидаемая продолжительность жизни является наиболее адекватной обобщающей характеристикой смертности.

По оценке, в 1998 г. продолжительность жизни российских муж­чин составляла 61,6 года, женщин — 73,5. За период 1995—1998 гг. этот показатель у мужчин повысился почти на 4 года, у женщин — на 2,4. Однако подчеркнем, что разрыв показателей продолжитель­ности жизни для полов остается весьма значительным — 11 лет в 1998 г. (в 1994 г. разрыв составлял 13,6 лет).

В чем причина такого разрыва? По мнению статистиков-демо­графов, такая разница обусловлена чрезмерно высокой преждевре­менной смертностью мужчин (8, с.ЗЗ).

Социальный климат региона в немалой степени связан и с об­щими коэффициентами брачности и разводимости, т. е. отношени­ем числа зарегистрированных в течение календарного года браков и разводов к среднегодовой численности наличного населения. Как и общие коэффициенты рождаемости и смертности, коэффициен­ты брачности и разводимости исчисляются в промилле.

Число зарегистрированных в органах ЗАГСа браков в 1998 г. со­ставило 848,7 тыс. и сократилось по сравнению с 1997 г. на 80 тыс., а в целом за последние 8 лет официально оформленных браков стало меньше в 1,6 раза. В 1998 г. в России было расторгнуто свы­ше 501 тыс. браков. На 1000 заключенных браков в 1998 г. пришелся 591 развод (в 1996 г. было 424).

Демографические процессы, происходящие в любом регионе России (воспроизводство, миграция, характер и темпы роста или снижения численности населения, структура, урбанизация и др.), находятся в тесном взаимодействии со всем общественным разви­тием. Они зависят от него и оказывают в свою очередь на него оп­ределенное воздействие, способствуя или сдерживая решение со­циально-экономических вопросов роста населения, его миграции,

структуры.

В 1992—1997 гг. произошли радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Радикальные ре­формы, проводимые в России, существенно преобразили социаль­но-трудовую сферу. Свершилась подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда мил­лионов людей.

Уже нет сомнения, что переход от полной и безусловной заня­тости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщно­сти и обязательности труда при социализме, к системе экономи­ческой активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, близится к завершению. Уже более половины экономически актив­ного населения работают не в государственном секторе, а на пред­приятиях и в организациях частнокорпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по ме­тодике МОТ как безработные, при этом уровень официально за­регистрированной безработицы достиг почти 4%.

Структура занятости изменилась в пользу тех отраслей, деловая активность в которых возросла в связи с рыночными преобразова­ниями: торговли и общественного питания, материально-техничес­кого снабжения и торгового посредничества, кредитования, финан­сов и страхования. Россия по отраслевой структуре занятости все больше становится похожей на страны с переходной экономикой.

Сложившаяся на сегодня в России система наемного труда но­сит противоречивый характер. С одной стороны, свобода зараба­тывать деньги стала реальностью. Законом запрещено принужде­ние к труду в какой-либо форме, сняты административные запреты профессиональной деятельности, легализовано частное предпри­нимательство. На смену «нетрудовым доходам» пришли доходы от собственности и выплаты неимущим, определяемые их соци­альным статусом. Частная инициатива и появление экономической альтернативы, легли в основу перехода от наемно-принудительного, к вольнонаемному труду Главным способом соединения наем­ных работников с приватизированными средствами производства стал рынок труда.

Однако, с другой стороны, в России нет еще такой свободы тру­да, которая присуща модели социального государства.

Приватизация прикрепила рабочего к предприятию эко­номически. Став формально его совладельцем, он утратил свою ес­тественную автономию от администрации как человек эксплуати­руемый, но взамен получающий заработную плату, жилье и некоторые социальные гарантии. Кроме того, в среднем доходы от труда сократились в большей мере, чем возросла оплата приобре­тенной или дарованной собственности. Именно рабочих сделали банкротами подлинные хозяева приватизированных предприятий, не выплачивая в срок положенную зарплату, фактически взвалив на них издержки по содержанию убыточных предприятий.

Оценивая общую демографическую ситуацию в России в совре­менный период, отметим в первую очередь, что в 1992 г. страна вступила в стадию депопуляции. По оценке директора Института, социально-экономических проблем народонаселения РАН Н. Римашевской, естественная убыль населения Россия за 5,5 лет (на­чиная с 1992 г.) составила почти 4 млн чел. (16). Уровень рождае­мости в России является одним из самых низких в Европе. Он не обеспечивает даже простого замещения поколения родителей их детьми. В 1997 г. на 1000 населения родилось 8,6 (в 1992 г. было 10,7). Среднероссийский показатель суммарной рождаемости, отражающий уровень воспроизводства населения, составил в 1997 г. на 100 женщин 123 родивших против 215, необходимых для про­стого численного замещения поколения родителей их детьми (20).

Однако следует заметить, что в последние годы наметились не­которые положительные моменты в естественном движении насе­ления. Замедлились темпы снижения рождаемости и повышения смертности (в 1995 г. смертность на 1000 жителей составляли 15,0;

в 1996 г. — 14,2; в 1997 г. — 13,6). Возросло число браков (в 1996 г. — 5,9; в 1997 г. — 6,3), уменьшился показатель разводов (в 1995 г. на 1000 жителей он был равен 4,5; а в 1997 г. — 3,7). Да и коэффици­ент естественной убыли населения (на 1000 жителей) несколько «смягчился»: если в 1994г. он был равен 6,1; в 1995 г. — 5,7; в 1996 г. - 5,3; в 1997 г. - 5,2; в 1998 г. - 4,8. (41) Но убыль по-пре­жнему сохраняется: в 1998 г. на свет появились 1,3 млн чел., умер­ли 2 млн (8).

О динамике демографических показателей в 90-е гг. наглядно свидетельствуют данные следующей таблицы.

 

Таблица 1

    1992 г. 1993 г. 1994г. 1995г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Численность населения на конец года, млн чел. 148,3   147,9 147,6 147,1 146,7 146,3
Число родившихся, тыс. чел. на 1000 населения 1587,6 12,2 1379 14,5 1408,2 15,7 1363,8 15 1304,6 14,2 1259,9 13,8 1283,3 13,6
Естественная убыль населения, тыс. чел. на 1000 населения -219,8 -1,5 -750,3 -5,1 -893,2 6,1 -840,0 -5,7 -777,6 -5,3 -755,9 -5,2 -705,4 -4,8
Миграционный прирост населения, тыс. чел. на 1000 населения 176,1 1,2 430,1 2,9 810,0 5,5 502,2 3,4 343,6 2,3 352,6 2,4 284,7 1,9

 

Сокращение численности населения в 1998 г. по сравнению с 1997 г. отмечено в 68 субъектах Федерации. Заметим, что в этих ре­гионах проживает 105 млн чел. Это субъекты Федерации, входящие в Северный, Северо-западный, Дальневосточный, Центральный (кроме Москвы), Волго-Вятский (кроме Республики Чувашия), Центрально-Черноземный (кроме Белгородской области). Поволж­ский (кроме Республики Татарстан), Восточно-Сибирский (кроме Республики Тыва и Агинского Бурятского автономного округа) экономические районы, а также Республики Адыгея, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Алтайский и Краснодарский края, Кемеровская, Курганская, Омская, Пермская, Ростовская, Свердловская, Томская области и Коми-Пермяцкий автономный округ.

Значительные темпы уменьшения числа жителей в 1998 г. на­блюдались в Чукотском, Корякском, Эвенкийском, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах в Магаданской, Саха­линской, Мурманской и Камчатской областях, и в Республике Саха (Якутия). Обратите внимание, речь идет о северных и восточных регионах, где и без того плотность населения весьма низка.

Возросла численность населения в 21 регионе. Причем в респуб­ликах Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе увеличение числа жителей шло как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста.

Прирост населения за счет превышения числа родившихся над числом умерших в 1998 г. отмечено в республиках Кабардино-Бал­кария, Тыва, Ямало-Ненецком и Агинском Бурятском автономных округах.

Увеличение численности населения только за счет притока миг­рантов наблюдалось в 5 республиках — Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Северная Осетия—Алания, в Ставропольском крае. Белгородской, Калининградской, Новосибирской, Оренбург­ской, Челябинской областях, в Москве.

Изменения в численности населения регионов России в 1998 г. можно выразить в табличном материале, группируя их по важней­шим демографическим показателям (8, с. 31).

Таблица

    1998 г. 1997 г.
Число регионов, в которых население сократилось за счет:    
а) естественной убыли и оттока населения    
б) превышения естественной убыли над миграционным    
приростом        
в) превышения миграционного оттока над естественным    
приростом        
Число регионов, в которых население увеличилось за счет:    
а) естественного и миграционного прироста    
б) превышения естественного прироста над миграционным    
оттоком        
в) превышения миграционного прироста над естественной    
убылью        

 

В целом за 1995—1998 гг. число умерших в стране уменьшилось на 312,6 тыс. человек, или на 13,6%.

В 1998г. умерших зарегистрировано меньше по сравнению с 1997 г. в большинстве субъектов РФ. Прирост зафиксирован в 24 регионах, в том числе в Эвенкийском автономном округе (на 8,9%), республиках Калмыкия (на 6,7%), Ингушетия (на 5,5%), Астрахан­ской области (на 4,0%), Агинском Бурятском автономном округе (на 3,4%), а также в Калининградской, Новгородской областях, Красноярском крае, Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге.

В России сохраняется, к сожалению, высокая детская смерт­ность: в ежегодном числе умерших детей и подростков до 15 лет но­ворожденные, не дожившие до одного года, составляют около 60%. В 1998 г. смертность младенцев снизилась в 59 субъектах РФ (в 1997 г. — в 48). Наибольший показатель ее уровня (числу умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся) зафиксирован в Республике Ингушетия — 37,3; Чуковском автономном округе — 33,1; Республике Тыва — 28,9; Еврейской автономной области — 28,1%, Республике Хакасия — 25,7%; Амурской области — 24,9%;

Карачаево-Черкесской Республике — 23,9%; Республике Алтай — 23,6; Красноярском крае — 21,7%.

Рассматривая демографические процессы в регионах, необходи­мо обратить особое внимание на возрастную структуру населения. Она зависит от динамики рождаемости и динамики смертности за сравнительно длительный предшествующий период. Так, в регионах России, где за последние 10—15 лет сохранялась относительно высокая рождаемость (Дагестан, Чувашия, Калмы­кия и др.), к 2000 г. будет высокая доля детей и молодежи. В тех же регионах, где в предшествующий период рождаемость снижалась, к 2000 г. увеличится доля средних и старших возрастов. И если се­годня кажется, что возрастная структура «благополучна», в скором времени мы почувствуем последствия старения населения. Под по­старением населения мы должны понимать увеличение доли насе­ления старших возрастов (60 лет и старше). Здесь необходимо особо подчеркнуть, что именно снижение рождаемости является главным фактором постарения населения. В 1998 г. для межгосударственных миграционных процессов характерным является сохранение тен­денций, которые сложились в 1995—1997 гг. Эти годы характери­зуются ежегодным уменьшением как числа прибывших в Россию, так и числа выбывших из нее. Об этом наглядно свидетельствуют данные таблицы 3 (8, с. 36).

Таблица 3

    1995г. 1996г. 1997г. 1998 г.
Прибыло в Россию — всего (тыс. чел.) в том числе: из стран СНГ и Балтии из других зарубежных стран 866,9 841,5 23,4 647,0 631,2 15,8 597,6 582,8 14,8 513,5 494,8 18,7
Выбыло из России — всего (тыс. чел.) в том числе: в страны СНГ и Балтии в другие зарубежные страны 347,3 229,3 118,0 291,6 191,4 100,2 233,0 149,5 83,5 213,3 133,0 80,3

 

Миграционная подвижность (сумма прибытии и выбытии) в 1998 г. была самой низкой за 90-е гг. В 1998 г. почти половину всей чистой миграции составляла миграция, связанная с Казахстаном. Так, из этого государства в Омскую, Челябинскую, Новосибирскую, Тюменскую, Оренбургскую, Саратовскую, Свердловскую, Самар­скую, Курганинскую, Кемеровскую области и Алтайский край пе­реселилось около 120 тыс. чел. Свыше 55 тыс. чел. в 1998 г. пере­ехало из Украины в Тюменскую, Московскую, Ростовскую, Белгородскую, Воронежскую, Мурманскую, Курскую, Свердловс­кую, Нижегородскую области, Краснодарский и Красноярский края, Москву и Санкт-Петербург.

3. Для российского федерализма как формы государственного ус­тройства и в прошлом и теперь характерно соединение националь­но-государственных и территориальных принципов формирования федерации.

Национальные проблемы приобрели с 90-х гг. относительную самостоятельность, нередко становятся самодовлеющими, начина­ют влиять (как положительно, так и отрицательно) на социально-политические, экономические, демографические, культурные про­цессы, происходящие в регионах.

Выделение национально-этнических факторов и при рассмот­рении региональных проблем вполне оправдано: Российская Фе­дерация является не только многонациональным государством, но и включает в свой состав 32 национально-территориальных образования. Известно, что численность русских превышает 120 млн че­ловек, при этом основная часть размещена на территории России вне автономий и республик. Остальное население России чаще всего делят на 5 групп (по численности этносов): 1) численность более 1 млн (татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мор­два); 2) численностью от 300 до 990 тысяч человек (чеченцы, уд­мурты, марийцы, немцы, казахи, аварцы, евреи, армяне, буряты, осетины, кабардинцы, якуты, даргинцы, коми, азербайджанцы);

3) численностью от 100 до 300 тысяч человек (кумыки, лезгины, ин­гуши, тувинцы, молдаване, калмыки, цыгане, карачаевцы, коми-пермяки, грузины, карелы, адыгейцы, корейцы, лакцы), 4) этно­сы с численностью от 10 до 100 тысяч человек (таких этносов более 30); 5) этносы с численностью от 1 до 10 тысяч человек (таких эт­носов свыше 20) (10, с. 60).

Значительный интерес представляют данные о расселении наи­более многочисленных этносов по национально-территориальным образованиям, в первую очередь по республикам. Ниже дается табл. 9, рассчитанная Г. Денисовой (10, с. 76).

Таблица 9

Расселение наиболее многочисленных этносов РФ по национальным республикам (на 1990 г.), %

Республики Этническая ст руктура населения респ ублики
корен­ной этнос Рус­ские тата­ры укра­инцы чува­ши баш­киры бело­русы мордва
Адыгея 22,1 68,0 0,6 3,2 0,6
Алтай 31,0 60,4 0,9
Башкортостан 21,9 39,3 28,4 1,9   * 0,4 0,8
Бурятия 24,0 70,0 1,9 2,2 0,5
Дагестан 80,8 9,2 0,3 0,4
Кабардино-Балкария 45,5 9,0 35,1 0,4 1,8 - 0,3 -
Карачаево-Черкессия 31,3 9,7 42,4 0,6 1,5 0,3 -
Карелия 10,0 73,6 0,4 3,6 0,2 7,0
Коми 23,0 57,7 2,1 8,3 0,9 0,4 2,1 0,3
Марий Эл 43,3 47,5 5,9 0,7 1,2 0,2 0,2

 

 

Окончание таблицы 9

    Этническая ст руктура населения реет ублики    
Республики корен­ной этнос Рус­ские тата­ры укра­инцы чува­ши баш­киры бело­русы мордва
Мордовия 32,5 60,8 4,9 0,7 0,1     0,2 *
Северная Осетия 50,3 29,9 0,3 1,6         0,3    
Татарстан 48,5 43,3 * 0,9 3,7 0,5 0,2 0,8
Тыва 64,3   0,4 0,7                
Удмуртия 30,9 58,9 6,9 0,9 0,2 0,3 0,2
Хакасия 11,6 70,5 0,8 2,3 0,6     0,7    
Чувашия 67,8 26,7 2,7 0,5 Ж     0,1 1,4
Якутия 33,4 50,3 1,6 7,0 0,3 0,4 0,9 0,3
Калмыкия 45,4 37,3 0,4 1,3 - 0,4

 

Примечание: * — численность по коренному этносу уже дана.

Разумеется, далеко не все народы имеют формы государствен­ной самоорганизации (таких национальностей более 80). Среди по­добных этносов можно выделить те, которые обладают собствен­ной государственностью за пределами России — украинцы, белорусы, казахи, молдаване, грузины, армяне, немцы, корейцы, поляки и др.

На долю национально-территориальных образований приходит­ся 52% территории России, в них проживает 46% населения страны.

Преобладающая часть народов страны на протяжении веков сло­жилась как этнические общности на территории России, и в этом смысле «они являются коренными народами, сыгравшими истори­ческую роль в формировании российской государственности. Бла­годаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, общность и союз различных народов» (3).

Следует подчеркнуть, что принципы национально-государствен­ного устройства Российской Федерации отличаются от международ­но-правовой практики, ибо фактически сущность государственного устройства страны не сводится ни к классической, ни к иной форме унитаризма. За рубежом, как правило, под нацией понимается «со гражданство, социальное сообщество граждан, составляющих государ­ство», «монокультурную политическую общность» (25).

Говоря о формировании государственной политики в отноше­нии национальностей, в первую очередь разберемся в понятиях.

«Государственная политика в сфере национальных отношений» по­нимается как деятельность государства по созданию оптимальных условий для прогрессивного всестороннего развития народов Рос­сийской Федерации в составе многонационального государства. Есть понятие «национальная политика», оно отлично от понятия «государственная политика в сфере национальных отношений», ибо используется, когда речь идет о деятельности государства по защите общегосударственных интересов за его пределами. Кроме того, применительно к России понятие «национальная политика» лишено этнического аспекта, ибо речь идет о защите россиян в целом.

Разработкой государственной политики в сфере национальных отношений занимаются многие государственные и общественные структуры. Так, в 1994 г. на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам федерализма и межнаци­ональных отношений, была одобрена государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России (основные направления), а также концепция фе­деральной национальной политики, разработанной Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (5). В том же 1994 г. в Северо-Кавказском кадровом центре (так раньше называлась Северо-Кавказская академия государственной службы) был проведен целевой семинар по межнациональным от­ношениям с участием специалистов из аппарата Правительства, Министерства по делам национальностей и региональной полити­ке Российской Федерации, ведущих ученых Юга России. На этом семинаре рассматривались такие важные вопросы, связанные с ре­гиональными этнонациональными отношениями, как реализация принципа федерализма в Конституции РФ и Федеральном догово­ре, методологические проблемы национальной государственности;

региональная экономическая политика и национальные отноше­ния;

стратегическое планирование национальных отношений, про­блемы правового регулирования деятельности национальных об­щественных движений, современные этнополитические процессы на Северном Кавказе; разработка концепции национальной поли­тики Российской Федерации на Северном Кавказе; освещение межнациональных проблем в средствах массовой информации;

Наука, высшее образование и культура в межнациональных отно­шениях, национально-государственное строительство на Северном Кавказе в 20—80-е гг. и другие (12, с. 12).

В ноябре 1998г. Северо-Кавказская академия государственной ь службы разработала «Программу мер по повышению роли СКАГС в смягчении этнополитической напряженности на Северном Кав-казе», которая успешно реализуется. В феврале 1999 г. на заседании

Совета Ассоциации «Северный Кавказ» в г. Сочи была рассмотрена концепция национальной политики на Северном Кавказе.

Федеративным и межнациональным отношениям была посвя­щена межрегиональная научно-практическая конференция в Нальчике в апреле 1996 г. на тему «Государственность и право рес­публики в составе Российской Федерации», проведенная Ростов­ским юридическим институтом СКАГС, Кабардино-Балкарским госуниверситетом и Адыгейской Международной Академией наук.

В 1995—1999 гг. был проведен ряд республиканских, межрегио­нальных и региональных конференций в Москве, Казани, Ново­сибирске, Ростове-на-Дону.

В августе 1999 г. в Ростове-на-Дону был проведен Съезд кавка­зоведов, и прошла научно-практическая конференция на тему: «Ин­теграционные процессы на Северном Кавказе».

Значительный вклад в развитие национальной региональной по­литики внесла всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы российского федерализма», состоявша­яся в январе 1998 г. (частично материалы этой конференции при­ведены во II главе).

Необходимость разработки новой национальной политики дикто­валась в первую очередь этнополитической ситуацией, сложившейся после распада СССР в условиях переходного перехода. В 90-е гг. во многих регионах, особенно национально-территориальных, четко просматривались следующие тенденции:

— стремление народов к самоопределению и объективный про­цесс интеграции российского общества;

возрастающая самостоятельность субъектов РФ и стремление граждан к управлению общероссийской государственностью;

потребность проведения курса экономических и политичес­ких реформ и разные соцально-экономические возможнос­ти регионов, обусловленные их исторической и хозяйствен­но-культурной спецификой; стремление сохранить и развивать этнокультурную самобытность и приверженность духовной общности народов России. Добавим к этому и то, что на этнополитическую ситуацию существенное влияние оказывает и наследие прошлого, а также негативные стороны социально-экономических преобразований в России — рост безработицы, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров.

Создание оптимальных условий для развития народов Россий­ской Федерации опирается на эффективное разрешение противо­речий на основе обеспечения баланса интересов всех народов, всех субъектов Федерации, экономических районов с учетом соблюде­ния прав человека.

Р. Абдулатипов прав, утверждая, что «от провозглашения суве­ренитетов, лозунгов и призывов надо переходить к выработке кон­кретных программ национального возрождения, спасения нацио­нальной самобытности народов и национальной индивидуальности человека... ход развития всей системы национальных отношений важно оценивать с точки зрения приоритета прав человека и об­щечеловеческих социально-нравственных ориентации» (6, с. 220).

Проблемы государственной политики в отношении националь­ностей специалисты делят на 3 группы (22, с. 14, 16):

1) Государственно-правовые проблемы:

а) обеспечение реального равноправия граждан всех регионов России во всех сферах общественной жизни независимо от национальности, социального положения, места рождения и проживания;

б) создание на федеральном уровне достаточной правовой базы регулирования национальных процессов;

в) укрепление российской государственности в процессе ста­новления федеративных отношений;

г) создание правовой основы национально-культурной автоно­мии в России;

д) завершение намеченных Законом программ по реабилитации депортированных народов;

е) установление в рамках федерального законодательства рав­ного правового статуса всех исповеданий, гарантирование ве­рующим реального равноправия независимо от их численно­сти и национальной принадлежности.

2) Социально-экономические проблемы:

а) реализация экономических интересов народов и регионов с учетом их исторических производственных традиций, потребностей общероссийского рынка, обеспечение равенства возможностей для представителей разных национальностей;

б) развитие хозяйственной основы жизнедеятельности нацио­нальных и политических общностей, сохранение традицион­ных систем их жизнеобеспечения;

в) рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей регионов, объективных преимуществ террито­риального разделения труда;

г) соединение процесса федерализации государственного уст­ройства с формированием общероссийского рынка как сум­мы всех региональных рынков.

3) Духовные проблемы:

а) государственная поддержка национальных языков и нацио­нальных культур, реальное равноправие языков народов Рос­сийской Федерации, функционирование русского языка как общегосударственного и средства межнационального обще­ния;

б) укрепление центров культуры и образования федерального значения как главного элемента сохранения духовного един­ства России;

в) распространение объективной информации о жизни и про­блемах народов, населяющих российские регионы, пропаган­да общенационального мира и согласия, идей духовного единства;

г) развитие и укрепление национальной шкалы как важнейше­го условия сохранения и развития этнического своеобразия культур;

д) создание условий для освоения народами достижений куль­туры российского общества на всем его историческом пути, включая и культуру, созданную разными поколениями рос­сийской интеллигенции за пределами России.

В Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России выделены и ос­новные принципы в сфере национальных отношений. Под этими принципами понимаются основополагающие ценности, которые могут быть внедрены на всех уровнях формирования и осуществления государственной политики в сфере национальных отноше­ний (9).

Какие это принципы?

1. Безусловное уважение международно-признанных прав и основных свобод граждан независимо от их социального поло­жения, национальности, места проживания.

2. Восстановление справедливости по отношению к депортиро­ванным народам, при одновременном исключении новых на­рушений прав человека.

3. Равные права национальностей при различных формах мир­ного, конституционного самоопределения народов с обяза­тельным условием сохранения целостности Российской Фе­дерации.

4. Равные возможности при равной суверенности и ответствен­ности всех регионов — субъектов Федерации.

5. Мирное урегулирование межнациональных конфликтов во всех регионах, отказ при этом от применения силы, кроме адекватных мер со стороны государства при угрозе массово­го нарушения прав человека.

6. Государственная поддержка малочисленных народов, сохра­нение их культуры, языка и среды обитания.

7. Государственная поддержка национально-культурной автоно­мии, представляющей собой форму культурного самоопреде­ления и самоорганизации народов, этнических групп, наци­ональных меньшинств в целях сохранения и реализации их самобытности.

8. Создание международных гарантий защиты прав и свобод россиян в иностранных государствах.

9. Отказ от жесткой регламентации, попыток давления в отно­шении национальностей со стороны государства и регио­нальных органов власти. Утверждение принципа вариативно­сти с учетом региональных, национальных, религиозных особенностей субъектов Федерации. 10. Признание позитивного межнационального сотрудничества высшим этическим достижением и его поощрение со сторо­ны государства.

Многие из этих положений были положены в основу Концеп­ции Государственной национальной политики Российской Феде­рации, утвержденной Правительством РФ в мае 1996 г., а 15 июня 1996 г. — Президентом Российской Федерации (1).

Концепция государственной национальной политики представ­ляет собой систему современных взглядов, принципов, приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере нацио­нальных отношений.

Государственная национальная политика основывается на прин­ципах Конституции РФ, договорах о разграничении полномочий и предметов ведения, Всеобщей декларации прав человека, других общепризнанных нормах международного права.

Рассмотрим важнейшие разделы Концепции Государственной национальной политики РФ.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

равенство прав и свобод человека независимо от его нацио­нальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

равноправие народов;

сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;

равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоот­ношениях между собой и с федеральными органами государ­ственной власти;

- гарантия прав коренных малочисленных и дисперсно прожи­вающих народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией;

- право каждого гражданина определять и указывать свою на­циональную принадлежность без всякого принуждения из­вне;

- содействие развитию национальных культур и языков наро­дов Российской Федерации;

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по при­знакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;

- своевременное и мирное разрешение противоречий и конф­ликтов путем разработки и реализации согласительных про­цедур;

- запрещение общественных объединений и организаций, рав­но как и пропаганды, агитации, направленных на подрыв бе­зопасности государства, на разжигание национальной и ре­лигиозной розни;

— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами в соответствии с нормами международного права;

— поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной.

 

3. В концепции государственной национальной политики России значительное место отведено региональным проблемам. В первую очередь отметим принципы, относящиеся к регионам:

— выработка на уровне федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации мер раннего предупреждения межнацио­нальных конфликтов;

— выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

— рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей республик, автономий, краев и областей, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального раз­деления труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;

— осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему депрессивных районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кав­казе;

— содействие развитию региональных ассоциаций экономи­ческого взаимодействия субъектов РФ как фактора гармониза­ции межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культур­ных проблем;

— сохранение исторического наследия всех народов России в рамках евразийского этнокультурного пространства, созда­ние в обществе атмосферы уважения к их культурным цен­ностям, дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финноугорских, монгольских и других народов России;

- принятие федеральных законов, заключение договоров и со­глашений, устанавливающих принципы организации и взаи­модействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в целях укреп­ления общероссийской государственности и повышения са­мостоятельности субъектов РФ;

— расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ, повышение их ответственности за положение -дел не только в своем регионе, но и в стране;

— осуществление мер политического, экономического и право­вого характера, обеспечивающих государственную поддерж­ку и стимулирование экономической активности регионов;

— разработка правовых механизмов реализации совместных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;

— совместная реализация федеральных и региональных про­грамм развития. В Концепции указывается, что важнейшим инструментом реализации государственной национальной политики является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий федеральных органов го­сударственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и национальных сообществ в достижении об­щей цели — улучшения качества жизни, удовлетворения на­ционально-культурных запросов всех народов РФ. Учитывая, что в абсолютном числе регионов преобладает рус­ское население, важно подчеркнуть, что наряду с разумной поли­тикой в отношении всех народов и народностей России крайне важно возрождение и развитие русской нации как общегосудар­ственная задача. Для этого необходимо разработать и осуществить федеральную программу развития русского народа, ибо без улуч­шения социального самочувствия русского народа невозможен прогресс других народов России. Кроме того, необходимо «форми­рование новых основ единства русской нации как гаранта единства российской государственности» (22, с. 19).

О положении русской нации со всей откровенностью высказал­ся Р. Абдулатипов: «Одна из причин почти всех межнациональных конфликтов в России, — пишет он, — это ответная реакция русских за свое оскорбление, унижение, преследование. Крупнейшая евро­пейская нация оказалась расчлененной и превращенной в разных местах в национальное меньшинство. По классификации международных организаций ей присвоен статус разделенной нации.

Впервые такая историческая драма случилась не в результате вой­ны, стихийного бедствия или иных объективных обстоятельств, а стала следствием безответственности политиков, безнравственно­сти прежних «отцов нации», преступности разного рода подстре­кателей и националистических оракулов».

Сохранение и укрепление федеративного государства напрямую зависит от национального самочувствия русских. Это не означает курса на создание «Русского государства» или «Русской республи­ки» в составе Российской Федерации. В России русские составля­ют абсолютное большинство населения, им не грозит ассимиляция, забвение родного языка, утрата национальной самобытности.

Однако федеральное руководство принимает меры к тому, что­бы и для русских были обеспечены:

— национальный паритет с другими национальностями на тер­ритории всех субъектов Федерации, в том числе и равенство в использовании родного языка в официальных отношени­ях, общественной и культурной жизни;

— право на этнокультурную самоорганизацию путем создания регионально-культурных ассоциаций, землячеств на терри­ториях, тде русские находятся в меньшинстве;

— государственная поддержка программ возрождения регио­нального многообразия русской национальной культуры, в том числе культуры русских переселенцев.

Для современного государственного строительства России все более характерным становится учет того, что самоорганизация эт­нических общностей, не имеющих своих национально-территори­альных образований на территории Российской Федерации или проживающих за пределами таких образований, возможна в фор­ме национально-культурных автономий. Соединение националь­но-культурной автономии с механизмами местного самоуправле­ния позволит ввести в современную жизнь традиционные формы самоорганизации (казачье, земское, горское и другое самоуправ­ление).

«Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997—2006 гг.», «Экономическое и со­циальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 г.», «Социально-экономическое развитие и национально-куль­турное возрождение балкарского народа в 1996—2000 гг.», «Соци­ально-экономическое развитие Республики Калмыкия и нацио­нально-культурное возрождение калмыкского народа» (1997—2000 гг.) и др.

Для более четкого понимания региональных процессов, проис­ходящих в сфере межнациональных отношений в полиэтническом государстве, каким, несомненно, является Российская Федерация, чаще всего выделяется три типа субъектов Федерации с позиции межэтнических отношений.

Первый тип — регионы, в которых проживает преимуществен­но отдельный этнос в своей массе.

Второй — одна этническая группа компактно проживает на территории другого этноса.

Третий — отдельные представители этноса проживают в иноэтническом окружении рассеянно.

Уже не раз подчеркивалось, что при определении путей соци­ально-экономического развития регионов необходим учет их на­циональной специфики.

Во-первых, соединение процессов федерализации с формирова­нием и укреплением общероссийского рынка как совокупности ре­гиональных рынков.

Во-вторых, осуществление разумной политики в области транс­портных тарифов, которая должна обеспечивать эффективные ком­муникации субъектов Федерации как одно из условий единства России.

В-третьих, осуществление дифференцированного подхода к оп­ределению форм, методов и темпов проведения реформ, исходя из конкретных условий, исторически сложившейся неоднородности экономического пространства России.

Рассматривая исторические аспекты межнациональных отноше­ний, необходимо отметить, что в годы советской власти админист­ративно-территориальные единицы России неоднократно подвер­гались изменениям: менялись границы, состав, размеры территорий. Следует учитывать, что административно-территориальные образо­вания строились на двух принципах: национально-территориальном и административно-территориальном. Характерным примером яв­ляется Северный Кавказ, где карта административно-территориаль­ного и национально-территориального деления неоднократно пере­краивалась. Здесь в начале 20-х гг. были созданы две полиэтнические автономии — Дагестанская и Горская автономные советские социалистические республики в составе РСФСР. Города Владикавказ и Грозный получили самостоятельный статус. В состав Горской республики вошли 6 административных округов — Чечен­ский, Назрановский (позже переименованный в Ингушский), Вла­дикавказский (переименован в Осетинский), Кабардинский, Бал­карский, Карачаевский.

В 1922 г. из состава Кубано-Черноморской области выделились Адыгейская автоном­ная область. Значительно расширила границы Дагестанская рес­публика, в нее вошли земли, заселенные чеченцами и казаками.

В 1924 г. северокавказские территории вошли в состав Юго-Вос-тока России. Он состоял из 10 административно-территориальных единиц: Донская и Кубано-Черноморская области. Ставропольская и Терская губернии, 4 автономных области — Карачаево-Черкесская, Адыгейская, Чеченская, Кабардино-Балкарская и 2 автономных I города — Грозный и Владикавказ. Заметим, что Дагестан и Горская республика не вошли в состав Юго-Востока ввиду их несогласия.

Однако этим преобразования на Северном Кавказе не ограни­чились. В 1931 г. Дагестан вошел в состав Северо-Кавказского края, а в 1934 г. этот край был разделен на Азово-Черноморский и Севе­ро-Кавказский. В состав Азово-Черноморского вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Адыгея, а в состав Северо-Кавказ­ского с центром в Пятигорске — Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия, Карачай, Черкессия и тер­ритория нынешнего Ставрополья. На Северном Кавказе уже суще­ствовало 103 национальных сельских Совета.

В 1936 г. Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Чечено-Ин­гушетия стали автономными республиками и вместе с Дагеста­ном вышли из состава Северо-Кавказского края. Оставшаяся часть края получила название Орджоникидзевского края. 13 сентября 1937 г. Азово-Черноморский край был ликвидирован — образова­лись Ростовская область и Краснодарский край.

К основным блокам проблем, требующих решения, как это под­черкнуто в Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, относятся:

— развитие федеративных отношений при обеспечении само­стоятельности субъектов РФ и укреплении целостности Рос­сийской Федерации;

— развитие национальных культур и языков народов РФ, духов­ной общности многонационального народа России;

— политическая и правовая защита малочисленных народов и национальных групп;

— достижение и поддержание стабильности, прочного мира на Северном Кавказе;

поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ в, и Балтии, содействие развитию их связей с Россией. В государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего сознание того, что национальный вопрос не может более занимать второстепенное место У или быть предметом спекуляций в политической борьбе.

Целый ряд регионов России заражен этнонационализмом, кото­рый проявляется в попытках изменить демографический состав населения и создать одно-национальные территории, в требованиях пересмотра межрегиональных границ, узурпации власти представителями одной этнической группы, и т. д. К этому можно добавить недостаток толерантности в политике отдельных руководителей ре­гионов. Сегодня нередко политический стиль нетерпимости, низ­кий моральный уровень политиков, включая нарушения россий­ского законодательства, коррупцию, считают в основном наследием социалистического прошлого. Однако многие негативные явления развились уже в пост социалистическом обществе, когда стали вид­ны серьезные искажения сути процесса демократизации. Нетерпи­мость порождается также безнаказанностью и бесконтрольностью правящих элит, их низкой правовой культурой.

5. Проблема обеспечения неуклонного роста численности населения России имеет первостепенное значение.

Численность населения — индикатор демографических процессов, происходящих в жизни общества. В последние годы, когда в нашей стра­не осуществляется переход к рыночным отношениям, демографичес­кие процессы протекают в сложных социально-экономических усло­виях и отражают влияние. Практически всех сфер жизнедеятельности людей.

На 1 января 1997 г. общая численность населения Российской Фе­дерации составила 147,5 млн чел. На долю России приходится 2,6 % населения земного щара. По числу жителей Россия занимает шестое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.226 сек.