КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Активных туристских путешествий
Для рассмотрения понятия “классифицированное туристское путешествия” необходимо разъяснить его составляющие части. Слово “класс” имеет многовариантное значение, однако для нашего случая классом называется подразделение, разряд, категория в различных классификациях. Под “классификацией” имеется в виду логичная система внутренне соподчиненных понятий, объектов, явлений в какой-либо области, распределенных по группам на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними (166, 180-182). Классифицированным туристским путешествием в активном туризме называется определенный маршрут, соответствующий одной из категорий сложности. Туристский маршрут — это заранее спланированная трасса передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг (247, 33). Активные путешествия являют собой первозданный туризм. Именно путешествия, сопоставимые с классическими путешествиями XIX и начала XX веков, составляют цель и притягательную силу активного туризма. Их прохождение носит спортивный характер, т.к. имеется ограничение во времени, определенная скорость передвижения, преодоление естественных препятствий, не вызванное утилитарными потребностями человека. Необходимость классификации маршрутов вытекает из особенностей активных видов туризма. Безопасность в этом направлении туристской деятельности прежде всего обеспечивается соответствием подготовки туристов сложности предстоящего путешествия. Располагая маршруты в определенной последовательности по степени их сложности, классификация позволяет сравнивать между собой маршруты, где бы они ни были проложены, на Северном Тянь-Шане или в Альпах. Классификация ориентирует на естественно и логично построенные маршруты. При этом логичным считается непрерывный маршрут, на котором можно получить максимальное для данной протяженности знакомство с разнообразием природных ландшафтов района при взаимоувязанном целесообразном распределении физической, технической и психической нагрузки и естественных препятствий (318, 12). Точное знание классификации туристских путешествий необходимо организатору (менеджеру) туристской структуры для того, чтобы: 1) квалифицированно разрабатывать или целенаправленно выбирать уже разработанные маршруты в соответствии с требованиями заказчика; 2) обоснованно составлять, осуществлять и контролировать выполнение планов предсезонной подготовки обслуживающего персонала в соответствии со сложностью того или иного туристского маршрута; 3) квалифицированно формировать бригады сопровождения клиентов для активных туристских путешествий. Первые, начальные попытки примитивно классифицировать активные туристские маршруты предпринимались еще в России досоветского периода. Попытки эти имели сугубо практические цели. Русское горное общество, возникшее в начале XX века, ставило перед собой задачи “всестороннего изучения гор, распределения сведений о них и облегчения знакомства с горной природой путем путешествий, экскурсий и восхождений” (99, 34). С 1902 г. правление общества начало подбирать проводников, которые могли бы оказать помощь путешествующим по горам Кавказа. Проводникам выдавали “Проводническую книжку” и жетон. Для каждого района Кавказа устанавливалась определенная плата за работу в зависимости от трудности маршрута. В правилах для проводников указывалось, что они “обязаны в точности исполнять взятое на себя обязательство провести путника по условленному пути, заботиться об удобствах и безопасности путешественников…” (281). Из вышесказанного видно, что разделение туристских маршрутов по разной сложности (и, соответственно, оплаты проводникам) РГО начало осуществлять с целью обеспечения безопасности туристов. В 1947 г. в помощь руководителям спортивных групп вышло пособие О.А.Архангельской “Как организовать туристское путешествие", Всесоюзным комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР были разработаны “Показатели, определяющие трудности туристских маршрутов”. С 1949 г. туризм был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию наравне с другими видами спорта. Была проведена классификация спортивного туризма, утверждены три степени туристского мастерства и звание «Мастер туризма». Позднее они стали называться спортивными разрядами по туризму и званием «Мастер спорта СССР». Туристские походы в зависимости от сложности разделили на три категории. В конце XX века в спортивном туризме Российской федерации появились новые виды: в спортивную классификацию был включен парусный туризм, а с 2001 года конный туризм и туризм для людей с ограниченными возможностями, спортивные разряды и звания стали присваивать по спортивным походам и пуристскому многоборью. (357, 15-17). Похожие изменения произошли в тоже время в спортивном туризме Республики Казахстан. Предпринимались попытки изменить существовавшую ранее классификацию туризма. (226) В туристских путешествиях с категорией выше первой, а иногда и в походах 1-й к.с., имеются участки, прохождение которых характеризуется повышенным уровнем опасности для здоровья и жизни. При неподготовленности групп и неблагоприятном стечении обстоятельств на таких участках могут происходить и происходят несчастные случаи. На Западе туристские фирмы за вполне приемлемую (по западным меркам) плату организуют восхождения на горные вершины всех континентов Земли. Существуют туристские маршруты “К вершинам мира”. Фирмы обеспечивают доставку желающих к началу маршрута, резервируют места в отелях и горных хижинах. Само восхождение может проходить в свободном стиле, нередкое явление — супружеские пары на склонах Килиманджаро (Африка) или Аконкагуа (Юж. Америка) (371, 253). Окончательное решение об отнесении маршрута к определенной категории сложности принимается только по совпадающему результату субъективных оценок, принадлежащих достаточно большому (несколько десятков) числу опытных туристов, принимающих непосредственное активное участие в современной работе маршрутно-квалификационных комиссий (318, 10). Присвоение каждому маршруту определенного места в классификации позволяет заранее оценить набор имеющихся на маршруте сложностей и тем самым определить его доступность для групп участников определенного уровня подготовки. Классификация маршрутов туристских путешествий является основой всей работы по обеспечению безопасности их участников. Впервые классификация горных вершин в СССР началась еще в предвоенные годы и с тех пор пополняется и систематизируется. К 1990 году в “Классификационную таблицу маршрутов на горные вершины СССР” было включено около 4000 маршрутов, в том числе более 1000 — 5 и 6 к.с. (147). В СССР по типу рельефа альпинистские маршруты подразделялись на скальные, снежно-ледовые и комбинированные. Отнесение маршрута к скальному или комбинированному производилось по преимущественному характеру сложных мест, определяющих категорию сложности. Наряду с восхождениями на вершины классифицируются также траверсы — прохождение не менее двух вершин, причем спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей и осуществляться не по пути подъема. И восхождения, и траверсы классифицируются по 11 категориям: 16, 2а, 26, За, 36, 4а, 46, 5а, 56, 6а, 66. При этом использован принцип категорирования всего маршрута по совокупности всех его участков. Эта классификация в настоящее время продолжает действовать в большинстве республик, входивших ранее в состав СССР, в том числе и в Казахстане. В дальнем зарубежье сложилась иная система, основанная на классификации сложности отдельных участков маршрута. В двадцатые годы XX столетия на Западе появилась шесгиступенчатая шкала трудности Вельценбаха, названная “Мюнхенской классификацией”, которая, в принципе, согласуется с современной классификацией УИАА (Union Internationale des Associa tions d*Alpinisme) Международного альпинистского союза. Существующая в Альпах с 1947г. официально принятая УИАА международная шкала трудности альпинистских маршрутов подразделяется на шесть обозначаемых римскими цифрами категорий. Эти категории применяются во всех новейших путеводителях. Выше 111 категории трудности, для большей определенности, вводятся дополнительные обозначения “+” (плюс) и (минус). I - малой трудности (нетрудные, легкие). Для движения и сохранения равновесия иногда требуется помощь рук. Многочисленные, в основном, крупные зацепки и выступы при сильно разрушенном рельефе, но скалы часто разрушены и потому небезопасны. Для прохождения необходимы уверенность и отсутствие боязни глубины. II - средней трудности. Сохранение равновесия и продвижение невозможны без помощи рук. Менее опытные альпинисты ходят здесь со страховкой с помощью веревки, особенно на участках, где крутые скалы сильно разрушены и возможен срыв. Одновременное движение связки на короткой веревке — только для опытных альпинистов. ш. — довольно трудные. Верхний предел для скалолазов, занимающихся альпинизмом от случая к случаю. Зацепки относительно невелики и расположены далеко друг от друга. Даже для хороших скалолазов здесь начинаются трудности. Одновременное движение невозможно, попеременная страховка! С собой необходимо брать петли, закладки, карабины. На спуске, в зависимости от крутизны, — лазание или спуск на веревке. IV - очень трудные. Спортивное свободное лазание по крутым скалам. Требуются солидное умение и опыт, прежде всего, для руководителя. Попеременная и промежуточная страховка с помощью крючьев и других вспомогательных средств. Даже хорошие скалолазы считают необходимой страховку с помощью веревки. Спуск по веревке. V - особо трудные. Выработанное постоянной тренировкой умение, отточенная техника, запас сил, уверенная работа с веревкой и вспомогательными средствами — необходимые качества, особенно для лидера в связке. Применение крючьев для страховки и для движения, частичное использование лесенок. Целесообразно идти на сдвоенной веревке. Требуется незаурядное мастерство в скалолазании. VI - сверхсложные. Лучшие скалолазы еще могут лезть свободным лазанием. Малые зацепки и многочисленные участки, проходимые лишь на трении, требуют организации большого количества пунктов страховки с малым расстоянием между ними. Часто встречаются участки VI категории трудности для свободного лазания в комбинации с участками, где необходимы искусственные точки опоры, в качестве которых применяются крючья. При лазании с применением искусственных точек опоры (подвешиваемых на крючья лесенок, петель, платформ) сложность оценивается по 4-балльной шкале: А1, А2, АЗ, А4. (371, 117-119). Следует отметить некоторую разницу в обозначении сложности альпинистского маршрута в разных странах Запада. Так, во Франции шкала оценки трудности пути примерно на один балл выше немецкой. Например, IV к.с. во французской системе соответствует V в немецкой и т.д. В Саксонии принята семиступенчатая шкала оценки трудности пути и существует запрет на использование искусственных точек опоры. Американская шкала трудности обозначается различными числовыми системами: а) трудность отдельных участков — “классы 1-5” и подразделение внутри класса 5 составляют десятичную систему от 5,1 до 5,11. Последнее означает сверхсложные участки пути. б) римскими цифрами от 1 до IV отмечаются общие требования к трудности альпинистского маршрута. При этом маршрут, на котором встречаются сверхтрудные участки, в целом может иметь оценку трудности 111 (371, 120). Категорией трудности называется классификационный показатель, характеризующий степень трудности преодоления отдельных препятствий в активном туристском путешествии (в отличие от категории сложности, относящейся ко всему походу в целом) (390,52). Технические препятствия определяются отдельно для каждого вида туризма: пешего, лыжного, водного, велосипедного и других. Препятствиями в пеших походах являются болота, лесные и кустарниковые заросли, переправы через реки, травянистые склоны. Для горного туризма, например, основными препятствиями являются ледники и перевалы. В практике горного туризма под понятием “перевал” подразумевается путь с пересечением хребта или его отрога из одной долины в другую или из одного элементарного бассейна в другой. Перевал, в туристском смысле, должен удовлетворять требованию логической обоснованности пути при его максимальной простоте и безопасности. Поэтому перевальная точка может не совпадать с самой низшей точкой водораздела (212, 14). В основу шкапы трудности перевалов положены четыре определяющих признака: 1) характер наиболее сложных участков пути; 2) необходимая для преодоления перевала техника и тактика передвижения и особенности мест ночлегов; 3) количественные характеристики маршрута (время движения, количество точек страховки); 4) необходимое специальное снаряжение. Категория трудности перевала определяется совокупностью всех четырех признаков. При наличии отдельных признаков, соответствующих более высокой категории, их нужно отмечать в качестве факторов, дополнительно усложняющих прохождение, но не следует переводить перевал в более высокую категорию. К группам, выпускаемым на такие перевалы, должны предъявляться, соответственно, повышенные требования. В классификационные признаки не входят потенциальные опасности (лавины, камнепады и т.п.), т.к. определяя выбор пути и тактику движения, они сами по себе не характеризуют его сложности. “Правилами…” определено, что все участники прохождения перевалов труднее 1 а должны иметь опыт прохождения перевала предыдущей полу категории, а руководитель — опыт прохождения участником перевала данной полукатегории и руководителем перевала на полукатегорию ниже. Для руководства прохождением перевалов третьей категории трудности нужно не одно, а два предшествующих руководства. Оговорены так же требования к объемам специальной подготовки. При оценке сложности горных туристских походов большое значение имеет высота над уровнем моря, на которой проходит маршрут, и длительность пребывания на высоте. И то, и другое накладывает важные дополнительные ограничения на допуск участников, даже располагающих необходимым перевальным опытом. Известны несчастные случаи, связанные с молниеносным развитием простудных заболеваний на высоте. Возникновение этих заболеваний — следствие общего ослабления организма в результате длительного пребывания на высоте, переутомления, переохлаждения и т.п. Повышенной вероятности таких случаев может быть противопоставлена только высотная акклиматизация (318,25). Дополнительные требования к предшествующему опыту заключаются в том, что руководитель и участники путешествия с перевалами высотой более 5000м. должны иметь опыт пребывания на высотах, ниже максимальных на новом маршруте не более чем на 1000м. Таким образом, высота — это самостоятельный элемент обязательного опыта, требующий такой же сознательной последовательности накопления, как и другие его составляющие. Предварительная высотная акклиматизация должна учитываться только в том случае, если она происходила одним-двумя годами раньше, мри более длительных перерывах она не учитывается (318, 25). Туристские походы в зависимости от сложности делятся на шесть категорий. Категория сложности определяется совокупностью трех классификационных признаков: 1) продолжительностью; 2) протяженностью; 3) технической сложностью маршрута. Продолжительность маршрута определяется как минимальное время, необходимое в среднем для прохождения маршрута группой, подготовка которой соответствует его сложности, без учета дней отдыха и запасных дней на компенсацию трудностей, связанных с влиянием погоды. Дни отдыха (дневки) не входят в нормативную продолжительность, причем их количество составляет’ не более 20 % от общей продолжительности похода. Продолжительность путешествия “Правилами” не ограничивается. Однако, если число дней окажется больше минимального норматива более чем на 25-30% без достаточных оснований (например, без увеличения протяженности и количества препятствий), то маршрутная комиссия вправе уменьшить сложность путешествия на одну категорию вследствие недостаточной интенсивности нагрузки. При большей, чем нормативная, сложности путешествия продолжительность его рекомендуется увеличивать. Протяженность маршрута понимается как наименьшая допустимая длина маршрута данной категории сложности (см. приложение №2). Протяженность маршрута может быть уменьшена лишь в исключительных случаях, при большей технической сложности, но не более чем на 25% по сравнению с указанной в нормативе. Протяженность маршрута в сильно пересеченной местности (например, в горах) измеряется по топографической карте или картосхеме масштаба 1:1000000 курвиметром. Полученный результат умножается на коэффициент 1,2. При определении категории сложности учитывается только путь, проходящий через характерные узловые точки, с учетом возможности достижения туристских объектов радиальными выходами. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от указанной в требованиях для данной категории сложности путешествия и, если это путешествие горное, содержать не менее двух перевалов, наиболее трудных для данного маршрута. Радиальным выходом считается указанный в маршрутной книжке участок маршрута с возвращением в начальную точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью; пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) — в половинном размере. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не может являться основанием для увеличения зачетной сложности маршрута (390, 6-7). Маршруты туристских путешествий 1II-VI категорий сложности должны быть непрерывными. Разрывом маршрута считается пребывание в населенном пункте более двух суток, не вызванное непредвиденными или чрезвычайными обстоятельствами, а также использование внутримар — шрутного механического транспорта. В виде исключения МКК может допустить однократный кратковременный разрыв маршрута с использованием механического транспорта в пределах данного туристского района. При нарушении принципа непрерывности одна из частей такого маршрута может быть не засчитана (212, 6). Техническая сложность маршрутов любой категории предполагает определенный уровень типичных для каждого вида туризма препятствий, при этом для более высоких категорий сложности характерны препятствия более сложные, чем в маршрутах низших категорий сложности (390, 52). Качественная оценка препятствий определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для прохождения данного препятствия с надлежащей гарантией безопасности, а также тем, насколько серьёзными могут быть последствия аварии. Технический уровень препятствий, характерных для маршрутов высших категорий сложности, требует, как правило, коллективных усилий для их преодоления (организация переправ, обеспечение страховки и т.п.). При оценке маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для обеспечения безопасности в последующих путешествиях. Количественная оценка сложности препятствий производится по суммарному времени, затрачиваемому на их преодоление, включая все виды необходимой деятельности, кроме лагерных работ. Для маршрутов пятой категории сложности количество препятствий предполагается таким, чтобы их преодоление требовало примерно 10-12 дней суммарного времени при максимальной отдаче моральных и физических сил, в маршрутах четвертой категории — 7-8 дней, в маршрутах третьей категории — 4-5 дней и т.д. (при общей продолжительности в соответствии с установленными требованиями). Техническая трудность преодоления, разнообразие и характер препятствий в походе данной категории сложности должны быть не ниже, чем для классифицированных маршрутов той же категории в данном районе. В зависимости от характера препятствий МКК определяет уровень квалификации и технического мастерства участников (и руководителя) похода, необходимый для прохождения данного препятствия при условии гарантированной безопасности (390, 52). При классификации маршрутов в горном туризме пользуются набором перевалов, определяющих сложность маршрута (см. приложение №3). (‘ 1489 года в СССР в маршруты горных походов стали включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов. Число таких элементов на маршруте не должно превышать двух, а трудность должна быть не выше трудности перевалов, определяющих сложность маршрута. Число перевалов, необходимых для зачета похода, содержащего восхождения на вершины и траверсы, может быть сокращено по усмотрению МКК. Походы по маршрутам менее продолжительным, протяженным или сложным, чем маршрут 1-й к.с., считаются некатегорийными (например, походы выходного дня). На некатегорийных и категорийных (кроме 6-й к.с.) маршрутах могут встречаться участки, характерные для классифицированных маршрутов любой сложности. Опыт участников, требуемый для таких походов, должен соответствовать трудности преодоления этих участков. Их прохождение учитывается при решении вопроса о допуске туристов к походам по классифицированным маршрутам, но не принимается в зачет при установлении спортивной квалификации туриста и присвоении ему спортивного разряда (390, 52). Водный туризм является сложнейшим и опаснейшим видом туризма. Если во всех других путешествиях на сложном участке можно остановиться, чтобы найти лучшее решение, отдохнуть, собраться с силами, то темпы прохождения водных маршрутов жестко задаются быстротой течения воды, и необходимо иметь отработанную реакцию, гарантирующую оптимальные действия в заданное водой время. Поэтому решение вопроса о допуске той или иной группы на сложный сплав является делом весьма ответственным. Для принятия такого решения нужны очень квалифицированные специалисты. Исчерпывающая классификация водных маршрутов затруднена тем, что их можно проходить на разных плавсредствах, а это требует различного уровня мастерства для преодоления одних и тех же препятствий. Кроме того, ранее приобретенный опыт во многих случаях зависит от уровня воды при сплаве. Некоторые специалисты считают, что категория сложности определенных маршрутов, в зависимости от этого уровня, может изменяться на ступень в каждую сторону. Причем его повышение или понижение против среднего режима усложняет прохождение одних препятствий и упрощает прохождение других (318,26). При классификации пешеходных путешествий нужно учитывать такой специфический фактор, как непрерывность ненаселенной и труднопроходимой местности при отсутствии коротких эвакуационных выходов. Участки пути, расположенные рядом с населенными пунктами, всегда оказываются проще для прохождения. А если населенные пункты попадаются в пути часто, то маршрут упрощается вследствие облегчения выбора направления самого движения группы. В роли облегчающих обстоятельств в этом случае могут выступать безлесные и горные участки, парковые леса и другие места, в которых группа точно знает, где она находится и при необходимости может форсировать переходы. Более сложной бывает ситуация, когда основная часть пешеходного маршрута проходит по ненаселенному региону. В этом случае изо дня в день группе приходится выбирать линию движения при отсутствии определенных ориентиров и постоянной уверенности, двигаться без тропы, через заросли, гати, болота без возможности получить какую-либо помощь со стороны. При необходимости существенно ускорить движение в таких условиях весьма сложно. Группа должна находиться в состоянии постоянной мобилизованности, повышенного внимания к прокладке маршрута и темпу его прохождения. Это является существенным осложняющим фактором при прохождении маршрута и должно учитываться организаторами похода при подборе участников и бригады сопровождения, особенно, если мероприятие проводится на коммерческой основе.
Тема 3. Содержание и методика тактических разработок в активных видах туризма
Тактической разработкой активного туристского путешествия называется документ, содержащий подробное описание цели, средств, сил и действий, необходимых для полного и относительно безопасного прохождения намеченного маршрута. Тактическая разработка (ТР) содержит в себе информацию как о предпоходных тактических действиях, так и частично о том, что следует делать группе в ходе самого путешествия. В коммерческом использовании активных видов туризма тактические разработки маршрутов имеют первостепенное значение и являются самостоятельным туристским продуктом. Именно завершенная тактическая разработка является начальным этапом подготовки и продажи активного тура как на внутреннем, так и между народном туристском рынке. Без ТР невозможно определить стоимость тура, составить соответствующий прайс-лист, осуществить рекламные мероприятия, подготовку необходимого материально-технического обеспечения, соответствующей бригады сопровождения и, наконец, осуществить собственно путешествие. Безусловно, тактическая разработка активных туров для коммерческого использования существенно отличается от ТР спортивного туристского похода. Для коммерческого использования, как правило, выбираются маршруты не выше первой категории сложности, но необходимость сопровождения и обслуживания коммерческих групп весьма затрудняет осуществление соответствующих тактических разработок. Многолетнее сотрудничество преподавателей и студентов факультета туризма Казахской академией спорта и туризма с казахстанской фирмой МАЛ “Хан-Тенгри”, холдинговой компанией “Жибек жолы” и российской турфирмой “Русса” подтвердило, какой по структуре и содержанию долж — IK1 быть оптимальная тактическая разработка активного туристского путешествия для использования в коммерческих целях. Начинать ТР целесообразно с обоснования выбора предлагаемого маршрута по следующим критериям: безопасность, познавательный интерес, устойчивость хорошей погоды в летнее время, близость подъездов к начальной и конечной точкам активной части путешествия и т.п. Именно этим критериям отвечают предлагаемые нами горные туристские маршруты по Северному Тянь-Шаню, Джунгарскому Алатау и казахстанской части Центрального Тянь-Шаня. Следует более подробно описать памятники природы, истории и культуры на данном маршруте, т.к. это можно использовать в целях рекламы. В следующем, втором разделе ТР необходимо описать “нитку” самого маршрута путешествия с его основными физико-географическими пунктами и естественными препятствиями (реки, озера, перевалы, ледники, болота, леса и т.п.). Примером такого перечисления основных пунктов и препятствий является начало технических описаний категорийных туристских маршрутов, приводимых нами в книге “По Северному Тянь-Шаню. Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей-Алатау” (М, Профиздат, 1991.). Гак, описание маршрута №2 озаглавлено следующим перечислением: г.Алматы — урочище “Медео” — горнолыжная база “Чимбулак” — перевал Талгарский(н/к) — река Левый Талгар — перевап Туристов (1а) — перевал Озерный (н/к) — река Чон-Кемин — озеро Жасык-Куль - перевал Аксу Северный (1а*) — река Чон-Аксу — поселок Григорьевка — озеро Иссык-Куль (8 дней, 124 км. пешком). Далее в ТР приводится график маршрута с начальным и конечным пунктом на каждый день пути, протяженностью пути в километрах, способом путешествия (пешком или с использованием транспортных средств). Обычно этого для ТР бывает достаточно, однако энциклопедическое понятие графика движения по маршруту трактуется более широко.
Четвертый раздел ТР содержит подробное описание маршрута по дням и часам с упором на технику преодоления естественных препятствий. К словесному описанию целесообразно приложить кроки и профильные рисунки естественных препятствий. Напомиим, что кроком (от франц.- набросок) называется чертеж участка местности с подробным отображением её важнейших элементов. Обычно кроки создают, используя глазомерную съёмку, заблаговременно составляя их основу по топографической карте или аэрофотоснимку. Кроки составляют по участкам маршрута, имеющим особый интерес (трудные перевалы, переправы через реки и т.п.). Обычные масштабы крока — 1:100000 — 1:25000 и крупнее. На крок наносятся местные ориентиры, возможные пути преодоления препятствий, масштаб, направление магнитного меридиана, дату съёмки. Кроки перевалов выполняют в перспективном изображении, условными знаками показывают трещины, лавино — и камнеопасные участки, места возможных ночевок, пути подъёма и спуска, наносят маршрут движения с отметками высот, крутизны склонов и разметкой времени прохождения перевала: На кроках препятствий на реках для водных маршрутов подробно показывают ориентиры на берегу, надводные и подводные камни, направление течения, прижимы и т.п. (390, 59). Профильные рисунки естественных препятствий, или так называемое перспективное изображение местности, осуществляется зарисовками с натуры или с фотоснимка. Кроки наиболее сложных естественных препятствий должны быть информативно связаны с общей картой (схемой) района путешествия, на которую наносится вся “нитка” маршрута, места ночевок и “забросок”. Для этого лучше всего подходят карты в масштабах от 1:100000 до 1:50000. Оптимальной картой такого рода являются т.н. “коридорные” карты, которые с 1990 по 1993гг. выпускало Казахское аэрогеодезическое предприятие (г.Алматы, ул. Есинберлина, 36). На карту наносилась линия маршрута в пятикилометровой зоне, на которой были обозначены основные географические пункты и естественные препятствия. На этом же листе приводился текст словесного описания маршрута на каждый день похода и профильные рисунки основных естественных препятствий. Примером такого материала может служить авторская туристская карта по Северному Тянь-Шаню со следующим маршрутом: г.Алматы — урочище Медео — ледник Титова — перевал Титова (1а) — перевал М.Маметовой (16) — река Левый Талгар — ледник Дмитриева — перевал Разведочный (16) — река Чон-Кемин — ледник Восточный Аксу — перевал Бозтери Восточный (16*) — река Орто — Долон-Ата- поселок Бозтери (озеро Иссык-Куль). Масштаб карты — 1:50000 позволяет очень точно нанести ночевки и заброски. В энциклопедической трактовке ночевкой называется место ночного сна туристской группы, а также сам ночной отдых (390, 77). Заброской называется заблаговременная отправка на определенный участок маршрута части груза туристов, предназначенного для прохождения этого участка и не нужного на предыдущих участках, а также сам отправляемый груз. Заброска позволяет уменьшить массу рюкзаков в начале похода, когда туристы ещё не втянулись в ритм движения. Обычно заброске подлежат предметы целевого назначения (например, часть медикаментов, специальное снаряжение, топливо и непортящиеся продукты). Заброска должна быть надёжно укрыта и защищена от растаскивания её животными и птицами (390, 40). В пятом разделе разработки должны быть представлены запасный и аварийный варианты маршрута. В первой теме нами была рассмотрена разница между указанными вариантами. Уточним, что запасный вариант маршрута (как правило) бывает один и прокладывается через менее сложные естественные препятствия, чем основной, но в тот же конечный пункт. Запасный вариант маршрута рассчитан на более короткое по времени прохождение, чем основной. Используется этот вариант чаще всего при резком ухудшении погоды или несоответствии физических (технических) возможностей участников похода сложности или протяженности основного маршрута. При разработке аварийного варианта маршрута следует помнить, что чрезвычайное происшествие (ЧП) может произойти на любом участке маршрута, при этом его вероятность на сложных участках выше. Поэтому аварийных вариантов маршрута должно быть несколько, и все они должны содержать ответы на вопросы, как и какими путями группа сможет максимально быстро выйти из любой точки района путешествия. Разрабатывая аварийные варианты, необходимо для начала определить так называемую точку возврата — место, с которого эвакуация оптимальна по пройденному уже пути к исходному пункту маршрута. Это будет первый аварийный вариант маршрута. Остальные подобные варианты высчитываются по признакам максимальной простоты и кратковременности пути к ближайшему населенному пункту или временному пребыванию людей, откуда возможна эвакуация транспортными средствами. Аварийные варианты маршрута высчитываются до той точки, от которой наилучшим вариантом эвакуации является движение по основному маршруту до конечного пункта. При разработке аварийных вариантов маршрута необходимо иметь в виду, что несчастье может произойти и с руководителем, и он будет не в состоянии руководить спасательными, поисковыми или транспортировочными работами. Поэтому из числа опытных членов бригады сопровождения должен быть назначен заместитель. Кроме того, заранее должны быть определены члены бригады сопровождения, которые будут, при необходимости, транспортировать или сопровождать пострадавшего в исходный пункт маршрута. В седьмом разделе ТР указывается, каким будет или может быть (например, 8-11 человек) количество клиентов в туристской группе. Только максимально точное количество клиентов, с указанием возраста и пола, позволяет выполнить расчеты по остальным (№8-12) разделам ТР. Количество клиентов оптимально, если оно (вместе с бригадой сопровождения) позволяет перевозить всю группу к началу пешеходной части маршрута и вывозить из района путешествия минимальным количеством транспортных средств (автомобилей, самолетов, вертолетов и т.п.). Это важно для сокращения затрат, а следовательно, цены путешествия для каждого клиента и укрепления на международном туристском рынке фирмы, продающей данный активный тур. Для того, чтобы не было осложнений на маршруте, в данном разделе ТР указывается минимальный уровень физической и технической подготовки клиентов, который позволит им успешно пройти весь маршрут тура. Если специалист фирмы, составляющий ТР того или иного активного путешествия, верно оценит его категорию сложности, то он сможет использовать данные о том, какой именно уровень подготовки должен быть у участников данного конкретного путешествия (см. приложение №3). При рекламировании тура и особенно при его продаже следует обязательно указать те параметры физической и технической подготовки, которые необходимы для успешного прохождения маршрута активного тура. В противном случае возможны не только осложнения на самом маршруте, но и претензии зарубежных партнёров в том, что они не получили заранее информации о реальных условиях эксплуатации купленного тура. А такие прецеденты в современной практике отечественной туристской индустрии уже есть. В этом же седьмом разделе следует подробно описать номенклатуру и качество необходимого для клиентов личного снаряжения, одежды и обуви. Как правило, всё это клиенты привозят с собой, и об этом представители наших турфирм должны заранее информировать зарубежных партнёров, а те, в свою очередь, потенциальных клиентов. Восьмой раздел ТР содержит данные о личном составе бригады сопровождения туристов на избранном маршруте с указанием количества людей, их должностными обязанностями, уровнем физической и технической подготовки, перечнем необходимого снаряжения, одежды и обуви. Количественный и качественный состав бригады сопровождения зависит от следующих условий: вида туризма, категории сложности путешествия, особенностей региона, в котором оно совершается, количества, возраста и пола клиентов, условий комфорта и безопасности, которые заложены в контракт с зарубежным или отечественным партнером. Бригады сопровождения в практикуемых сейчас горных туристских путешествиях (крекингах), как правило, состоят из гида-проводника, переводчика, двух поваров, врача, сирдара (руководителя бригады носильщиков) и носильщиков. Если врач не включается в состав бригады, то кто-нибудь из участников должен иметь необходимый уровень медицинской подготовки. Количество носильщиков для горного (пешеходного) маршрута 1-2 категории сложности определяется количеством клиентов, плюс два-три. Например, для группы клиентов в составе одиннадцати человек требуется тринадцать — четырнадцать носильщиков, т.е. по одному носильщику на каждого клиента и два-три носильщика для переноски грузов кухни. Для финансово-экономических расчетов, плана подготовки кадров и заключения контрактов с членами бригад сопровождения необходимо четко определить должностные обязанности каждого члена бригады. Из практики трекинговых походов с иностранными туристами сложился следующий перечень обязанностей: Гид-инструктор обязан: иметь специальную и физическую подготовку и формальное (т.е. подтвержденное полномочными государственными учреждениями) право на руководство туристскими походами и восхождениями определенной категории сложности; обеспечивать полное и безопасное прохождение группой маршрута в соответствии с графиком, утвержденным “Заказчиком”; предоставлять клиентам информацию обо всех объектах туристского путешествия; оказывать при необходимости клиентам и персоналу медицинскую помощь; быть корректным в общении с клиентами и персоналом; осуществлять руководство и контроль за деятельностью всего персонала; информировать “Заказчика” (при необходимости) о положительных сторонах и возможных недостатках работы персонала, претензиях и пожеланиях клиентов о работе персонала на маршруте. Руководитель бригады носильщиков (сирдар’) обязан: иметь уровень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить определенный “Заказчиком” маршрут, переносить контрактный груз (15 кг), продукты питания, личные вещи и снаряжение, необходимые для прохождения маршрута; руководить и контролировать деятельность всех носильщиков бригады, обеспечивать их прибытие с контрактным грузом в условленный (на каждый день маршрута) графиком пункт не позднее 60 минут после прихода клиентов с гидом, а прибытие головной группы (кухня, горючее, продукты питания) — одновременно с клиентами; выполнять все указания гида, касающиеся полного и безопасного прохождения маршрута клиентами и обслуживающим персоналом; распределять груз носильщикам на каждый ходовой день. Кухонные работники обязаны: иметь уровень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить определенный “Заказчиком” маршрут, переносить продукты питания, личные вещи и снаряжение, необходимое для прохождения маршрута; готовить пищу для клиентов и обслуживающего персонала в соответствии с технологическими и гигиеническими требованиями, по меню и графику (не менее 2-х раз в сутки), установленному для данного маршрута; содержать кухонный инвентарь в соответствии с правилами гигиены под контролем медицинского работника группы; прибывать ежедневно в установленный графиком пункт маршрута одновременно с гидом и клиентами; учитывать в работе все пожелания клиентов и указания гида, касающиеся времени, качества, ассортимента и количества приготовленной пищи. Носильщики обязаны: иметь уровень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить определенный “Заказчиком” маршрут, своевременно переносить по маршруту весь контрактный груз (15 кг), продукты питания, личные вещи и снаряжение, необходимое для маршрута; приходить ежедневно в пункт назначения не позднее 60 мин. после прихода клиентов; помогать клиентам устанавливать и сворачивать палатки; в дни, не связанные с переноской грузов, выполнять другие работы по прохождению маршрута; выполнять все указания сирдара и гида, связанные с полным и безопасным прохождением маршрута. Коноводы обязаны: иметь уровень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить определенный «Заказчиком» маршрут; уметь управлять тягловым животным (лошадью, ослом, верблюдом, яком и т.п.) так, чтобы своевременно и в полной сохранности переносить по маршруту весь контрактный груз (100 кг), продукты питания, личные вещи и, снаряжение, необходимые для маршрута; приводить тягловое животное с грузом ежедневно в пункт назначения за 60 мин. до прихода клиентов; помогать клиентам устанавливать и сворачивать палатки; в дни не связанные с перевозкой грузов, выполнять другие работы по прохождению маршрута; выполнять все указания сирдара и гида, связанные с полным, безопасным прохождением маршрута клиентами и бригадой сопровождения. Девятый раздел ТР состоит из перечня продуктов питания с указанием их количества, общего веса и калорийности меню на каждый приём пищи. Следует сразу отметить, что приготовление пищи, питание клиентов и бригады носильщиков в походе осуществляется раздельно, а следовательно, набор продуктов до похода также осуществляется раздельно. Составлением меню, покупкой продуктов, их упаковкой и приготовлением пищи в походе для клиентов занимаются 2-3 повара, состоящих в бригаде сопровождения. Те же самые действия для бригады носильщиков осуществляются силами самих носильщиков. По сложившейся традиции с клиентами питаются гид, переводчик и сами повара. С учетом этого и производится подбор необходимых продуктов питания. Питание в походе должно покрывать энергетические затраты туристов. В активных походах 1-2 категории сложности энергетические затраты достигают 4000 ккал. Исходя из характера пути на каждый приём пищи, составляется меню, в котором указывается, какие и сколько продуктов нужно для приготовления пищи на каждый ходовой день. Затем составляется общий перечень продуктов питания, подсчитывается их общий вес, производятся соответствующие закупки и упаковка. Подробно процессы подготовки продуктов питания и приготовления пищи в походе будут рассмотрены в главе IV. Десятый раздел ТР включает в себя перечень, количество, общий вес снаряжения для клиентов и группового снаряжения. К групповому снаряжению относятся, прежде всего, снаряжение бивачное и средства страховки. В состав бивачного группового снаряжения входят палатки, нагревательные приборы и горючее, варочная посуда, кухонные принадлежности, спички, фонари с запасными батарейками, свечи, хозяйственное мыло, клеёнка обеденная, ремонтный набор и т.п. Обычно в трекинговые путешествия с клиентами берут большую палатку-столовую, в которой человек может стоять во весь рост и где одновременно могут принимать пищу 12 - 14 человек. В комплекте с палаткой-столовой берут три легких складывающихся стола и 13-15 складных стульчиков. Такой комплект позволяет с комфортом не только принимать пищу всей группой, но и подводить итоги ходового дня или обсуждать планы на следующие дни путешествия. Палатки для ночлега берут из расчета одной палатки на двух клиентов, члены бригады сопровождения спят по 3-4 человека или в одной-двух больших палатках типа “Зима” с соответствующим полиэтиленовым тентом. При количестве клиентов 11-12 человек в качестве нагревательных приборов берут три газовых горелки (или газовую плиту); бригада сопровождения имеет обычно две газовых горелки. Из средств страховки на горном маршруте первой категории необходимо иметь две основных веревки по 40м каждая, 4-5 карабинов, несколько репшнуров и, если перевалы маршрута имеют достаточно крутые участки с оледенением, то нужны 2-3 ледобурных крюка и один ледоруб. Такое же страховочное снаряжение необходимо иметь и бригаде сопровождения. Конечно, полная номенклатура группового снаряжения для трекингов может изменяться в зависимости от конкретного маршрута, но основа его представлена в приложении №10. Состав медицинской аптечки приводится в главе №VIII. При этом следует отметить, что отдельно медаптечки подбираются как для клиентов, так и для бригады сопровождения. Существенным отличием медаптечки для обслуживающего персонала по сравнению с клиентами является большее количество средств для заклейки мелких ссадин, царапин и потертостей. Обычно носильщики, особенно первые дни похода, когда груз максимален, получают большое количество потертостей на ногах. В качестве общих рекомендаций по составлению ТР и проведению активного туристского путешествия с коммерческими целями отметим следующее: 1) Оптимальным основанием составления ТР и коммерческой эффективности проделанной работы является предварительный заказ отечественного или зарубежного партнера. В заказе желательно оговорить район путешествия, категорию его сложности и вид туризма, сроки путешествия и количество клиентов. 2) Далее ТР следует составлять по пунктам 1-7, потом по пункту 8 ориентировочно наметить количество людей в бригаду сопровождения, выполнить расчеты по пунктам 9-11. 3) Суммарный вес личных баулов клиентов, бивачного и группового снаряжения, продуктов питания, горючего и медикаментов составит т.н. контрактный груз, т.е. груз, который должны транспортировать носильщики. Обычно по контракту носильщики переносят 15-20 кг. (не считая своего бивачного, группового снаряжения, продуктов питания, горючего и личных вещей). Разделив весь контрактный вес на 15, мы получим необ- ходимое число носильщиков, после чего можно уточнить все материально — техническое обеспечение группы в походе. 4) Для того, чтобы расчёты в ТР были максимально точными, важно заранее обговорить с фирмой, направляющей клиентов, сколько (по весу) личных вещей может передать каждый клиент для переноски носильщикам. 5) Лучшим вариантом, как показывает наш опыт, является тот, когда в контракте бригады сопровождения с “Заказчиком” оговаривается сумма, на которую покупаются продукты питания для носильщиков, а закупка продуктов осуществляется сирдаром. 6) Следует иметь в виду, что “Заказчик”, как правило, не обеспечивает бригаду обслуживания одеждой, личным снаряжением и медикаментами, а иногда и палатками. В заключение главы отметим, что только заблаговременное и тщательное составление тактической разработки позволит “Заказчику” обеспечить активный тур материально-техническими и финансовыми ресурсами, а соответствующему туристскому агентству — осуществить в полном объёме план подготовки квалифицированной бригады сопровождения. Детали составления ТР будут нами рассмотрены в следующих темах.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |