Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актив­ных туристских путешествий




 

Для рассмотрения понятия “классифицированное туристское путешествия” необходимо разъяснить его составляющие части. Слово “класс” имеет многовариантное значение, однако для нашего случая классом на­зывается подразделение, разряд, категория в различных классификациях. Под “классификацией” имеется в виду логичная система внутренне сопод­чиненных понятий, объектов, явлений в какой-либо области, распределен­ных по группам на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними (166, 180-182).

Классифицированным туристским путешествием в активном туризме называется определенный маршрут, соответствующий одной из категорий сложности. Туристский маршрут — это заранее спланированная трасса пе­редвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнитель­ных туристско-экскурсионных услуг (247, 33).

Активные путешествия являют собой первозданный туризм. Именно путешествия, сопоставимые с классическими путешествиями XIX и начала XX веков, составляют цель и притягательную силу активного туризма. Их прохождение носит спортивный характер, т.к. имеется ограничение во времени, определенная скорость передвижения, преодоление естествен­ных препятствий, не вызванное утилитарными потребностями человека.

Необходимость классификации маршрутов вытекает из особенностей активных видов туризма. Безопасность в этом направлении туристской деятельности прежде всего обеспечивается соответствием подготовки ту­ристов сложности предстоящего путешествия. Располагая маршруты в оп­ределенной последовательности по степени их сложности, классификация позволяет сравнивать между собой маршруты, где бы они ни были проло­жены, на Северном Тянь-Шане или в Альпах. Классификация ориентирует на естественно и логично построенные маршруты. При этом логичным считается непрерывный маршрут, на котором можно получить максималь­ное для данной протяженности знакомство с разнообразием природных ландшафтов района при взаимоувязанном целесообразном распределении физической, технической и психической нагрузки и естественных препят­ствий (318, 12).

Точное знание классификации туристских путешествий необходимо организатору (менеджеру) туристской структуры для того, чтобы:

1) квалифицированно разрабатывать или целенаправленно выбирать уже разработанные маршруты в соответствии с требованиями заказчика;

2) обоснованно составлять, осуществлять и контролировать выполне­ние планов предсезонной подготовки обслуживающего персонала в соот­ветствии со сложностью того или иного туристского маршрута;

3) квалифицированно формировать бригады сопровождения клиентов для активных туристских путешествий.

Первые, начальные попытки примитивно классифицировать активные туристские маршруты предпринимались еще в России досоветского пе­риода. Попытки эти имели сугубо практические цели. Русское горное об­щество, возникшее в начале XX века, ставило перед собой задачи “всесто­роннего изучения гор, распределения сведений о них и облегчения зна­комства с горной природой путем путешествий, экскурсий и восхожде­ний” (99, 34). С 1902 г. правление общества начало подбирать проводни­ков, которые могли бы оказать помощь путешествующим по горам Кавка­за. Проводникам выдавали “Проводническую книжку” и жетон. Для каж­дого района Кавказа устанавливалась определенная плата за работу в зави­симости от трудности маршрута. В правилах для проводников указыва­лось, что они “обязаны в точности исполнять взятое на себя обязательство провести путника по условленному пути, заботиться об удобствах и безо­пасности путешественников…” (281). Из вышесказанного видно, что раз­деление туристских маршрутов по разной сложности (и, соответственно, оплаты проводникам) РГО начало осуществлять с целью обеспечения безопасности туристов.

В 1947 г. в помощь руководителям спортивных групп вышло пособие О.А.Архангельской “Как организовать туристское путешествие", Всесо­юзным комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР были разработаны “Показатели, определяющие трудно­сти туристских маршрутов”. С 1949 г. туризм был включен в Единую все­союзную спортивную классификацию наравне с другими видами спорта.

Была проведена классификация спортивного туризма, утверждены три степени туристского мастерства и звание «Мастер туризма». Позднее они стали называться спортивными разрядами по туризму и званием «Мастер спорта СССР». Туристские походы в зависимости от сложности разделили на три категории.

В конце XX века в спортивном туризме Российской федерации поя­вились новые виды: в спортивную классификацию был включен парусный туризм, а с 2001 года конный туризм и туризм для людей с ограниченными возможностями, спортивные разряды и звания стали присваивать по спор­тивным походам и пуристскому многоборью. (357, 15-17).

Похожие изменения произошли в тоже время в спортивном туризме Республики Казахстан. Предпринимались попытки изменить существо­вавшую ранее классификацию туризма. (226)

В туристских путешествиях с категорией выше первой, а иногда и в походах 1-й к.с., имеются участки, прохождение которых характеризуется повышенным уровнем опасности для здоровья и жизни. При неподготов­ленности групп и неблагоприятном стечении обстоятельств на таких уча­стках могут происходить и происходят несчастные случаи.

На Западе туристские фирмы за вполне приемлемую (по западным меркам) плату организуют восхождения на горные вершины всех конти­нентов Земли. Существуют туристские маршруты “К вершинам мира”. Фирмы обеспечивают доставку желающих к началу маршрута, резервиру­ют места в отелях и горных хижинах. Само восхождение может проходить в свободном стиле, нередкое явление — супружеские пары на склонах Ки­лиманджаро (Африка) или Аконкагуа (Юж. Америка) (371, 253).

Окончательное решение об отнесении маршрута к определенной ка­тегории сложности принимается только по совпадающему результату субъективных оценок, принадлежащих достаточно большому (несколько десятков) числу опытных туристов, принимающих непосредственное ак­тивное участие в современной работе маршрутно-квалификационных ко­миссий (318, 10). Присвоение каждому маршруту определенного места в классификации позволяет заранее оценить набор имеющихся на маршруте сложностей и тем самым определить его доступность для групп участни­ков определенного уровня подготовки. Классификация маршрутов турист­ских путешествий является основой всей работы по обеспечению безопас­ности их участников. Впервые классификация горных вершин в СССР на­чалась еще в предвоенные годы и с тех пор пополняется и систематизиру­ется. К 1990 году в “Классификационную таблицу маршрутов на горные вершины СССР” было включено около 4000 маршрутов, в том числе более 1000 — 5 и 6 к.с. (147). В СССР по типу рельефа альпинистские маршруты подразделялись на скальные, снежно-ледовые и комбинированные. Отне­сение маршрута к скальному или комбинированному производилось по преимущественному характеру сложных мест, определяющих категорию сложности.

Наряду с восхождениями на вершины классифицируются также тра­версы — прохождение не менее двух вершин, причем спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей и осуществлять­ся не по пути подъема. И восхождения, и траверсы классифицируются по 11 категориям: 16, 2а, 26, За, 36, 4а, 46, 5а, 56, 6а, 66. При этом использо­ван принцип категорирования всего маршрута по совокупности всех его участков. Эта классификация в настоящее время продолжает действовать в большинстве республик, входивших ранее в состав СССР, в том числе и в Казахстане. В дальнем зарубежье сложилась иная система, основанная на классификации сложности отдельных участков маршрута. В двадцатые годы XX столетия на Западе появилась шесгиступенчатая шкала трудно­сти Вельценбаха, названная “Мюнхенской классификацией”, которая, в принципе, согласуется с современной классификацией УИАА (Union Internationale des Associa tions d*Alpinisme) Международного альпинист­ского союза. Существующая в Альпах с 1947г. официально принятая УИ­АА международная шкала трудности альпинистских маршрутов подразде­ляется на шесть обозначаемых римскими цифрами категорий. Эти катего­рии применяются во всех новейших путеводителях. Выше 111 категории трудности, для большей определенности, вводятся дополнительные обо­значения “+” (плюс) и (минус).

I - малой трудности (нетрудные, легкие). Для движения и сохране­ния равновесия иногда требуется помощь рук. Многочисленные, в основ­ном, крупные зацепки и выступы при сильно разрушенном рельефе, но скалы часто разрушены и потому небезопасны. Для прохождения необхо­димы уверенность и отсутствие боязни глубины.

II - средней трудности. Сохранение равновесия и продвижение не­возможны без помощи рук. Менее опытные альпинисты ходят здесь со страховкой с помощью веревки, особенно на участках, где крутые скалы сильно разрушены и возможен срыв. Одновременное движение связки на короткой веревке — только для опытных альпинистов.

ш. — довольно трудные. Верхний предел для скалолазов, занимаю­щихся альпинизмом от случая к случаю. Зацепки относительно невелики и расположены далеко друг от друга. Даже для хороших скалолазов здесь начинаются трудности. Одновременное движение невозможно, попере­менная страховка! С собой необходимо брать петли, закладки, карабины. На спуске, в зависимости от крутизны, — лазание или спуск на веревке.

IV - очень трудные. Спортивное свободное лазание по крутым ска­лам. Требуются солидное умение и опыт, прежде всего, для руководителя. Попеременная и промежуточная страховка с помощью крючьев и других вспомогательных средств. Даже хорошие скалолазы считают необходимой страховку с помощью веревки. Спуск по веревке.

V - особо трудные. Выработанное постоянной тренировкой умение, отточенная техника, запас сил, уверенная работа с веревкой и вспомога­тельными средствами — необходимые качества, особенно для лидера в связке. Применение крючьев для страховки и для движения, частичное ис­пользование лесенок. Целесообразно идти на сдвоенной веревке. Требует­ся незаурядное мастерство в скалолазании.

VI - сверхсложные. Лучшие скалолазы еще могут лезть свободным лазанием. Малые зацепки и многочисленные участки, проходимые лишь на трении, требуют организации большого количества пунктов страховки с малым расстоянием между ними. Часто встречаются участки VI катего­рии трудности для свободного лазания в комбинации с участками, где не­обходимы искусственные точки опоры, в качестве которых применяются крючья. При лазании с применением искусственных точек опоры (подве­шиваемых на крючья лесенок, петель, платформ) сложность оценивается по 4-балльной шкале: А1, А2, АЗ, А4. (371, 117-119).

Следует отметить некоторую разницу в обозначении сложности аль­пинистского маршрута в разных странах Запада. Так, во Франции шкала оценки трудности пути примерно на один балл выше немецкой. Например, IV к.с. во французской системе соответствует V в немецкой и т.д. В Сак­сонии принята семиступенчатая шкала оценки трудности пути и существу­ет запрет на использование искусственных точек опоры. Американская шкала трудности обозначается различными числовыми системами:

а) трудность отдельных участков — “классы 1-5” и подразделение внутри класса 5 составляют десятичную систему от 5,1 до 5,11. Последнее означает сверхсложные участки пути.

б) римскими цифрами от 1 до IV отмечаются общие требования к трудности альпинистского маршрута. При этом маршрут, на котором встречаются сверхтрудные участки, в целом может иметь оценку трудно­сти 111 (371, 120).

Категорией трудности называется классификационный показатель, характеризующий степень трудности преодоления отдельных препятствий в активном туристском путешествии (в отличие от категории сложности, относящейся ко всему походу в целом) (390,52).

Технические препятствия определяются отдельно для каждого вида туризма: пешего, лыжного, водного, велосипедного и других. Препятст­виями в пеших походах являются болота, лесные и кустарниковые зарос­ли, переправы через реки, травянистые склоны. Для горного туризма, на­пример, основными препятствиями являются ледники и перевалы. В прак­тике горного туризма под понятием “перевал” подразумевается путь с пе­ресечением хребта или его отрога из одной долины в другую или из одно­го элементарного бассейна в другой. Перевал, в туристском смысле, дол­жен удовлетворять требованию логической обоснованности пути при его максимальной простоте и безопасности. Поэтому перевальная точка может не совпадать с самой низшей точкой водораздела (212, 14).

В основу шкапы трудности перевалов положены четыре определяю­щих признака: 1) характер наиболее сложных участков пути; 2) необходи­мая для преодоления перевала техника и тактика передвижения и особен­ности мест ночлегов; 3) количественные характеристики маршрута (время движения, количество точек страховки); 4) необходимое специальное сна­ряжение.

Категория трудности перевала определяется совокупностью всех че­тырех признаков. При наличии отдельных признаков, соответствующих более высокой категории, их нужно отмечать в качестве факторов, допол­нительно усложняющих прохождение, но не следует переводить перевал в более высокую категорию. К группам, выпускаемым на такие перевалы, должны предъявляться, соответственно, повышенные требования.

В классификационные признаки не входят потенциальные опасности (лавины, камнепады и т.п.), т.к. определяя выбор пути и тактику движения, они сами по себе не характеризуют его сложности. “Правилами…” опреде­лено, что все участники прохождения перевалов труднее 1 а должны иметь опыт прохождения перевала предыдущей полу категории, а руководитель — опыт прохождения участником перевала данной полукатегории и руково­дителем перевала на полукатегорию ниже. Для руководства прохождением перевалов третьей категории трудности нужно не одно, а два предшест­вующих руководства. Оговорены так же требования к объемам специаль­ной подготовки.

При оценке сложности горных туристских походов большое значение имеет высота над уровнем моря, на которой проходит маршрут, и дли­тельность пребывания на высоте. И то, и другое накладывает важные до­полнительные ограничения на допуск участников, даже располагающих необходимым перевальным опытом. Известны несчастные случаи, связан­ные с молниеносным развитием простудных заболеваний на высоте. Воз­никновение этих заболеваний — следствие общего ослабления организма в результате длительного пребывания на высоте, переутомления, переохла­ждения и т.п. Повышенной вероятности таких случаев может быть проти­вопоставлена только высотная акклиматизация (318,25).

Дополнительные требования к предшествующему опыту заключаются в том, что руководитель и участники путешествия с перевалами высотой более 5000м. должны иметь опыт пребывания на высотах, ниже макси­мальных на новом маршруте не более чем на 1000м. Таким образом, высо­та — это самостоятельный элемент обязательного опыта, требующий такой же сознательной последовательности накопления, как и другие его состав­ляющие. Предварительная высотная акклиматизация должна учитываться только в том случае, если она происходила одним-двумя годами раньше, мри более длительных перерывах она не учитывается (318, 25).

Туристские походы в зависимости от сложности делятся на шесть ка­тегорий. Категория сложности определяется совокупностью трех клас­сификационных признаков:

1) продолжительностью;

2) протяженностью;

3) технической сложностью маршрута.

Продолжительность маршрута определяется как минимальное вре­мя, необходимое в среднем для прохождения маршрута группой, подго­товка которой соответствует его сложности, без учета дней отдыха и за­пасных дней на компенсацию трудностей, связанных с влиянием погоды. Дни отдыха (дневки) не входят в нормативную продолжительность, при­чем их количество составляет’ не более 20 % от общей продолжительности похода. Продолжительность путешествия “Правилами” не ограничивается. Однако, если число дней окажется больше минимального норматива более чем на 25-30% без достаточных оснований (например, без увеличения протяженности и количества препятствий), то маршрутная комиссия впра­ве уменьшить сложность путешествия на одну категорию вследствие не­достаточной интенсивности нагрузки. При большей, чем нормативная, сложности путешествия продолжительность его рекомендуется увеличи­вать.

Протяженность маршрута понимается как наименьшая допустимая длина маршрута данной категории сложности (см. приложение №2). Про­тяженность маршрута может быть уменьшена лишь в исключительных случаях, при большей технической сложности, но не более чем на 25% по сравнению с указанной в нормативе. Протяженность маршрута в сильно пересеченной местности (например, в горах) измеряется по топографиче­ской карте или картосхеме масштаба 1:1000000 курвиметром. Полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

При определении категории сложности учитывается только путь, проходящий через характерные узловые точки, с учетом возможности дос­тижения туристских объектов радиальными выходами. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяжен­ностью не менее 75% от указанной в требованиях для данной категории сложности путешествия и, если это путешествие горное, содержать не ме­нее двух перевалов, наиболее трудных для данного маршрута. Радиальным выходом считается указанный в маршрутной книжке участок маршрута с возвращением в начальную точку. Расстояния и естественные препятст­вия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью; пройденные в линейных ради­альных выходах (с возвращением по тому же пути) — в половинном разме­ре. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не может являться основанием для увеличения зачетной сложности маршрута (390, 6-7).

Маршруты туристских путешествий 1II-VI категорий сложности должны быть непрерывными. Разрывом маршрута считается пребывание в населенном пункте более двух суток, не вызванное непредвиденными или чрезвычайными обстоятельствами, а также использование внутримар — шрутного механического транспорта. В виде исключения МКК может до­пустить однократный кратковременный разрыв маршрута с использовани­ем механического транспорта в пределах данного туристского района. При нарушении принципа непрерывности одна из частей такого маршрута мо­жет быть не засчитана (212, 6).

Техническая сложность маршрутов любой категории предполагает определенный уровень типичных для каждого вида туризма препятствий, при этом для более высоких категорий сложности характерны препятствия более сложные, чем в маршрутах низших категорий сложности (390, 52).

Качественная оценка препятствий определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для прохождения данного препятствия с надлежащей гарантией безопасности, а также тем, насколько серьёзными могут быть последствия аварии. Технический уро­вень препятствий, характерных для маршрутов высших категорий сложно­сти, требует, как правило, коллективных усилий для их преодоления (ор­ганизация переправ, обеспечение страховки и т.п.). При оценке маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для обеспечения безопасности в после­дующих путешествиях.

Количественная оценка сложности препятствий производится по суммарному времени, затрачиваемому на их преодоление, включая все ви­ды необходимой деятельности, кроме лагерных работ. Для маршрутов пя­той категории сложности количество препятствий предполагается таким, чтобы их преодоление требовало примерно 10-12 дней суммарного време­ни при максимальной отдаче моральных и физических сил, в маршрутах четвертой категории — 7-8 дней, в маршрутах третьей категории — 4-5 дней и т.д. (при общей продолжительности в соответствии с установленными требованиями). Техническая трудность преодоления, разнообразие и ха­рактер препятствий в походе данной категории сложности должны быть не ниже, чем для классифицированных маршрутов той же категории в данном районе. В зависимости от характера препятствий МКК определяет уровень квалификации и технического мастерства участников (и руково­дителя) похода, необходимый для прохождения данного препятствия при условии гарантированной безопасности (390, 52).

При классификации маршрутов в горном туризме пользуются набо­ром перевалов, определяющих сложность маршрута (см. приложение №3).

(‘ 1489 года в СССР в маршруты горных походов стали включаться вос­хождения на вершины и траверсы хребтов. Число таких элементов на маршруте не должно превышать двух, а трудность должна быть не выше трудности перевалов, определяющих сложность маршрута. Число перева­лов, необходимых для зачета похода, содержащего восхождения на вер­шины и траверсы, может быть сокращено по усмотрению МКК.

Походы по маршрутам менее продолжительным, протяженным или сложным, чем маршрут 1-й к.с., считаются некатегорийными (например, походы выходного дня). На некатегорийных и категорийных (кроме 6-й к.с.) маршрутах могут встречаться участки, характерные для классифици­рованных маршрутов любой сложности. Опыт участников, требуемый для таких походов, должен соответствовать трудности преодоления этих уча­стков. Их прохождение учитывается при решении вопроса о допуске тури­стов к походам по классифицированным маршрутам, но не принимается в зачет при установлении спортивной квалификации туриста и присвоении ему спортивного разряда (390, 52).

Водный туризм является сложнейшим и опаснейшим видом туризма. Если во всех других путешествиях на сложном участке можно остановить­ся, чтобы найти лучшее решение, отдохнуть, собраться с силами, то темпы прохождения водных маршрутов жестко задаются быстротой течения во­ды, и необходимо иметь отработанную реакцию, гарантирующую опти­мальные действия в заданное водой время. Поэтому решение вопроса о допуске той или иной группы на сложный сплав является делом весьма ответственным. Для принятия такого решения нужны очень квалифициро­ванные специалисты. Исчерпывающая классификация водных маршрутов затруднена тем, что их можно проходить на разных плавсредствах, а это требует различного уровня мастерства для преодоления одних и тех же препятствий. Кроме того, ранее приобретенный опыт во многих случаях зависит от уровня воды при сплаве. Некоторые специалисты считают, что категория сложности определенных маршрутов, в зависимости от этого уровня, может изменяться на ступень в каждую сторону. Причем его по­вышение или понижение против среднего режима усложняет прохождение одних препятствий и упрощает прохождение других (318,26).

При классификации пешеходных путешествий нужно учитывать та­кой специфический фактор, как непрерывность ненаселенной и трудно­проходимой местности при отсутствии коротких эвакуационных выходов. Участки пути, расположенные рядом с населенными пунктами, всегда ока­зываются проще для прохождения. А если населенные пункты попадаются в пути часто, то маршрут упрощается вследствие облегчения выбора на­правления самого движения группы. В роли облегчающих обстоятельств в этом случае могут выступать безлесные и горные участки, парковые леса и другие места, в которых группа точно знает, где она находится и при не­обходимости может форсировать переходы.

Более сложной бывает ситуация, когда основная часть пешеходного маршрута проходит по ненаселенному региону. В этом случае изо дня в день группе приходится выбирать линию движения при отсутствии опре­деленных ориентиров и постоянной уверенности, двигаться без тропы, че­рез заросли, гати, болота без возможности получить какую-либо помощь со стороны. При необходимости существенно ускорить движение в таких условиях весьма сложно. Группа должна находиться в состоянии постоян­ной мобилизованности, повышенного внимания к прокладке маршрута и темпу его прохождения. Это является существенным осложняющим фак­тором при прохождении маршрута и должно учитываться организаторами похода при подборе участников и бригады сопровождения, особенно, если мероприятие проводится на коммерческой основе.


 

Тема 3. Содержание и методика тактических разработок в ак­тивных видах туризма

 

Тактической разработкой активного туристского путешествия назы­вается документ, содержащий подробное описание цели, средств, сил и действий, необходимых для полного и относительно безопасного прохож­дения намеченного маршрута. Тактическая разработка (ТР) содержит в себе информацию как о предпоходных тактических действиях, так и час­тично о том, что следует делать группе в ходе самого путешествия.

В коммерческом использовании активных видов туризма тактические разработки маршрутов имеют первостепенное значение и являются само­стоятельным туристским продуктом. Именно завершенная тактическая разработка является начальным этапом подготовки и продажи активного тура как на внутреннем, так и между народном туристском рынке. Без ТР невозможно определить стоимость тура, составить соответствующий прайс-лист, осуществить рекламные мероприятия, подготовку необходи­мого материально-технического обеспечения, соответствующей бригады сопровождения и, наконец, осуществить собственно путешествие.

Безусловно, тактическая разработка активных туров для коммерче­ского использования существенно отличается от ТР спортивного турист­ского похода. Для коммерческого использования, как правило, выбирают­ся маршруты не выше первой категории сложности, но необходимость со­провождения и обслуживания коммерческих групп весьма затрудняет осуществление соответствующих тактических разработок.

Многолетнее сотрудничество преподавателей и студентов факультета туризма Казахской академией спорта и туризма с казахстанской фирмой

МАЛ “Хан-Тенгри”, холдинговой компанией “Жибек жолы” и российской турфирмой “Русса” подтвердило, какой по структуре и содержанию долж — IK1 быть оптимальная тактическая разработка активного туристского путе­шествия для использования в коммерческих целях.

Начинать ТР целесообразно с обоснования выбора предлагаемого маршрута по следующим критериям: безопасность, познавательный инте­рес, устойчивость хорошей погоды в летнее время, близость подъездов к начальной и конечной точкам активной части путешествия и т.п. Именно этим критериям отвечают предлагаемые нами горные туристские маршру­ты по Северному Тянь-Шаню, Джунгарскому Алатау и казахстанской час­ти Центрального Тянь-Шаня. Следует более подробно описать памятники природы, истории и культуры на данном маршруте, т.к. это можно исполь­зовать в целях рекламы.

В следующем, втором разделе ТР необходимо описать “нитку” самого маршрута путешествия с его основными физико-географическими пунк­тами и естественными препятствиями (реки, озера, перевалы, ледники, бо­лота, леса и т.п.). Примером такого перечисления основных пунктов и препятствий является начало технических описаний категорийных турист­ских маршрутов, приводимых нами в книге “По Северному Тянь-Шаню. Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей-Алатау” (М, Профиздат, 1991.). Гак, описание маршрута №2 озаглавлено следую­щим перечислением: г.Алматы — урочище “Медео” — горнолыжная база “Чимбулак” — перевал Талгарский(н/к) — река Левый Талгар — перевап Ту­ристов (1а) — перевал Озерный (н/к) — река Чон-Кемин — озеро Жасык-Куль

- перевал Аксу Северный (1а*) — река Чон-Аксу — поселок Григорьевка — озеро Иссык-Куль (8 дней, 124 км. пешком). Далее в ТР приводится гра­фик маршрута с начальным и конечным пунктом на каждый день пути, протяженностью пути в километрах, способом путешествия (пешком или с использованием транспортных средств). Обычно этого для ТР бывает дос­таточно, однако энциклопедическое понятие графика движения по мар­шруту трактуется более широко.

Графиком движения называется последовательное распределение во времени этапов прохождения маршрута, выраженное в табличной или графической форме. В турпрактике различают планируемый и исполни­тельный график движения. Планируемый график движения разрабатыва­ется при подготовке турпохода и в сокращенном виде входит в состав маршрутной книжки; исполнительный график движения составляется во время или непосредственно после похода и включается в отчет о походе. В графике движения указывается начало и конец каждого этапа пути, его протяженность, время прохождения этапов, выраженное в часах и мину­тах, высотные отметки или перепад высот, а также характер пути, приме­нявшаяся техника движения и страховки, опасные места и достопримеча­тельности с привязками по времени и ориентирами (390, 37). В качестве примера приведем график прохождения уже упомянутого нами маршрута №2.      
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Четвертый раздел ТР содержит подробное описание маршрута по дням и часам с упором на технику преодоления естественных препятст­вий. К словесному описанию целесообразно приложить кроки и профиль­ные рисунки естественных препятствий. Напомиим, что кроком (от франц.- набросок) называется чертеж участка местности с подробным ото­бражением её важнейших элементов. Обычно кроки создают, используя глазомерную съёмку, заблаговременно составляя их основу по топографи­ческой карте или аэрофотоснимку. Кроки составляют по участкам мар­шрута, имеющим особый интерес (трудные перевалы, переправы через ре­ки и т.п.). Обычные масштабы крока — 1:100000 — 1:25000 и крупнее. На крок наносятся местные ориентиры, возможные пути преодоления препят­ствий, масштаб, направление магнитного меридиана, дату съёмки. Кроки перевалов выполняют в перспективном изображении, условными знаками показывают трещины, лавино — и камнеопасные участки, места возможных ночевок, пути подъёма и спуска, наносят маршрут движения с отметками высот, крутизны склонов и разметкой времени прохождения перевала:

На кроках препятствий на реках для водных маршрутов подробно по­казывают ориентиры на берегу, надводные и подводные камни, направле­ние течения, прижимы и т.п. (390, 59).

Профильные рисунки естественных препятствий, или так называемое перспективное изображение местности, осуществляется зарисовками с на­туры или с фотоснимка.

Кроки наиболее сложных естественных препятствий должны быть информативно связаны с общей картой (схемой) района путешествия, на которую наносится вся “нитка” маршрута, места ночевок и “забросок”. Для этого лучше всего подходят карты в масштабах от 1:100000 до 1:50000. Оптимальной картой такого рода являются т.н. “коридорные” карты, которые с 1990 по 1993гг. выпускало Казахское аэрогеодезическое предприятие (г.Алматы, ул. Есинберлина, 36). На карту наносилась линия маршрута в пятикилометровой зоне, на которой были обозначены основ­ные географические пункты и естественные препятствия. На этом же листе приводился текст словесного описания маршрута на каждый день похода и профильные рисунки основных естественных препятствий. Примером та­кого материала может служить авторская туристская карта по Северному Тянь-Шаню со следующим маршрутом: г.Алматы — урочище Медео — лед­ник Титова — перевал Титова (1а) — перевал М.Маметовой (16) — река Левый Талгар — ледник Дмитриева — перевал Разведочный (16) — река Чон-Кемин — ледник Восточный Аксу — перевал Бозтери Восточный (16*) — река Орто — Долон-Ата- поселок Бозтери (озеро Иссык-Куль).

Масштаб карты — 1:50000 позволяет очень точно нанести ночевки и заброски. В энциклопедической трактовке ночевкой называется место ночного сна туристской группы, а также сам ночной отдых (390, 77). За­броской называется заблаговременная отправка на определенный участок маршрута части груза туристов, предназначенного для прохождения этого участка и не нужного на предыдущих участках, а также сам отправляемый груз. Заброска позволяет уменьшить массу рюкзаков в начале похода, ко­гда туристы ещё не втянулись в ритм движения. Обычно заброске подле­жат предметы целевого назначения (например, часть медикаментов, спе­циальное снаряжение, топливо и непортящиеся продукты). Заброска должна быть надёжно укрыта и защищена от растаскивания её животными и птицами (390, 40).

В пятом разделе разработки должны быть представлены запасный и аварийный варианты маршрута. В первой теме нами была рассмотрена разница между указанными вариантами. Уточним, что запасный вариант маршрута (как правило) бывает один и прокладывается через менее слож­ные естественные препятствия, чем основной, но в тот же конечный пункт.

Запасный вариант маршрута рассчитан на более короткое по времени про­хождение, чем основной. Используется этот вариант чаще всего при рез­ком ухудшении погоды или несоответствии физических (технических) возможностей участников похода сложности или протяженности основно­го маршрута.

При разработке аварийного варианта маршрута следует помнить, что чрезвычайное происшествие (ЧП) может произойти на любом участке маршрута, при этом его вероятность на сложных участках выше. Поэтому аварийных вариантов маршрута должно быть несколько, и все они должны содержать ответы на вопросы, как и какими путями группа сможет макси­мально быстро выйти из любой точки района путешествия.

Разрабатывая аварийные варианты, необходимо для начала опреде­лить так называемую точку возврата — место, с которого эвакуация опти­мальна по пройденному уже пути к исходному пункту маршрута. Это бу­дет первый аварийный вариант маршрута. Остальные подобные варианты высчитываются по признакам максимальной простоты и кратковременно­сти пути к ближайшему населенному пункту или временному пребыванию людей, откуда возможна эвакуация транспортными средствами.

Аварийные варианты маршрута высчитываются до той точки, от ко­торой наилучшим вариантом эвакуации является движение по основному маршруту до конечного пункта. При разработке аварийных вариантов маршрута необходимо иметь в виду, что несчастье может произойти и с руководителем, и он будет не в состоянии руководить спасательными, по­исковыми или транспортировочными работами. Поэтому из числа опыт­ных членов бригады сопровождения должен быть назначен заместитель. Кроме того, заранее должны быть определены члены бригады сопровож­дения, которые будут, при необходимости, транспортировать или сопро­вождать пострадавшего в исходный пункт маршрута.

В седьмом разделе ТР указывается, каким будет или может быть (на­пример, 8-11 человек) количество клиентов в туристской группе. Только максимально точное количество клиентов, с указанием возраста и пола, позволяет выполнить расчеты по остальным (№8-12) разделам ТР. Коли­чество клиентов оптимально, если оно (вместе с бригадой сопровождения) позволяет перевозить всю группу к началу пешеходной части маршрута и вывозить из района путешествия минимальным количеством транспорт­ных средств (автомобилей, самолетов, вертолетов и т.п.). Это важно для сокращения затрат, а следовательно, цены путешествия для каждого кли­ента и укрепления на международном туристском рынке фирмы, продаю­щей данный активный тур.

Для того, чтобы не было осложнений на маршруте, в данном разделе ТР указывается минимальный уровень физической и технической подго­товки клиентов, который позволит им успешно пройти весь маршрут тура.

Если специалист фирмы, составляющий ТР того или иного активного пу­тешествия, верно оценит его категорию сложности, то он сможет исполь­зовать данные о том, какой именно уровень подготовки должен быть у участников данного конкретного путешествия (см. приложение №3).

При рекламировании тура и особенно при его продаже следует обяза­тельно указать те параметры физической и технической подготовки, кото­рые необходимы для успешного прохождения маршрута активного тура. В противном случае возможны не только осложнения на самом маршруте, но и претензии зарубежных партнёров в том, что они не получили заранее информации о реальных условиях эксплуатации купленного тура. А такие прецеденты в современной практике отечественной туристской индустрии уже есть. В этом же седьмом разделе следует подробно описать номенкла­туру и качество необходимого для клиентов личного снаряжения, одежды и обуви. Как правило, всё это клиенты привозят с собой, и об этом пред­ставители наших турфирм должны заранее информировать зарубежных партнёров, а те, в свою очередь, потенциальных клиентов.

Восьмой раздел ТР содержит данные о личном составе бригады со­провождения туристов на избранном маршруте с указанием количества людей, их должностными обязанностями, уровнем физической и техниче­ской подготовки, перечнем необходимого снаряжения, одежды и обуви. Количественный и качественный состав бригады сопровождения зависит от следующих условий: вида туризма, категории сложности путешествия, особенностей региона, в котором оно совершается, количества, возраста и пола клиентов, условий комфорта и безопасности, которые заложены в контракт с зарубежным или отечественным партнером. Бригады сопрово­ждения в практикуемых сейчас горных туристских путешествиях (крекин­гах), как правило, состоят из гида-проводника, переводчика, двух поваров, врача, сирдара (руководителя бригады носильщиков) и носильщиков. Если врач не включается в состав бригады, то кто-нибудь из участников должен иметь необходимый уровень медицинской подготовки. Количество но­сильщиков для горного (пешеходного) маршрута 1-2 категории сложности определяется количеством клиентов, плюс два-три. Например, для группы клиентов в составе одиннадцати человек требуется тринадцать — четырнадцать носильщиков, т.е. по одному носильщику на каждого клиен­та и два-три носильщика для переноски грузов кухни.

Для финансово-экономических расчетов, плана подготовки кадров и заключения контрактов с членами бригад сопровождения необходимо чет­ко определить должностные обязанности каждого члена бригады. Из прак­тики трекинговых походов с иностранными туристами сложился следую­щий перечень обязанностей:

Гид-инструктор обязан: иметь специальную и физическую подготов­ку и формальное (т.е. подтвержденное полномочными государственными учреждениями) право на руководство туристскими походами и восхожде­ниями определенной категории сложности; обеспечивать полное и безо­пасное прохождение группой маршрута в соответствии с графиком, ут­вержденным “Заказчиком”; предоставлять клиентам информацию обо всех объектах туристского путешествия; оказывать при необходимости клиен­там и персоналу медицинскую помощь; быть корректным в общении с клиентами и персоналом; осуществлять руководство и контроль за дея­тельностью всего персонала; информировать “Заказчика” (при необходи­мости) о положительных сторонах и возможных недостатках работы пер­сонала, претензиях и пожеланиях клиентов о работе персонала на маршру­те.

Руководитель бригады носильщиков (сирдар’) обязан: иметь уро­вень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить оп­ределенный “Заказчиком” маршрут, переносить контрактный груз (15 кг), продукты питания, личные вещи и снаряжение, необходимые для прохож­дения маршрута; руководить и контролировать деятельность всех носиль­щиков бригады, обеспечивать их прибытие с контрактным грузом в услов­ленный (на каждый день маршрута) графиком пункт не позднее 60 минут после прихода клиентов с гидом, а прибытие головной группы (кухня, го­рючее, продукты питания) — одновременно с клиентами; выполнять все указания гида, касающиеся полного и безопасного прохождения маршрута клиентами и обслуживающим персоналом; распределять груз носильщи­кам на каждый ходовой день.

Кухонные работники обязаны: иметь уровень специальной и физи­ческой подготовки, позволяющий проходить определенный “Заказчиком” маршрут, переносить продукты питания, личные вещи и снаряжение, не­обходимое для прохождения маршрута; готовить пищу для клиентов и об­служивающего персонала в соответствии с технологическими и гигиени­ческими требованиями, по меню и графику (не менее 2-х раз в сутки), ус­тановленному для данного маршрута; содержать кухонный инвентарь в соответствии с правилами гигиены под контролем медицинского работни­ка группы; прибывать ежедневно в установленный графиком пункт мар­шрута одновременно с гидом и клиентами; учитывать в работе все поже­лания клиентов и указания гида, касающиеся времени, качества, ассорти­мента и количества приготовленной пищи.

Носильщики обязаны: иметь уровень специальной и физической подготовки, позволяющий проходить определенный “Заказчиком” мар­шрут, своевременно переносить по маршруту весь контрактный груз (15 кг), продукты питания, личные вещи и снаряжение, необходимое для маршрута; приходить ежедневно в пункт назначения не позднее 60 мин. после прихода клиентов; помогать клиентам устанавливать и сворачивать палатки; в дни, не связанные с переноской грузов, выполнять другие рабо­ты по прохождению маршрута; выполнять все указания сирдара и гида, связанные с полным и безопасным прохождением маршрута.

Коноводы обязаны: иметь уровень специальной и физической под­готовки, позволяющий проходить определенный «Заказчиком» маршрут; уметь управлять тягловым животным (лошадью, ослом, верблюдом, яком и т.п.) так, чтобы своевременно и в полной сохранности переносить по маршруту весь контрактный груз (100 кг), продукты питания, личные ве­щи и, снаряжение, необходимые для маршрута; приводить тягловое жи­вотное с грузом ежедневно в пункт назначения за 60 мин. до прихода кли­ентов; помогать клиентам устанавливать и сворачивать палатки; в дни не связанные с перевозкой грузов, выполнять другие работы по прохождению маршрута; выполнять все указания сирдара и гида, связанные с полным, безопасным прохождением маршрута клиентами и бригадой сопровожде­ния.

Девятый раздел ТР состоит из перечня продуктов питания с указани­ем их количества, общего веса и калорийности меню на каждый приём пищи. Следует сразу отметить, что приготовление пищи, питание клиен­тов и бригады носильщиков в походе осуществляется раздельно, а следо­вательно, набор продуктов до похода также осуществляется раздельно. Составлением меню, покупкой продуктов, их упаковкой и приготовлением пищи в походе для клиентов занимаются 2-3 повара, состоящих в бригаде сопровождения. Те же самые действия для бригады носильщиков осуще­ствляются силами самих носильщиков. По сложившейся традиции с кли­ентами питаются гид, переводчик и сами повара. С учетом этого и произ­водится подбор необходимых продуктов питания. Питание в походе должно покрывать энергетические затраты туристов. В активных походах 1-2 категории сложности энергетические затраты достигают 4000 ккал. Исходя из характера пути на каждый приём пищи, составляется меню, в котором указывается, какие и сколько продуктов нужно для приготовле­ния пищи на каждый ходовой день. Затем составляется общий перечень продуктов питания, подсчитывается их общий вес, производятся соответ­ствующие закупки и упаковка. Подробно процессы подготовки продуктов питания и приготовления пищи в походе будут рассмотрены в главе IV.

Десятый раздел ТР включает в себя перечень, количество, общий вес снаряжения для клиентов и группового снаряжения. К групповому снаря­жению относятся, прежде всего, снаряжение бивачное и средства страхов­ки. В состав бивачного группового снаряжения входят палатки, нагрева­тельные приборы и горючее, варочная посуда, кухонные принадлежности, спички, фонари с запасными батарейками, свечи, хозяйственное мыло, клеёнка обеденная, ремонтный набор и т.п. Обычно в трекинговые путе­шествия с клиентами берут большую палатку-столовую, в которой человек может стоять во весь рост и где одновременно могут принимать пищу 12 -

14 человек. В комплекте с палаткой-столовой берут три легких склады­вающихся стола и 13-15 складных стульчиков. Такой комплект позволяет с комфортом не только принимать пищу всей группой, но и подводить итоги ходового дня или обсуждать планы на следующие дни путешествия. Па­латки для ночлега берут из расчета одной палатки на двух клиентов, члены бригады сопровождения спят по 3-4 человека или в одной-двух больших палатках типа “Зима” с соответствующим полиэтиленовым тентом. При количестве клиентов 11-12 человек в качестве нагревательных приборов берут три газовых горелки (или газовую плиту); бригада сопровождения имеет обычно две газовых горелки.

Из средств страховки на горном маршруте первой категории необхо­димо иметь две основных веревки по 40м каждая, 4-5 карабинов, несколь­ко репшнуров и, если перевалы маршрута имеют достаточно крутые уча­стки с оледенением, то нужны 2-3 ледобурных крюка и один ледоруб. Та­кое же страховочное снаряжение необходимо иметь и бригаде сопровож­дения. Конечно, полная номенклатура группового снаряжения для трекин­гов может изменяться в зависимости от конкретного маршрута, но основа его представлена в приложении №10.

Состав медицинской аптечки приводится в главе №VIII. При этом следует отметить, что отдельно медаптечки подбираются как для клиен­тов, так и для бригады сопровождения. Существенным отличием медап­течки для обслуживающего персонала по сравнению с клиентами является большее количество средств для заклейки мелких ссадин, царапин и по­тертостей. Обычно носильщики, особенно первые дни похода, когда груз максимален, получают большое количество потертостей на ногах.

В качестве общих рекомендаций по составлению ТР и проведению активного туристского путешествия с коммерческими целями отметим следующее:

1) Оптимальным основанием составления ТР и коммерческой эффек­тивности проделанной работы является предварительный заказ отечест­венного или зарубежного партнера. В заказе желательно оговорить район путешествия, категорию его сложности и вид туризма, сроки путешествия и количество клиентов.

2) Далее ТР следует составлять по пунктам 1-7, потом по пункту 8 ориентировочно наметить количество людей в бригаду сопровождения, выполнить расчеты по пунктам 9-11.

3) Суммарный вес личных баулов клиентов, бивачного и группового снаряжения, продуктов питания, горючего и медикаментов составит т.н. контрактный груз, т.е. груз, который должны транспортировать носиль­щики. Обычно по контракту носильщики переносят 15-20 кг. (не считая своего бивачного, группового снаряжения, продуктов питания, горючего и личных вещей). Разделив весь контрактный вес на 15, мы получим необ-

ходимое число носильщиков, после чего можно уточнить все материально — техническое обеспечение группы в походе.

4) Для того, чтобы расчёты в ТР были максимально точными, важно заранее обговорить с фирмой, направляющей клиентов, сколько (по весу) личных вещей может передать каждый клиент для переноски носильщи­кам.

5) Лучшим вариантом, как показывает наш опыт, является тот, когда в контракте бригады сопровождения с “Заказчиком” оговаривается сумма, на которую покупаются продукты питания для носильщиков, а закупка продуктов осуществляется сирдаром.

6) Следует иметь в виду, что “Заказчик”, как правило, не обеспечивает бригаду обслуживания одеждой, личным снаряжением и медикаментами, а иногда и палатками.

В заключение главы отметим, что только заблаговременное и тща­тельное составление тактической разработки позволит “Заказчику” обес­печить активный тур материально-техническими и финансовыми ресурса­ми, а соответствующему туристскому агентству — осуществить в полном объёме план подготовки квалифицированной бригады сопровождения. Де­тали составления ТР будут нами рассмотрены в следующих темах.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.