Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Подготовка и формирование бригад сопровождения для активных туристских путешествий 1-2 категории сложности

Одна из главных особенностей активных видов туризма — это полная автономность группы во время путешествия, чего практически нет ни в одном другом виде спорта, включая альпинизм с его наблюдателями и ра­диосвязью. Поэтому безопасность и успех таких путешествий во многом зависят от уровня туристской подготовки участников и обслуживающего персонала.

Количество бригад сопровождения (БС), их количественный и каче­ственный состав зависит от вида туризма, категории сложности предстоя­щего маршрута, района путешествия; количества, уровня физической и технической подготовки клиентов.

Получив заказ от фирмы-туроператора, соответствующее туристское агентство должно соотнести свой потенциал с требованиями заказчика. После этого заключается контракт на производство необходимых работ, соответствующая их циклограмма, производится кадровое обеспечение занятий и материально-техническое обеспечение.

В целом состав бригады сопровождения группы туристов в активном туристском путешествии охарактеризован нами в главе III сайта. Там же указан перечень должностных обязанностей гида-инструктора, сирдара, носильщиков и кухонных работников.

Рассмотрим специальные требования к кандидатам на перечисленные должности в процессе подготовки и формирования бригад сопровождения групп туристов в активных туристских путешествиях.

Основные требования к кандидатам в БС таковы: физическое и пси­хическое здоровье, предрасположенность к дальним и длительным путе­шествиям, способность переносить значительные физические и психоло­гические нагрузки, дисциплинированность. Формально кандидат должен представить справку о медицинском освидетельствовании и полис страхо­вой компании, гарантирующий оплату лечения в случае получения трав­мы.

Походные условия требуют, чтобы все члены БС выполняли не толь­ко свои штатные (гида, повара и т.п.) функции, но и внутрибригадные обя­занности, т.е. члены БС могут быть и ответственными за питание, снаря­жение, медицинское обеспечение, и специалистами по обогревательным приборам (примусам, газовым горелкам) и горючему и т.п.

Эти обязанности распределяются в БС в начале предсезонной подго­товки и выполняются членами БС до окончания работы в треках.

Оптимальная система подготовки бригад сопровождения туристов в активных путешестпиях состоит из следующих разделов:

1) физико-географическая и тактическая подготовка;

2) общая и специальная физическая подготовка;

3) техническая подготовка;

4) медицинская подготовка;

5) специально-должностная подготовка (например, повара, перево­дчика и т.п.).

В содержание теоретической части физико-геграфической и тактиче­ской подготовки специалистов бригад сопровождения в горных путешест­виях входят типы и характер горного рельефа в районе путешествия; гра­ницы лесной зоны и ее отдаленность от перевалов маршрута; характери­стика ледников на маршруте и тактика их прохождения; основные призна­ки лавиноопасности, конкретные потенциально лавиноопасные участки маршрута и возможные варианты их прохождения; характеристика пере­валов маршрута и тактика их прохождения; запасные и аварийные вариан­ты маршрута; информация о наличии в районе путешествия троп, мостов, возможных переправ через водные преграды и т.п.

К содержанию физико-географической и тактической подготовки бригад сопровождения для водных путешествий относятся характеристика водной системы района путешествия; подробная информация об имею­щихся на маршруте естественных препятствиях (порогах, перекатах, зава­лах, поперечных течениях, сливах и т.д.); знание путей необходимых об­носов и тактика их прохождения; знание путей подхода к водной части маршрута и выхода из района путешествия; владение подробной инфор­мацией об устройстве, технике использования и ремонта плавсредств для конкретного маршрута.

Система общей и специальной подготовки достаточно подробно представлена нами в тексте главы V. Для организации технической подго­товки членов БС вполне могут быть использованы стандартные програм­мы по видам туризма.

Так, для БС трекинговых горных туров по Казахстану может быть ис­пользована часть программы первого этапа обучения и тренировки горных туристов, разработанная мастером спорта Ю.В.Гранилыциковым.

Указанной Программой предусмотрено формирование умений выпол­нения следующих технических приемов (нужных для горных походов 1-й категории сложности):

I группа умений: укладка рюкзака — 5 минут. Разжигание костра из сырого топлива — 5 минут. Разжигание примуса — 3 минуты. Установка па­латки при сильном ветре — 10 минут.

Н группа умений: применение лыжных палок и ледоруба, переноска их в походе, положение на изготовку при самостраховке, самозадержание на травянистом, конгломератном, снежном, ледовом склонах, осыпях. Движение по травянистым и снежным склонам с постановкой ступеней параллельно, полуелочкой, елочкой, на всю ступню, на наружный или внутренний рант. Утаптывание и выбивание ступеней на снегу и в фирне. Движение по осыпям: крупным, средним, мелким, “живым”. Движение по простым скалам: выбор направления, опробывание опор, зацепы, захваты, распоры, постановка ног, положение туловища. Движение по горному рельефу с тяжелым (до 30 кг) рюкзаком.

III группа умений: переправы через реку по камням, бревну, снежно­му мосту. Расположение перил относительно линий переправы. Недопус­тимость применения схватывающего узла. Переправы вброд с шестом, шеренгой, по перилам. Страховка при переправах вброд.

IV группа умений: работа с веревкой, сматывание и переноска, мар­кировка. Узлы: прямой, академический, проводника, булинь, грудная об­вязка, удавка (скорость завязывания — не более 10 секунд). Приемы стра­ховки: гимнастический способ, веревкой через выступ (дерево), через тем­ляк ледоруба (лыжную палку) на снегу, соблюдение при ходьбе двух точек опоры, при лазании — трех.

V группа умений: первая помощь при заболеваниях и травмах.

VI группа умений: ориентирование по схеме, описанию, компасу. Ориентирование в тумане и темноте по линейным ориентирам, по эхо (79, 112).

При всей своей схожести программы подготовки бригад сопровожде­ния туристов в активных путешествиях отличаются от других программ туристской подготовки (например, туристов-разрядников или инструкто­ров туризма). Это отличие состоит, прежде всего, в том, что бригады со­провождения проходят подготовку к конкретному, хорошо известному маршруту, который будет нужно успешно пройти. Бригада сопровождения при этом обеспечивает безопасность и комфорт группе туристов, и каж­дый член бригады заранее знает свою роль.

Поэтому, обучая туристов, например, умениям переправляться через водные преграды, следует выбрать место, максимально похожее на кон­кретную реку на определенном маршруте. Целесообразно, по возможно­сти, выбрать полигон, имеющий естественные (или специально созданные искусственные) препятствия, наиболее характерные для предполагаемого маршрута.

Кроме того, такой полигон должен иметь места для постановок пала­ток и приготовления пищи, возможность использования топлива для кост­ров без нанесения ущерба природе, места для сбора и утилизации бытовых отходов и туалетов, источники питьевой воды и т.п. При этом рельеф ме­стности должен позволять проверить качество выполнения своих должно­стных обязанностей бригадой сопровождения (носильщиками, поварами и т.д.).

В районе полигона целесообразно проложить трассу с характерным рельефом и протяженностью 8-10 км для отработки и последующего кон­троля физической подготовки всех членов бригады сопровождения.

Практика использования активных видов туризма турфирмами Казах­стана за последние 5 лет показывает, что самым сложным элементом пу­тешествий 1-й категории сложности с клиентами является организация пе­реправ через водные преграды. Соответственно, формирование этого уме­ния должно быть главным элементом технической и тактической подго­товки бригад сопровождения.

В зависимости от характера водных преград планируемого маршрута могут отрабатываться следующие виды переправ:

1) переправа вброд (в одиночку с индивидуальной страховкой; в оди­ночку с групповой, веревочной страховкой; группой с веревочной стра­ховкой);

2) переправа по камням, бревнам, мостам (в одиночку и группой с ин­дивидуальной или групповой страховкой);

3) навесная переправа.

В путешествиях 1-2 категории сложности почти не встречаются си­туации, когда необходима навесная переправа через водную преграду. По­этому прежде всего отрабатываются переправы по камням, бревнам, ис­кусственным мостам, а также переправы вброд.

Во время тренировок переправ по камням важно не допустить ис­пользования скользких, неустойчивых, без достаточной площади опоры камней. При переправе по бревну следует сформировать умение туристов укладывать его с помощью веревочных растяжек, надежно закреплять концы бревна на обоих берегах камнями, кольями и т.п.

Для успешных переправ вброд требуется сформировать у туристов следующие умения: правильно выбирать положение и умело использовать в качестве индивидуального страхующего средства лыжную палку, ледо­руб, альпеншток или шест; правильно располагать тело относительно те­чения; соответственно использовать веревочную страховку при одиночной и групповой переправе; правильно организовывать веревочные перила и страховку туристов при их использовании.

В группе необходим медицинский работник (или турист, выполняю­щий его обязанности). Ему вменяется комплектование медицинской ап­течки с набором медикаментов для оказания первой помощи при травмах и заболеваниях, возможных на маршруте. В походе медик должен не толь­ко оказывать первую помощь, но и предупреждать заболевания — следить, чтобы не было ожогов, солнечных и тепловых ударов.

Важным умением туристов по оказанию доврачебной помощи являет­ся транспортировка пострадавшего. Само это умение — относительно безо­пасно перемещать пострадавшего в пространстве — имеет два основных элемента: изготовление транспортировочных средств и самой транспорти­ровки.

В подавляющем большинстве случаев, когда спасательные работы производятся силами туристской группы, транспортировочное средство приходится изготавливать из подручных материалов. В горах, например, такими подручными материалами могут быть ледорубы, лыжные палки, основные и вспомогательные веревки, репшнуры, страховочные пояса, по­лиэтиленовые пленки, а для утепления таких “носилок” используются раз­личные предметы одежды.

Для тренировок по транспортировке выбирается самый тяжелый по весу турист. В этом случае тур исты продемонстрируют уровень не только медицинской, но и физической подготовки, сами условия тренировки бу­дут приближены к реальным условиям спасательных работ. Из этих же со­ображений для тренировок следует выбрать рельеф, схожий с самым сложным участком предстоящего маршрута.

Отрабатывая сам процесс транспортировки, важно напоминать тури­стам о необходимости постоянного наблюдения за “пострадавшим” — за положением его повязок, температурой тела, реакцией на окружающую обстановку, а также необходимо предохранение “пострадавшего” от воз­можного переохлаждения.

Весьма важным (и это отмечено нами в приложении №17) медицин­ским умением туристов является умение поставить максимально точный первичный диагноз травмы или заболевания пострадавшего. Как уже от­мечалось выше, большинство туристских травм относится к опорно­двигательному аппарату. Поэтому туристов следует учить диагностиро­вать прежде всего именно такие травмы.

Так, например, при травмах голеностопа и голени нередко имеют ме­сто, но трудно определяются повреждения ахиллового сухожилия. Между тем, есть достаточно простой и надежный способ такой диагностики: по­страдавшего кладут на живот и сжимают икроножную мышцу. Если сухо­жилие цело, и имеет место только ушиб, то линия сухожилия четко про­сматривается от икры до пятки. Если же образовался разрыв, то в этом месте линия сухожилия прерывается и виден провал.

Сами занятия по оказанию доврачебной помощи целесообразно стро­ить не на бездоказательном пересказывании шаблонных рекомендаций, а на всестороннем и практическом анализе конкретной и распространенной туристско-медицинской проблемы.

Так, в туристской литературе по обеспечению безопасности походов показана нецелесообразность повторения рекомендации высасывать яд из раны при укусе змеи, т.к. это следует делать лишь в случае абсолютно здо­ровой полости рта. Однако у множества туристов распространен кариес зубов, и в этом случае высасывание яда ртом может оказаться опасным для тех, кто оказывает эту помощь.

Обучение бывает более эффективным, если ставится конкретный проблемный вопрос, затем дается правильный ответ, и знание закрепляет­ся в ходе практических занятий. Например, формулируется туристско- медицинская проблема: “Турист сильно ударился грудью. Как определить, что это — сильный ушиб или перелом ребра?”. Правильный ответ: следует резко нажать на грудную клетку сзади и сбоку. Резкая боль в грудной клетке в момент нажатия свидетельствует о возможном переломе или тре­щине ребра (216, 38).

В идеальном варианте все члены бригады сопровождения должны пройти предсезонную подготовку по указанной выше программе. Однако на практике часть бригады (отЮ до 25% состава) формируется из лиц, имеющих достаточный туристский опыт, но не известных организаторам туристской структуры.

В этом случае проводится блиц-контроль по основным разделам про­граммы подготовки бригад сопровождения. Так, проверка физической подготовки проводится по нормативам, указанным в приложении №7.

Проверяя тактико-техническую подготовку претендентов, необходимо убедиться в том, что в характерных для предстоящего маршрута ситуациях различные тактические и технические приемы будут использованы адек­ватно. Способов определить физическую подготовленность туриста в ста­ционарных условиях существует множество. Прежде всего, сюда относят­ся тесты с заведомым числом приседаний, трех-пятиминутный бег, дози­рованная нагрузка на велоэргометре, стоп-тест (подъемы на ступеньку в определенном ритме). Опыт работы врачебно-физкультурных диспансеров показывает, что правильное заключение о физической подготовке спорт­смена можно получить на основании простейших функциональных тестов, доступных для понимания каждому туристу.

По мнению доктора медицинских наук, мастера спорта Ю.Шалькова качество предпоходной подготовки можно проверить “не выходя из дома” подсчетом пульса после 10-12 минутных быстрых подъемов и спусков по лестнице на 9-12 этаж. Вполне доступен “стоп-тест” — подъемы на табурет попеременно правой и левой ногой в количестве 150 раз за 5-6 минут. В том и другом случаях сердечная деятельность должна восстанавливаться спустя 7-12 минут (378, 33).

Наиболее же оптимальный способ оценки качества предпоходной подготовки представляет собой двух-трехдневный поход с полной вы­кладкой за несколько дней или недель до выхода на маршрут.

Сам процесс предсезонной подготовки членов БС должен включать информацию о предлагаемом маршруте (маршрутах) путешествия. Особое внимание должно уделяться информации о запасных и ава­рийных вариантах маршрута. Некоторые туристы не придают значения разнице между аварийными и запасными вариантами и составляют только один из них. Между тем разница существует.

Запасный вариант позволяет сохранить заявленную категорию слож­ности, изменив маршрут вследствие неблагоприятных метео — и иных усло­вий. Аварийный вариант обеспечивает безопасный и кратчайший по вре­мени выход к метеостанции, поселку и т.п. из любой точки заявленного маршрута в случае аварии. Запасные варианты должны быть нанесены на карту, информация об аварийных вариантах записывается в маршрутные документы.

Идеальным завершающим этапом подготовки является совершение всем составом БС спортивного похода 1-2 категории сложности. Таким образом, одновременно решаются вопросы “схоженности”, спортивной квалификации, акклиматизации членов БС, а также вопросы качества ма­териально-технического обеспечения предстоящего трекинга. Такой поход целесообразно завершить за 6-8 дней до выхода на мар­шрут с клиентами, чтобы дать необходимый отдых членам БС, завершить материально-техническое обеспечение предстоящего путешествия. Общие требования к обеспечению снаряжением, продуктами питания и медикаментами участников активных туристских путешествий изложе­ны соответственно в главах IV, VI, VIII сайта. Однако следует еще рассмотреть некоторые специальные требования по обеспечению, ха­рактерные именно для членов бригад сопровождения.

Так, набор снаряжения определяется сложностью маршрута, местопо­ложением района и сезоном путешествия. Активные туры требуют от сна­ряжения минимального веса, прочности, качеств, обеспечивающих безо­пасность и относительный комфорт во время движения и ночлега. Пере­чень личного снаряжения в походах 1-2 категории сложности по большин­ству активных видов туризма указан нами в приложении №9. Однако чле­нам бригад сопровождения, в особенности носильщикам, следует делать все возможное, чтобы вес личного снаряжения не превышал 10 кг.

Возможные пути сокращения веса личного снаряжения в походах 1-2 категории сложности указаны нами в главе VI. Кроме того, не следует в летнее время иметь чрезмерное количество одежды, часть страховочных поясов (если маршрут не имеет закрытых ледников) можно заменить на репшнуры, необходимо брать минимум личной посуды. Однако практика трекингов показывает, что основная экономия веса рюкзаков членов бригад сопровождения может быть осуществлена через рациональный подбор продуктов питания. Как правило, трекинговые маршруты построены таким образом, чтобы непрерывное движение по ним туристских групп продолжалось 5-6 суток. После этого планируется прибытие туристов к месту заброски или в промежуточный стационарный пункт, где возможно получение продуктов питания и горючего для даль­нейшего пути. Если рассчитать суточный расход сухих продуктов на I человека в размере максимум 500гр., то для автономного движения на очередном участке пути требуется 2,5-Зкг продуктов для каждого члена трекинговой бригады. Из группового снаряжения на каждого человека приходится 2 — Зкг. Таким образом, общий груз, переносимый каждым носильщиком на автономном участке пути, составит ЗО-Збкг (15-20кг — контрактный груз; 2,5-Зкг — собственные продукты питания; 2-Зкг — групповое снаряжение; 10кг — личное снаряжение).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Особенности организации и проведения горных путешествий 1-2 категории сложности | Тема 11. Особенности организации активных туристских путешествий 3-6 категории сложности и восхождений на горные вершины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.