КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хозяйственные общества и товарищества
Аграрное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности. Релігійні вірування і міфологія стародавніх слов'ян стали культурним полем, на грунті якого поширювалось християнство, запроваджене в Київській Русі.
Запитання для самоконтролю 1. Основні джерела вивчення культури стародавніх слов'ян. 2. Особливості взаємозв'язків різних типів культури стародавніх слов'ян. 3. Основні етапи розвитку старослов'янської культури. 4. Трипільська культура та її особливості. 5. Культура скіфської доби. 6. Черняхівська культура та її особливості. 7. Характер релігійних вірувань стародавніх слов'ян. 8. Міфологія стародавніх слов'ян та її характерні риси. 9. Основні періоди розвитку української культури. 10. Значення об'єднання східнослов'янських племен у єдину державу для подальшого розвитку української культури. 11. Значення християнства в історичній долі української культури. 12. Особливості української культури доби національно-культурного відродження України.
Література Гуменна Д. Минуле пливе в майбутнє. Розповідь про Трипілля. - Нью-Йорк, 1978. Історія української культури / За ред. І. Крип'якевича. - К., 1995. Культура против варварства. - М., 1992. Культура України: 36. статей. - X., 1993. Лобас В.Х., Легенький Ю. Г. Українська і зарубіжна культура. - К., 1997. Лозко Г.С. Українське народознавство. - К., 1995. Моця О., Ричка В. Київська Русь: від язичництва до християнства. - К., 1996. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М., 1992. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. - К., 1985. Попович М.В. Нарис історії культури України. - К., 1998. - С. 7-55. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. - М., 1979. Семчишин М. Тисяча років української культури. - В., 1993. Феномен української культури. - К., 1997.
Предметом аграрного права являются различные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также непосредственно связанные с деятельностью субъектов аграрного права, которые именуются аграрными отношениями. Сфера сельскохозяйственного производства обладает существенной спецификой: зависимостью от природно-климатических факторов, сезонным характером труда, превышением времени производства сельскохозяйственной продукции над продолжительностью рабочего времени, использованием земли в качестве основного средства производства. Необходимо учитывать также значение аграрного сектора для обеспечения продовольственной безопасности страны. Специфика предмета аграрного права - сложный комплекс различных видов общественных отношений в сельском хозяйстве (земельных, имущественных, организационно-управленческих, трудовых и др.). Таким образом, аграрные отношения составляют объективную основу формирования и развития аграрного права. Система аграрного права. Структуру аграрного права составляют правовые институты и нормы. Научно обоснованное расположение аграрно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании аграрных отношений составляет систему аграрного права. Разделение аграрного права на институты осуществляется на основе аграрного и иного законодательства. Практически все институты аграрного права являются комплексными, как и отрасль в целом. Система аграрного права состоит из Общей и Особенной части. К Общей относятся институты, характеризующие: • государственное регулирование сельского хозяйства; • правовое регулирование социальных отношений на селе; • правовые основы аграрной реформы; • правовое положение сельскохозяйственных организаций; • правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств; • правовое положение личных подсобных хозяйств граждан. В Особенную часть включены институты, определяющие: • правовой режим имущества сельскохозяйственных организаций; • права и обязанности сельскохозяйственных организаций по использованию земли и других природных ресурсов; • особенности правового регулирования в сельском хозяйстве: • право предпринимательской деятельности (в том числе по отраслям сельского хозяйства: в области семеноводства, племенного дела, ветеринарного дела, селекционной деятельности); • финансовых отношений; • трудовых отношений; • договорных отношений; • ответственность за нарушения аграрного законодательства. Таким образом, аграрное право следует рассматривать как комплексную специализированную отрасль права, которая представляет собой обусловленную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих аграрные общественные отношения в сфере сельскохозяйственной и связанной с ней деятельности. 1.3. Принципы аграрного права. К основным принципам правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет аграрного права, можно отнести: – свобода осуществления предпринимательской деятельности в аграрной сфере экономики; – самостоятельность выбора форм хозяйствования; – свобода договора в аграрной сфере экономики; – свобода перемещения продукции сельхозтоваропроизводителей на территории Российской Федерации; – многообразие форм собственности и обеспечение защиты права собственности; – равенство субъектов предпринимательской деятельности в аграрной сфере экономики; – приоритетное развитие агропромышленного комплекса; – невмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность сельхозтоваропроизводителей. – обеспечение законности в деятельности всех участников аграрных отношений; – установление государством основных направлений и приоритетов развития агропромышленного комплекса; – экологическая безопасность, обеспечение качества производимой продукции; – свобода выбора форм хозяйствования аграрными предпринимателями; – свобода договора; – судебная защита нарушенных прав участников аграрных отношений. Как комплексная отрасль аграрное право строится в основном на тех же общих принципах, которые характерны и для всего российского права: Однако один специальный принцип аграрному праву все же присущ: это принцип учета в регулировании аграрных отношений специфики сельскохозяйственного производства. Специфика состоит в том, что в сельском хозяйстве земля используется как основное средство производства; оно связано с воспроизводством живых организмов - растений и животных и имеет сезонный характер. Это объективно присущие данной отрасли народного хозяйства особенности. Практика правоприменения показывает, что нормы аграрных законов эффективны тогда, когда учитывают и специфику социально-правовую: сложившийся уклад сельской жизни, менталитет крестьянства; существование в течение нескольких десятилетий колхозного строя при отсутствии права частной собственности на землю, особой системы регулирования договорных отношений и т.д. 1.4. Источники аграрного права Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. В российской системе права источниками права являются писаные законы - нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, президентские указы, постановления правительства, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления. Основную группу источников аграрного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения. Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников аграрного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства. Если следовать доктрине, в соответствии с которой эти две системы не совпадают и система законодательства шире, чем система права, то по своей предметной характеристике источниками аграрного права являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель, так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями. Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками аграрного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства. Так, источником аграрного права является лесное законодательство, и в частности Лесной кодекс РФ в части его положений, которые определяют правовой режим земель лесного фонда; водное законодательство, включающее Водный кодекс РФ в части его положений, устанавливающих порядок пользования землями водного фонда. Также источниками аграрного права может быть признано аграрное законодательство, представленное, к примеру, Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в части его положений, регулирующих земельные отношения; гражданское и уголовное законодательство, представленное частично Гражданским и Уголовным кодексами РФ. Такой подход позволяет относительно ясно разграничить полномочия РФ и субъектов РФ в области регулирования земельных отношений в соответствии с Конституцией РФ. В частности, субъекты РФ, сохраняя право регулировать отношения по использованию и охране земель совместно с РФ (ст. 72 Конституции РФ), не могут принимать нормативные акты, устанавливающие меры уголовной ответственности за земельные преступления, либо регулировать земельные имущественные отношения, в частности связанные с совершением сделок и распоряжением земельными участками. Эти вопросы соответственно являются предметом уголовного и гражданского законодательства и в соответствии со ст. 71 Конституции РФ относятся к исключительному ведению РФ. При этом земельные нормы, включая те, которые определяют порядок распоряжения землями, государственного аграрного контроля, содержащиеся в нормативных правовых актах различных отраслей законодательства, образуют единую систему аграрного права. Земельное законодательство входит в соответствии с Конституцией РФ в совместное ведение РФ и субъектов РФ. Порядок принятия федеральных законов и законов субъектов РФ определен в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». В нем, в частности, определено, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Кроме того, действует особая процедура принятия федеральных законов, проекты которых должны быть согласованы с органом государственной власти субъектов РФ. Дальнейшее позитивное развитие аграрного законодательства субъектов РФ можно ожидать с учетом полномочий по правовому регулированию земельных отношений, которыми они наделены ЗК, Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Вторую группу источников аграрного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Наиболее распространенным и широко известным видом договоров являются договоры и соглашения между РФ и отдельными субъектами РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. Соглашения подлежат занесению в реестр соглашений, а также официальному опубликованию в местных средствах массовой информации. Договоры и соглашения носят комплексный характер, и земельные вопросы затрагиваются в них лишь в самом общем плане. К примеру, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы передает в ведение органов государственной власти г. Москвы предоставление земельных участков, находящихся в собственности Москвы, органам государственной власти. РФ, представительствам субъектов РФ, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ. Единую систему источников аграрного права составляют нормативные правовые акты субъектов РФ, многие из которых уже приняли основополагающие законы, комплексно регулирующие земельные отношения. Правовые акты субъектов Российской Федерации в системе источников аграрного права. Федеративное устройство страны имеет первостепенное значение для функционирования аграрного законодательства ввиду многообразия природных условий и исторических традиций, необходимости регионального управления и учета сложившихся отношений к видам собственности. Конституцией Российской Федерации предусматривается верховенство федеральных законов на всей территории РФ. В то же время республики (государства) имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты Федерации (края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) – свой устав и законодательство. Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы (предусмотренные в Конституции РФ) и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые (в соответствии с ними) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения РФ и ее субъектов – все субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Согласно Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ: в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон. В то же время в случае противоречия между федеральным законом и актом субъекта Федерации, изданным вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Локальные нормативные акты в системе источников аграрного права Нормативные акты принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях и устанавливают обязанности для граждан, предоставляют им права. Они могут быть: 1) рассчитаны на работающих в данной организации, т.е. обращены внутрь нее; 2) направлены вовне ее. И те и другие носят неперсонифицированный, общий характер, ориентированы на неоднократное число применений. Примером нормативного акта первого вида можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия, товарищества, общества, ассоциации). Утвержденный в законном порядке и в соответствии с уставом, план должен действовать, исполняться и применяться всеми гражданами и юридическими лицами, пока он не будет изменен, отменен или выполнен. Сюда же относятся внутриколхозные акты, например правила вспашки зяби, одобренные на колхозном или ином полномочном собрании. Они носят общий характер, потому что распространяются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни проводил предусмотренные ими работы. В случае выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, заступивших на их место. Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденные негосударственной хозрасчетной организацией. Они также принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов - законов, указов, постановлений, приказов и т.п. и обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами. Не всегда возможно провести четкую границу между этими видами нормативных актов. Правила внутреннего распорядка, например, лесничества обращены вовнутрь организации, однако не могут не учитываться гражданами, обращающимися в лесничество по поводу лесных участков и лесопользования; в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных'доку ментов, конкретизированные в актах организации, обязательны и для работников этой организации. Хотя нормативные акты организации находятся в иерархии нормативных актов на самой низшей ступени, т.е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, они тем не менее являются самыми массовыми источниками и элементами аграрного законодательства, регулирующими наибольшее число прав граждан и конкретных аграрных отношений. 1.5. Аграрные правоотношения В процессе многогранной деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в соответствии с уставной праводееспособностью складываются различные по своей социально-экономической сущности и юридической природе правоотношения. Центральное место среди них занимают аграрные правоотношения - правовая форма выражения и закрепления общественных отношений как экономической категории, разновидности производственных отношений, складывающихся и развивающихся в процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства. Современные аграрные правоотношения представляют собой реально существующие, урегулированные нормами закона (договора) элементы системы общественных отношений, основанные на юридических фактах и соответствии прав и обязанностей субъектов, занятых в процессе производства и обеспечения производства продуктов питания растительного и животного (в том числе водного и охотничьего) происхождения. Аграрные правоотношения – это реально существующие в повседневной деятельности субъектов аграрного предпринимательства (агробизнеса) многогранные отношения, наполненные качественно новым содержанием в связи с признанием этих аграрных товаропроизводителей субъектами права частной и другой негосударственной формы собственности на землю и другие средства производства, произведенные продукты питания, а также субъектами предпринимательской деятельности, которые функционируют наряду с государственными аграрными товаропроизводителями. Аграрные правоотношения – правовая форма реализации положений норм аграрного права посредством применения их в процессе определения и функционирования прав и обязанностей субъектов, которые производят и обеспечивают производство продуктов питания. Право непосредственно не регулирует и не конкретизирует производственные отношения в аграрном секторе экономики. Эти отношения носят материальный характер и возникают независимо от воли и сознания человека как объективная экономическая категория. Субъективные права участников аграрных правоотношений не только определяются нормами аграрного права, но и гарантируются законом, охраняются от нарушений правоохранительными органами. Основная цель аграрных правоотношений - правовое обеспечение развития сельскохозяйственного производства. Именно это является цементирующей основой для формирования всех аграрных правоотношений в единую комплексную правовую общность. Основная особенность аграрных правоотношений состоит в том, что они не представляют собой единого целостного отношения, а составляют органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства и учитывающих его специфику. Перечисленные виды аграрных отношений, взятые каждый в отдельности, по предметному признаку относятся к сфере регулирования традиционных отраслей права - гражданского, земельного, административного, трудового, финансового. В совокупности они образуют единый органический комплекс, приобретают целостность, поскольку в этом качестве ориентированы на обеспечение сельскохозяйственного производства, учет его специфики. Субъектами (участниками) аграрных правоотношений прежде всего являются производители сельскохозяйственной продукции, обладающие соответствующей правоспособностью: - все виды сельскохозяйственных коммерческих организаций (сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, государственные сельскохозяйственные предприятия и др.) и их объединений независимо от форм собственности, на которых они базируют свою деятельность; - крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан; - производственные подразделения сельскохозяйственных коммерческих организаций; - государственные, кооперативные организации, призванные обслуживать сельскохозяйственное производство. В условиях становления рыночной экономики основным видом аграрно-правовых (равно как и гражданско-правовых) актов являются сделки (договоры) - волевые действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Причем то, что в течении многих десятилетий в условиях господства в нашей стране командно-административной системы было строжайше запрещено (например, купля-продажа, аренда, залог, дарение и наследование земельных участков), теперь, в условиях аграрной реформы, становится повседневным делом в развитии аграрных отношений. Аграрные правоотношения могут порождаться не только гражданско-правовыми сделками, но и административно-правовыми актами. Так, при первичном предоставлении земельного участка свидетельство о праве собственности на землю выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству на основе решения местной администрации, т.е. акта органа управления. Аграрные правоотношения, взятые в целом, представляют собой единый органический комплекс отношений. Но внутри этого единства имеются существенные различия, определяемые характером и содержанием регулируемых правом конкретных аграрных отношений как волевых экономических актов, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства, распределения, обмена и потребления. Отнесение аграрных отношений к определенным группам и видам - земельным, имущественным, трудовым, организационно-управленческим, их научная классификация - необходимая предпосылка для анализа их содержания, выявления тенденций и путей дальнейшего развития, а также выбора форм и методов правового регулирования. Юридическая классификация не должна сводиться к простому перечислению аграрных правоотношений, а предполагает их группировку на научно обоснованных экономических и юридических критериях. К общим экономическим критериям относятся характер экономических отношений, складывающихся в сфере с/х производства, с одной стороны, и в сфере экономического оборота, товарного обмена - с другой, а также учет различий в экономическом содержании указанных аграрных отношений. Для научной классификации аграрных отношений наряду с экономическим их содержанием нужно учитывать юридические признаки и прежде всего закрепленную в нормах права степень связанности тех или иных аграрных отношений с учетом специфики с/х производства. Наиболее полно эта специфика учитывается во внутренних (внутрихозяйственных) аграрных отношениях, в меньшей степени во внешних, поскольку они обслуживают с/х производство. Внешние аграрные отношения нельзя сводить только к тем, которые складываются в сфере сельскохозяйственного производства. Значительная их часть возникает в процессе экономических взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий и других хозяйств с государственными, кооперативными и общественными организациями, а также отдельными предпринимателями (гражданами), т.е. в сфере товарно-денежного экономического оборота. Следует отметить, что налоговые обязательства с/х предприятий и других предпринимателей перед государством не носят товарного характера, но являются их внешними отношениями. Итак, с учетом названных экономического и юридического критериев аграрные отношения можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние. Внутренними (в известном смысле внутрихозяйственными) являются основанные на членстве в с/х кооперативе, в семье, ведущей крестьянское хозяйство либо личное подсобное хозяйство, а также на трудовом договоре в государственной или иной формах организации с/х производства правоотношения, складывающиеся по поводу организации использования земли, другого имущества и труда в процессе производственно-хозяйственной деятельности на этой земле. Внешние же аграрные правоотношения представляют собой определенную совокупность отношений с/х коммерческих организаций и других участников с/х производства между собой, а также с другими предприятиями, организациями, гражданами и соответствующими органами управления. Внутренние (внутрихозяйственные) и внешние аграрные отношения в свою очередь подразделяются на различные по своему характеру содержанию виды. Будучи урегулированным правом, аграрные отношения приобретают характер правовых отношений. Субъекты и объекты аграрных правоотношений При определении понятия аграрных правоотношений следует исходить из определения понятия и круга субъектов, их правового положения, целевого назначения и функций, а также объектов и содержания конкретной составляющей этих правоотношений, которые определяются целью, заданиями, функциями их субъектов. Субъекты аграрных правоотношений – это, прежде всего, собственники, которые самостоятельно или благодаря объединению своего капитала (создание юридических лиц кооперативного и корпоративного типов) наделяют созданные ими юридические лица полномочиями субъектов аграрных и других правоотношений. В зависимости от сферы деятельности, цели, заданий, функций субъекты аграрных правоотношений делятся на три группы: · субъекты в сфере товарного производства продуктов питания и сырья растительного и животного происхождения; · субъекты аграрных правоотношений в сфере агропроизводственного сервиса, которые основаны на разных формах собственности и легальных организационно-правовых формах; · субъекты аграрных правоотношений в сфере финансирования, кредитования, страхования, торговли, в частности агро- и другие банки, агробиржи, страховые компании. Объекты аграрных правоотношений многогранны. К ним, прежде всего, относятся объединения общеаграрных имущественных, земельных управленческих и трудовых общественных отношений как базовых. Своеобразными объектами в базовых аграрных правоотношениях выступают различные проявления последних, в частности финансово-кредитные, хозяйственно-договорные, социально-бытовые и другие общественные отношения, которые исходят из цели, предмета деятельности и функций субъектов аграрного предпринимательства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Понятие аграрного права. 2. Система аграрного права. 3. Принципы аграрного права 4. Место правовых актов субъектов Российской Федерации в системе источников аграрного права 5. Понятие аграрных правоотношений.
Глава 2. Государственное регулирование агропромышленного производства Правовое регулирование государственного управления в аграрной сферы традиционно составляет самостоятельный институт аграрного законодательства. Регулирование экономических отношений, воздействие на рынок, преимущественно в целях сглаживания его негативных проявлений, является одной из основных функций государства как социального и правового. Основные направления государственного регулирования и управления не всегда одинаковы для различных отраслей экономики и зависят от многих параметров: уровень развития рынка; состояние отрасли экономики и состояние экономики государства в целом и др. Все это должно учитываться при осуществлении правового регулирования экономических отношений и находить выражение в содержании нормативных правовых актов, закрепляющих основы государственной политики в области экономики. Согласно ст.1 Федерального закона от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства», ныне утратившего силу, под государственным регулированием агропромышленного производства понималось экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. В указанном законе были определены задачи государственного регулирования данной сферы отношений, каковыми являются: стабилизация и развитие агропромышленного производства; обеспечение продовольственной безопасн6ости РФ; улучшение продовольственного обеспечения населения; поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и др. В любом государстве, чтобы законодательное регулирование аграрных отношений развивалось в нужном направлении для решения наиболее важных социальных и экономических проблем, необходим выбор методов государственного регулирования аграрной экономикой. Так, для государственного регулирования переходного периода характерно сочетание как методов прямого воздействия государства на экономику, так и применение методов косвенного регулирования. Для государства с развитой рыночной экономикой характерен метод косвенного регулирования. Следует отметить, что выбор метода государственного регулирования для сельского хозяйства тесно связан со спецификой отрасли. В качестве основных особенностей сельскохозяйственного сектора принято выделять его государственную, социальную и экономическую значимость. Сельское хозяйство является поставщиком практически всех основных отраслей производства, наполняет товарами продовольственных рынок. К специфическим чертам данной отрасли следует отнести существенное влияние на производство природно-климатических условий, использование земли как основного ресурса, многоотраслевой характер предприятия. В качестве негативных отличий – низкая инвестиционная привлекательность агарного сектора, вызванная высокой капитало- и энергоемкостью. Все эти факторы обуславливают важность участия государства в регулировании аграрной экономики в целях создания условий для инвестиционной привлекательности отрасли, повышение конкурентоспособности, обеспечения продовольственной безопасности и т.д. Наряду с этим Российское сельское хозяйство отличается затянувшимся кризисным состоянием, которое является дополнительным основание для государственного вмешательства. Особенности аграрного сектора определяют и направления воздействия государства. К ним в настоящее время следует отнести: o преодоление кризисных явлений, дальнейшее обеспечение развития рыночных отношений в сельском хозяйстве с сочетанием государственной поддержки аграрного производства; o защита отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; o обеспечение сельского хозяйства основными ресурсами – землей, недвижимым имуществом, необходимым для расширенного воспроизводства, капиталом, трудовыми ресурсами; o развитие социальной сферы села; o развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; o финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; o обеспечение интеграции и кооперации. Реализация указанных направлений государственного регулирования обеспечиваются при помощи определенных методов, наиболее важная часть, которых находит правовое выражение. К методам государственного регулирования аграрных отношений принято относить: регулирование цен; реализацию бюджетной, налоговой и кредитной политики; антимонопольное регулирование; разработку и реализацию программ в области АПК; применение балансового метода, предполагающего определение объемов и структуры потребностей сельского хозяйства. Практически все методы предполагают косвенное регулирование аграрных отношений. Однако до последнего времени прямое государственное регулирование было преобладающим подходом при участии государства в аграрном секторе. Прямой и косвенные методы регулирования экономикой предполагают применение разных методов правового регулирования. Прямой метод, заключающий в прямом бюджетном финансировании отрасли или конкретных товаропроизводителей, участии государственных или муниципальных структур в производстве и управлению отрасли, применяется по средством административно-правового императивного регулирования. Косвенный метод воздействует на рыночные механизмы без прямого участия в них государства с использованием рыночных способов отношений. Для успешной реализации этих методов предполагается специальное правовое регулирование гражданско-правовых отношений, так как именно нормы о договорах, об организационных правовых формах субъектов товарного производства и др. опосредуют, прежде всего, рыночные отношения. При разработке косвенных методов не предполагалось прямое участие государства в процессе регулирования рынка. В качестве субъектов, ответственных за осуществление поддержки и государственного регулирования АПК, законодательство установило РФ, субъекты Федерации и органы местного самоуправления. Общий механизм программного регулирования допускает принятие не только федеральных, но и региональных и местных целевых программ в области поддержки сельского хозяйства. Что касается прямого воздействия на развитие аграрной сферы, помимо регулирования интервенций и госзакупок, немаловажную роль играют и иные законодательно закрепленные меры поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя. Наиболее важную роль играют меры налогообложения и обеспечения аграрной сферы земельными ресурсами. Так, в РФ действуют нормы о специальном налогообложении сельхозтоваропроизводителей. Регулирование налогообложения при этом осуществляется на основе норм Налогового кодекса РФ о системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, или едином сельскохозяйственном налоге. Более сложно складывается процесс регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения. Положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона «ОБ обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др. в целом направлены на решение задачи предотвращения сокращения сельскохозяйственных угодий и включение земельных ресурсов в рыночные отношения. Однако, следует констатировать, что действенность закрепленных механизмов на практике невысока. Так, сохранение дорогостоящих земельных ресурсов сельского хозяйства представляет собой комплексную, а не только земельно-правовую проблему. Таким образом, в области законодательного регулирования аграрных отношений в последнее время увеличилось количество нормативных правовых актов уровня закона, регулирующих отношения в области государственного регулирования сельского хозяйства. С точки зрения методов государственного регулирования аграрных отношений данное обстоятельство можно рассматривать, как переход к косвенным методам регулирования. Законодательство дает определение сельскохозяйственного товаропроизводителя как основного субъекта государственной поддержки и реализации особых методов государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Сельхозтоваропроизводитель по закрепленным законами определениям – лицо, основной вид деятельности которого составляет сельскохозяйственное товарное производство. Из всех основных направлений государственного регулирования и управления сельским хозяйством и основных методов их реализации действуют лишь те, которые не только предусматривают прямое воздействие на АПК со стороны государства, но и отвечают основным принципам такого прямого воздействия. Таким образом, на сегодняшний день можно выделить лишь несколько направлений государственного регулирования, которые остаются востребованными: o совершенствование определения правового статуса различных видов сельскохозяйственных товаропроизводителей (кооперативы, КФХ); o установление особых режимов налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей; o списание долгов по кредитам; o установление особых условий банкротства и оздоровления; o обеспечение закупочных интервенций и закупок для государственных нужд. В основу построения организационной структуры государственного регулирования и совершенствования хозяйственно-экономического самоуправления в агропромышленном комплексе положены следующие основные принципы: o соблюдение положений договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в области агропромышленного комплекса между РФ и ее субъектами; o укрепление связи федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ; o повышение роли и ответственности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти за осуществление аграрной реформы и эффективное функционирование агропромышленного комплекса; o упорядочение механизма управления государственным сектором АПК; o усиление роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и их взаимодействия с органами государственного управления агропромышленным комплексом; o обеспечение организации эффективной деятельности государственных контрольно-инспекционных служб. Головным органом управления агропромышленным комплексом, осуществляющим государственное регулирование АПК, обеспечивающим единство системы органов государственного управления АПК, взаимодействие и координацию их деятельности, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства РФ от 24 марта 2006 г.№164 «Об утверждении Положении о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти и осуществляющим функции: 1. по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая: o животноводство, o ветеринарию, o растениеводство, o карантин растений, o мелиорацию почв, o регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, o пищевую и перерабатывающую промышленность, o производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, o устойчивое развитие сельских территорий, o в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, o охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях, а также занесенных в Красную книгу РФ и среды их обитания; 2. по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях в случаях устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства РФ; 3. имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сферы деятельности и награждать ими работников министерства и находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере и др.; Государственное регулирование в республиках, краях, областях и автономных образованиях осуществляется министерствами, управлениями (департаментами) сельского хозяйства, комитетами продовольствия городов Москвы и Санкт – Петербурга, управлениями (отделами) сельского хозяйства районов. Значительную роль в регулировании сельского хозяйства играют государственные контрольно-инспекционные органы (службы) в центре и на местах. Согласно постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 201 (в ред. От 4 августа 2005 г.) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защите растений, селекционных достижений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных и биологических ресурсов. Свою деятельность Федеральная служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные и подведомственные организации. В ведении Министерства сельского хозяйства РФ также находится Федеральное агентство по рыболовству, действующее на основании Положений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 295. Рыболовство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды обитания.
КОНТОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое государственное регулирование? 2. Какие задачи ставит перед собой государство, осуществляя государственное регулирование аграрным сектором? 3. Каковы основные направления государственного регулирования сельским хозяйством? 4. Какие методы использует государство при осуществлении государственного регулирования? 5. Назовите принципы построения организационной структуры государственного регулирования? 6. Назовите основные функции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации? Глава 3. Правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций. Несмотря на то что определенное, вполне устойчивое место в аграрном секторе нашей страны заняли фермерские и личные подсобные хозяйства, основной объем сельскохозяйственной продукции производят крупные сельскохозяйственные организации. Они функционируют в рамках определенных, установленных законодательством организационно-правовых форм. Право регулирует особенности статуса каждого вида организаций. Ведение сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики связано в большинстве случаев с предпринимательством. Субъектами предпринимательства являются как юридические, так и физические лица. Как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели проходят государственную регистрацию. В сельском хозяйстве предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляют крестьянские (фермерские) хозяйства. Глава такого хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. В настоящее время государственная регистрация юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется в порядке установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим их регистрацию, является Федеральная налоговая служба (ФНС России). Рассмотрим правовые основы деятельности юридических лиц в сельском хозяйстве. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» под сельскохозяйственным товаропроизводителем понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, составляющей в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыболовной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции. От этого определения несколько отличаются определения, содержащиеся в Федеральном законе от 9 июля 2002 г. «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и в Налоговом кодексе РФ. В первом из них в качестве критерия выбрана – доля выручки от реализации, переработке, а во втором – доля дохода. Эти критерии используются при отнесении товаропроизводителей к сельскохозяйственным при возникновении отношений, регулируемых соответствующими законами. Все действующие в сельском хозяйстве юридические лица следует делить на коммерческие и некоммерческие. Особенностью коммерческих сельскохозяйственных организаций состоит в том, что они могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом, а именно: o хозяйственные общества и товарищества; o производственные кооперативы; o государственные и муниципальные унитарные предприятия. Все коммерческие сельскохозяйственные организации (кроме унитарных предприятий) обладают общей правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ), т.е. имеют право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. В учредительных документах (уставе, учредительном договоре) специфика сельскохозяйственных организаций требует указания в документах и в самом названии организации характер их деятельности. Учредительные документы обязательно должны содержать: наименование организации, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью. Каждое юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Действующее законодательство к обществам относит акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО), а товариществам – полные товарищества и товарищества на вере. Хозяйственные общества и товарищества в аграрной сфере образуются на добровольной основе. Первые их участники (учредители) заключают между собой договор о создании общества или товарищества, о структуре управления им, распределение будущих доходов и пр. – учредительный договор.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |