Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита имущественных прав сельскохозяйственных коммерческих организаций




В ст. 8 Конституции РФ предусмотрено, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9). Право частной собственности закреплено в статье 35 Конституции РФ.

Наряду с конституцией, о защите имущественных прав говорится и в других отраслях права – уголовном, административном, земельном.

Особенности защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей на земельные участки основаны на положениях Земельного кодекса.

К основным способам защиты прав на землю Земельный кодекс относит:

o признание права на земельный участок;

o восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пересечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения;

o признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления;

o возмещение убытков;

o гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Следует отметить, что до приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания (ст. 234 ГК РФ).

В Гражданском кодексе РФ особое место уделяется прекращению права собственности и его защите. Так, в ст.235 ГК РФ говорится, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и иных случаев, предусмотренных законом.

В главе 20 ГК РФ говорится о праве собственника на истребование своего имущества из чужого незаконного владения. В зависимости от того является ли незаконный приобретатель добросовестным или не является таковым, ГК РФ устанавливает различный порядок возврата собственником своего имущества из чужого незаконного владения. В случае добросовестного приобретателя – собственник в праве потребовать это имущество у приобретателя лишь в случае, когда оно либо утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения. Если имущество приобретено безвозмездно у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе потребовать это имущество во всех случаях.

Определенными правами по защите имущественных интересов наделен и владелец. Как добросовестный, так и недобросовестный владелец имеет право потребовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от него.

Возмещение убытков, причиненных собственнику в результате принятия закона, прекращающего право собственности, также регулируется законодательством (ст.306 ГК РФ).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что относится к недвижимому имуществу?

2. Каков правовой режим имущества сельскохозяйственных товариществ и обществ?

3. Каков правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов?

4. Каков правовой режим имущества сельскохозяйственных унитарных предприятий?

5. Что такое приватизация и каковы ее особенности в АПК?

6. Каковы гарантии и защита имущественных прав сельскохозяйственных организаций.


Глава 5. Правовое положение крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств

1.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство.

Определение крестьянского (фермерского) хозяйства дано в статье 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Порядок создания крестьянского (фермерского) хозяйства, и его регистрация.

Право на создание КФХ имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

КФХ считается созданным со дня его государственной регистрации[1] в порядке, установленном законодательством РФ.

Глава КФХ, без образования юридического лица, признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (п.2 ст.23 ГК РФ[2]).

Особый порядок создания крестьянского хозяйства связан с осуществлением гражданином права на бесплатное предоставление ему земельного участка для ведения крестьянского хозяйства. В этом случае можно говорить о стадиях или этапах создания крестьянского хозяйства (принятие решения о предоставлении участка районной администрацией, отвод участка в натуре и выдача свидетельства на право собственности на землю, либо государственная регистрация договора аренды, государственная регистрация). Однако, если гражданин не намерен бесплатно получить земельный участок, а уже имеет его по каким-либо основаниям (напр., получил земельный участок при прекращении крестьянского хозяйства и разделе его имущества в соответствии со ст. 258 ГК) - предоставления земельного участка не требуется и процедура создания крестьянского хозяйства включает только одну стадию - государственную регистрацию.

Государственная регистрация крестьянского хозяйства осуществляется в соответствии со ст. 9 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», статьями 23 и 51 ГК и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президентом РФ от 8 июля 1994 г.

В соответствии со ст. 9 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское хозяйство регистрируется районной администрацией после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка. Районная администрация ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельские органы местного самоуправления вносит его в похозяйственную книгу.

Если предоставления земельного участка для ведения крестьянского хозяйства не требуется (лицо уже имеет земельный участок) то регистрация крестьянского хозяйства осуществляется без документов, предусмотренных в ст. 9 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», при наличие других документов, удостоверяющих право на земельный участок.

В соответствии с п. 3 ст. 23 и ст. 51 ГК отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ в регистрации, а также уклонение от регистрации могут быть обжалованы в суд. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 169 УК.

Порядок регистрации граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, определяется Положением от 8 июля 1994 г., в соответствии с которым для регистрации предприниматель представляет: заявление, составленное по установленной форме; документ об уплате регистрационного сбора. Регистрация осуществляется в день поступления документов.

Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и предусматривает в качестве условия регистрации наличие документов, удостоверяющих права на земельный участок. В любом случае лицо и без представления указанных документов может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и заниматься предпринимательской деятельностью в сфере сельского хозяйства, используя принадлежащий ему земельный участок.

Зарегистрироваться в качестве предпринимателя, в том числе и зарегистрировать крестьянское хозяйство может любое лицо, независимо от наличия опыта работы в сельском хозяйстве и др. обстоятельств, которые учитываются не при регистрации, а при предоставлении земельного участка для создания крестьянского хозяйства.

Предоставление земельного участка.

Для создания КФХ и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности КФХ, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах) (п.1 ст.10 ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания КФХ и осуществления его деятельности, подают в органы местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности КФХ, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов и виды деятельности КФХ);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами КФХ.

Орган местного самоуправления обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка, утверждает его и принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо в аренду, публикует сообщение о проведении торгов (конкурса, аукциона); осуществляет постановку земельного участка на государственный кадастровый учет; проводит торги (конкурс, аукцион) по предоставлению земельного участка; осуществляет подписание протокола о результатах торгов (конкурса, аукциона).

Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в суде.

Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.

В состав имущества КФХ могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Плоды, продукция и доходы, полученные КФХ в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

Имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов КФХ при долевой собственности на имущество устанавливаются соглашением между членами КФХ.

Права и обязанности членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Правовое регулирование трудовых отношений в крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений признаются:

- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

- равенство прав и возможностей работников и т. д.

Основания прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства.

КФХ прекращается:

1) в случае единогласного решения членов КФХ о прекращении деятельности;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов КФХ или их наследников, желающих продолжить деятельность;

3) в случае несостоятельности (банкротства) КФХ;

4) в случае создания на базе имущества КФХ производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

Законом установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения деятельности фермерского хозяйства. Он содержит как случаи прекращения фермерского хозяйства по желанию его членов, так и независимо от их желания. К первым относится:

• решение членов фермерского хозяйства о его прекращении или о преобразовании в производственный кооператив или хозяйственное товарищество;

• если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства (если умер последний или изначально единственный член фермерского хозяйства (если он решил прекратить свою деятельность, то это относится к описанному выше случаю), а наследников нет или они не желают продолжить деятельность фермерского хозяйства). Решение о прекращении деятельности фермерского хозяйства может быть принято только единогласно всеми членами фермерского хозяйства.

Независимо от желания членов фермерского хозяйства происходит прекращение его деятельности в связи с банкротством и на основании решения суда.

Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства [3].

Основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Особенности порядка признания индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом:

1. Заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом (далее - заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Заявление подписывается индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

2. К заявлению должны быть приложены документы о: составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства; составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество; размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Указанные документы также прилагаются индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства к отзыву на заявление кредитора.

 

Особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством:

1. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

2. В случае, если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства.

О введении финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано.

3. Финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

4. На основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом вводится внешнее управление.

5. Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае: невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; наличия иных свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства обстоятельств.

Досрочное прекращение внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства.

 

Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства

1. При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника - крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения торгов.

2. Преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.

3. Арбитражный управляющий при реализации указанного в пункте 2 настоящей статьи имущества, а также имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости.

Последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом:

1. С момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.

2. Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

1.2. Личное подсобное хозяйство [4].

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Права граждан на ведение личного подсобного хозяйства [5].

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

Правовой режим земель участков и иного имущества личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.[6]

 

Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств [7]

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

- проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

- ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

 

контрольные вопросы

1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства.

2. порядок предоставления земельного участка.

3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.

4. Особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства.

5. Направления государственной поддержки личных подсобных хозяйств.


Глава 6. Правовой режим земель сельскохозяйственного
назначения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.