Внешний анализ включает в себя оценку всех значимых элементов внешней среды организации. Его цель – поиск возможностей, угроз, стратегических неопределенностей и стратегических альтернатив[1].
Следовательно, задачами внешнего анализа являются:
идентификация как актуальных, так и потенциальных возможностей и угроз;
определение способных повлиять на стратегию неопределенностей в организации или ее среде.
Внешний анализ может повлиять на стратегию и косвенным образом, за счет определения значительных тенденций и будущих событий, угроз и возможностей, стратегических неопределенностей.
Внешний анализ (ВА) состоит из 4 частей: анализа потребителей, анализа конкурентов, анализа рынка и анализа среды. (Можно говорить о том, что ВА – проверка на креативнось мышления, выражающееся в том, что к проблеме подходят с 4-х сторон: потребителей, конкурентов, рынка, среды).
1. Анализ потребителей.
ВА не случайно начинается с изучения покупателей и конкурентов. Дело в том, что такого рода исследования помогают определить наиболее значимую отрасль (отрасли).
Анализ покупателей может быть подразделен на следующие составляющие: выявление сегментов рынка, анализ мотивации покупателей и поиск неудовлетворенных потребностей.
составляющие
содержание
примечание
Сегментирова-ние рынка
Анализ покупателей с точки зрения стратегии сегментирования означает определение групп покупателей. Различным образом реагирующих на соперничающие стратегии. Стратегия сегментирования дополняется программой поиска конкурентоспособных предложений для каждого из идентифицированных секторов покупателей.
Результатом анализа должны быть ответы на вопросы:
- Кто покупает больше всех? Кто приносит наибольшую прибыль? Кто из потенциальных покупателей является наиболее привлекательным? Можно ли разделить покупателей на группы, отличающиеся разными потребностями, характеристиками или мотивацией?
- Как сегментировать рынок на группы, требующие уникальной стратегии бизнеса?
Правильное сегментирование рынка во многих случаях является залогом создания устойчивого конкурентного преимущества, в основе которого лежит стратегия дифференцирования, низких издержек или фокусирования.
Мотивация покупателей
Определение мотивов, группирование и структурирование мотивов, оценка возможности мотивов, назначение мотивам стратегических ролей.
Неудовлетворенные потребности
НП – это покупательские нужды, которые не удовлетворяются текущими товарными предложениями.
Стратегическая значимость НП обусловлена тем, что они представляют собой возможности увеличения доли рынка, вторжение на рынок, создание новых рынков.
2.Конкурентный анализ (анализ конкурентов).
КА находится под влияние 8 факторов:
Действия конкурентов Размер, рост, прибыльность
Имидж и стратегия позиционирования
Задачи и заинтересованность
Текущая и прошлая стратегия
Организация и культура
Структура издержек
Барьеры на выходе
Сильные и слабые стороны
Размер, рост, прибыльность
Под «размером» следует понимать ресурсы, которые конкурент способен выделить на завоевание рынка. Помимо величины доходов сюда входят рентабельность, умение работать и способность дать потребителям больше других. Кроме того, размер может означать положительный балансовый отчет. Способность привлекать новые капиталы, отношение рыночной цены к чистой прибыли. Прочную репутацию. Торговые марки и связи.
Уровень и темпы роста объема продаж и доля рынка.
Прибыльность. Прибыльная компания, как правило, имеет доступ к инвестиционному капиталу (если, конечно, она не является «дойной коровой»).
Сохранение рыночных позиций, быстрый рост – признаки сильного конкурента и успешной стратегии.
Бостонская консультационная группа. н.1970-х гг. Разработаны и успешно применяются приблизительные оценочные показатели относительной рыночной доли (ОРД), который определяется путем деления вашего дохода в данном сегменте рынка на доход самого крупного конкурента. Если результат больше 1: вы лидируете в этом сегменте; если меньше: лидер – конкурент; если = 1, то и вы и конкурент занимаете равные доли рынка.
Имидж и стратегия позиционирования
Для того, чтобы определить альтернативные способы позиционирования, целесообразно составить представление об имидже и личностях основных конкурентов. Здесь их слабые стороны (приобретающие в данном контексте вид негативных черт характера марки) могут рассматриваться как возможности для дифференцирования и создания преимущества.
Сильные качества конкурентов являются ориентирами, которые необходимо превзойти.
Частично информацию об имидже и позициях соперников можно получить из изучения их товаров, рекламы, упаковки и деятельности на рынке; хотя для составления более точных портретов необходимо исследование потребителей.
Задачи и заинтересованность
Знание задач конкурента позволяет сделать вывод о том, насколько он удовлетворен текущими показателями результатов деятельности или в его стратегии возможны изменения.
Цели/задачи финансового и не финансового характера позволяют определить: стремится ли он стать технологическим лидером или превратиться в организацию с развитым сервисом. Или расширить дистрибьюторскую сеть… Это – индикаторы возможной будущей стратегии конкурента.
Кроме того, необходим анализ задач материнской компании (если она есть). Каково место СБЕ в долгосрочных планах материнской компании? Считается ли она областью роста или это – «дойная корова»? обладает ли она синергизмом с другими СБЕ?
Текущая и прошлая стратегия
Если речь идет о стратегии дифференцирования, то, что в ней будет главенствовать: широта ассортимента, качество товара. Сервис, тип распределения… Если стратегия низких издержек, то на чем она будет основана: на эффекте масштаба, на кривой опыта. На совместном использовании производственных и иных мощностей или на выгодном доступе к сырью и материалам? Какова будет структура затрат? Если стратегия фокусирования, то на чем?
Особое внимание следует уделить не оправдавшим ожидания соперника стратегиям: знание традиционных для каждого соперника способов выпуска новых продуктов или рыночных ходов помогает определить будущее направление роста.
Организация и культура
Знание предыстории и опыта руководителей компании- конкурента позволяет достаточно точно предсказать их будущие действия.
Из какой среды вышли топ-менеджеры компании: из маркетинга, производства…? Может быть, они раньше работали в другой фирме или отрасли?
Культура организации проявляется в ее структуре, системах и людях, нередко оказывает на стратегию всестороннее влияние.
Высший менеджмент Procter and Gamble, н-р, оказывает сильное влияние на руководство компании Clorox (еще с тех времен, когда Clorox входила в Procter and Gamble).
Структура издержек
Информация о структуре издержек позволяет предсказать ее будущую ценовую стратегию и уровень ее относительной стабильности.
Как правило, выводы о структуре издержек могут быть сделаны на основе следующих данных о конкуренте: численность персонала и грубые оценки оплаты труда производственных рабочих (переменные издержки) и накладных расходов (относящихся к постоянным затратам); относительные затраты на сырье, материалы, комплектующие; объем инвестиций в производственные здания, сооружения и оборудование (тоже постоянные затраты); количество заводов и объем их выпуска.
Барьеры на выходе
«Высота» выходных барьеров определяет возможности организации оставить в случае необходимости данную сферу бизнеса; следовательно, они – индикаторы ее заинтересованности. К ним относятся:
- специализированные активы (здания, сооружения, оборудование и пр., использование которых для выпуска той или иной продукции затруднено, в силу чего они обладают никой ликвидационной стоимостью);
- постоянные издержки, такие как затраты на оплату труда, аренда, техническое обслуживание …;
- связи с другими бизнес-единицами, обусловленные имиджем организации или совместным пользованием производственных или иных мощностей, каналов распределения или торгового персонала;
- законодательные и социальные барьеры и пр.
Сильные и слабые стороны
Позволяет оценить способность организации к осуществлению различных стратегий; вносит вклад в определение и выбор стратегических альтернатив. Один из подходов – использование слабостей конкурента в той сфере, где компания наиболее сильна или увеличивает свое преимущество.
Конечным результатом должна стать стратегия, противопоставляющая «наши» сильные стороны слабостям конкурентов. И, наоборот, зная их «сильные» стороны, необходимо определить способы их нейтрализации.
Завоевание устойчивых конкурентных преимуществ практически всегда предполагает, что по релевантности для данной отрасли и стратегии одному или более активам или сферам компетенций компания превосходит целевых конкурентов. Вот почему информация о ситуации с активами и сферами компетенции в Фимах конкурентах имеет столь большое значение для разработки и оценки стратегии. Если позицию компании в плане активов и компетенций нельзя назвать наилучшей, необходимо либо усилить внимание к осуществлению стратегии, либо модифицировать ее, либо приниматься за разработку новой.
3.Анализ рынка.
Анализ рынка строится на анализе покупателей и конкурентов и заключается в стратегической оценке рынка (включая субрынки) и его динамики.
В ходе данного анализа преследуются 2 цели: 1. определить привлекательность рынка и субрынков (что будет происходить на рынке, игроки будут приходить или уходить); 2. оценка динамики рынка для идентификации возможностей и угроз и, следовательно, адаптировать к этому стратегию.
Анализ рынка включает:
- оценку его объема (т.е. дополнительные продажи через привлечение новых пользователей);
- перспективы роста (оценка тенденций роста и стадий жизненного цикла отрасли – стоит ли инвестиции увеличивать или сокращать);
- прибыльность рынка (зависит от 5 факторов: 1). Числа и энергичности существующих конкурентов; 2). Угрозы появления новых соперников; 3). Угрозы появления товаров-субститутов; 4). Рыночной власти сильных поставщиков; 5). Власти покупателей);
- структуру издержек. Г лавный вопрос – какая стадии цепочки создания стоимости вносит наибольший вклад в издержки производства товара или услуги. (Н-р, RBI (девелопмент и строительство). Э.Тиктинский. 2 самых затратных направления – строительство и размещение рекламы).
- каналы распределения. Стратегическая значимость альтернативных каналов распределения и тенденции их развития (Интернет – магазины; заказы по каталогам; терминалы по оплате услуг и места их размещения; автозаправочные станции и магазины сопутствующих товаров и пр.);
- рыночные тенденции. Важный элемент внешнего анализа. Его значение определяется 2 факторами: 1. он привлекает внимание стратега к изменениям; 2. позволяет ранжировать значимость происходящих на рынке событий.
Главное – не перепутать увлечение с тенденцией. Отличить тенденцию от увлечения можно через ответы на следующие вопросы: 1. Что движет ими? Тенденции обусловлены изменениями значимых факторов, таких как демографические характеристики, ценности (а не мода), стиль жизни (н-р, здоровый образ жизни: потребление продуктов питания с пониженным содержанием холестерина, фитнес…) или технология. 2. Открыты ли для масс? Будет ли мода в обозримом будущем ограничена нишевым рынком? Потребует ли она кардинального изменения привычек? 3. Насколько широка база? Находит ли новинка отражение во многих товарах и отраслях?
П. Друкер: об увлечениях говорят, изменения осуществляют.
Призван облегчить оценку влияния факторов внешней среды на стратегию. В основе анализа среды должны лежать следующие методологические принципы: 1. системный подход (организация – сложная система, состоящая из ряда подсистем и подсистема более высокой системы); 2. принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов организации; 3. динамический принцип и принцип сравнительного анализа (анализ всех показателей в динамике + сравнение с аналогичными показателями конкурентов); 4. принцип учета специфики организации (государственная - частная, отраслевая, региональная и пр.).
[1] Возможности – это тенденции или события, при правильной стратегической реакции на которые, организация повышает свою эффективность.
Угрозы – это тенденции или события, которые в отсутствие стратегической реакции обусловят значительное снижение показателей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление