Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Концепции международной торговли





Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, "...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы". Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.
Под термином "внешняя торговля" понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно вставали все государства. На протяжении ряда столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.

В последние годы объемы мировой торговли значительно выросли. Как следует из данных табл.1.1 с 2002 по 2006 гг. объем мирового экспорта вырос на 85,1 %, то есть среднегодовой прирост объема экспорта в мире за этот период составил 21,28 %. По группам стран этот показатель различается. По развитым странам объем экспорта за этот период вырос на 67,2 %, по развивающимся странам он увеличился более чем в два раза, по странам с переходной экономикой прирост экспорта составил 168,2 %. Среднегодовые приросты экспорта по рассматриваемым группам стран составил: развитые - 16,8 %, развивающиеся - 28,7 % и по странам с переходной экономикой – 42,05 %.

 

Таблица 1.1

Объем экспорта (по условиям FOB) по группам стран в 2002-2006 гг., млн долл./ %

 

Группы стран Годы Изменение объема экспорта за 2002-2004 гг., %
         
Развитые страны 4 237 872 65,5 4 884 506 65,0 5 761 155 62,9 6 291 932 60,3 7 085 021 59,1 67,2
Развивающиеся страны 2 052 444 31,7 2 410 557 32,0 3 090 696 33,7 3 750 526 35,9 4 408 951 36,8 114,8
Страны с переходной экономикой 182 287 2,8 231 882 3,0 315 269 3,4 398 322 3,8 488 960 4,1 168,2
Итого в мире 6 472 603 7 526 945 9 167 120 10 440 780 11 982 932 85,1

 

Результаты анализа данных табл. 1.1 позволяют сделать вывод, что за последние четыре года доля объема экспорта по развитым странам снизилась (с 65,5 до 59,1 %). Среднегодовое падение доли экспорта в мировом объёме по этой группе стран составило 1,6 %. Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой доли объема экспорта напротив увеличивались. Например, для развивающихся стран этот рост составил 5,1 % (в среднем 1,28 % в год), а доля стран с переходной экономикой в общем объеме экспорта вырос на 1,3 % (с 2,8 до 4,1 %). Это свидетельствует о повышении роли развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировой торговле.

К числу важных тенденций развития мировой торговли последнего времени следует отнести быстрый рост торговли между развивающимися странами. Так, доля Азии (без Японии) в мировой торговле превысила долю Северной Америки и продолжает увеличиваться. Растет экспортная экспансия "новых индустриальных стран" (НИС) на рынки НИС "второй" и "третьей" волны, а также стран периферии.
После распада социалистического блока в Восточной Европе резко возросла торговля между ЕС и странами бывшего соцлагеря (включая страны Балтии). Так, в 2005 г. общие объемы экспорта стран ЕС увеличились на 8,8%, а в Восточную Европу - на 23%. Самыми важными торговыми партнерами ЕС в регионе являются Польша (27% экспорта), Чехия (21%) и Венгрия (14%).

Таблица 1.2

Объем импорта (по условиям CIF) по группам стран в 2002-2006 гг., млн долл./ %

 

Группы стран Годы Изменение объема импорта за 2002-2004 гг., %
         
Развитые страны 4 574 707 68,9 5 304 555 68,6 6 309 661 66,8 7 035 695 65,7 7 913 821 64,8 73,0
Развивающиеся страны 1 911 101 28,8 2 232 262 28,9 2 877 627 30,5 3 359 059 31,4 3 915 401 32,1 104,9
Страны с переходной экономикой 154 764 2,3 199 127 2,5 259 345 2,7 317 462 2,9 374 164 3,1 141,7
Итого в мире 6 640 572 7 735 944 9 446 634 10 712 215 12 203 386 83,8

 

Аналогичные тенденции за этот период наблюдается и по изменению объемов импорта, что подтверждается данным табл. 1.2. Объем мирового импорта за последние 4 года увеличился на 83,8%. Объем импорта в развитые страны за этот же период вырос на 73 %. Однако в рассматриваемом периоде доля импорта в эти страны в общем мировом его объеме имеет тенденцию к снижению (с 68,9 до 64,8 %).

Более высокими темпами выросли объемы импорта у развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Для этих групп стран характерно увеличение их доли в общем объеме импорта, что также свидетельствует о возрастающей доли этих стран в развитии мировой торговли.

Крупнейшие страны-экспортеры приведены в табл.1.3. Как следует из данных этой таблицы, с 2003 года на первое место в мире по экспорту вышла Германия, оттеснив на второе место США.

Япония по экспорту в 2003 г. уступила третье место Китаю, который в 2000 г. имел объем экспорта примерно в два раза ниже в сравнении с Японией. За три года объем экспорта КНР увеличился в 3,9 раза, в то время как объем экспорта Японии за этот период вырос только в 1,34 раза. Если учесть объемы экспорта Китая и Гонконга, то Китай по объему экспорта в 2006 г. уверенно вышел на первое место в мире (1 291 769 млн долл.).

В сравнении с 2000 г. объем экспорта России в 2006 году вырос в 2,86 раза и составил 302 млрд долл. Таким образом, по объему экспорта Россия в 2006 г. вышла на 12 место в мире. Следует иметь в виду, что прирост объема экспорта в этом году в основном произошел за счет увеличения цен на энергоносители и металлы, которые Россия экспортировала в другие страны.

 

Таблица 1.3

Крупнейшие страны – экспортеры в период 2000 – 2006 гг., млн. долл.

  Страны Годы Доля в мировом экспорте в 2006 г., %
           
1. Германия 552 049 615 049 751 294 909 448 972 015 1 127 677 9,4
2. США 781 918 693 103 724 771 818 520 907 158 1 037 320 8,7
3. Китай 249 203 325 591 438 228 593 326   969 100 8,1
4. Япония 479 249 416 726 471 817 565 675 594 905 644 541 5,4
5. Франция 327 753 331 298 391 901 451 888 464 061 489 357 4,1
6. Нидерланды 233 231 243 749 295 908 357 245 406 928 462 127 3,8
7. Великобритания 285 549 279 840 305 519 347 326 385 002 445 491 3,7
8. Италия 240 622 254 104 299 227 353 611 373 645 410 408 3,4
9. Канада 276 635 252 394 272 739 304 453 359 399 404 791 3,3
10. Корея 172 267 162 470 193 817 253 845 284 419 326 159 2,7
11. Гонконг 201 860 200 092 223 762 259 260 289 337 322 669 2,7
12. Россия 105 565 107 110 135 929 183 207 243 569 301 976 2.5

 

В табл. 1.4 приведены данные, иллюстрирующие тенденции в изменении объемов импорта рядом стран за период 2000 – 2006 гг.

Таблица 1.4

Крупнейшие страны – импортеры в период 2000 – 2006 гг., млн. долл.

 

Страны Годы Доля в мировом импорте в 2006 г., %
           
1. США 1 259 300 1 200 230 1 303 050 1 525 680 1 732 350 1 919 574 15,73
2. Германия 497 413 489 660 604 398 715 396 775 127 918 100 7,52
3. Китай 225 094 295 171 412 760 561 229 659 953 791 600 6,49
4. Великобритания 348 208 363 613 399 260 470 406 514 375 606 162 4,97
5. Япония 379 511 337 194 382 930 454 542 514 922 578 086 4,74
6. Франция 339 086 328 844 398 699 470 718 504 813 534 046 4,38
7. Италия 238 860 246 702 297 414 355 129 385 316 437 212 3,58
8. Нидерланды 218 361 218 986 264 611 319 515 364 320 415 887 3,41
9. Канада 244 786 227 499 245 021 279 912 331 565 357 407 2,93
10. Гонконг 212 805 207 644 231 896 271 074 299 533 335 754 2,75
... ... ... ... ... ... ...  
19. Россия - 44 862 76 070 97 382 125 303 137 548 1,13

Как показывают данные табл. 1.4 первые три места в мире по объему импорта занимают соответственно США, Германия и Китай. Причем доля США в мировом импорте составлял в 2006 г. 15,73 %, то есть его объем был выше, чем у Германии и США вместе взятыми. За рассматриваемый период объем импортируемых товаров в США вырос на 52,4 %. В Германии прирост импорта в 2006 г. в сравнении с 2000 г. составил 84,6 %. Особенно заметный прирост объема импорта характерен для Китая, который увеличился в 3,5 раза в сравнении с 2000 г. Доля России в мировом импорте в 2006 году составил 1,13 %, и Россия по этому показателю внешней торговли заняла в 2006 г. 12 место в мире. Однако в сравнении с 2002 г. объем импорта в Россию значительно увеличился (в три раза). В ближайшие годы можно ожидать дальнейшего роста объемов импорта в Россию в связи с увеличением покупательной способности населения страны.

Представляет интерес данные, характеризующие среднегодовые темпы прироста объемов экспорта в мире и по регионам. В табл. 1.4. приведены эти данные, которые свидетельствуют о непрерывном темпе роста объемов экспорта как в мире, так и по группам стран, включая и Россию.

Таблица 1.5

Среднегодовые приросты объемов экспорта по регионам, %/год

  Группы стран Годы
1990 - 2000 2000 - 2005 2005 - 2006
В мире 6,8 11,3 14,8
Развитые страны 5,9 9,4 12,6
Развивающиеся страны 9,0 14,1 17,6
Страны с переходной экономикой 6,7 19,9 22,8
В том числе Россия - 19,2 24,0

Характеризуя основные тенденций в региональном аспекте, следует отметить, что устойчиво высокие темпы международной торговли поддерживаются за счет расширения торговли внутри стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития).

Как показывают данные табл. 1.6. свыше 80 % экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта - непродовольственные товары.

Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она им просто не по карману. В этой связи весьма заметной тенденцией стало увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами (между автомобильными, авиационными, электронными, сталелитейными и другими компаниями).

Все большим аргументом в пользу развития трансатлантического рынка становится дальнейшая либерализация взаимной торговли, взаимных уступок между США и ЕС. Так, в 1997 г. достигнута договоренность об отмене пошлин на ряд продуктов информационных технологий, подписаны соглашения о взаимном признании некоторых видов лекарств, медицинского оборудования, средств связи и телекоммуникаций.
Последняя четверть XX века свидетельствует о возрастании роли Азиатско-Тихоокеанского региона в системе международных экономических отношений, в том числе в области международного товарообмена.

Таблица 1.6

Динамика изменения экспорта из ряда стран в отдельные регионы, %

 

  Страны экспортеры   Годы   Экспорт в развитые страны, % Экспорт в страны с переход –ной эконо- микой, % Экспорт в развива –ющиеся страны, %  
Итого В том числе в Европу США Япония Другие  
Всего ЕЭС          
  1. Германия   83,4 71,9 65,1 7,1 2,6 1,8 4,7 11,9
  83,7 69,3 64,1 10,3 2,2 1,9 2,8 13,5
  80,5 68,1 63,5 8,8 1,8 1,8 4,6 14,9
  2. США   65,2 28,3 26,6 ,, 12,4 24,5 1,0 33,8
  57,1 23,2 21,7 ,, 8,4 25,5 0,6 42,3
  54,8 22,1 20,6 ,, 6,1 26,5 0,8 44,4
  3. Китай     36,2 11,1 10,7 8,5 14,7 1,5 3,9 59,9
  57,6 16,9 16,4 20,9 16,7 3,1 1,5 40,9
  55,2 19,3 18,9 21,4 11,0 3,4 3,2 41,6
  4. Япония     59,2 22,1 20,7 31,7 ,, 5,4 1,0 39,8
  51,6 17,6 16,8 30,1 ,, 3,9 0,3 48,1
  42,3 15,2 14,6 22,9 ,, 4,2 0,9 56,8
  5. Франция     80,0 70,5 66,0 5,9 1,9 1,7 1,4 15,2
  80,4 68,2 64,1 8,7 1,6 1,9 1,3 16,9
  76,7 66,0 62,6 7,1 1,5 2,0 2,3 19,1
  6. Нидерланды     90,4 84,3 81,6 4,0 0,9 1,2 0,9 7,9
  89,9 83,5 81,2 4,4 0,9 1,1 1,3 8,1
  87,7 81,7 79,4 4,3 0,7 1,1 2,5 9,0
7. Великобри-тания   81,6 62,0 58,4 12,6 2,5 4,4 1,0 16,6
  84,2 62,0 59,0 15,8 2,0 4,5 0,9 14,6
  78,0 57,3 53,6 15,1 1,9 3,7 1,8 18,0
  8. Италия   81,7 69,6 64,6 7,6 2,3 2,2 3,6 14,2
  78,3 63,6 59,8 10,4 1,7 2,6 3,8 17,3
  75,7 63,8 59,4 8,0 1,5 2,3 6,1 17,6
  9. Канада     91,4 9,5 8,4 5,4 5,6 0,8 0,8 7,8
  94,9 4,9 4,6 7,4 2,2 0,4 0,1 5,0
  92,9 6,1 5,5 4,2 2,1 0,6 0,2 6,8
  10. Корея   67,2 15,7 15,0 28,6 18,6 4,2 ,, 24,5
  52,3 15,0 14,3 21,9 11,9 3,5 0,9 46,4
  42,1 15,8 15,4 14,6 8,5 3,3 2,2 55,1
  11. Гонконг     53,5 20,0 18,8 24,1 5,7 3,7 0,3 45,5
  48,5 16,4 15,6 23,3 5,5 3,4 0,1 51,2
  39,4 15,1 14,5 16,1 5,3 2,9 0,3 60,3
  12. Россия   ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,, ,,
  69,2 57,6 52,9 7,7 2,7 1,2 15,2 15,4
  66,2 60,7 55,9 3,1 1,6 0,7 15,3 17,7
                               

 

Характеризуя основные тенденции в региональном аспекте, следует отметить, что устойчиво высокие темпы международной торговли поддерживаются за счет расширения торговли внутри стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития).

Как показывают данные табл. 1.6. от 75 до 85 % экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом около 80 % от объемов всего экспорта – это непродовольственные товары. Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку она не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же такая техника им просто не по карману. В этой связи весьма заметной тенденцией стало увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами (между автомобильными, авиационными, электронными, сталелитейными и другими компаниями).

Все большим аргументом в пользу развития трансатлантического рынка становится дальнейшая либерализация взаимной торговли, взаимных уступок между США и ЕС. Так, в 1997 г. достигнута договоренность об отмене пошлин на ряд продуктов информационных технологий, подписаны соглашения о взаимном признании некоторых видов лекарств, медицинского оборудования, средств связи и телекоммуникаций.
Последняя четверть XX века свидетельствует о возрастании роли Азиатско-Тихоокеанского региона в системе международных экономических отношений, в том числе в области международного товарообмена.

Анализ данных табл. 1.6 позволяет сделать следующие выводы:

1. С 1990 по 2005 гг. экспорт развитых стран Европы был ориентирован, в основном, в развитые страны (75 – 80 % от общего объема экспорта), в то время как в развивающиеся страны он достигал 14 -17 % от общего объема экспорта. Вместе с этим за этот период доля экспорта в развитые страны имеет тенденцию к снижению практически для всех приведенных в таблице стран (за исключением Канады). Наибольшее снижение произошло в экспорте Республики Корея (с 67,2 до 39,4 %) и в Японии (с 59,2 до 42,3 %).

2. Доля экспорта из развитых стран в развивающиеся страны в рассматриваемом периоде увеличивался. Если для европейских стран этот рост был в пределах 2 – 4 %, то для Республики Корея доля экспорта в развивающиеся страны увеличился более чем в два раза (с 24,5 до 55,1 %). Экспорт США и Японии в развивающиеся страны также имел заметный рост. Значения роста доли их экспорта составили соответственно 10,6 и 17 %.

3. Экспорт США в развитые страны, включая европейские, снизился с одновременным увеличением доли экспорта в развивающиеся страны. Примерно половина экспорта в эти страны приходится на регион Латинской Америки (в 2005 году 21,1 %). Кроме того увеличиваются объемы экспорта и в страны Юго-восточной Азии (18,5 % в 2005 г.). Экспорт США в Японию за этот период снизился более чем в два раза (с 12,4 до 6,1 %).

4. Экспорт Канады ориентирован на США (свыше 80 % от общего объема экспорта в 2005 году). Экспорт в страны Европы имеет тенденцию к снижению.

5. Экспорт России в развитые европейские страны с 2000 по 2005 годы увеличился на 3,1 %. Этот рост обусловлен повышением цен на энергоносители, экспортируемых в эти страны. Объемы экспорта России в страны с переходной экономикой практически остались неизменными. В страны развивающихся экономик экспорт из РФ увеличился на 2,3 %.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.