Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример постановки задачи

Лекция 6

 

Постановка задачи пользователем требует от него выполнения комплексов операций в последовательности, определяемой логикой их внутренней взаимосвязи, что отражает технологию этого процесса. Рассмотрим пример постановки задачи «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам в супермаркете».

Комплекс 1 «Организационно-экономическая сущность задачи». В данном комплексе осуществляются операции по определению назначения задачи, ее цели, периодичности и сроков выполнения. В этом же комплексе отражаются информационные взаимосвязи подразделений объекта, и при этом обращается внимание на внешние и внутренние связи подразделения, в котором решается задача. Затем раскрывается информационная взаимосвязь входной и выходной информации.

Назначение задачи уточняет область ее применения, что отражается в конкретизации объекта, в котором осуществляется автоматизация информационных процессов. В рассматриваемом примере задача предназначена для торгового предприятия типа супермаркета.

Цель отражает четкое, но достаточно общее описание результата, который ожидается получить в итоге постановки задачи и ее последующей реализации с помощью технических и программных средств. Цель рассматриваемой задачи заключается в своевременном получении информации для принятия решения относительно эффективности торговли и необходимости закупки новой партии товаров.

Периодичность и сроки решения задачи конкретизируют частоту потребности работника управления в информации. При этом оговариваются дата и время дня суток ее предоставления. Данная задача решается в реальном времени, при котором обеспечивается доступ к базе данных по мере необходимости.

Информационная взаимосвязь подразделений данного экономического объекта (рис. 4.5.) позволяет определить состав взаимосвязанных подразделений объекта и место подразделения, для функционирования которого необходимо решение данной задачи.

Рисунок 3.1 – Информационная взаимосвязь подразделений супермаркета

При изучении внешних и внутренних информационных связей подразделения раскрывается его структура и указывается конкретная информация, которая должна поступать на входе данного подразделения и на выходе. Пример отражения внешних и внутренних информационных связей подразделения представлен на следующем рисунке.

Рисунок 3.2 – Внешние и внутренние информационные связи отдела продажи

Заключительной операцией в этом комплексе является отражение информационной взаимосвязи входной и выходной информации. Операция акцентирует внимание на уровнях детализации и обобщения информации. Пример взаимосвязи информации представлен на рисунке 4.7.

Комплекс 2 «Описание выходной информации». В данном комплексе осуществляются операции по определению состава реквизитов выходной информации, расположению реквизитов выходной информации с отражением контрольного примера, описанию полей (реквизитов) выходного документа.

Рисунок 3.3 – Информационная взаимосвязь входной и выходной

информации

 

Определение состава реквизитов выходной информации зависит от поставленной перед задачей цели; состав реквизитов должен быть необходимым и достаточным для организации работы специалиста подразделения.

Последовательность расположения реквизитов определяется правилами распределения реквизитов по частям документа (заголовочной, содержательной, оформительской) и отдельным зонам. Внутри зон реквизиты также располагаются по установленным правилам (удобство работы пользователя, специфика отражения итогов, акцентирование внимания на отдельных реквизитах и т.п.). В результате этой операции создается эскиз выходного документа с отображением контрольного примера. В контрольном примере дается логика расчета, при этом намеренно используются числа, легко подсчитываемые вручную. Выходной документ «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам» представлен следующей таблицей.

 

Таблица 3 -Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам

на «05» апреля 2010 года

Заключительной операцией этого комплекса является описание полей (реквизитов) выходного документа, или иначе – представление структуры выходного документа. В комплексе 2 при проектировании выходного документа учитывается также влияние программных и технических средств (информационная емкость экрана, ширина печатающего устройства, возможность получения нескольких экземпляров и т.п.). В этом же комплексе обобщается специфика выходной информации: рассматриваются состав потребителей информации, способы передачи, объемно-временные характеристики, особенности контроля данных. Данный комплекс уточняет первоначально поставленную цель решения задачи.

Комплекс 3 «Описание входной информации» отвечает на вопрос, на основании какой информации может быть получена выходная информация. Под входной информацией понимается вся информация, необходимая для решения задачи и расположенная на различных носителях: первичных документах, машинных носителях, в памяти персонального компьютера. С этой целью составляются перечень входной информации и состав реквизитов каждого вида входной информации, расположение реквизитов входной информации, описание полей (реквизитов) входных документов.

При определении перечня входной информации описываются вид информации (текущая переменная, нормативно-справочная), источники информации, специфика сбора, хранения информации, способы поступления, а также объемно-временные характеристики и способы контроля.

Состав реквизитов входной информации зависит от особенностей входной информации. Он должен быть необходимым и достаточным для организации дальнейшей обработки. Расположение реквизитов осуществляется в соответствии с существующими правилами ее проектирования. Описание полей (реквизитов) выполняется по отношению ко всем видам входной информации и осуществляется аналогично подобной операции для выходной информации.

В этом же комплексе обобщаются особенности входной информации, которые конкретизируют вид информации (текущая, нормативно-справочная), источники возникновения информации, специфику ее сбора, способы поступления, объемно-временные характеристики, особенности контроля данных.

Комплекс 4 «Алгоритмы решения задами» отвечает на вопрос: «Каким образом, т.е. на основе каких алгоритмов расчета входная информация преобразуется в выходную информацию?» Разработка алгоритмов решения задачи связана с выполнением неформализованного и формализованного моделирования.

При неформализованном моделировании алгоритмы расчетов представляются в описательном виде. Например, в данной задаче «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам в супермаркете» используются алгоритмы:

1. Умножение Количества товаров - продано на Цену покупки для получения Объема реализации по ценам покупки.

2. Умножение Количества товаров — продано на Цену продажи для получения Объема реализации по ценам продажи.

3. Умножение Количества товаров на складе на Цену покупки для получения Наличия товаров на складе в стоимостном выражении.

4. Вычитание из Объема реализации по ценам продажи Объема реализации по ценам покупки и Наличия товаров на складе в стоимостном выражении для получения Прибыли (или Убытка) по Коду товара с указанием Кода группы товара.

5. Суммирование Прибыли и Убытков по Коду товара внутри Кода группы товара с целью получения Прибыли (или Убытка) по Коду группы товара.

Результат взаимодействия показателей по изложенным алгоритмам желательно отразить в виде неформализованной модели, которая может быть представлена как схема взаимодействия различных показателей по их наименованиям или идентификаторам.

Формализованное моделирование осуществляется по определенным правилам. Согласно правилам по каждому экономическому показателю выявляются реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Им присваиваются условные обозначения: реквизитам-основаниям заглавные буквы, реквизитам-признакам строчные буквы. Экономический показатель выражается в виде совокупности обозначений. Взаимосвязи показателей представляются формульной зависимостью. Инфологическая модель задачи «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам в супермаркете» представлена на следующем рисунке.

Рисунок 3.4 – Инфологическая модель задачи «Оперативный анализ

прибыли и убытков по товарам в супермаркете»

 

Инфологическая модель не только позволяет четко выразить логику расчета, но и служит основой для реализации других видов моделей: матричной, функциональной зависимости, графосхем. Это позволяет проектировать базы данных по задачам, комплексам задач, функциональным подсистемам и системе в целом. Созданием инфологической модели заканчивается технология постановки задачи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка компьютерной модели | Дистанционное обучение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.