Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные закономерности развития аномальных детей

Лекция 2.

В развитии ребенка.

Соотношение биологических и социальных факторов

 

Развитие психики формируется поэтапно. Созревание психических функций, их качественное преобразование и совершенствование происходит на каждом последующем возрастном этапе. Нарастает активность, осознанность и целеустремленность деятельности по мере формирования целевых потребностей. Непроизвольные психические потребности перерастают в произвольные. Формируется произвольное внимание, осмысление восприятия, отвлеченное мышление, логическое мышление. Все это есть результат социального опыта, которым в ходе психического развития овладевает ребенок.

Процесс развития личности характеризуется взаимодействием системы биологических и социальных факторов. Оба эти фактора ведут к единой цели – формирование человека. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные способности. Эти способности определяют овладение знаниями, возможности познания. То есть биологические факторы создают предпосылки психического развития. Нарушение развития рассматривается с одной стороны как биологический фактор, с другой – в воспитании и обучении детей с нарушениями развития мы имеем дело с их социальными последствиями.


 

Психолог Лев Семенович Выготский в 30-е годы разработал теорию сложной структуры аномального развития ребенка с дефектом. Эта теория отвергла представление об изолированном выпадении одной функции, вследствие поражения какого-либо анализатора или заболевания ребенка. Дефект анализатора или интеллектуальный дефект вызывают ряд отклонений, создают целостную сложную картину атипичного аномального развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. (Пример: глухота – первичный дефект, нарушение речи – вторичный.) Важно время возникновения первичного дефекта. (Пример: глухота после развития речи – речь без интонаций, легкие дефекты.).

Глухота врожденная и немота, т.е. вторичный дефект немота наступает, несмотря на наличие речевых возможностей (функций). Такой ребенок может овладеть речью только в условиях специального образования, используя сохранные анализаторы: зрение, кинестетические нарушения, тактильно – вибрационную чувствительность и др. Речь все равно неполноценна (нарушение произношения, ограничен словарный запас, не чувствует интонаций, усвоение грамматического строя и понимание речи хуже). Особенно сложно таким детям даются отвлеченные понятия. Трудности во владении устной речью приводят к нарушению словесно-логическому мышлению, проявляющиеся в затруднениях при языковых общениях и не понимание условий математических задач. Влияет на формирование характера и нравственных качеств (т.к. затруднено общение).

 

Слепые дети. Раннее поражение органов зрения значительно влияет на развитие слепых детей. В качестве вторичных отклонений недостаточность пространственных ориентировок, ограничение конкретных представлений, своеобразие походки, недостаточная выразительность мимики лица и т.д.

 

Олигофрения. Олигофрены – это дети со стойкими нарушениями участка (участков) коры головного мозга интеллектуальная недостаточность. Интеллектуальная недостаточность ведет к вторичным нарушениям высших познавательных процессов: активного восприятия. Словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти. Эти нарушения проявляются в процессе социального общения ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности проявляется в примитивных речах, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли, невротическом поведении.

 

Дети с дефектом речи. Косноязычие приводит к вторичным дефектам: расстройство письма, трудности в овладении звуковым составом слова.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.