Глобалізація і безпека розвитку. Монографія / О.Г. Білорус, Д.Г. Лук’яненко та ін. – К.: КНЕУ, 2001. – 733 с.
Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Финансы. – 1999. – С. 24-57.
Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. Проф. В.П. Колесова. – М.: Флинта, 2000. – С. 10-67.
ВВЕДЕНИЕ
Часы
Один семестр: 1 лекц+1 практ = экзамен
Предмет дисциплины
Изначальный смысл слова «инженер» означает изобретатель. Изобретательность - основное свойство хорошего инженера. Каждый день пред ним стоят многочисленные задачи, требующие творческого подхода для их решения. С каждым днем количество задач, которые необходимо решать инженеру в единицу времени возрастает, а ресурсов, предоставляемых в его распоряжение для этого, становится меньше. Таким образом, на повестке дня стоит задача повышения производительности не только физического труда, но и умственного, труда творческого.
В условиях неограниченной конкуренции предприятие может выжить и устойчиво развиваться, только непрерывно создавая и осваивая новые, неочевидные, то есть, творческие решения, или результаты интеллектуальной деятельности. Они позволяют предприятию стать временно монополистом и, диктуя цену, извлекать из этого положения дополнительную прибыль, либо предлагая услуги с наилучшим и недоступным для конкурентов соотношением цена/качество, отвоёвывать новые или, хотя бы сохранять старые, рынки.
Новое неочевидное решение может относиться к любой области производственной деятельности, как к технике, так и к управлению. Критерием ценности нового решения является единственно его способность приносить доход или иные выгоды на конкурентном рынке. Является ли оно способным к правовой охране, защищено ли патентом – всё это уже вторично.
В задачи управления творческой деятельностью входит и подготовка персонала, способного всё это выполнять. Предприятие, не уделяющее должного внимания активизации творческой деятельности, либо вынужденно займётся ею при угрозе потери существенной части рынка, либо будет вытеснено.
В отличие от управления интеллектуальной собственностью, которое больше является управлением уже созданными объектами и потому пассивно, управление творческой деятельностью включает управление и процессом создания нового. Для выживания предприятие должно наладить внутри себя создание непрерывного потока новых творческих результатов. Широко рекламируемая сейчас концепция роста, основанного на приобретении интеллектуальных прав, является вреднейшим заблуждением. Это – кратчайший путь к разорению.
Неумелое управление, сужающее сферу творческой деятельности только к области техники, а самоё деятельность только к оформлению патентов и приобретению лицензий, является самообманом, приносящим напрасные хлопоты и расходы. Свидетельством успешного управления творческой деятельностью является профилактический, упреждающий характер проводимых мероприятий. Творческих результатов никогда не бывает много.
Под влиянием современной НТР традиционное изобретательство претерпело глубокие изменения. Оно стало наукоемкой сферой производства, на смену эмпирическому поиску индивида пришла коллективная проектно-конструкторская деятельность, основанная на применении компьютерной техники, систем САПР.
Еще 20 -30 лет назад на всех предприятиях, в образовательных учреждениях существовали организации НТО, назначались руководители кружков научно-технического творчества. Была также моральная и материальная заинтересованность в виде благодарностей, грамот, премий и т.д. Выпускались журналы “Техника молодежи”, “Изобретатель и рационализатор” и другие.
В последние годы сделано много грубых ошибок в отношении к изобретательству и рационализаторству. Практически на всех предприятиях отсутствуют патентные службы и отделы рационализаторства, а работники не знают места, куда можно обратиться со своими рацпредложениями. В учебных заведениях дело обстоит не лучше. Вся система образования в вузах стандартизирована, ни в одном стандарте нет дисциплины по изобретательству, патентоведению и т.п. Мы ввели дисциплину «Основы НТТ», как региональный компонент в цикле ЕНД.
Цель
Добиться от слушателей понимания решающей роли творческого подхода к созданию новой продукции, управлению людьми и предприятием.
Ознакомить студентов с приёмами и методами генерации новых идей и решения творческих задач, научить на учебных примерах использованию этих методов,
дать представление о физиологии и мотивации творческой деятельности, процессе создания новой продукции, правовой охране результатов интеллектуальной деятельности.
Системное ознакомление слушателей с основами научно-технического творчества, особенностями творческих личностей и процесса создания новой техники, отличиям приёмов управления объектами патентного и авторского права.
Особой целью является формирование у слушателей правильного понимания роли, задач и возможностей интеллектуальной собственности в обеспечении устойчивого развития предприятия, избавление их от ошибочных и иллюзорных представлений о смысле правового института интеллектуальной собственности.
Литература
Основная:
1. Конспект лекций.
2. В. Н. Михелькевич, В. М. Радомский. Основы научно-техниче-ского творчества. Учебное пособие.– М.:Феникс, 2004 г. – 320 с.
3.
Дополнительная
1. Федеральный закон - № 127-ФЗ «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ», опубликован в «Российской газете», №167 от 3 сентября 1996 года.
2. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. – Киев, Донецк: Вища школа, 1983. – 184 с.
Творчествоведение на современном этапе
Понятие творчествоведения
Творчество – процесс человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также приобретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла.
Творческая деятельность – это деятельность, порождающая качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека. В природе происходит процесс развития, но не творчества.
Творческий процесс, в особенности изобретательство, связано с активным поиском и генерированием новых идей, с анализом известных и выбором альтернативных идей.
Изобретательство способно доставить глубокое моральное удовлетворение, истинное удовольствие. Творческая работа требует интеллектуальных и эмоциональных усилий и умений делать многое, в том числе своими руками, например, создавать различные образцы и модели, испытывать их, проводить на них эксперименты.
Тяжелые внешние условия часто становятся стимулирующим фактором. Герои известных книг начинали изобретать, чтобы выжить. Например, вспомним Робинзона Круза на необитаемом острове, или перечитаем произведение Дж.Лондона “Морской волк”, в котором критик Ван Вейден и поэтесса Мод стали изобретателями, потому что хотели выжить. Но еще больше таких примеров можно найти в реальной жизни. Можно вспомнить, сколько творческого героизма, выдумки, изобретательства было проявлено при восстановлении эвакуированных на восток предприятий и налаживания выпуска там продукции, нужной для фронта, в начале Великой Отечественной войны в удивительно короткие сроки.
Как говорится в пословице: “Голь на выдумки хитра”. Острая необходимость может всколыхнуть в человеке творческие силы. Однако она не может заменить знания. Поиск нового идет тем успешнее, чем богаче, больше информации, глубже знакомство не только со своей областью, но и со смежными областями.
Но высокий уровень знаний и опыта в одной узкой области имеет и свою теневую сторону, которую можно отразить терминами “вектор инерции” и “психологические барьеры”. Человека, отягощенного большим грузом знаний, вектор инерции неудержимо тянет искать решение на уже известных технических путях, а психологические барьеры из накопленных знаний закрывают новые подходы к решению задач. Они не позволяют взглянуть на проблему с новых, неожиданных позиций. Но истинно творческий человек не станет идти по проторенной колее, не останется рабом устаревших знаний и идей, а будет стремиться к новому и неизведанному.
На юного К.Циолковского, без идей которого немыслима современная космонавтика, неизгладимое впечатление произвела
книга Жюля Верна “Из пушки на Луну”. Как он вспоминал, герои этой книги во многом определили его творческий путь… Волшебное зеркальце из сказок обернулось телевизором, видеодомофоном, мобильным телефоном с веб-камерой. Винтовые и реактивные “ковры”-самолеты давно бороздят небо. Уже давно изобретены разные модели реальных сапогов-скороходов, с встроенными двигателями…
Выполняя работу, проводя исследования, изучая процесс, люди нередко наталкиваются на новые явления, новые идеи. Но тот, кто ничего не делает, а просто ждет, когда новая идея появится сама собой, может за всю жизнь ничего не дождаться. “Счастливая случайность” приходит на помощь трудолюбивым. Работа над идеей идет почти круглосуточно, на работе, в пути, дома, на прогулке и даже во сне.
Актуальность творчествоведения
В условиях непростой экономической и социальной обстановки творчествоведение особенно актуально и способно придать человечеству новые силы на пути экономического, социального и духовного развития.
Творчество изобретателя и рационализатора, научное и научно-техническое творчество, организаторские способности по внедрению достижений НТР особенно востребовано в настоящее время. Но не менее важна в современной жизни и роль художественного творчества в качестве источника для духовного подъема, гармонизации и совершенствования личности и общества в целом.
Виды творчества и их взаимосвязь
Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (например, творчество изобретателя и рационализатора, организатора, научное и художественное творчество).
Все виды творчества имеют между собой глубокую взаимосвязь. Например, изобретателю и рационализатору, ученому необходимо иметь также и способности к организаторскому творчеству для успешной организации проведения исследований в своей области.
Будущее – несомненно за интеграцией различных видов творческой деятельности. Во все времена особенно ценились индивидуумы, талантливые в различных областях знаний (многогранность отличала Леонардо да Винчи, М.Ломоносова и многих других великих людей успешно творивших и в науке, и в технике, и в сфере художественного творчества).
Логические и внелогические элементы творческого поиска
Мы живем в быстроменяющемся мире. Смена общественно-экономических формаций, быстрые темпы научно-технического прогресса, экологические проблемы, экономические кризисы, социальные противоречия,… - все это выпало на долю человечества конца 20-ого – начала 21-ого века. Развитие научного знания зачастую представляет собой смену парадигм, смену резко различающихся методов, образцов мышления. Переход от одной парадигмы к следующей не всегда поддается логическому описанию. Мышление, развивающееся лишь по логически заданным стандартам, - шаблонно. Несравненно большей ценностью для развития творческой мысли обладают трудно прогнозируемые, нестандартные утверждения и гипотезы.
имеют внелогические механизмы творческого поиска (интуиция)
Для плодотворной творческой деятельности немаловажную роль в такой ситуации имеют внелогические механизмы творческого поиска, которые можно обозначить термином интуиция. Под интуицией понимают способность непосредственного, прямого постижения истины, которое дается сразу, без видимых рассуждений и обоснований. Искомое творческое решение приходит иногда как бы совсем неожиданно, и человек затрудняется впоследствии объяснить все подробности “творческого озарения”.
Интуитивное знание находит оформление в виде чувственных образов, полученных посредством комбинации восприятий, взятых из прошлого опыта исследователя. Например, о физику В.Томсону в периоды творческих поисков новых решений упругие тела представлялись в виде механизмов, соединенных в своеобразные конфигурации, атомы – наподобие вихревых колец, световой эфир - …как бы в виде мыльной пены.
Интуитивные процессы ученый не может воспроизвести отчетливо, не может восстановить четкий алгоритм мыслей, принесших результат. Логические операции принято считать сознательными, а интуитивные – бессознательными. Сознание связано с умением контролировать мыслительный процесс, выражать его содержание в словах для себя и передавать другому. Факты показывают, что пока мысль жестко контролируется, ей трудно получить что-либо ценное. Когда человек, размышляя над новыми идеями, отходит от известных шаблонов и схем, ослабляет контроль сознания, он скорее становится творцом.
Известный ученый М.Борн писал: “Мой метод работы состоит в том, что я стремлюсь высказать то, чего, в сущности, и высказать еще не могу, ибо пока не понимаю этого сам”. Математик К.Гаусс отметил однажды, что уже давно имеет результат, но ему неизвестно, каким путем он сможет до него дойти.
Современные психологи пока не пришли к единому определению термина творческое мышление (креативность). Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.
ДИАЛЕКТИКА ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
4 уровня методологии и 4 принципа научного описания
Для развития научного познания характерно не только расширение круга решаемых теоретических и практических задач, но и усиление внимания к способам и методам научно-практической деятельности. Логика и методология науки все более превращаются в самостоятельную научную дисциплину, и можно выделить четыре уровня методологии:
1) философский,
2) общенаучный,
3) конкретно-научный и
4) методика и техника научного исследования.
Развитие познания связано с возрастанием сложности принципиальных подходов к исследованию и его методам, составляющих следующую иерархическую последовательность по принципу научного списания.
1. Параметрическое описание свойств, признаков и отношений исследуемого объекта, основанное на эмпирических наблюдениях. Это простейшая форма научного описания и исходный уровень исследования любого объекта.
2. Морфологическое – переход к определению поэлементного состава, строения объекта и взаимосвязи параметров, выявленных на предыдущем уровне. При этом под элементом понимают минимальный, далее неделимый компонент системы или максимальный предел ее расчленения в условиях данной исследовательской задачи, свойства и функции которого определяются его местом в рамках целого.
3. Функциональное – переход к определению функциональных зависимостей между параметрами (функционально-параметрическое описание), между частями как элементами объекта (функционально-морфологическое описание) или между параметрами и строением объекта. Здесь функция – это взаимосвязь,определяющая порядок включения части в целое.
4. Описание поведения объекта – выявление целостной картины «жизни» объекта и механизмов, обеспечивающих смену направлений и «режимов» его работы (самая сложная форма научного исследования).
Все существующие совокупности объектов можно разбить на следующие классы: неорганизованные совокупности, лишенные внутренней организации (куча камней); неорганичные и органичные системы. Последние два характеризуются наличием связей между элементами, появлением в целом новых свойств, не присущих элементам в отдельности, и устойчивой структурой. Органичная система представляет собой саморазвивающееся целое, которое в процессе индивидуального развития проходит последовательно этапы усложнения и дифференциации.
Приближенно любую техническую систему можно рассматривать как совокупность элементов и совокупность связей, образующих структуру объекта. Классификация технических систем выделяет системы: естественные и искусственные, управляющие и управляемые, развивающиеся и лишенные развития, стабильные, функциональные, динамические и т. п.
Особенности исследования технического объекта как системы
Особенностями исследования технического объекта как системы являются:
1) вытекающая из понятия целостности необходимость рассмотрения среды (которой противопоставлена данная система), надсистемы и элементов (подсистем);
2) понятие связи, конкретизирующее понятие целостности (например связей временных, пространственных, функциональных и т. д.);
3) понятие структуры системы, к которым приводят совокупность связей и их типологическая характеристика;
4) характеристика структуры системы как по «горизонтали» (связи между однопорядковыми компонентами системы, например между деталями или узлами машины), так и по «вертикали» (деталь – узел), что приводит к понятию уровней системы и их иерархии;
5) управление – разнообразные по формам способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие системы;
6) связанная с наличием управления необходимость установления цели и целесообразного поведения системы;
7) присутствие источника преобразования системы или ее функций обычно в самой системе (существеннейшей чертой целогорядасистемных объектов является их самоорганизация);
8) проблема соотношения «функционирования» и «развития» объекта.
В основе всех эффективных подходов к поиску новых технических решений, решению изобретательских задач лежит диалектический метод.
Ядро материалистической диалектики – учение о единстве и борьбе противоположностей, раскрывающее источники и движущие силы всякого развития. При поиске новых решений задача состоит не просто в обнаружении противоречий, а в раскрытии особенностей их проявления в техническом прогрессе, выяснении конкретного механизма действия противоречий как внутренних импульсов развития техники.
Жизненный цикл технической системы
Жизнь технической системы (как и других систем) можно изобразить в виде 5-образной кривой или ломаной (рис. 1), показывающей, как меняются во времени главные показатели системы (мощность, производительность, скорость и т. д.).
Рис.1. Изменение главных показателей техническихсистемво времени.
Зависимость имеет характерные участки, общие для всех систем. В «детстве» (участок1) техническая система А развива-
ется медленно. Но наступает пора «возмужания» и «зрелости» (участок 2), когда она быстро совершенствуется: начинается массовое ее применение. Затем темпы развития идут на спад (участок 3) —приходит «старость» (система исчерпывает себя). Далее техническая система А либо деградирует, сменяясь принципиально другой системой Б, либо на долгое время сохраняет достигнутые показатели (участок 4).
Сопоставление «жизненной кривой» технической системы (рис. 2, а) с изменением во времени показателей технического творчества (изобретательской деятельности) дает возможность выявить ряд интересных закономерностей. На графике, изображенном на рис. 2, б, первый пик количества изобретений соответствует периоду перехода к массовому применению системы, второй — обусловлен стремлением продолжить жизнь системы.
Рис.2. Изменение во времени основных показателей технической системы (а) и связанных с ее развитием показателей: качества изобретений (б), творческого уровня изобретений (в) и средней эффективности одного изобретения (г).
Первые изобретения, создающие основу технической системы, всегда высокого уровня. Постепенно этот уровень снижается. Пик на графике, изображенном на рис. 2, в, соответствует изобретениям, которые обеспечивают системе возможность массового использования. За этим пиком — спад: уровень их неуклонно снижается, приближаясь к нулю (тем временем появляются другие изобретения высокого уровня, относящиеся к новой системе, сменяющей данную). Несмотря на высокий уровень, первые изобретения не дают прибыли, так как техническая система существует на бумаге или в единичных образцах, в ней много недостатков, несовершенств и недоработок. Прибыль начинает появляться после перехода к массовому применению системы (рис. 2, г). В этот период даже небольшое усовершенствование приносит большой эффект.
Законы (принципы) развития технических систем
Знание особенностей «жизненных кривых» технических систем необходимо для выяснения резервов их развития и определения целесообразности совершенствования или создания принципиально новых решений.
Такой анализ позволил на научной основе сделать первую попытку выявления и формулирования законов развития технических систем.
Эти законы (принципы) можно условно разделить на статические(определяющие начало жизни технических систем), кинематические (определяющие их развитие) и динамические(отражающие главные тенденции развития технических систем в наше время).
К первой группе относятся законы:
полноты частей — необходимым условием жизнеспособности системы является наличие и минимальная работоспособность основных ее частей (техническая система должна включать двигатель, трансмиссию, рабочий орган и орган управления, каждый из которых должен быть хотя бы минимально пригоден к выполнению ее функции);
«энергетической проводимости»—система жизнеспособна, если имеется сквозной проход энергии по всем ее частям (так как любая техническая система — преобразователь энергии, очевидна необходимость передачи энергии от двигателя через трансмиссию к рабочему органу);
согласования ритмики (частоты колебаний, периодичности) частей системы.
Во вторую группу входят законы:
увеличения степени идеальности—в этом направлении идет развитие всех систем;
неравномерности развития частей (это, в частности, является причиной возникновения технических противоречий в системе);
перехода в надсистему—исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве одной из частей, и дальнейшее развитие идет на новом уровне.
К третьей группе относится, например:
закон перехода с макроуровня на микроуровень—рабочие органы системы развиваются сначала на макро-, а затем на микроуровне (вместо «железок» работа осуществляется молекулами, атомами, ионами, электронами и т. д.).
Выявление закономерностей развития технических систем (объектов) может быть основано на предварительном формулировании требований к ним, выражаемых четырьмя правилами:
измеримости (закономерности должны допускать возможность количественной проверки объектов);
исключения (к закономерностям относят такие, исключение которых позволяет найти другие пути развития техники или останавливает его);
общности (к нему относят закономерности, действующие на протяжении всей истории развития техники и по отношению почти к любому техническому объекту);
выводимости (входят закономерности, которыене могут быть выведены логически из других).
принципы (закономерности) развития технических систем
В результате такого подхода были выявлены следующие принципы (закономерности).
1. Избыточности технических решений: в любое время для реализации любой функции число созданных технических решений на уровне изобретений, чертежей, макетов, моделей и опытных образцов всегда больше числа серийно реализованных.
2. Соответствия между функциями и техническими решениями: каждая функция из множества всех имеющихся и возможных технических решений выделяет определенное подмножество, реализующее эту функцию.
3. Относительно самостоятельного существования функций и технических решений: функции более долговечны, чем технические решения объектов, выполняющие эти функции.
4. Перехода через «предел»: каждый технический объект с постоянной функцией эволюционирует в направлении улучшения своих основных показателей следующими наиболее вероятными путями (циклами):
а) неизменный принцип действия и конструкции улучшает параметры технического объекта до приближения к глобальному экстремуму по параметрам;
б) в цикле «а» происходит переход на более рациональную конструкцию, после чего развитие идет опять по «а» (циклы «а» и «б» повторяются до приближения к глобальному экстремуму по конструкциям);
в) в цикле «б» происходит переход на более рациональный принцип действия, после чего развитие идет как по циклу «а» — "б» (циклы «а», «б», «в» повторяются до приближения к глобальному экстремуму по принципам действия).
5. Начала конструктивной эволюции: любая техническая система является звеном эволюционной цепи конструктивных изменений, в которой изобретению первого технического решения обязательно предшествовало появление (изобретение) новой функции.
6. Предпочтения: при переходе на новые принципы действия или при изобретении новых функций и соответственно создании новых технических объектов вероятность использования конкретных физических эффектов тем выше, чем позднее они были открыты.
7. Переноса решений: новые рациональные принципы действия и конструкции, апробированные в одних технических объектах, переносят в другие технические объекты при условии существенного совпадения их функций или функций их элементов.
8. Пропорциональности между важностью функций и затратами: чем важнее функция для общества, тем больше затраты на совершенствование технического объекта для выполнения этих функций и тем выше темпы конструктивной эволюции.
9. Инерции производства: число серийно выпускаемых технических объектов, увеличивается от нуля по восходящей кривой, вначале с отставанием от спроса, затем кривая достигает максимума, при котором наступает перепроизводство,после чего производство снижается до стабилизированного уровня или до нуля в случае появления лучшего технического объекта для выполнения данной функции.
10. Механизации и автоматизации: в любом «дереве» конструктивной эволюции, начинающемся от конкретной функции, имеет место последовательное появление технических объектов, уменьшающих степень участия человека в выполнении этой функции.
Указанная классификация закономерностей развития технических систем является одной из первых попыток научного изучения диалектики технических объектов. Безусловно, что в будущем исследователей ждут новые открытия, касающиеся особенностей и законов развития техники, которые необходимы для планирования творческой деятельности и прогнозированияее результатов.
Федеральный закон «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»
Самостоятельно!!!
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Самостоятельно!!!
Творчество относится к конкретным личностям. Для процесса научно-технического творчества характерен поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации.
Определяющим механизмом творческого процесса является не логика, а интуиция.
Интуицией называют быстрое решение, требующее длительной подготовки; интуиция изобретателя приходит в качестве вознаграждения за труд, поиск, и, следовательно, сложному механизму творческого процесса присущи и логика и интуиция.
Инсайт — внезапное озарение—схватывание элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют решение задачи. Озарение заключается в осознании некоторого продукта, всплывшего из глубины подсознания.
Этапы в творческом процессе изобретателя: наиболее общие: беспокойство и осознание задачи, подготовка, вынашивание идеи, озарение, проверка и подтверждение идеи.
В проблеме творчества выделяют несколько граней: творческую личность, творческие способности, творческий климат.
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, нужно лишь суметь их раскрыть и развить.
Творческие способности разделяют на три группы:
Первая связана с мотивацией (интересы и склонности), вторая – с темпераментом (эмоциональность), третья – с умственными способностями. Рассмотрим некоторые из них.
Зоркость в поисках проблем. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного; такая свежесть взгляда, зоркость связаны с качеством мышления.
Способ кодирования информации нервной системой. Мозг различных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, акустически-образным, буквенным, цифровым и т. д. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяют преимущественную склонность пользоваться теми или иными кодами информации. Задача развития творческих способностей состоит в том, чтобы помочь человеку «найти себя», т. е. понять, какие символы, какой код информации для него доступны и приемлемы. Тогда мышление его будет максимально продуктивным и доставит высшее удовлетворение.
Способность к свертыванию мыслительных операций. и замене их одной обобщающей операцией.
Способность к переносу опыта. Умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, а также способность к выработке обобщающих стратегий и умение видеть аналогии.
«Боковое мышление». Широкое распределение внимания повышает шансы на решение проблемы. «Боковое мышление» оказывается действенным и помогает найти решение проблемы при одном непременном условии: она должна стать устойчивой целью деятельности, доминантой.
Цельность восприятия. Умение опознавать образы, реагировать на сходные объекты независимо от индивидуальных различий — одно из фундаментальных свойств мозга, с него начинается мышление.
Сближение понятий. Легкость ассоциирования понятий и их отдаленность, «смысловое расстояние» между ними. Мыслительный процесс отличается от свободного ассоциирования тем, что мышление – это направленное ассоциирование, когда есть цель.
Готовность памяти. При решении задачи человек рассчитывает на ту информацию, которую в данный момент воспринимает или которую сумеет извлечь из своей памяти. Последняя включает в себя способность запомнить, опознать, воспроизвести какие-либо сведения немедленно или с отсрочкой. Готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту – один из компонентов сообразительности.
Гибкость мышления. Это способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Отсутствие ее называют инертностью, ригидностью, окостенелостью и даже застойностью мышления. Сюда входит и умение вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы.
Одно из проявлений гибкости мышления — способность к преодолению функциональной фиксированности.
Способность к оценке. Умение выбирать одну из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия производятся не только по завершении работы, но и многократно по ходуее и служат вехами на пути творчества.
Способность к «сцеплению». Свойство объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним багажом Людям в разной степени присуща способность избавляться от давления «предварительного знания», «предубеждения» и выделять наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
Легкость генерирования идей. Чем больше идей выдвигает человек, тем больше вероятность, что среди них будут ценные. Мысль, или идея, – это не просто ассоциативное соединение двух или нескольких понятий. Оно должно быть содержательно оправданным и отражать объективные отношения явлений, стоящих за этими понятиями. Для того чтобы возникла мысль, необходимо возбуждение, по крайней мере, двух хранящихся в мозгу моделей.
Способность предвидения. Генерирование идей неотделимо от фантазии или воображения человека. Принято различать три типа воображения:
– логическое выводит будущее из настоящего путем логических преобразований;
– критическое ищет, что именно в современной технике, системе образования, общественной жизни и т. д. несовершенно и нуждается в изменении;
– творческое рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя они и опираются на элементы действительности. Последнему принадлежит решающая роль в развитии общества.
Беглость речи (и формулирования). Такая способность необходима, чтобы облечь мысль в слова или выразить ее с помощью другого кода, формул, графика и т. д.
Способность к доработке. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к мучительной и кропотливой доводке первоначального замысла. «Мелочи создают совершенство, а совершенство — не мелочь»,— писал Микеланджело.
Творчеству препятствуют следующие факторы:
отсутствие гибкости мышления, сила привычки, узкопрактический подход, чрезмерная специализация, влияние авторитетов, боязнь критики, страх перед неудачей, чересчур высокая самокритичность, лень.
Творческая личность обладает рядом особенностей
– высокий интеллект (но прямой зависимости между интеллектом и талантом нет). Существует «пороговый уровень интеллекта» при коэффициенте интеллектуальности, не ниже 120;
– смелость ума и духа;
– готовность к риску — человек, имеющий много идей, должен уметь смело высказывать и отстаивать их;
– импульсивность, порывистость, независимость мнений и оценок;
– чувство юмора, сочетающееся с раскованностью мышления, внутренней раскрепощенностью, легкостью ассоциирования, безбоязненной «игрой идеями»;
– оригинальность, но без вычурности, без стремления подчеркнуть свою необычность;
– хорошо самочувствие себя в сложных, неопределенных ситуациях, творческие личности не спешат выносить окончательное суждение и «приклеивать ярлыки»;
– жизнелюбие, широта интересов,. впечатлительность и любознательность;
– умение сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе, тематике или проблеме;
– упорство, настойчивость, целенаправленность;
– взыскательность, не довольствование приблизительными сведениями и поверхностными формулировками, но в то же время способность к оперированию с нечетко определенными понятиями;
– некоторые черты, которые создают трудности в общении, вызывают неудовольствие окружающих: сомнение в общепринятых истинах, бунтарство, неприятие традиций. Увлеченность работой и отрешенность приводят к тому,чтовзаимоотношения между людьми кажутся чем-то второстепенным. Свойственное творческой личности повышенное стремление к самоутверждению может принимать неприятные формы.
УРОВНИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К творческим относят огромное количество решений, которые существенно отличаются степенью новизны и оригинальности, общественной значимости и полезности, долей творческого акта и его качественным уровнем.
В нашей стране решения в области научно-технического творчества признавались открытием, изобретением или рационализаторским предложением.
Открытие — это установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.
Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области, дающее положительный эффект. Его считают новым, если до даты приоритета заявки сущность этого или тождественного решения не была раскрыта в России или за границей для неопределенного круга лиц настолько, что стало возможным его использование. Существенными отличиями изобретение обладает, если по сравнению с решениями, известными в науке.и технике на дату
приоритета заявки, характеризуется новой.совокупностью признаков. Объектом изобретения могут быть: новое устройство, способ, вещество, а также применение известных ранее устройств, способов, веществ по-новому назначению
Рационализаторское предложение — это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее изменение технологии производства или конструкции изделий, применяемой техники или состава материала.
В настоящее время появились новые термины в области научно-технического творчества:
Патент – охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца(ранее это было авторское свидетельство). Патент выдается государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, в Российской Федерации таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Роспатент. Патент на изобретение в Российской Федерации действует в течение 20 лет с даты подачи заявки на выдачу патента
Полезная модель — новое промышленно применимое техническое решение, не обладающее изобретательским уровнем и относящееся к устройству.
Промышленный образец — художественно-конструктор-ское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.
Ноу-хау или секрет производства — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.
Изобретательские задачи разделяют условно на 5 уровней, а творческий процесс их решения на несколько стадий (выбор задачи, выбор поисковой концепции, сбор информации, поиск идеи решения, развитие идеи в конструкцию, внедрение), каждая из которых может быть пройдена на одном из пяти уровней (табл.1).
Таблица 1. Уровни технического творчества и его стадии
Уровни
Стадии творческого процесса
А
Б
В
Г
Д
Е
Найдена новая проблема
Найден новый метод
Получены новые данные, относящиеся к проблеме
Найден новый принцип
Созданы новые конструктивные принципы
Изменена вся система, в которую вошла новая конструкция
Найдена новая поисковая концепция
Найдена новая поисковая концепция
Получены новые данные, относящиеся к задаче
Найдено новое решение
Создана новая конструкция
Конструкция применена по-новому
Изменена исходная задача
Поисковая концепция изменена применительно к условиям задачи
Собранная информация изменена применительно к условиям задачи
Изменено известное решение
Изменена исходная конструкция
Внедрена новая конструкция
Выбрана одна из нескольких задач
Выбрана одна поисковая концепция из нескольких
Собраны сведения из нескольких источников
Выбрано одно решение из
нескольких
Выбрана одна из нескольких конструкций
Внедрена модификация готовой конструкции
Использована готовая задача
Использована готовая поисковая концепция
Использованы имеющиеся сведения
Использовано готовое решение
Использована готовая конструкция
Внедрена готовая конструкция
Выбор задачи
Выбор поисковой концепции
Сбор информации
Поиск идеи решения
Развитие идеи в конструкцию
Внедрение
Приведем примеры решения задач различного уровня.
1-й уровень. Предложено защитный колпак к баллонам для сжатых и сжиженных газов, с целью экономии металла, выполнятьизпластмассы и снабжать ребрами жесткости на внутренней поверхности (авт. св. № 157356). В решении использована готовая поисковая концепция.
2-й уровень. Для отделения ферромагнитных частиц с поверхности постоянного магнита предложено в качестве очищающего материала использовать материал с высокой вязкостью, например пластилин (авт. св. № 273302). Направление поисков — выбран один из нескольких вариантов.
3-й уровень. С целью уменьшения износа поверхности винтовой пары «винт —гайка» устранено трение. Винт и гайку расположили с постоянным зазором, в их резьбе уложили обмотки, создающие электромагнитное поле, которое обеспечивает поступательное движение гайки относительно винта (авт. св. № 154459). Объект сильно изменен по сравнению с прототипом.
4-й уровень. Для контроля износа двигателя предложено добавлять в масло люминофоры и по изменению свечения масла (мелкие частицы металла гасят его) непрерывно контролировать концентрацию частиц металла (авт. св. № 260249). Раньше время от времени отбирали пробы масла и определяли содержание в них металлических частиц. Исходный способ изменен полностью, использован малоизвестный физический эффект.
5-й уровень. Предложен способ получения высоких и
сверхвысоких давлений путем импульсного электрического разряда внутри объема любой проводящей или непроводящей жидкости, (авт. св. № 105011). Открыто новое явление (эффект) —электрогидравлический удар
Около 77% зарегистрированных изобретений представляют собой новые конструкции, усовершенствования, для создания которых достаточны знания и навыки, которыми обязан обладать каждый современный инженер. Вместе с тем качественное изменение техники обеспечивают именно решения 3—5 уровней. А они составляют менее, одной четвертой от приведенного количества.
В истории техники не много великих изобретений революционного характера: всего 150—200 таких решений. Это связано с высокой трудоемкостью задач высших уровней, «цена» которых может составлять десятки и сотни тысяч проб.
ЭТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Самостоятельно
1. Любое утверждение, положение, открытие, изобретение и т. п. должно быть всесторонне доказано, обосновано, выведено методами, средствами, способами, взятыми из арсенала науки.
2. Этическая норма доказательности побуждает быть требовательным к себе, самокритичным. Она предостерегает, в частности, от поспешных выводов и публикаций. Однако это не значит, что нужно скрывать свои идеи до полного завершения их доказательства. Законченные частные выводы должны быть обнародованы, ибо в них нуждаются другие исследователи.
3. точное цитирование чужих трудов
4. отдавать себе ясный отчет в том, какова мера твоих заслуг в науке и технике, и в соответствии с этим уметь правильно оценивать себя
5. Крайнее проявление научной недобросовестности — присвоение чужих заслуг, чужого открытия, идеи, решения, выводов и т. п.
6. использование автором в оригинальной работе чужих принципиально важных мыслей, доводов и т. п. без ссылок на первоисточник. Явно выраженный плагиат лишает человека морального права называться творческим работником, ученым
7. Вопрос о научном и техническом приоритете – приоритет принадлежит тому, кто первый оповестил общественность о своих достижениях, изобретениях, открытиях.
8. соавторство – Для признания соавторства необходимо наличие двух элементов: во-первых, совместный; во-вторых, творческий труд. К соавторам не относят лицо, оказавшее при создании изобретения или рационализаторского предложения только техническую помощь (изготовление чертежей и образцов, выполнение расчетов, оформление документации, проведение опытной проверки и т. п.), а также того, кто высказал идею или предложил тему, но не принимал участия в совместном творческом труде.
МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В табл. 2 приведены некоторые известные современные методы (и методики) поиска новых технических решений.
Название метода
Автор
Год появления
Россия
Метод экономического анализа и поэлементно отработки конструкторских решений
Ю. Соболев
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
Г. Альтшуллер
Метод направленного мышления
Н. Середа
Методика семикратного поиска
Г. Буш
Метод психоэвристического программирования (ИПИД)
В. Чавчанидзе и др. В. Шубин
Метод использования библиотеки эвристических приемов
А. Половинкин
Метод системно-логического подхода к решению изобретательских задач
В. Шубин
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций
Г. Буш
Обобщенный эвристический алгоритм
А. Половинкин и др.
Метод десятичных матриц поиска
Р. Повилейко
Метод выявления обобщенных приемов на основе анализа описаний изобретений
М. Зарипов и др.
Вепольный анализ
Г. Альтшуллер
Методика анализа свойств и синтеза технических решений (АССТР)
А. Чус
Аксиоматический метод понятий
В. Скоморохов
Германия
Метод каталога
Ф. Кунце
Метод организующих понятий
Ф. Ханзен
Метод конференции идей
В. Гильде и др.
Систематическая эвристика
И. Мюллер и др.
Анализ затрат на основе потребительной стоимости
X. Эберт, К. Томас
Чехословакия
Метод комплексного решения проблем
С. Вит
Англия
Метод фундаментального проектирования
Е. Матчетт
Метод контрольных вопросов
Т. Эйлоарт
Название метода
Автор
Год появления
Англия
Метод экономического анализа и поэлементно отработки конструкторских решений
Ю. Соболев
Метод функционального изобретательства
К. Джонс
Метод расчлененного проектирования
К. Джонс
Метод ликвидации тупиковых ситуаций
К. Джонс
Метод трансформации системы
К. Джонс
США
Морфологический анализ
Ф. Цвикки
Синектика
В. Гордон
Метод контрольных вопросов
Д. Пойа
Инженерно-стоимостный анализ
Л. Майлз и др.
Метод контрольных вопросов
Р. Кроуфорд
Метод ведомостей характерных признаков
Р. Кроуфорд
Метод мозгового штурма
А. Осборн
Метод контрольных вопросов
С. Пирсон
Р. Кроуфорд
Метод фокальных объектов
Ч. Вайтинг
Метод анализа затрат и результатов
Ю. Фанге
Метод творческого инженерного конструирования
Г. Буль
Метод контрольных вопросов
А. Осборн
Метод рационального конструирования
Р. Мак-Крори
Метод ступенчатого подхода к решению задач А. Фрейзер
А. Фрейзер
Метод музейного эксперимента
Коллект. авт.
Франция
Метод «матриц открытия»
А. Моль
Метод «Креатике»
Коллект. авт.
Интегральный метод «Метра»
И. Бувен и др.
Анализ таблицы позволяет заметить возрастание темпов развития методологии технического творчества по увеличению количества его методов: до 1940 г. был разработан всего 1 метод; в период с 1940 по 1950 гг.—4; с 1950 по 1960 гг.— 10; с 1960 по 1970 гг.— 11; с 1970 по 1980 гг.— 18 методов.
АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОИСКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Ассоциативные методы основываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогии их вторичных смысловых оттенков.
логическая связь между понятиями
метафоры
Основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.
К ассоциативным методам относятся: метод каталога, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Между двумя совершенно различными, несвязанными понятиями (словами) можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Возьмем два, различных понятия—«древесина» и «мяч». Осуществим ассоциативный переход: «древесина» — «лес», «лес» — «поле», «поле» — «футбольное», «футбольный» — «мяч». Или такие два понятия, как «небо» и «чай»: «небо» — «земля», «земля» — «вода», «вода» — «пить», «пить» — «чай».
Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. На первом шаге – выбор из 10 слов, втором — из 102, третьем — из 103, четвертом—из 105. Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.
Изобретательство связано с поиском отдаленных аналогов, переносом знаний из одной области в другую, интерпретацией нового посредством известных понятий, поэтому в нем трудно обойтись без обходных слов, переносного смысла, метафорических выражений, которые вызывают новые ассоциации. Последние разделяют по сходству, контрасту, смежности и смыслу. Ассоциации по сходству – это материал для эвристической аналогии; по контрасту – для эвристической инверсии; по смежности – для преобразования в пространстве и времени; по смыслу – для семантической интерпретации проблемной ситуации, установления причинно-следственных связей между техническим объектом, его элементами, человеком, средой и т. д.
Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Удобнее применять простые виды: бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»); метафоры-катахрезы, содержащие противоречие («сухопутный моряк», «круглый квадрат»); метафоры-загадки («туман над лесом» — косынка).
Метафоры могут служить подсказкой для нахождения изобретательской идеи. Но для их использования требуются способности к нешаблонному мышлению. Для облегчения этого процесса применяется прием интерпретации значения метафор в технических терминах. Причем для расширения области поиска идей и повышения степени их оригинальности прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций), т. е. семантически взаимосвязанным цепочкам. Чаще применяют две их разновидности: а) концентрированные гирлянды (грозди), различным образом выражающие одно и то же ключевое понятие; б) гирлянды последовательных метафор (ассоциаций), при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.
Если одно ключевое слово «воздух», то гирлянда концентрированных метафор может быть такой: «воздух»—«невидимая среда» (метафора-аналог)—«материальный дух» (метафора-катахреза)—«что топором не перерубишь?» (метафора-загадка). Приведенные понятия являются отдельными аналогами ключевого слова и используются для его анализа в контексте задачи с целью нахождения идеи решения.
Применение последовательных гирлянд метафор дает более отдаленные аналогичные (или противоположные) понятия. Преимуществом метафорического мышления является его высокий уровень оригинальности. Генерирование метафор требует приобретения навыков, но легко поддается формализации.
метод фокальных объектов
Еслина совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастет число неожиданных вариантов решения. Эта идея послужила основой метода активизации творчества, предложенного в 1926 т. профессором Берлинского университета Ф. Кунце (метод каталога) и усовершенствованного в 50-х годах американским изобретателем Ч. Вайтингом (метод фокальных объектов).
Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения (упражнения типа: придумать фантастические животное, растение, корабль и т. д.).
Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.
Применяют метод фокальных объектов в следующем порядке:
1. Выбор фокального объекта (например, часы).
2. Выбор трех-четырех случайных объектов (их берут наугад из словаря, каталога, технического журнала и т. д. Например, кино, змея, касса, полюс).
3. Составление списков признаков случайных объектов (например, кино: широкоэкранное, звуковое, цветное, объемное и т.д.).
4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов (например, широкоэкранные часы, звуковые часы, объемные часы и т. д.).
5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций (например, широкоэкранные часы: вместо узкого циферблата взят широкий; может быть узкий циферблат, который иногда растягивается в широкий, проецируется куда-то... и т. д.).
6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений (целесообразно поручить оценку эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать нужные решения).
метод гирлянд случайностей и ассоциаций
Дальнейшим развитием метода фокальных объектов является метод гирлянд случайностей и ассоциаций, разработанный советским изобретателем Г. Я. Бушем. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций. Для примера решим с помощью метода такую
простую задачу: необходимо предложить новые, оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента мебельной фабрики.
1. Определение синонимов объекта. Гирлянда синонимов для слова «стул»: стул — кресло — табурет— пуф—скамейка.
2. Произвольный выбор случайных объектов. Образуем вторую гирлянду из слов, взятых наугад, например: электролампочка — решетка — карман — кольцо — цветок — пляж.
3. Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов и случайных объектов, т. с. каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом. Таким путем получаем: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманами,..., табурет для цветов и т. д.
Таблица 3. Наименования и признаки случайных объектов
Наименование
Признаки
Электролампочка
Стеклянная, свето- и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная, энергосберегающая, светодиодная
Решетка
Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми ячейками из разных по материалу элементов
Карман
Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного» фонаря, радиоприемника
Кольцо
Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна, с прорезью для кольцевания птиц
Цветок
Одноцветный, многоцветный, душистый, колоколообразный, чашеобразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрывающийся, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный, волосистый
4. Составление перечня признаков случайных объектов. Для удобства объединим их в таблицу (табл. 3).
5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.
Например, введя в гирлянду синонимов признаки электролампочки, можно получить: стеклянный стул, теплоизлучающее
кресло, колбообразный пуф, прозрачное кресло, табурет с цоколем и т. д. Аналогично получают новые идеи конструкций, присоединяя к гирлянде синонимов признаки других случайных объектов — решетки, кармана, кольца, цветка, пляжа.
6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на шаге 4, генерируются гирлянды ассоциаций. Например, если у объекта «электролампочка» взять в качестве ключевого слова признак «с цоколем», то можно получить гирлянду ассоциаций: цоколь — дом — кирпич—пористый—губка—моющее средство—порошок—пена — пузырь — воздух — кислород — окислы — металл — звон —звук — колебания и т. д.
7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций. Тогда образуются такие варианты: кресло в виде пузыря, табурет из пены, стул из пористого материала, пуф, наполненный воздухом и т. д.
8. Выбор альтернативы. На этом шаге решают вопрос: продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей.
9. Оценка и выбор рациональныхвариантов идей.
10. Отбор оптимального варианта.
МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
Список контрольных вопросов по А. Осборну
Метод контрольных вопросов применяется для психологической активизации творческого процесса. Цель его—с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались различными авторами с 20-х годов нашего столетия.
Метод может применяться либо в форме монолога изобретателя, обращенного к самому себе, либо диалога, например, в виде вопросов, задаваемых руководителем мозгового штурма членам группы генераторов идей. Суть метода состоит в том, что изобретатель отвечает на вопросы, содержащиеся в списке, и в связи с ними рассматривает свою задачу. Широко распространены универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Э. Раудзенпом, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном и др. Они состоят из различного количества вопросов. За рубежом чаще пользуются вопросником, разработанным А. Осборном, который содержит 9 групп вопросов.
Список контрольных вопросов по А. Осборну
1. Какое новое применение техническому объекту Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?
2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает Вам данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно скопировать? Какой технический объект нужно опережать?
3. Какие модификации технического объекта возможны?
Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), цвета движения, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения?
4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту, размеры, прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих элементов или всего объекта? Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?
5. Что можно в техническом объекте уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации,укоротить, сузить, отделить, раздробить?
6. Что можно в техническом объекте заменить?Что, сколько замешать и с чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение?
7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или темп? Изменить режим?
8. Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное. Нельзя ли обменять местами противоположно размещенные элементы? Повернуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?
9. Какие новые комбинации элементов технического объекта, возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?
Список контрольных вопросов по Т. Эйлоарту
Одним из лучших можно считать список вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом. По сути, он дал программу работы талантливого изобретателя, с фанатической настойчивостью пытающегося решить задачу методом проб и ошибок. Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие—глубоких и разносторонних знаний.
Список контрольных вопросов по Т. Эйлоарту
1. Перечислить все качества и определения предполагаемого» изобретения. Изменить их.
2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.
3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.
4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.
5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).
6. Попробовать различные виды материалов и энергии: газ,, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; тепло, магнитную энерг
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление