Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифы как объединители нации

Наряду с мифами, популярными во всех странах и культурах, такими как миф о мужественном и находчивом ГЕРОЕ, огромную роль в политической коммуникации играют мифы, отражающие коллек­тивное сознание общества в рамках той или иной нации.

К главным для американских граждан можно отнес­ти мифы об «обществе равных возможностей», «амери­канской мечте», «демократии и свободном предпринимательстве». Таковыми они остаются на протяжении всей истории США.

 

Господствующим мифом в американском обществе, вплоть до прихода Р. Рейгана в Белый дом, был миф о том, что социальная жизнь подобна соревнованию по бегу. Эта метафора, пущенная в оборот президентом Л. Джонсоном, оказывала немалое влияние на обще­ственное сознание и в период президентства Никсона, Форда и Картера.

Подразумевалось, что жизнь есть соревнование, где каждый сам за себя и победа одного означает пораже­ние другого. Правила этого соревнования не вполне справедливы, поскольку у людей изначально разные возможности. Отсюда вытекала необходимость созда­ния льготных условий для слабых и ограничений для сильных. То есть миф обосновал необходимость соци­альных программ для слабых, финансируемых преиму­щественно за счет богатых.

Рейган считал, что для оживления экономики не­обходимо снизить налоги на предпринимателей, в том числе и на богатых. Но это означало, что на соци­альные программы налоговых поступлений не хватит. Значит, придется сократить помощь бедным. Чтобы обеспечить поддержку общественностью этих непопу­лярных мер, Рейган с помощью риторики создал но­вый миф, иную метафору в применении к социальной жизни Америки — метафору партнерства. Она означа­ла, что общество есть кооперация свободных и взаи­моответственных индивидов, что успех приходит не к тем, кто борется в одиночку, а к тем, кто объединяет­ся с другими. «Сила и мудрость других — польза и для нас, а не вред».

«Партнерство» стало символом рейгановской адми­нистрации. Это слово было проштамповано в ее зако­нах, напечатано в ее программах. Таким образом, сво­бодное общество было определено как партнерство, а не как соревнование, и сущность основных понятий изменилась. Свободное предпринимательство стали рас­сматривать не как наживу и эксплуатацию, а как взаи­мовыгодную кооперацию между поставщиками и по­требителями, работниками и менеджерами.

Смена мифов, осуществленная Рейганом, имела колос­сальное значение для американского общества. Гражда­нам была представлена новая система ценностей и идеа­лов, на которую они могли опереться в своей социальной жизни. В то же время экономика сделала значительные успехи и даже получила за это новое название по имени президента, создавшего политические условия для эконо­мического роста, — рейганомика.

Таким образом, политические мифы играют важ­нейшую, а иногда и решающую роль в завоевании вла­сти, ее отстаивании и достижении успехов на поли­тической арене. Однако почему публика принимает и использует эти мифы, порой даже несмотря на их очевидную противоречивость и даже нелепость? Это обусловлено рядом психологических и социальных факторов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как рождаются мифы | Пропаганда в СССР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.