КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самообучение и саморазвитие
Кроме самообразования и самовоспитания самосовершенствование включает и работу по самообучению и саморазвитию. Самообучение — самостоятельное совершенствование своих знаний, навыков и умений. В образовательных учреждениях оно проявляется, например, в желании какого-то студента более углубленно изучить нравящуюся учебную дисциплину, выходя за рамки программы («продвинутое самообучение»), участвовать в научной работе, овладеть вторым иностранным языком, самостоятельно пройти программу и сдать экзамены для получения второго диплома — «преподаватель высшей школы». Профессионал, занимающийся практической деятельностью, инициативно может работать по повышению квалификации, получению более высокого разряда, классности, овладению смежной профессией. Каждый может по своему желанию обучаться музыке, рисованию, вождению автомобиля и др. Саморазвитие предполагает совершенствование личностью познавательных (интеллектуальных), деловых и физических качеств и общих умений. Целесообразно развивать у себя мышление, внимание, память, работоспособность, физическую силу и выносливость, устойчивость к риску, опасности и неудачам, аккуратность, организованность, решительность, самостоятельность, смелость и др. Полезно и овладение общими умениями, которые нужны человеку повседневно и в жизни, и в профессиональной деятельности. Так, надо уметь планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, анализировать свои действия и достигнутые результаты, делать выводы из успехов и неудач и учиться на них, уметь всесторонне и глубоко анализировать возникающие проблемы и находить обоснованные пути их решения, уметь не теряться при временных неудачах, быть оптимистом, стремиться поддержать все новое, передовое, помогать другим и учиться у других, владеть основами руководства работой людей, подчиненных по службе, сочетать требовательность к другим с их уважением, заботой и требовательностью к себе, показывать положительный пример другим в поведении и работе, уметь мыслить психологически и педагогически и др. В целом самообучение и саморазвитие помогают в достижении целей, обогащают человека, делают более способным, колоритным, многогранным, интересным для других, уважаемым людьми и самим собой, повышают возможности личности, открывают новые просторы для самореализации их и самовыражения. Они выступают во взаимосвязи и как составные части самообразования и самовоспитания, как средства их осуществления и как один из результатов.
Вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию 1. Как вы поняли, что такое педагогическая система и из каких элементов она состоит? 2. Раскройте системообразующую роль цели в системе педагогической работы. 3. Объясните, как образование, воспитание, обучение и развитие влияют друг на друга. 4. Каковы сущность и структура педагогического процесса? 5. Назовите одну из закономерностей педагогического процесса и дайте объяснение ее природе, влиянию на процесс и способу ее учета педагогом, руководителем. 6. В чем заключается специфика педагогического управления и чем она объясняется? 7. Зачем нужно морально-психологическое обеспечение педагогического процесса и как его нужно осуществлять? 8. Каковы функции педагогического процесса? 9. Идентичны ли словосочетания «контроль педагогического процесса» и «педагогический контроль»? 10. Как сделать, чтобы контроль за педагогическим процессом оказывал воспитывающее и обучающее влияние на контролируемых? 11. Раскройте актуальные проблемы развития высшего образования и основные направления реформирования отечественной высшей школы. 12. Каков предмет, цели и задачи профессиональной педагогики? 13. Каковы особенности самообразования? 14. В чем заключается и как осуществляется самовоспитание? 15. В чем заключается значение самообучения студента и повышения профессионализма работающего специалиста? 16. В чем заключается саморазвитие личности и каково его значение? [1] Акмеология — наука, находящаяся на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении наиболее высокого уровня в этом развитии. «Акме» — пик, вершина этой зрелости. [2] Вот примеры различных трактовок понятия «технологии»: совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (словари русского языка); искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель); проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся; проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике, т.е. мысленный аналог реальности (М.М. Левина); совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев); техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько); описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков); процессуальная часть педагогической системы (М. Чошанов); продуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного пр о-цесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов); системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО); системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин); предписание (описание, рецептура, инструкция, ноу-хау), содержащее комплекс специально подобранных педагогических принципов, методов, средств, форм и содержания обучения, реализация которых позволит достигнуть конкретных педагогических целей в виде гарантированного результата в максимально короткие сроки (обобщение зарубежных источников). [3] Таксономия (от греч. taxis — расположение по порядку + nomos — закон) — теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. [4] Дистервег Ф. Руководство для немецких учителей. — М., 1913. — С. 269—170. [5] Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. — Т. 2. — М.; Л., 1988. — С. 65. [6] Dave R.H. Foundations of Lifelong Education: Some Methodological Aspects // Foundations of Lifelong Education. — Hambuig, 1976. — P. 34. [7] Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. — М., 1998. — С. 39—40. [8] См.: Педагогика и психология высшей школы. — Ростов н/Д, 2002. — С. 8, 12—13. [9] См.: Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. — М., 1957. — Т. 4. — С. 490. [10] Рубакин НА. — М., 1967. — С. 78. — (Серия «Жизнь замечательных людей»). [11] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1979. — Т. 1. С. 441. [12] Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. - М, 1952. - Т. 11. - С. 27.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |