Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы физического воспитания




Создание и развитие зарубежных систем физического воспитания и спорта в период с XIII в. до настоящего времени

Условной границей перехода от средних веков к периоду нового времени считается буржуазная революция 1648 г. в наиболее передовой стране Европы того времени – Англии. Буржуазия сыграла на этом этапе истории чрезвычайно революционную роль.

Наряду с гимнастическими методами физического воспитания во многих странах происходит становление и развитие современных видов спорта. Его основу составили физические упражнения, содержащие элементы соревнований. Наиболее интенсивно спорт (термин происходит от древнелатинского “диспортаре” – развлекаться, играть) начинает культивироваться в учебных заведениях Англии и Америки. Что касается развития физического воспитания в таких регионах, как Китай, Индия, Япония, Центральная Америка, то оно приостановилось из-за обострившихся внутренних общественных противоречий и вследствие колонизации этих стран.

В разработке теории школьного физического воспитания большая роль принадлежит прогрессивным буржуазным мыслителям, боровшимся против феодального засилия, в том числе автору теории естественного развития человека Д. Локу (1632-1704), который задачу физического воспитания ребенка ставил на первое место.

Наиболее полно новые идеи получили свое развитие в теории Ж.Ж.Руссо (1712-1778). По его мнению, всякая общественная проблема проистекает от человеческого зла, а зло, в свою очередь, – от слабости человека. Это положение, по его убеждению, можно изменить только путем воспитания закаленной, сильной молодежи. На практике эти идеи физического воспитания реализовали филантропы.

Под влиянием идей Д. Лока, Ж.Ж. Руссо и др. в Германии в конце XVIII – начале XIX вв. началось буржуазное движение – филантропизм (филантроп – человек, занимающийся благотворительной деятельностью). Это движение нашло свое выражение в создании школ нового типа – филантропии. Из представителей этого движения, занимавшихся практическим введением физического воспитания в школе, выдающаяся роль принадлежит преподавателям физического воспитания Г.Фиту (1763-1836) и И. Гутс-Мутсу (1759-1839).

В рамках своей системы филантропы выделяли три главных группы упражнений: игры, упражнения для развития ловкости движений руками, собственно физические упражнения.

По воздействию на учащихся игры различались: на развитие сообразительности, на внимание, развивающие память, воображение, умственные способности, игры эстетической направленности.

Собственно физические упражнения составляли основу системы. Они подразделялись на: прыжки, бег, метание, борьбу, лазание, равновесие, упражнения с отягощениями, упражнения в пении, танцы, строевые упражнения, плавание, умственные упражнения. В свою очередь, указанные виды движений классифицировались на такие составляющие, которые приучали детей к тем обстоятельствам, с которыми они могли столкнуться в жизни. Например, практиковались прыжки вверх, спрыгивание с различной высоты, вверх в длину, прыжки с места и разбега, прыжки с различными предметами (например, с шестом) и т.п.

Значение филантропов заключается прежде всего в том, что благодаря их усилиям физическое воспитание вошло в программу школьного обучения, они стали пионерами немецкого и шведского направлений в гимнастике.

Конец XVIII – начало ХХ вв. характерен тем, что физическое воспитание развивалось по двум основным направлениям – гимнастическому и спортивно-игровому. Но в указанный период средства физического воспитания (гимнастика, спорт, игры) не определили еще четких границ между собой, они взаимопроникали друг в друга, и этот процесс продолжался вплоть до первой половины XX в.

На европейском континенте школьное физическое воспитание в XVIII – середине XIX вв. развивалось на основе гимнастики. Этому способствовал ряд обстоятельств:

1. Развивающаяся промышленность поставила вопросы обучения детей трудовым движениям. Было установлено, что существует ряд основополагающих форм движений, на которых основаны трудовые операции.

2. Побудительным мотивом развития национальных гимнастических систем была тактика ведения военных действий, в частности, успехи прусского короля Фридриха II в Семилетней войне (1756-1763).

3. Важную роль в развитии школьного физического воспитания и внешкольного гимнастического движения играли также национальные устремления к единству и независимости. Не случайно немецкое гимнастическое движение нашло свое применение не только среди немцев, но и у итальянцев, чехов, поляков, хорватов, словаков, болгаров, где движение за национальное освобождение в начале XIX в. находилось в состоянии зарождения или развития.

4. Все большее число государственных деятелей, врачей и педагогов признавало важность организованных форм физического воспитания и включения его в число обязательных учебных предметов для более успешного решения задач подготовки молодежи к жизни.

Таким образом, филантропизм способствовал включению физического воспитания в программу школьного обучения, а также становлению немецкой и шведской национальных гимнастических систем.

Педагогические взгляды на физическое воспитание в конце XIX – начале ХХ вв. во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, спортивной физиологии, биомеханики. Развитие физического воспитания происходило по пути рационального сближения и поиска интегративных форм движений, заимствованных из гимнастики и спорта. К середине ХХ в. в мире наблюдается интеграция двух основных направлений в физическом воспитании – гимнастического и спортивно-игрового.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.