Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы построения системы оздоровления в образовании




 

Всемирная организация здравоохранения в 1977 г. поставила перед правительствами всех стран основную социальную цель на период до конца ХХ столетия – достижение людьми планеты такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Но решить эту задачу во всемирном масштабе не удалось по разным причинам.

Нереальным это оказалось и в нашей стране, поскольку с распадом СССР была разрушена и единая государственная профилактическая система в здравоохранении. Однако неудачи, постигшие последнюю Всесоюзную программу здоровья и программу “Здоровье населения России”, были обусловлены не только политическими или экономическими факторами, но и концептуальными просчетами, и методологическими ошибками. Первая причина этих неудач, пожалуй, объясняется тем, что под термином “здравоохранение” подразумевалась в прямом смысле только охрана здоровья народа. В конечном итоге все программы сводились к предупреждению и лечению болезней. Приумножение здоровья здоровых людей оставалось неизменно абстрактным понятием и выпадало, как правило, из поля зрения на стадии реализации программ.

Второй просчет этих программ можно объяснить тем, что все надежды возлагались на законодательную, правовую и экономическую поддержку государством соответствующих отраслей науки, народного хозяйства, медицины и общественных институтов. Оказалось, что в условиях нестабильности государственных структур практическая реализация любых планов и программ возможна лишь в региональных масштабах, но не во всей стране.

В Национальной программе США “Здоровье народа” выделены три подхода к улучшению статуса общественного здоровья, три основных принципа, следующих друг за другом по степени значимости:

1) обеспечение “продвижения” здоровья (health promotion);

2) защита здоровья (heath protection);

3) профилактические медицинские службы (prevention services).

Такие же принципы могли бы послужить и основой Российской программы здоровья, но из-за отсутствия должного финансирования из федерального бюджета реализация программы становится возможной только на муниципальном уровне или даже в отдельных учреждениях.

Программа Всемирной организации здравоохранения “Здоровье для всех” также предусматривает, что решать вопросы, связанные с укреплением здоровья, необходимо дома, в школе, на предприятии, то есть там, где люди живут и трудятся. Следовательно, задачу сохранения и развития здоровья приходится ставить в реальных условиях, которые не могут быть улучшены. Поскольку население России перестало надеяться только на государственное здравоохранение, а новое отношение к собственному здоровью еще не сформировалось, требуется новая система, которая предусматривает обучение здоровью, включая и элементы самообразования, больших групп населения. Создание этой системы нуждается в методологическом и методическом обеспечении на современном научном уровне.

Отсутствие государственной политики формирования здоровья граждан существенно замедляет становление и развитие валеологии. В целях сохранения и развития здоровья, ускорения процесса становления валеологии как науки, на наш взгляд, необходимо:

1) создание единого методологического базиса валеологических исследований с преодолением междисциплинарной и межведомственной разобщенности. Для этого целесообразно создание Федерального института валеологии с привлечением ученых, работающих в этом направлении;

2) дальнейшее развитие системы подготовки квалифицированных специалистов;

3) создание системы научной аттестации ученых-валеологов, для чего понадобятся специализированные советы по присуждению ученых степеней в новой научной области;

4) составление тезауруса основных понятий, терминов и определений в области валеологии;

5) научно обоснованный критический анализ и строгая государственная экспертиза ортодоксальных и нетрадиционных направлений в оздоровительной и целительной практике с целью предупреждения негативных результатов;

6) научное обоснование государственной системы лицензирования образовательной деятельности в области валеологии;

7) привлечение средств массовой информации к обсуждению на научной основе проблем здорового образа жизни, противодействие рекламе продукции, средств и методов, создающих риск для жизни и здоровья людей.

Необходимо отметить, что деление валеологии на медицинскую и педагогическую следует принимать как условность.

Совместными усилиями педагога и учащегося выстраивается итерационный (от лат. iteratio – повторение) алгоритм здравотворческой деятельности: начальная диагностика – прогноз-профилактика – формирование резервов организма – бережное расходование и восстановление резервов – коррекция состояния – снова диагностика (отслеживание состояний) – прогноз – коррекция и т.д.

Воспитатель (учитель) предлагает ученику воспользоваться известным ему аналогом (моделью). В идеале для детей с учетом их конституционных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки, искусства. Таких моделей, к сожалению, очень часто ребенок не может найти ни в семье, ни в школе, ни в средствах массовой информации, где представлены образцы рекламы, безнравственные по содержанию и по форме и неприемлемые для воспитания. Вырисовывается картина крайне низкой культуры здоровья значительной части общества, чему нередко способствует продукция учреждений культуры и искусства. Отсюда вытекает актуальность преподавания основ валеологии не только в педвузах, но и во всех учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Кафедра валеологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства под руководством Колбанова В.В. положила начало интенсивному развитию педагогического направления в здравоведении. Сейчас педагоги многих регионов в стране и за рубежом, используя результаты научных разработок этой кафедры, осваивают следующие направления работы:

- подготовка педагогов-валеологов в педагогических университетах и училищах (колледжах);

- повышение квалификации работников образования в области культуры здоровья и здорового образа жизни;

- воспитательская работа по формированию валеологического мышления, утверждение норм здорового образа жизни в поведении детей и подростков как удовлетворение одной из базисных потребностей;

- создание системы непрерывного валеологического образования, начиная с воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, преподавания основ валеологии с 1-го по 11-й классы и внедрения валеологических аспектов в различные сферы профессиональной подготовки;

- создание валеологической службы в образовательных учреждениях.

Рассматривая накопленный профессиональный опыт подготовленных университетом педагогов-валеологов, можно отметить, что валеологическая служба образовательных учреждений более эффективно воздействует на образ жизни учащихся по сравнению с прежними организационными формами санитарного просвещения.

Таким образом, к традиционным формам педагогического труда добавился новый управленческий аспект – формирование здорового образа жизни индивида и коллектива.

В связи с этим возникает необходимость внесения изменений в некоторые традиционные разделы педагогики и создания нового направления в педагогической науке – валеологической педагогики. Жизнь показала, что разрозненно решить медицинские, психологические и педагогические проблемы индивидуального развития человека нельзя, требуется координация деятельности специалистов всех профилей, то есть создание валеологической службы не только в каждом образовательном учреждении, но и в целом в муниципальных, региональных и федеральной системах образования. Цель создания этой службы заключается в формировании у детей валеологически целесообразного поведенческого стереотипа, в увеличении потенциала их здоровья и приведении образовательного процесса в соответствие с их психофизиологическими возможностями. Очевидно, рано или поздно, в новых социальных условиях, появится задача создания валеологической службы и для взрослых на предприятиях и в учреждениях. Теоретический базис, необходимый для решения этой задачи, уже имеется.

Дальнейшая разработка системы непрерывного валеологического образования предусматривает переход от локального педагогического опыта к реализации принципа повсеместности. Поскольку очевидно, что валеологическое образование должно быть непременным компонентом не только общего, но и профессионального образования, становится актуальным принцип обязательности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.