КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, методы исследования и задачи дисциплины
Социально-экономическое значение кооперации и интеграции в сельском хозяйстве Объективная необходимость и предпосылки развития кооперации и интеграции Интеграция и ее связь с кооперацией Кооперация и ее связь с разделением труда Предмет, методы исследования и задачи дисциплины План Предмет дисциплины «Кооперация и агропромышленная интеграция» - совокупность экономических отношений, которые проявляются в процессе создания, функционирования и дальнейшего развития кооперации и агропромышленной интеграции. Прежде всего, это отношения по поводу способов сотрудничества, установления цен, извлечения и распределения выгод, а также налоговые, страховые, кредитные и другие отношения. Дисциплина «Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК» изучает также предпосылки и организационно-экономический механизм создания и функционирования кооперативов и агропромышленных формирований в условиях рынка, специфические отношения, которые проявляются при кооперации: взаимовыручка, поддержка, равноправие и др. Задачи дисциплины «Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК» состоят в изучении основных категорий, факторов, принципов и социально-экономических преимуществ кооперации и интеграции в АПК Необходимо изучить: - основные понятия дисциплины, законодательные и нормативно-правовые основы кооперации и интеграции; - сущность, особенности и тенденции развития процессов кооперации и интеграции; - историю возникновения и развития кооперации и интеграции; - отечественный и зарубежный опыт, возможности его использования при создании кооперативов и агропромышленных образований; - организационно-экономические основы, механизм создания и функционирования кооперативов и принципы кооперации; - сущность экономической эффективности, социальные результаты кооперации и агропромышленной интеграции в АПК. В результате изучения дисциплины будущий специалист должен знать: - экономическое и нормативно-правовое содержание основных понятий кооперации и интеграции (учредители, участники, ассоциированные члены, устав, паевой взнос, паевой фонд, выгода, синергический эффект, коммерческая и некоммерческая организация, принципы создания и функционирования, кооперация по горизонтали, кооперация по вертикали, расчетные цены, холдинговая компания, финансово-промышленная группа, имущество кооператива и др.); - сущность кооперации, виды и формы кооперативов и агропромышленных формирований, факторы и особенности кооперации и интеграции в отраслях АПК; - правовую основу кооперации и интеграции в АПК, порядок создания кооперативов и агропромышленных формирований; - назначение и особенности функционирования производственных, потребительских, кредитных кооперативов, а также основных форм вертикально интегрированных систем и агропромышленных связей; - историю развития кооперации и агропромышленной интеграции, основные положения учения А. В. Чаянова о кооперации и концентрации аграрного производства; - сущность экономической эффективности кооперации и агропромышленной интеграции в АПК. Будущий специалист должен иметь представление об опыте развития кооперации и агропромышленной интеграции, его региональных проявлениях (содержание региональных программ, разнообразие форм вертикально интегрированных систем, вовлечение в кооперацию подсобных хозяйств, информационная поддержка, инфраструктурное обеспечение, роль местных органов власти и др.), видеть причины, сдерживающие ход рассматриваемых процессов. Он должен уметь: - использовать на практике принципы кооперации; - определять экономическую эффективность деятельности кооперативных и интеграционных формирований; - подготавливать и оформлять документы по созданию кооперативов и различных видов агропромышленных формирований; - проводить информационно-разъяснительную работу среди сельскохозяйственных товаропроизводителей о социально-экономических преимуществах кооперации; - выявлять резервы повышения эффективности конкретных форм кооперации и агропромышленной интеграции и разрабатывать мероприятия по реализации выявленных резервов; - изучать и обобщать передовой опыт, находить возможности для использования достижения науки и техники. Специалист должен владеть законодательной, нормативной и методологической базой создания и функционирования разнообразных организационно-правовых форм кооперации и агропромышленной интеграции, терминологией, связанной с этими экономическими категориями. Изучение дисциплины «Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК» базируется на широких межпредметных и внутрипредметных связях, в основе которых – диалектические связи между различными науками и отраслями знаний. Изучение вопросов кооперации и агропромышленной интеграции предполагает усвоение знаний по статистике, бухгалтерскому учету, экономике, основам производства, информатике и др. Так, например, в результате изучения статистики студенты осваивают систему показателей производственного потенциала предприятий, методы их определения и анализа, в том числе показатели кооперации и интеграции предприятий. При изучении экономики студенты познают основы кооперации и агропромышленной интеграции: особенности сельского хозяйства, влияющие на характер кооперации и агропромышленной интеграции; межотраслевые связи в АПК и продовольственном комплексе; объективные предпосылки для горизонтальной и вертикальной кооперации и интеграции; специализацию и концентрацию и их связь с кооперацией и интеграцией; договорные и расчетные цены и т. д. Предшествующие опорные знания и умения по формам кооперации и комбинирования в различных отраслях, основным элементам и принципам организации сельскохозяйственного производства, организационно-экономическим основам кооперативов, экономическим отношениям сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по переработке продукции, кооперированию предпринимателей и др. студенты получают при изучении дисциплин «Экономика предприятий АПК», «Организация производства на предприятиях АПК», «Организация предпринимательской деятельности». Основные методы исследования при изучении дисциплины: монографический, метод сравнения, абстрактно-логический, графический, экономико-статистический, экономико-математический, экспериментальный, расчетно-конструктивный. Монографический метод — это изучение отдельных явлений, процессов, работы предприятий, коллективов, хозяйств. Метод широко используется в данной дисциплине для описания и обобщения опыта кооперации и агропромышленной интеграции, создания и функционирования конкретных горизонтальных и вертикальных формирований. Эти процессы пока не отличаются массовостью, поэтому обобщать и использовать приведенные отдельные данные можно с учетом региональной специфики и особенностей отрасли и подотрасли. Для оценки и выбора наилучшего варианта с точки зрения социально-экономической эффективности используется метод сравнительных вариантных расчетов. Массовые явления при достаточной совокупности данных исследуют статистическими методами. В последнее время широко используют методы экономико-математического моделирования.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |