КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема периодизации
Пункт 1. Новой историей в отечественной историографии традиционно называют эпоху всемирной истории, следующую за средневековьем, – с XVI или с середины XVII в. до второго десятилетия XX столетия. Эта эпоха имела существенные отличия от предшествовавшей. К ним относятся: 1. формирование более эффективного капиталистического способа производства; 2. значительное расширение масштаба и интенсивности человеческих коммуникаций и общественных процессов; 3. повышение плотности событий и углубление перемен в жизни народов; 4. постепенное разложение старой социальной структуры общества, основанной на сословиях и их замена новыми общественными классами (вопрос о том какие могли это быть классы); 5. обширная колониальная экспансия европейцев в страны Азии, Африки, Америки и Океании; 6. формирование экономических, правовых и политических учреждений нового общества во многом благодаря достижениям науки, культуры и общественной мысли; 7. образование новых национальных государств; 8. массовое превращение людей в отдельные самодостаточные личности. Наряду с этим можно выделить и другие специфические черты, присущие новому времени. Так, во многих государствах Европы в XVII – XVIII вв. шло построение политической системы, получившей название «абсолютная монархия». В большинстве регионов эта политико-социальная трансформация проходила небезболезненно. Оставаясь в рамках старых принципов управления государством, было невозможно решить два основных вопроса, стоявших перед монархами: 1) как заставить большие территории напрямую подчиняться решениям центра и 2) где взять средства, необходимые для создания соответствующего государственного механизма. Иными словами, происходившая в XVII в. перестройка системы управления государством была невозможна без вторжения в экономику, без увеличения доходов европейских монархий. Реакцией на это и стала прокатившаяся по Европе волна восстаний и революций. Не стоит сбрасывать со счетов и развитие капитализма. Оно наряду со стремлением государей к усилению своей власти, повсеместно вступало в конфликт со старыми экономическими и политическими структурами. Конечно, по отношению к XVII в. еще рано было бы говорить о повсеместной ломке старой средневековой традиции. Однако кризис заставлял традиционные структуры перестраиваться, приспосабливаться к новым условиям или отмирать, если они оказывались нежизнеспособными. Там, где происходила эта структурная перестройка, как правило, имела место концентрация политической власти и экономической деятельности. Первая происходила в форме становления абсолютизма. Вторая проявлялась в укрупнении земельных владений, возникновении централизованной мануфактуры, сосредоточении капитала в экономике таких приморских стран как Англия и Голландия, ускорении урбанизации – росте больших городов за счет более мелких и за счет деревень. Все это задавало вектор экономического развития Европы в XVII и большей части XVIII в. Еще одной специфической чертой, характеризовавшей новую историю, стала конфессионализациязападноевропейского и американского общества, т. е. вынужденное сосуществование представителей разных религий и церквей. Утрата конфессионального единства произошла стремительно – при жизни практически одного поколения – и вызвала культурный шок у современников. Для его преодоления общественная мысль Западной Европы на рубеже XVI –XVII вв. приступила к интенсивному поиску новых символов, способных обеспечить социальное единство людей. Началась эпоха создания различного рода социальных теорий и идеологий. Первыми такими опытами явились доктрина абсолютизма и доктрина гражданства. Затем появились теории общественного договора и прав человека, а также концепция нации-государства. Авторы множества возникших в тот период социальных учений интерпретировали общество как достаточно четко структурированную и открытую для познания совокупность индивидов, внутри которой можно выделить сословия, классы и другие социальные категории. (вопрос – был ли в России того времени опыт конфессионализации). Основным содержанием новой истории можно считать зарождение, развитие и достижение господствующего положения новой евроамериканской цивилизацией. От ее зарождения в эпоху Великих географических открытий XVI в. до зрелости прошло три столетия. Формирование из конгломерата народностей, княжеств и империй национальных и многонациональных государств, колонизация европейцами Америки и интенсивное развитие связей между Старым и Новым Светом создали почву для новой цивилизации. Только в первой половине XIX в. евроамериканская цивилизация получила прочную социально-экономическую основу и во второй половине столетия, достигнув мировой гегемонии, обрела черты зрелости. В целом, моря и океаны, по крайней мере с XIX в., не столько разъединяли, сколько соединяли людей. Для новой цивилизации Атлантический океан стал тем, чем для средиземноморской цивилизации было Средиземное море. Поэтому ее можно называть и атлантической, как бы далеко от этого океана ни жили принадлежащие к ней народы. Новую цивилизацию отличали от других продолжавших существовать великих цивилизаций – индостанской, китайской, исламской, следующие черты: 1. эксплуатация предпринимателями машин и наемных рабочих (пролетариата) ради приумножения своих капиталов многократно увеличила производительность труда и ускорила рост производства материальных благ. С преобладанием капиталистического способа хозяйствования стержнем социальных отношений стало взаимодействие классов, прежде всего – предпринимателей и наемных рабочих. В результате их классовый антагонизм (противоречия) из-за раздела доходов приобрел неслыханные прежде масштаб и остроту. 2. центры интенсификации производства и обмена при содействии государств стали очагами трансформации народностей в новые социальные разновидности этносов – нации. Они явились основной формой обновлявшихся обществ. Развернулись национальные движения – за суверенитет и независимость наций, участились и национальные конфликты. 3. преобладающим в отношении людей к природе оказалось стремление максимально использовать ее, казалось, беспредельные ресурсы. Это положило начало ее антропогенному и техногенному разрушению. 4. развитие наук стало органической частью развития общества. Распространение просвещения обеспечивало возраставшие потребности наций в квалифицированной рабочей силе. Вместе с тем достижения наук неизбежно выливались в разрушительные войны. В сущности, идейно-политической основой евроамериканской цивилизации явился либерализм, а экономической – капитализм. Общность цивилизации не нивелировала исторически сложившиеся этнические, культурные, конфессиональные и хозяйственные различия. Каждый народ вносил свой вклад в развитие цивилизации, давал собственные интерпретации ее основных ценностей и способы разрешения конфликтов. (вопрос – можно ли отнести Россию к евроамер. цивилизации) В новой истории можно выделить два основных периода. Первый от зарождения и развития новой цивилизации до достижения ею глобальной гегемонии. Второй – от глобальной гегемонии до начала ее кризиса, проявившегося в Первой мировой войне.
Пункт 2. В средние века ученые подразделяли весь ход всемирной истории на эпохи четырех монархий – ассиро-вавилонской, мидо-персидской, греко-македонской и римской. Такое деление отвечало уровню исторических знаний того времени, а также античной и библейской традициям. Средние века мыслились в то время как продолжение эпохи Римской империи в виде «Второго Рима», или Византии, и так называемой Священной Римской империи германской нации. Представление о новом веке, следующем за средним веком, или временем между античным миром и новой эпохой, впервые появляется у итальянского гуманиста Петрарки в XIV в. Ему казалось, что с падением Римской империи наступила эпоха варварства. Только в его собственное время Петрарка видит зарю нового века. Еще более четкое деление истории человечества на Античность, Средние века и Новое время появилось в эпоху Возрождения. Сначала мыслители-гуманисты применяли эту периодизацию только к эволюции латинского языка. Античность — эпоха классической латыни, Средневековье — период господства «вульгарной» латыни. Наконец, Новое время — XIV—XV вв. — эпоха возрождения высоких стандартов латинской словесности. Однако очень скоро подобное деление было распространено и на историю человечества в целом. Главной чертой нового времени гуманисты считали развитие светской идеологии, борьбу за освобождение личности и общества от всеобъемлющей власти католической церкви. При этом Средние века мыслились ими как варварское и темное время, за которым соответственно следует более светлый, более цивилизованный современный век. Этот век восстановил многие ценности и достижения античности и даже добавил к ним свои собственные. Со второй половины XVII в. в западноевропейских университетах стало традиционным деление всемирной истории на древнюю (до падения Западной Римской империи), средние века и новое время. Разумеется, как и всякая историческая периодизация, подобное деление носило условный характер. В мировой науке до настоящего времени нет единых общепринятых представлений о хронологических границах Новой истории. Историки разных стран, принадлежащие к различным научным школам, предлагают свои критерии периодизации истории. В зависимости от этого представления о начале и конце Нового времени варьируются весьма широко. Например, в конце XVII в. немецкий ученый Христиан Келлер предложил считать, что начало новой истории относится к падению Константинополя в 1453 г. в результате завоевания его турками-османами. Эта схема бытует в среде историков и сейчас, хотя подвергается иными учеными сомнению, в особенности в применении к неевропейскому материалу. В западноевропейской историографии до начала 20 в. преобладало мнение, до сих пор разделяемое многими учеными, что за начало новой истории следует принимать появление гуманизма и Реформацию. Эта традиция получила свое воплощение в классическом труде знаменитого историка культуры Якоба Буркхардта «Культура Возрождения в Италии» (1-е изд., I860). В русской дореволюционной литературе типичным выразителем этого взгляда был либеральный историк Н. И. Кареев. Он являлся автором обширной семитомной «Истории Западной Европы в новое время». Эта же точка зрения была принята и в русских дореволюционных учебниках и в университетском преподавании. В XIX в. в США и латиноамериканских странах распространилась точка зрения, согласно которой началом новой истории послужили великие географические открытия, и в особенности открытие Америки в 1492 г. В Советском Союзе, где марксизм-ленинизм был государственной идеологией, ученые трактовали мировую историю исключительно с позиций теории общественно-экономических формаций. Здесь Новое время определялось как «эпоха капитализма». Переход от средневековья к новой истории – это переход от феодализма к капитализму, совершившийся посредством ряда буржуазных революций. Новая история — история победы капиталистического строя над феодальным, история укрепления и развития капитализма, это история обострения противоречий капиталистического общества, назревания общего кризиса капитализма и подготовки социалистических революций в результате роста рабочего класса и рабочего движения. Нижнюю границу периода датировали 1640 годом — началом Английской революции, верхнюю — 1917-м — годом Октябрьской революции в России. Среди значительной части научного сообщества современной Франции довольно популярна концепция «долгого Средневековья», которую выдвинул известный историк-медиевист Жак Ле Гофф. Он констатировал тот факт, что в европейских странах XVI —XVIII вв. агротехника развивалась крайне медленно. При этом традиционные ментальные структуры и формы общественных отношений в сельской местности сохраняли на протяжении всего этого периода удивительную устойчивость. Поэтому он предложил датировать завершение Средних веков и начало Нового времени рубежом XVIIIи XIX столетий. Однако в университетских учебниках Франции, да и в мировой исторической литературе в целом, наиболее популярна периодизация, определяющая нижнюю границу Новой истории рубежом 15 – 16 вв. – временем Великих географических открытий, а верхнюю – Первой мировой войной 1914 – 1918 гг. Изучение заморской экспансии Европы безусловно укрепило данную точку зрения. Если же рассуждать в масштабах мировой истории, то к настоящему времени эпоха прямого политического доминирования европейцев завершилась, — и тем больше оснований рассматривать ее как единое целое. (вопрос о годах войны, вопрос о том, когда началась новая история в России).(.йной 1914 - 1918 их открытий, а верхнюю - первой гося в Первой мировой войне. ия новой цивилизации до достижения ею глобально Вместе с тем все эти точки зрения имеют право на существование, и уже само их многообразие заставляет задуматься о том, что периодизация — это всего лишь историографический инструмент, метод, который историки используют для упорядочения и осмысления материала.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |