КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политика просвещенного абсолютизма
Эпоха Просвещения Научная революция XVII в. Пункт 1. В раннее Новое время европейская наука претерпевает кардинальные изменения. Накопление новых знаний, изобретения и открытия – все это происходило и ранее. Однако восприятие окружающего мира как сотворенного Богом и немыслимого вне Бога на протяжении веков оставалось неизменным. Соответственно и познавать этот мир можно было только в рамках христианских религиозных представлений и весьма фрагментарно. В течение XVII в. постепенно складывалось принципиально иное представление: вне зависимости от того, сотворен мир Богом или нет, он существует и развивается в соответствии с рядом изначально положенных в его основу физических законов. Эти законы можно (и нужно) выявлять при помощи науки. Основным инструментом новой науки становится разум, а ее неотъемлемыми частями – опыт и эксперимент. При этом наука перестает быть оторванной от практики, появляется мысль о том, что главная ее цель – улучшение человеческого существования. Именно такая совокупность изменений и сопутствовавшие ей открытия получили в истории название Научной революции. Родоначальником научной революции считается Николай Коперник (1473 – 1543) еще в первой половине XVI в. разработавший гелиоцентрическую систему мира. Истинность этой системы подтвердил в 1632 г. в своем произведении «Диалоги о двух главнейших системах мира» итальянский астроном Галилео Галилей. Труды указанных ученых вкупе с работами астрономов Тихо Браге и Иоганна Кеплера в немалой степени повлияли на общефилософское осмысление окружающей действительности. Земля перестала мыслиться как центр Вселенной и превратилась в восприятии людей в такую же планету, как и остальные. Важнейшие научные достижения связаны с именем английского ученого Исаака Ньютона (1643—1727). Он родился в дворянской семье, получил образование в Тринити-колледже Кембриджского университета. Там же 30 лет возглавлял кафедру физики и математики. Главная заслуга Ньютона, состояла в том, что он пошел дальше простого наблюдения за движением небесных тел и сумел дать этому явлению математически безупречное объяснение. Это был подлинный переворот в науке. Результаты своих исследований в области земной и небесной механики, а также работ своих предшественников он обобщил в труде «Математические начала натуральной философии» (1687). В нем были сформулированы основные законы механики, а также изложено учение о всемирном тяготении. На основании этого учения Ньютон разработал теорию движения планет и их спутников, образующих Солнечную систему, а также комет. Труд ученого получил большой общественный резонанс. Даже людям, далеким от проблем физики и астрономии, стало ясно, что в природе существует определенный порядок. Причем он основан не на вере, а на законах самой природы, познать которые способен только человеческий разум. В XVII в. новая экспериментальная наука стремительно отвоевывала пространство у схоластики. Этому во многом способствовали труды английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626). В своем сочинении «Новый Органон» Бэкон подверг критике метод дедукции (рассуждения от общего к частному), которого придерживались схоласты, и обосновал индуктивный метод (рассуждения от частного к общему), основанный на эксперименте и наблюдениях. В своей теории «Идолов» Бэкон раскритиковал основные виды предрассудков и предубеждений, мешающих научному изучению природы. Одним из создателей «новой» философии, наряду с Бэконом, явился французский ученый Рене Декарт (1596—1650). Он родился в дворянской семье и получил образование в иезуитской коллегии. Декарт — автор работ в области математики, физики и физиологии. Свои естественно-научные исследования он соединял с занятиями философии. В отличие от Бэкона, обращавшегося к опыту и наблюдению, Декарт считал источником истины разум и самосознание. Это означало, что человек ничего не должен принимать на веру. Любой вывод науки или суждение должны пройти проверку разумом на ясность и отчетливость. Крупные научные проблемы Декарт требовал разделять на мелкие и решать, методически переходя от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. Он предупреждал о недопустимости перескакивать через отдельные звенья логической цепочки. Обоснованный Декартом метод познания истины называется рационализмом. Сложившаяся ситуация, при которой сама необходимость присутствия Бога для существования мира ставилась под сомнение, повлияла на развитие в XVII в. новых форм религиозного сознания. Одной из таких религий стал деизм (который иначе называли «религией рассудка»). Деисты отрицали чудеса, божественную природу Библии, откровения и пророчества. Иисус Христос воспринимался ими как моральный учитель, Библия — как свод моральных норм и правил, а их соблюдение трактовалось как поклонение Богу. Иными словами, то, что в христианстве могло быть подтверждено с помощью разума, было для деистов истинно, а остальное должно было быть отвергнуто. Приверженцем деизма был, например, Вольтер (1694 – 1778). Наряду с деизмом в эту эпоху появился и пантеизм, рассматривающий Бога как растворенную в воздухе бестелесную субстанцию, неотделимую от природы. Так, последователем этого учения являлся Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Таким образом, в период Научной революции были заложены необходимые предпосылки для последующей детальной разработки широкого круга философских, социально-политических, правовых и др. проблем, произошедшей в век Просвещения.
Пункт 2. Важнейшей вехой в истории европейских народов Нового времени стало Просвещение. Просвещение — это широкое социокультурное движение в странах Европы и Америки конца XVII—XVIII вв., которое выражалось в секуляризации сознания, распространении светских представлений о мире и обществе, размывании традиционных ценностей Старого порядка, ослаблении социальной роли христианской религии и ее влияния на культуру повседневности. Его идеалом было «царство разума», основанное на «естественном равенстве» и политической свободе. Большинство исследователей указывают в качестве нижней границы этого периода 1688 год — год Славной революции в Англии, в качестве верхней — 1789 год — начало Французской революции. Несмотря на многообразие вращавшихся в эпоху Просвещения в едином культурном пространстве идей и доктрин, подавляющему большинству философских теорий того периода были присущи схожие черты. Среди них можно выделить следующие. Рационализм. Просветители были убеждены во всесилии разума и предлагали подвергнуть его суду все сущее, дабы преобразовать социальную действительность на рациональных началах. То, что не могло быть признано разумным, например большинство традиций и обычаев, они причисляли к «предрассудкам» и «суевериям», которые должны быть отвергнуты. Стремление к секуляризации общественной жизни и проповедование веротерпимости. В определенной степени увлечение рационализмом было следствием разочарования в религии как в единственном источнике истины. И хотя далеко не все просветители пришли к полному отрицанию религии или атеизму, подавляющее большинство призывали ограничить роль церкви в жизни общества. Большинство просветителей считали, что в ходе исторического развития мир менялся к лучшему. Такие люди верили в неизбежный прогресс человечества. Другие не разделяли их оптимизма и полагали, что «золотой век», т.е. счастливая пора жизни человечества, остался в прошлом. Они представляли себе историю как неуклонный регресс. Тираноборческие, революционные мотивы в творчестве отдельных просветителей не мешали большинству из них оставаться последовательными противниками насилия и революций. При этом большинство просветителей отнюдь не отрицало необходимости социальных различий. Они считали справедливым тот порядок, при котором в обществе существуют богатые и бедные, различия между грубым, физическим трудом и умственной деятельностью. Но богатство и культуру они рассматривали не как привилегию избранных, а как вознаграждение за заслуги в служении государству и обществу. Просветители считали, что не государство предшествует обществу, а, наоборот, некий прототип гражданского общества — государству. Это значит, в процессе развития цивилизации сначала появились достаточно сознательные граждане. Совокупность таковых составляла народ. Как утверждал французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712 – 1778) именно народ, а не монарх, является источником высшей, верховной власти в государстве, или, как тогда говорили, суверенитета. По мнению английского просветителя Джона Локка (1632 – 1704) граждане, руководствуясь собственными интересами, в глубокой древности заключили между собой договор об образовании государства. Эта точка зрения нашла воплощение в теории общественного договора. Договор между гражданами мог быть реальным, документально оформленным. Но зачастую он был предполагаемым. Граждане фактически, молчаливо признали те или иные правила взаимоотношений между собой и функции государства. Поскольку именно граждане создали государство, то оно должно было служить их интересам. Его первейшая обязанность — защищать их права и свободы. Такое государство получило название правового. При этом каждому гражданину независимо от конкретных социальных условий и государства принадлежала определенная совокупность принципов и прав, якобы вытекающая из природы человека. Указанный подход получил свое выражение в понятии «естественных прав». К ним согласно классической трактовке Локка относились право на жизнь, свободу и собственность. Американский политический деятель Томас Джефферсон (1743 – 1826) использовал несколько иную редакцию – жизнь, свобода, стремление к счастью. Важным достижением Просвещения явилось создание экономической науки. Первую научную школу в области экономики основали во второй половине XVIII в. французские физиократы (в переводе с греч. власть природы). Они перенесли исследования о происхождении прибыли из сферы обращения в сферу производства, прежде всего сельского хозяйства. Приверженцы этого направления утверждали, что богатство создается в сельском хозяйстве, а торговля и промышленность его потребляют. Главой школы физиократов был Франсуа Кенэ (1697— 1774). Длительное время он занимал должность личного секретаря всесильной фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур. В его квартире в Версальском дворце собирались просветители, в том числе и сторонники его экономических воззрений, такие как маркиз де Мирабо (1717 – 1789) и Жак Тюрго (1727 – 1781).
Пункт 3. Многое из того, что предлагали мыслители Просвещения, было реализовано уже при их жизни. В XVIII в. правительства практически всех основных европейских держав проводили реформы по рационализации способов управления государством и экономикой, по развитию системы образования, а в ряде стран — также по ограничению влияния церкви на светскую жизнь и ослаблению сеньориальной зависимости крестьян. Например, прусский король Фридрих II Великий (1740 – 1786), запрещал продажу крепостных крестьян без земли, а также создание помещичьих экономии на крестьянской земле. Он принял меры для защиты владельческих прав крепостных крестьян на надельную землю. Нередко попытки таких реформ сталкивались с упорным сопротивлением традиционных институтов Старого порядка. Наиболее яркий пример подобной оппозиции — противодействие французских парламентов попыткам министров Людовика XV и Людовика XVI добиться более равномерного распределения фискального бремени путем ликвидации налоговых привилегий. Сам термин «просвещенный абсолютизм» был введен историками XIX в. для обозначения указанной реформаторской политики европейских государей века Просвещения. В целом Просвещение сыграло огромную роль в становлении современной европейской науки, культуры, общественной жизни. Философия и политико-правовые идеи французского Просвещения послужили идейной платформой Французской революции конца 18 в. и заложили основы всего политического сознания Нового времени. Отношения частной собственности получили повсеместное теоретическое обоснование. Более того, именно от Просвещения ведут свою родословную либеральная, демократическая и отчасти социалистическая идеология.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |