Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3




СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ».

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

 

Под инновацией (англ. Innovation — нововведение, новаторство) понимается «инвестиция в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Новация (лат. Novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

 

Впервые объяснение понятия «инновация» встречается в книге англичанина Джона Бренда, датированной 1553 годом, в которой рассказывается о замечательном человеке по имени Пердика, амбициозный ум которого «был склонен к инновациям». Обладая большим воображением, он все время придумывал что-то новое и таким образом был впереди своего времени.

Итак, что же такое инновация в современном понимании этого слова? Ознакомимся подробнее с этим понятием, ибо от правильного понимания данного понятия во многом зависят тактика и стратегия формирования инновационной экономики, повышения общего благосостояния общества.

С термином “ инновация ” тесно связано понятие “ творчество ” и эти два термина следует различать.

Творчество в общем смысле — процесс или итог создания субъективно нового.

Творчество – это способность производить новые идеи. Инновации – это создание новых источников удовлетворения покупателей.

Инновация – это процесс; творчество – это набор навыков или способностей, которые делают возможным этот процесс.

Творчество – это деятельность (в основном, умственная), результатом которой является инновация; инновация – это материально осязаемый или видимый результат творчества.

Творчество обычно считается чем-то индивидуалистичным, его трудно определить, еще труднее им управлять. Инновация, напротив, рассматривается как организованный групповой процесс, которым можно и нужно управлять, чтобы получить экономическую или рыночную выгоду.

Понятие инновация не совпадает по своему значению также с понятиями “ открытие ” или “ изобретение ”.

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком. Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Главные отличия этих понятий:

1. Крупные изобретения или открытия делаются, как правило, на фундаментальном уровне (паровая машина, электричество, радио и т.п.), а инновация – на уровне технологического, то есть прикладного порядка (транзисторы, пластмассы) и т.п.;

2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой или кустарем, а инновация разрабатывается комплексными научными лабораториями или коллективом специалистов;

3. Открытие по своей сущности является бескорыстным актом, а инновация имеет целью повышение производительности в результате применения этого нововведения в процессе производства и управления и получение прибыли;

4. Открытие может произойти случайно, а инновация является результатом планирования и комплексного использования элементов инновации (систематические технические разработки, научно-исследовательские программы и т.д.).

Необходимо также различать понятия “ новшество ” и “ инновация ”.

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, научных подходов или принципов, документа, стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п. результатов маркетинговых исследований и т.д.

Вложение инвестиций в разработку новшества – это половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты.

 

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Необходимо отличать инновации от так называемых “ псевдоинноваций ”, к которым относятся несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах, например:

· эстетические изменения – цвета, формы и т.п.;

· незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

· расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства, не выпускавшейся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

 

Понятие «инновация» распространяется на новые продукт или услугу, способ их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-технической и других сферах. Инновации могут относиться к сферам производства, экономическим, правовым, социальным и другим отношениям.

Термин «инновация» может иметь различные значения в разных контекстах. Анализ существующих литературных источников, посвященных изучению понятия «инновации», показал, что большинство авторов рассматривают это понятие применительно к конкретной формальной ситуации, в зависимости от объекта и предмета своего исследования, преимущественно касающихся нововведений в области техники и технологий.

Во многих определениях не раскрывается экономическая сущность инновации, нет четкого объяснения инновации с позиции экономических результатов, вследствие чего любое новшество, в том числе менее прогрессивное и неэффективное нововведение, можно трактовать как инновацию.

Проанализировав большинство из известных определений понятия «инновация», можно заметить, что у разных авторов толкование данного понятия существенно разнится. Так, одни говорят, что инновация — это конкретный объект, другие — это совокупность мероприятий, третьи — это использование результатов, четвертые — это процесс и т. д.

Поэтому для понятия «инновация» необходимо дать точное и в то же время емкое определение, которое отражает содержание инновации и как конечного результата научно-технического прогресса, и как продукции и услуги, дающих определенный позитивный экономический, экологический и социальный эффект, удовлетворяющих потребности рынка. В этом смысле, наиболее удачным является определение понятия «инновация», данное в работе Г.С. Гамидова с соавторами “Инновационная экономика: стратегия, политика, решения”.

Инновация (наукоемкое нововведение) — это конечный результат интеллектуальной деятельности (научных идей, научно-технических исследований, открытий и изобретений) в виде некоторого принципиально нового объекта (систем, машин, технологий, оборудования, товаров и услуг, программного обеспечения, систем управления и организации производства и т.п.) или в виде некоторого объекта, качественно отличного от предшествующего аналога:

• находящий реализацию в той или иной сфере жизнедеятельности человека;

• способствующий удовлетворению потребностей рынка и заказчика:

• приносящий позитивный социально-экономический эффект.

 

Приведенное определение говорит о том, что:

— при создании и внедрении (коммерциализации) инновации в практику человеческой деятельности воплощаются новые результаты фундаментальных и поисковых исследований, изобретения и открытия, а также ранее накопленные и проверенные в мировой практике научно-технические достижения (знания, технологии, системы, оборудование и т. п.), которые могут быть интегрированы оптимальным образом;

— инновация — это нечто новое, которого раньше до нее не было, или нечто лучшее, чем существовавшее до нее;

— инновация — это нечто более эффективное, чем существующее, которое имеет позитивный социально-кономический и экологический результат;

— инновация — это то, что реализуется на рынке, то, что коммерциализуется, т. е. это рыночная продукция или продукция, которая передается заказчику.

Таким образом, для инноваций характерны следующие свойства:

· научно-техническая новизна;

· производственная применимость;

· коммерческая реализуемость.

Объекты инноваций:

· материалы;

· продукты;

· технологии;

· средства производства;

· люди (межличностные взаимоотношения);

· социальная среда;

· организация и ее подразделения.

Цели инноваций:

· создание новых технологических решений;

· осуществление научных исследований и разработок;

· подготовка серийного выпуска новой продукции;

· вывод продукции на рынок и закрепление в определенной рыночной нише.

Какие функции выполняет инновация?

Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

· воспроизводственную;

· инвестиционную;

· стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Классификация инноваций

 

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки классификации инноваций по ряду основополагающих признаков. Более того, такая классификация необходима для установления значимости того или иного вида инновационной продукции или услуги, выявления степени их влияния на повышение благосостояния населения, а также для сравнительной количественной и качественной оценки инноваций.

Анализ показывает, что инновации в самом общем виде можно классифицировать по экономическим признакам, сфере приложений, удовлетворению потребностей, причинам возникновения, степени новизны и т. п. На данном слайде показана одна из возможных структурных схем классификации инноваций.

По значимости в экономическом развитии инновации можно разделить на следующие.

Базисные инновации, в основе которых лежат новые фундаментальные научные достижения, позволяющие создавать инновационные продукты следующего поколения. Базисные инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к «старым» открытиям. Реализация новых научных открытий или пионерских изобретений требует выполнения полного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и наличия развитой базы для ведения значительного объема прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Базисные инновации предполагают перестройку ряда смежных производств, они связаны с повышенными стартовыми инвестициями и рассчитаны на долгосрочную перспективу.

Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания. Телега – автомобиль, телефон – сотовый телефон. Создание антибиотика пенициллина.

Улучшающие инновации, предполагающие использование результатов научной, проектно-технологической или организационной работы в целях улучшения характеристик уже имеющихся на рынке товаров или услуг. Этот вид инноваций способствует развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей и реализации новых поколений указанных товаров (услуг).

Повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных к кассетным магнитофонам являлись улучшающей инновацией. В обоих случаях ни одно из этих готовых изделий не выпускалось ранее. Катушечный магнитофон – касетный магнитофон.

По направленности результатов и сфере приложений инновации можно разделить на следующие типы.

Продуктовые (новые продукты и товары, новые услуги и т. п.), инновации, предназначенные для удовлетворения тех или иных потребностей в новых товарах (услугах) либо потребностей новых потребителей.

Рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продукции (услуг), позволяющие реализовать инновационные продукции (услуги) на новых рынках.

Инновации-процессы (технологии, организация производства, управленческие процессы), предназначенные для удовлетворения потребностей в новых функционально ориентированных физико-химических и информационных процессах, процессах социальной и производственной организации предприятий, отраслей и регионов, а также в новых формах управления этими процессами.

 

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть разделены на следующие.

Ориентированные на существующие потребности.

Ориентированные на формирование новых потребностей.

 

По причинам возникновения инновации могут быть разделены на следующие.

Реактивные инновации, которые выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами. Они направлены на обеспечение выживания, сохранения и дальнейшего развития и процветания фирмы, предприятия и т. п.

Стратегические инновации, направленные на решение перспективных задач, получение решающих конкурентных преимуществ в перспективе, внедрение которых носит упреждающий характер.

По степени новизны выделяют следующие инновации.

Радикальные инновации, которые относятся к принципиально новым продукции, услугам или процессам.

Инкрементальные инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продукции или процессов.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется также по технологическим параметрам и с рыночных позиций.

По технологическим параметрам инновации делятся:

на продуктовые инновации, когда применяются новые материалы, полуфабрикаты, комплектующие, и получаются продукция и товары с принципиально новыми функциями (продуктовые инновации — это преимущественно новые продукты);

процессные инновации, когда применяются новые технологии производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства.

 

По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются:

Абсолютные – новые для данной отрасли во всем мире.

Относительные – новые для данной отрасли в конкретной стране.

Частичные – новые только для данного предприятия.

 

По функциональному назначению и области применения различают следующие инновации.

Технические инновации, которые предназначены для производства новой продукции, продукции с новыми и улучшенными свойствами. Появляются они, как правило, в производственной сфере.

Технологические инновации, которые предназначены для совершенствования способов изготовления продукции на базе новейших технологий, достижений в области физико-химических наук, автоматизации и компьютеризации. Возникают они, как правило, в производственной сфере при изыскании более совершенных способов изготовления продукции.

Организационно-управленческие инновации, которые связаны с процессами управления и оптимальной организацией производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снабжения.

Информационные инновации, которые решают задачи: организации рациональных информационных потоков; оптимального управления этими потоками в различных отраслях научно-технической, производственной деятельности; повышения оперативности получения информации; обеспечения ее полной надежности и достоверности.

Социальные инновации, которые направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, науки, культуры и других социальных проблем населения.

По характеру общественных целей различают:

экономические инновации, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.);

экономические инновации, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);

специальные (военные, здравоохранение, образование и др.).

По социальному фактору:

Рациональные – позитивные нововведения, вызванные к жизни объективными потребностями определенного временного этапа (например, появление авиации).

Иррациональные – нововведения, которые могут быть вредными и не приносить пользу для общества (например, разработка и внедрение на рынок наркотических веществ, не использующихся для медицинских целей).

 

Оригинальный способ классификации инноваций предложен профессором Фатхутдиновым Раисом Ахметовичем в учебном пособии “Инновационный менеджмент” (табл. 1).

 

Таблица 1. Классификация инноваций

Признак классификации Виды инноваций
1. Уровень новизны инновации 1.1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов); 1.2. ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т.д.)
2. Стадия жизненного цикла товара ЖЦТ, на которой внедряется инновация 2.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга; 2.2. то же НИОКР; 2.3. организационно-технологическая подготовка производства; 2.4. производство (включая тактический маркетинг); 2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией
3. Масштаб новизны инновации 3.1. Инновации, новые в мировом масштабе; 3.2. Новые в стране; 3.3. Новые в отрасли; 3.4. Новые для фирмы
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация 4.1. Инновации, созданные (внедренные) в сфере науки; 4.2. То же в сфере образования; 4.3. В социальной сфере (культура, исскуство, здравоохранение и т.д.); 4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.)
5. Сфера применения инновации 5.1. Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения; 5.2. Инновации для накопления на фирме; 5.3. Инновации в основном для продажи
6. Частота применения инновации 6.1. Разовые; 6.2. Повторяющиеся
7. Основа инновации 7.1. Открытия, изобретения, патенты 7.2. Рационализаторские предложения; 7.3. Ноу-хау; 7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы; 7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, методы; и т.п.
8. Вид эффекта, полученного врезультате внедрения инновации 8.1. Научно-технический; 8.2. Социальный; 8.3. Экологический; 8.4. Экономический; 8.5. Интегральный

 

На основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь 8 цифр.

Приведем пример кода инновации: 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам, например, первая цифра означает - радикальная инновация; вторая - новшество разработано на стадии НИОКР; третья - новшество новое в мировом масштабе; четвертая - новшество создано в сфере науки; пятая - новшество создано в основном для продажи; шестая - инновация повторяющаяся; седьмая - инновация на основе изобретения; восьмая - эффект получен интегральный.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.