КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы экологических исследований
Лекция 2 План. 1. Методы исследований. 2. Мониторинг и кадастр. 3. Качественная и количественная оценка. 4. Точность оценки экологического явления. 5. Моделирование и модель экологических явлений.
Методы исследований — это пути и способы изучения экологических явлений. Совокупность определенных приемов исследования представляет собой методику исследования. В зависимости от объектов экологии и целей исследования используют те или другие методы. Главными из них, как в любом естественно-научном исследовании, являются методы: описание, наблюдение и эксперимент. Экология имеет свою специфику: объектом ее исследования служат не только единичные особи — организмы, но и целые группы особей — популяции и их сообщества — биогеоценозы и даже биосфера. Многообразие связей, формирующихся на уровне разных по сложности биологических систем, обусловливает большое разнообразие методов экологических исследований, выявляющих количественное участие особей, видов и их качественную оценку состояния в условиях обитания. Реализуются они в большом разнообразии приемов полевых и лабораторных исследований экологических свойств природы. Полевые методы исследования для эколога имеют первостепенное значение. Они обеспечивают возможность изучения свойств живых организмов, популяций, сообществ и биосферы в их естественной обстановке, непосредственно в природной среде. Именно полевые методы исследования для экологии имеют первостепенное значение, так как позволяют обнаружить взаимосвязи организмов, видов и сообществ со средой, установить общую картину развития природы в конкретных условиях того или иного региона, выяснить комплекс факторов и их воздействие в природной обстановке. Полевые исследования подразделяются на маршрутные и стационарные, описательные и экспериментальные. Маршрутные методы используются главным образом для выяснения наличия экологических объектов (например, присутствие тех или иных жизненных форм организмов, экологических групп, фитоценозов, охраняемых видов, комплекса факторов среды и т. п.), их разнообразия и встречаемости на исследуемой территории. Основными приемами здесь выступают: прямое наблюдение, оценка состояния, измерение, описание (например, описание исследуемых площадок или отдельных представителей живого мира, наблюдение фенологического состояния организмов конкретного вида и т. п.), составление схем, карт и инвентаризационных списков исследуемых объектов. Стационарные методы — это методы длительного (сезонного, круглогодичного или многолетнего) наблюдения за одними и теми же природными объектами, требующие неоднократных описаний, замеров изменений, происходящих у наблюдаемых объектов. Стационарные методы обычно совмещают в себе полевые и лабораторные методики. При этом обычно используются методы физиологии, биохимии, анатомии, систематики, физики, химии, географии, статистики и др. Например, в стационарном исследовании растительного покрова после осмотра всего участка намечают места «пробных площадок» для более детального исследования его свойств. На таких площадках проводится тщательное описание местообитания, учитывается видовой состав, возраст растений и их фенологическое состояние (или осуществляется сбор другого фактического материала, например, о присутствии животных и их деятельности на данной территории). Обязательно фиксируется обилие произрастающих видов растений в данном сообществе. Обилие — этим термином обозначается степень участия (плотность популяции) каждого вида в биогеоценозе. Шведский ботаник О. Друде предложил шестибалльную шкалу глазомерной оценки обилия видов, которая широко используется ботаниками. По шкале Друде обилие вида выражается с помощью «словесных символов», а по шкале Хульта обилие обозначают цифрами по пятибалльной системе: 5 — очень обильно, 4 — обильно, 3 — необильно, 2 — мало, 1 — очень мало. Учет животных организмов на той или иной территории обычно начинается так же, как и описание растительности, проводится визуальным или инструментальным методом. Визуальный, или глазомерный метод, обычно применяется при изучении насекомых-вредителей, птиц и млекопитающих: (подсчет гнезд, учет голосов птиц, нахождение и идентификация нор, троп и следов животных, мест кормежки, встречаемость помета и пр.) и на этой основе делать выводы о численности, плотности популяций каждого вида. Инструментальный учет осуществляется с применением различных приборов (сачок, ловчие цилиндры, скребок, ловушки, планктонная сеть, ловчий мешок и др.). А качество окружающей среды часто определяют методами биоиндикации. Биоиндикация (фитоиндикация, зооиндикация) — оценка качествва среды обитания и ее отдельных характеристик по состоянию ее живого населения в природных условиях. Описание и наблюдения широко применяются в стационарных исследованиях при регистрации основных особенностей изучаемых объектов, прямом наблюдении, выявлении факторов воздействия, картировании экологических явлений, инвентаризации ценных природных объектов и пр. Экологический мониторинг (лат. монитор — тот, кто напоминает, предупреждает) — это длительное слежение динамики состояния экологических явлений во времени, их оценка и прогноз происходящих процессов в природной среде. Мониторинг — это многоцелевая информационная система, главные задачи которой — наблюдение, оценка и прогноз состояния природной среды под влиянием антропогенного воздействия с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей, благополучия других живых существ, их сообществ, природных и созданных человеком объектов. Мониторинг обычно проводится как контроль за загрязнением почвы, водной и воздушной среды различными отходами (бытовыми и от предприятий), за накоплением тяжелых металлов, химических веществ, радионуклидов, попаданием их в пищевые цепи. В зависимости от того, за кем (чем) и как ведется контрольное слежение, различают разные виды мониторинга: — мониторинг биологический (биомониторинг) — длительное наблюдение за наличием видов, их состоянием и численностью; — мониторинг окружающей среды — это наблюдение за общим состоянием природной среды и за динамикой изменений отдельных экологических факторов среды, окружающей человека; — мониторинг глобальный — слежение за процессами (к том числе антропогенного влияния), происходящими на всей планете; — мониторинг региональный — это слежение за процессами и явлениями в пределах одного какого-то региона; — мониторинг базовый — слежение за общебиосферными природными явлениями без наложения на них антропогенных явлений. При проведении мониторинга наряду с биологическими методами используются физические, химические, географические, вплоть до космических (например, зондирование с искусственных спутников, космических кораблей и пр.). И процессе мониторинга часто создается определенный перечень (список) сведений, направленных на разработку мер по охране исследуемых объектов. Такой перечень сведений называют кадастром. Кадастр (фр. cadastre от греч. katastiochon — лист, реестр) — систематизированный свод сведений, составляемых периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом, о его качественных и количественных характеристиках. Кадастр обычно включает рекомендации но использованию предметов и явлений, предложения мер по их охране. Различают кадастры: — водный — свод сведений о водах региона или бассейна, включающий данные о всех реках, озерах, ручьях, болотах, ледниках и подземных водах; — детериорационный — свод сведений об ухудшении окружающей среды (воздуха, почв, вод, уничтожении растительности, истощении биологического разнообразия и пр.); — земельный — свод сведений о землях (грунтах и почвах, сельскохозяйственных угодьях), пригодных и непригодных к использованию; — лесной — свод данных о лесах, их изученности и прямом и побочном использовании; — особо охраняемых объектов и территорий; — промысловый — свод сведений об объектах, составляющих промысловые ресурсы; — рекреационный — свод данных о территориях, предназначенных для отдыха и восстановления здоровья человека; — фаунистический и флористический. Все кадастры характеризуют данные об объектах какой-то конкретной территории — района, региона или страны. Экспериментальные методы широко используются в экологических исследованиях. Эксперимент в природе отличается от наблюдения тем, что организмы (или другие объекты) искусственно ставятся в условия, при которых можно строго дозировать тот или иной фактор и точнее, чем при наблюдении, оценить его влияние. Эксперимент, поставленный в полевых условиях, может продолжаться в лаборатории. Выводы, полученные в лабораторном экологическом эксперименте, требуют обязательной проверки в природе. В экологическом эксперименте трудно воспроизвести и применить весь полный комплекс факторов среды, но определить влияние какого-то одного экологического фактора или двух можно. В последнее время особенно распространенными стали химические методы, применение которых позволяет определить качественное состояние окружающей среды (воды, почвы, воздуха и т. п.) и состояние отдельных организмов на той или иной конкретной территории. Объектом исследования в экологии являются и единичные особи (организмы), и группы особей: популяции, виды и их сообщества и экосистемы (биогеоценозы, биосфера), а также отдельные факторы среды и в целом окружающая среда. В число объектов экологического изучения входят дикие и разводимые человеком растения и животные, сам человек как живой организм, его природная и социальная среда жизни. Качественная оценка объектов исследования. Многообразие и сложность взаимосвязей и взаимозависимостей живых систем разных уровней организации со средой обитания обусловливают применение огромного разнообразия методов экологических исследований. При этом обычно используются специфические методы физиологии, медицины, анатомии, морфологии, фенологии, биохимии, этологии, систематики, ритмологии и других биологических и небиологических наук (химия, физика, математика, статистика, социология, климатология и др.). Например, химическими методами устанавливают накопление тех или иных минеральных и органических веществ в растениях и животных определенного биогеоценоза, в сообществе в целом, одними и теми же видами в разных биогеоценозах. Физическими методами определяют качество солнечной радиации; климатологическими — диапазон колебаний температуры и влажности воздуха или почвы, характер выпадающих осадков и пр. Все разнообразие этих методов исследования позволяет выявить качественное состояние изучаемых объектов и отличие одних исследуемых организмов, видов (популяций) или процессов от других, развивающихся в иных условиях. Однако качественная характеристика явления раскрывает лишь самые поверхностные связи и отношения. Только цифровые показатели, являющиеся результатом подсчета, многократного измерения, взвешивания, позволяют проникнуть в глубь явлений. Но даже количественное разовое наблюдение не является доказательным. Количественная оценка. Для убедительной доказательности наблюдаемого явления, раскрытия его свойств и закономерностей необходимы повторные наблюдения и статистическая обработка результатов. Из статистических показателей важными для экологического исследования являются среднее арифметическое и среднее квадратическое отклонение. Среднее арифметическое свидетельствует о средней величине изучаемого признака в данной совокупности, но оно не дает достаточно четкой картины в характеристике признака, поскольку значение признака в выборке варьирует. О его вариабельности можно судить по величине среднего квадратического отклонения, которое позволяет определить, какая доля отклонений от среднего арифметического приходится на один вариант данной выборки. Среднее арифметическое и среднее квадратическое отклонение позволяют вычислить и ряд других статистических показателей изучаемого экологического явления. Количественная оценка объектов и процессов является основой всех экологических исследований. Эколог ведет учет не только присутствия живых организмов, но исследует и силу действия факторов среды. Количественный учет организмов в единицах пространства и времени выясняет зависимость их численности и оценку их общего состояния, распространение от изменения внешних условий, прогноз на будущее. Учет численности организмов, встречаемости, плотности населения, возрастной и половой структуры популяций, плодовитости, продуктивности, сопряженности между видами, заболеваемости, загрязненности среды и т. п. — необходимое требование к работе эколога. Все эти методы прямого и косвенного изучения экологических явлений относятся к группе эмпирических. К ним же относится и метод моделирования экологических явлений в природе и обществе, который в последнее время получил широкое распространение. Моделирование — это метод опосредованного практического и теоретического оперирования объектом, при котором исследуется непосредственно не сам интересующий объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система (модель), соответствующая свойствам реального объекта. Модель, согласно В. А. Штоффу (1966) — это «мысленно представимая или материально реализованная система, которая отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте». Именно ради этой дополнительной новой информации (то есть эмерджентного свойства модели) и применяется моделирование. Потребность моделирования в экологии возникает тогда, когда конкретное исследование самого объекта невозможно, затруднительно из-за обилия (или скудости) фактических материалов о нем, или дорого, или требует слишком длительного времени. В то же время модель может выполнять свою роль лишь тогда, когда степень ее соответствия объекту определена достаточно строго. Модель — это абстрактное описание какого-то явления реального мира, позволяющее делать предсказания об этом явлении. Хотя любая модель всегда упрощена и отражает лишь общую суть или вероятный сценарий процесса, то есть не копирует, а имитирует реальность, тем не менее моделирование позволяет экспериментировать, использовать процессы и явления, недоступные для непосредственного наблюдения. Так, в «модельных условиях», то есть методами имитационного моделирования, особенно с применением компьютеров, были получены достаточно надежные количественные прогнозы (например, изменений численности популяции в меняющихся условиях, математических закономерностей в системах хищник — жертва и паразит — хозяин, устойчивости структуры экосистем и др). Имитационное моделирование широко используется при исследовании экосистем, и особенно биосферы. То есть там, где учитывается множество разнохарактерных структурных компонентов экосистемы и много-функциональное их поведение. Моделирование экологических явлений используется для практических прогнозов динамики явлений, для исследования взаимосвязей видов и сообществ со средой, для определения воздействия факторов и для выбора путей рационального вмешательства человека в жизнь природы. Например, группа ученых в 1971 году создала имитационную компьютерную модель «World-3» и с ее помощью описала перспективы роста численности населения планеты и мировой экономики на XXI век. В исследованиях экологических явлений системы человек—природа — общество широкое распространение получили методы из группы социологических. Среди них — опрос населения (массовый, групповой, индивидуальный), анкетирование, беседа с отдельными людьми для сбора экологических данных и др. В настоящее время экологические исследования имеют очень большое значение в решении многих теоретических и практических задач существования природы, человека и общества, обозначенных как «актуальные экологические проблемы».
Контрольные вопросы: 1. Перечислите основные методы научных исследований, применяемых в экологии. 2. Когда применяются стационарные методы исследования? 3. Какова роль маршрутных и стационарных исследований в экологии? 4. В чем роль полевых и лабораторных методов экологических исследований. 5. Что такое мониторинг? 6. Какие виды мониторинга различают в экологии? 7. В каких случаях используется метод моделирования? 8. Что обозначают термином «кадастр»?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 30838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |