Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и система криминалистического оружиеведения

Классификация следов транспортных средств

Кроме следов-отображений, оставляемых колесами на грунте или асфальте, а также деталями автомобиля на других транспортных средствах, одежде и теле потерпевшего или предметах, окружающих проезжую часть дороги (столбах, стенах, заборах), в результате ДТП остаются следы-предметы и следы-вещества. К следам-предметам относятся, например, осколки разбитого фарного стекла, отвалившиеся детали автомобиля и т.п., а к следам-веществам – следы вытека-ющихиз агрегатов автомобиля жидкостей (ГСМ, охладители, тормозная жидкость), а также микроскопические осколки стекла и чешуйки краски.

Следы-отображения могут быть объемными (деформации – следы колес на грунте и деталей на других транспортных средствах; формования – следы колес в сыпучих веществах) и поверхностными (в основном это наслоения при движении испачканных колес по асфальту, но могут быть и следы-отслоения – при скольжении бампера по крылу другого автомобиля, когда отслаивается лакокрасочное покрытие).

По механизму образования следы качения являются статическими. Динамические следы колес, когда колеса идут «юзом» по поверхности асфальта, для идентификации непригодны, однако позволяют установить скорость автомобиля к моменту начала торможения.

Чаще всего исследуются локальные следы, но возможно также использование периферических следов, например обнаружение сухого участка асфальта на месте отсутствующего автомобиля в то время, когда окружающая поверхность асфальта, влажная от дождя, позволяет по форме и размерам участка хотя бы приблизительно установить марку автомобиля.

Характеристики следов автомобиля, используемые в транспортной трасологии, заимствованы из автотехники.

Колея – это расстояние между одноименными точками беговых дорожек одинарных колес или средними линиями спаренных колес. При движении по прямой следы задних колес частично или полностью перекрывают следы передних. Поэтому ширина колеи передних колес может быть измерена по следам на повороте.

База автомобиля – это расстояние между передней и задней осями двухосного автомобиля. У трехосных автомобилей различается общая база, т.е. расстояние между передней и задней геометрической осью, проходящей через середину базы тележки (база тележки – расстояние между средней и задней осями).

Беговая дорожка – это часть покрышки, контактирующая с дорогой и имеющая рисунок для лучшего сцепления с ней.

Обнаружение следов на месте происшествия дает возможность получить предварительную информацию для выдвижения версий и планирования расследования. В частности, устанавливаются марка (модель) автотранспортного средства, модель шин (хотя бы на задних колесах), степень износа и особенности шин, наличие повреждений (например, разбитая фара), посторонних следов (наслоения крови, мозгового вещества, волос, лоскутов одежды) на автомобиле. Кроме того, по следам можно установить обстоятельства происшествия: направление и скорость движения автомобиля, места наезда на пешехода, столкновения с другим транспортным средством, начало торможения, остановки.

В ряде случаев эти вопросы ставятся на разрешение диагностической, нередко комплексной (трасологической и судебно-автотехнической), экспертизы.

Обнаружение подозреваемого и изъятие у него автомобиля позволяет назначить идентификационную экспертизу. В качестве образцов для сравнительного исследования чаще всего предоставляются колеса автомобиля. Однако в некоторых случаях (например, по большегрузным автомобилям) приходится получать экспериментальные отображения колес, которые и предоставляются эксперту.

Криминалистическое оружиеведение – отрасль криминалистической техники, в которой изучаются принципы конструирования и закономерности действия различных устройств, конструктивно предназначенных для поражения (вплоть до уничтожения) человека или животного, закономерности образования следов применения этих устройств, а также разрабатываются средства и приемы собирания, исследования и оценки таких объектов и следов при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений. Оружие в криминалистике – это материальное средство, конструктивно и функционально предназначенное для поражения человека или животных.

Криминалистическое оружиеведение как отрасль науки криминалистики включает в себя:

• криминалистическое исследование огнестрельного оружия и следов его применения (криминалистическая баллистика);

• криминалистическое исследование холодного оружия и следов его применения;

• криминалистическое исследование метательного оружия и следов его применения;

• криминалистическое исследование иных видов оружия, специальных средств и следов их применения.

Криминалистическая, или судебная, баллистика (от греч. «балью» – «бросаю») – это подотрасль криминалистической техники, которая изучает огнестрельное оружие, боеприпасы и закономерности выстрела, а также разрабатывает средства и приемы собирания и исследования этих объектов в качестве вещественных доказательств при расследовании и предупреждении преступлений.

В криминалистической (судебной) баллистике выделяют Общую и Особенную части. Общая часть включает в себя понятие предмета и объектов науки, ее задачи, приемы и методы, средства, применяемые для решения этих задач, вопросы взаимодействия с другими отраслями криминалистической техники и другими судебно-экспертными дисциплинами.

Особенная часть криминалистической (судебной) баллистики состоит из трех больших разделов:

1) исследование огнестрельного орудия;

2) исследование боеприпасов;

3) исследование огнестрельных повреждений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Следы орудий взлома и инструментов (механоскопия) | Механизм образования следов оружия на гильзах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.