Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивная психология, бихевиоризм и необихевиоризм




Резюме: во все уровни познавательной активности встроены потребностные состояния.

Когнитивная психология (происходит от лат. cоgnitiо - знание + греч. psyche - душа + logos - учение), как самостоятельное направление в психологии, возникла в начале 1960-х гг. в США и Великобритании (Дж. Миллер, У. Найссер, Дж. Брунер, Г.А. Саймон, Д. Бродбенти др.). Ее лейтмотивом стало рассмотрение психики как системы когнитивных операций, т.е. операций, осуществляющих переработку информации.

К основным предпосылкам возникновения когнитивной психологии относят следующие:

· Возникновение теории связи и теории информации.

· Изобретение компьютеров.

· Недостаточность бихевиоризма, особенно в объяснении сложных форм человеческого поведения.

· Данные о сложном устройстве памяти.

· Развитие современной лингвистики.

Главные вехи развития когнитивной психологии:

1949 г. - К.Э. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью «Математическая теория связи» [The mathematical theory of communication.].

Конец 1950-х гг. – Г.А. Саймон выдвинул идею о том, что человеческое познание можно моделировать с помощью вычислительных машин, и приступил к созданию компьютерных программ по решению задач.

1960 г. - Дж. Миллер вместе с Дж. Брунером создали при Гарвардском университете (США, Кембридж) лабораторию по изучению процессов мышления, получившую название Центра когнитивных исследований.

1967 г. - У. Найссер опубликовал книгу «Когнитивная психология» [Cognitive Psychology. N.Y.: Appleton Century Crofts, 1967], где сформулировал новую задачу психологии, которой становился анализ процесса трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и использования входящих сенсорных сигналов.

1970 г. – начало издания журнала «Когнитивная психология» (Cognitive Psychology).

1976 г. – начало издания журнала «Когнитивная наука» (Cognitive Science), на базе которого началась интеграция исследований в области философии, психологии, лингвистики, нейробиологии, искусственного интеллекта.

Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

Само это направление зародилось в недрах бихевиоризма, в значительной степени как его критика, но в то же время и как его продолжение.

Так, в теоретическом плане, эти два направления диаметрально противоположны: в первом акцент делается на актуальном внешнем окружении (которое, в конечном счете, и обусловливает научение), во втором же на главное место ставятся врожденные образования, предопределяющие актуальное поведение.

Но в общеметодологическом плане у бихевиоризма и когнитивной психологии есть очень много общего. Эта общность определяется ориентацией на строгий естественнонаучный подход. Уместно вспомнить, что еще Дж.Б. Уотсон, основатель бихевиоризма, выдвинул проект создания психологии поведения (в противовес интроспективной психологии, которая на его взгляд, была больна субъективизмом и поэтому бесполезной в практическом плане) с опорой исключительно на объективные методы, сконструированные с учетом требований, разработанных в естественных науках (физике, химии и т.д.); этот проект был основан на философии позитивизма и прагматизма. В дальнейшем предписание строгой формализации исходных понятий и процедуры получения всех производных – а именно, выведение сложных, «молекулярных» форм поведения, на которые нацелены, например, социальная или клиническая психология, из элементарно простых, «молярных», воспроизводимых в условиях лабораторного эксперимента - стало своеобразной визитной картой бихевиоризма. Эта линия, идущая от бихевиоризма, на строго формализованный анализ психологических процессов была поддержана в рамках когнитивной психологии. При этом экспериментальные стратегии очень существенно обогатились новыми критериями фиксации психологических данных. В бихевиоризме речь шла, прежде всего, о количественной оценке научения (количество проб до успешного осуществления реакции); в когнитивной психологии стали измерять количество передаваемой информации и время ее прохождения от одного блока к другому. (См. парадигму Стернберга.) В силу этого в ее рамках очень активно используются многие разделы современной математики (теория информации, теория множеств, теория алгоритмов, теория конечных автоматов, математическая лингвистика и пр.).

Если с классическим, или так называемым «молекулярным», бихевиоризмом у когнитивной психологии обнаруживаются только общеметодологические параллели, то со сменившим его «молярным» бихевиоризмом (так обозначалась психология Э.Ч. Толмена) и вообще с современным необихевиоризмом у нее есть много общих мест и по содержательным, теоретическим вопросам. Так, в книге «Целевое поведение у животных и человека» (Purposive Behavior in Animals and Men. N.Y., 1932) Э.Ч. Толменом был развернут план построения психологии, основанной на идее целостного подхода к анализу поведения, в котором единицей поведения признавался целостный акт: 1) разворачивающийся на основе мотива, 2) направленный на определенную цель и 3) опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. Именно его исследования латентного научения считаются ключевыми в истории появления уже когнитивной психологии.

Так, в этих исследованиях было обнаружено, что крысам доступна латентная форма научения, т.е. такая, при которой происходит формирование определенных навыков в ситуации, когда непосредственное проявление данных навыков не необходимо и они продолжают оставаться невостребованными. Но изменение ситуации может приводить к их обнаружению. И крыса, сначала проходившая лабиринт без какой-либо актуальной потребности, в ситуации ее пробуждения могла ориентироваться не на основе связи стимула и реакций (т.к. они специально не отрабатывались), а на основе чего-то другого. Поэтому помещенная в любой край лабиринта, такая крыса легко находила путь к месту, где могла быть найдена пища, не повторяя те пути, по которым она уже проходила, а двигаясь наикратчайшим путем. Цель при этом находилась различными путями, вне зависимости от начальной точки поиска. Чтобы эти процессы оказались возможным, нужно было допустить, что подобные навыки до момента своей актуализации существуют в какой-то форме. И была выдвинута гипотеза, что такой формой являются когнитивные карты, а именно субъективная картина, которая создается в результате активных действий организма в окружающей среде и имеющая прежде всего пространственные координаты (верх-низ, право-лево, близко-далеко), в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. При этом само латентное обучение стало трактоваться как основанное на формировании у организма - в результате его ориентировочно-исследовательской деятельности - образа целостной ситуации и своих действий в ней [Толмен Э.Ч. Когнитивные карты у крыс и человека // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980, с. 63-82; Величковский Б.М., Блинникова И.В., Лапин Е.А. Представление реального и воображаемого пространства // Вопросы психологии. 1986, № 2, с. 103-112].

С введением понятия «когнитивные карты» в основную объяснительную схему классического бихевиоризма: S (стимул) – R (реакция), всё здание науки о поведении было перестроено. В его теоретический фундамент были заложены промежуточные переменные, так что указанная схема приобрела вид: S (стимул) – O (ментальные, или когнитивные переменные) – R (реакция). При этом прежние иллюзии о том, что анализировать психику можно лишь на основании данных, доступных внешним наблюдателям, развеялись – промежуточные переменные неизбежно становились некими конструктами, которые специально создавалась, чтобы более полно объяснить поведение (более сложное, чем то, которым вынужден был ограничиваться классический бихевиоризм).

Итак, идея о необходимости введения промежуточных переменных в объяснение наблюдаемого поведения (не новая для европейской, в частности российской, психологии, но ставшая откровением для американской) была озвучена в рамках необихевиоризма, а затем заимствована когнитивной психологией. В настоящее время, хотя, по традиции, для необихевиоризма продолжают оставаться более интересными вопросы, связанные с реакциями (закономерность их появления), а для когнитивной психологии – связанные с внутренними, ментальными процессами, все же в отношении того или иного конкретного эксперимента порой бывает трудно понять, в рамках какой традиции он осуществлен.

И для того, и для другого направления психологии достаточно иллюстративна следующая «техническая» метафора:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.