Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие удаленности предметов

Лекция 6. Зрительное восприятие.

Резюме: восприятие цвета строится поуровнево, при этом каждый уровень построения образа цвета имеет определенную экологическую валидность.

Основная литература к главе 5

Хрестоматия по ощущению и восприятию // Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд. Мос. унив., 1975

Шиффман Х.Р. Ощущения и восприятия. СПб.: Питер, 2003, с. 92-232

Дополнительная литература к главе 5

Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996, с. 87-90


 

Будут рассмотрены следующие вопросы:

17. Восприятие удаленности предметов.

18. Движения глаз.

Если свет и цвет являются для зрительного восприятия первичными стимулами, то пространственные признаки окружающего мира воспринимаются, в первую очередь, кинестетической системой, которая обеспечивает – за счет обратной связи – реальные перемещения в пространстве и взаимодействия с трехмерными предметами. В этой связи собственно зрительное восприятие пространства можно рассматривать как вторичное, находящее в кинестетике свое подтверждение. Т.е. для определения правильности, истинности, восприятия пространства, в конечном счете, требуется реальное перемещение. Центральным компонентом пространственного восприятия является глубинное зрение.

Глубинное зрение - форма зрительного восприятия, обеспечивающая распознавание (или декодирование) признаков трехмерности пространства. Различают восприятие абсолютной удаленности предметов от наблюдателя и восприятие относительной удаленности видимых предметов друг по отношению к другу.

Кроме всего прочего, проблема восприятия пространства интересна в том отношении, что при ее решении столкнулись, с одной стороны, эмпиристы (Г.Гельмгольц), и, с другой, представители нативизма (Э.Геринг), и это стало одним из значительных событий в истории психологии.

В целом, для Г.Гельмгольца восприятие представлялось двухступенчатым процессом. Постулировалось, что в его основе лежит ощущение, качество и интенсивность которого обусловлены врожденными механизмами, специфическими для данного органа восприятия. Но для построения субъективного образа необходимо еще, чтобы на основе этих ощущений в реальном опыте образовались ассоциации: само актуальное восприятие определяется имеющимися у индивида «привычными способами», за счет которых сохраняется постоянство видимого мира. Механизмы восприятия пространства могут быть описаны именно с помощью обращения к этим «привычным способам», в которых на первом плане находятся мышечные движения. В соответствии с гипотезой Г.Гельмгольца, результатом наиболее часто возникающей связи между величиной изображения на сетчатке и степенью напряжения мышц, за счет которых происходит сведение глаз на предмете, становились «бессознательные умозаключения» входившие затем в структуру восприятия величины предмета.

Нативисты отвергли подобный подход. Так, Э.Геринг уже саму сетчатку глаза наделял способностью пространственного видения. По его мнению, восприятие глубины в условиях диспаратности обусловлено тем, что нейроны внутренней части сетчатки и внешней откалиброваны на восприятие разной степени глубины.

В настоящее время считается, что механизмы пространственного восприятия существенно зависят от врожденной организации зрительного аппарата.

Э.Гибсон и Р.Уок провели эксперименты, показавшие врожденный характер некоторых механизмов восприятия пространства. Для этого использовался метод «зрительного, или визуального, обрыва». Так, на стол, в котором имелась достаточно широкая прорезь, горизонтально клалось стекло, чтобы эту прорезь закрыть и служить опорой. При этом было показано, что младенцы (6-14 мес.), у которых еще не было опыта восприятия глубины, все же могут реагировать на эту глубину. Большая их часть отказывалась ползти через стекло, даже если с другого конца стола их звала мать. В других экспериментах показано, что восприятие трехмерности пространства «созревает» к возрасту 4 мес.

Визуальные признаки пространства. Выделяют два основных класса визуальных признаков, на основании которых строится образ пространства и находящихся в нем предметов в трех координатах:

- монокулярные признаки;

- бинокулярные признаки.

Монокулярные признаки восприятия пространства. Монокулярные признаки доступны для распознавания с помощью одного глаза. Среди таких признаков, в свою очередь, можно выделить естественные и искусственные (художественные, т.е. те, которые можно имитировать с помощью изображений на плоскости, например, на холсте) монокулярные признаки:

- аккомодация (изменение кривизны хрусталика при восприятии разноудаленных предметов) – наиболее эффективна на расстоянии до 2 м;

- наложение предметов (наибольший приоритет значимости);

- воздушная перспектива;

- затененность;

- знакомость размера предмета, например, монокулярная оценка игральных карт, сделанных разными по площади (50%, 100%, 200%), производится на основании их знаемых размеров (2,5 м, 4 м, 8 м) (существенный приоритет значимости);

- монокулярный параллаксдвижения (от греч. monos - один, единый + лат. oculus - глаз и греч. parallaxis – уклонение) основан на зависимости величины угловых скоростей объектов (при объективно одинаковой их скорости) только от их удаленности от наблюдателя;

- линейная перспектива – эффект субъективного схождения параллельных прямых линий при удалении от наблюдателя. На основании обращения к этому механизму объясняется иллюзия луны. Так, луна у горизонта кажется почти в два раза больше, чем в небе. Это происходит за счет того, что у горизонта есть объекты, которые выступают в качестве «меры» луны – по сравнению с ними она оказывается значительно более крупной. В небе для ее оценки просто нет эталонов, стоящих рядом, которые были бы основой для определения ее сравнительной величины;

- текстура и градиенты.

В экспериментальных условиях можно добиться того, что различные монокулярные признаки будут конкурировать друг с другом. Наиболее часто используемая стратегия, которой пользуется испытуемый – интегрировать как можно больше признаков, чтобы на их основании сделать вывод об истинной удаленности предметов, вместо того, чтобы опираться только на один наиболее вероятный.

Еще одни пример конкурирования монокулярных признаков – комната Эймса, при восприятии которой создается иллюзия ее прямоугольной в основании формы (но в действительности она имеет одну длинную и одну короткую боковую стенку). Так, человек, находящийся в дальнем (от наблюдателя) углу длинной боковой стенки воспринимается маленьким, а стоящий в углу короткой стенки – большим. Наиболее выразительная иллюзия возникает при перемещении человека из одного угла в другой – он растет или уменьшается на глазах. Но если в таких условиях наблюдаются хорошо знакомые люди (например, родственники), то такой иллюзии не возникает.

Бинокулярные признаки восприятия пространства. Еще один класс признаков удаленности - бинокулярные (от лат. bini - два + oculus – глаз) признаки, которые доступны при распознавании двумя глазами. При этом восприятие глубины является значительно более точным, чем при монокулярном зрении: пороги различения удаленности на порядок ниже.

Одним из основных механизмов бинокулярного зрения является конвергенция – дивергенция. Она наиболее эффективна до 15 м.

Другой механизм - стереопсис (от греч. stereos – пространственный), или стереоскопические зрение. Здесь субъективное ощущение глубины пространства возникает на основе такого свойства бинокулярного зрения, как бинокулярный параллакс. Бинокулярный параллакс (от лат. bini - два + oculus - глаз и греч. parallaxis - уклонение), или сетчаточная горизонтальная диспаратность, позволяет производить сравнение информации, попадающей на корреспондирующие и диспаратные точки сетчатки.

Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в образ, лишенный двоения или глубины, достигается лишь тогда, когда они попадают на так называемые корреспондирующие, или соответствующие, точки сетчаток. Это, прежде всего, точки, лежание в центральной ямке, а также все точки, лежащие в одном направлении и на одинаковом расстоянии от центральных ямок.

Если же изображение предмета падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток двух глаз (когда есть различия проекций трехмерного пространства на сетчатку левого и правого глаза), то это вызывает или стереоэффект, или двоение изображений, в зависимости от степени диспаратности. Диспаратными могут быть точки, удаленные от центральной ямки на разное расстояние, или лежание в разных направлениях (слева и справа). При прочих равных условиях, чем больше диспаратность, тем больше видимая глубина. При величинах бинокулярного параллакса более 100 угловых минут происходит удвоение изображения.

Механизм стереоскопического восприятия действует на расстоянии около 1,5 км.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цветовое восприятие | Движения глаз
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.