Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория подетального анализа




Теории восприятия форм.

Резюме: построение зрительного образа предполагает предварительное выделение из стимульного материала, полученного рецепторными клетками, отдельных признаков предмета, имеющих определенное биологическое значение.

Любой зрительный образ может быть представлен как набор определенных признаков. Эта методология была эксплицирована уже в экспериментальной психологии В.Вундта. Каждый предмет предстает перед субъектом как некоторое описание и перечисление его элементарных составляющих: цвета, формы, расположения и т.д. С позиции подетального анализа, процесс зрительного восприятия состоит в том, что сначала выявляются и квалифицируются частные признаки, а затем они синтезируются в целостный образ.

Таким образом, концепция подетального анализа - методологическая установка когнитивной психологии, заключающаяся в предположении, что распознавание стимула осуществляется за счет выделения присущих ему простейших признаков (линий, углов, кривизны), на основании которых строится целостное восприятие стимула.

В свете данных, касающихся деятельности нейронов-детекторов, процессы восприятия представляются проходящими, по крайней мере, две стадии. На первой стадии происходит идентификация входных стимулов по критерию их соответствия относительно простым деталям, затем происходит высокоуровневая обработка информации, которая завершается отнесением предмета к определенному классу предметов.

На основе этих представлений Сельфридж создал так называемую «модель Пандемониума», которая была апробирована при распознавании элементов буквенного алфавита. В ней постулируются различные инстанции обработки информации («демоны»), каждый из которых отвечает за свой участок работы. «Демоны признаков» (низшего уровня) ориентированы на частные признаки (например, наличие горизонтальных или вертикальных черт). Так, распознавание букв осуществляется сначала при обнаружении и анализе деталей или компонентов каждой буквы. В частности, буква «А» может быть разложена на две наклонные линии и одну горизонталь, или на острый угол и перевернутую емкость. «Когнитивные демоны» (среднего уровня) делают предположение о наличии в стимульном поле той или иной буквы. Наконец, «демоны решений» (высшего уровня) принимают решение на основании того, насколько уверенно были идентифицированы буквы на втором уровне.

Экспериментальная проверка этой теории была осуществлена У.Найссером. Испытуемым предлагалось как можно быстрее найти в списке определенную букву. Было выявлено, что время поиска прямо зависит от сходства между целевой буквой и отвлекающими, которые служили фоном. Так прямую букву (Z) труднее обнаружить, если она дана среди таких же прямых (N, W), нежели если она дана среди круглых (U, Q). Т.е. при введении лимита времени отключение «демонов признаков кривых» приводит к усложнению задачи и увеличению времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.