Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Константность зрительного восприятия и зрительные иллюзии

Константность восприятия (от лат. cоnstans – постоянный) – характеристика процесса восприятия, выражающаяся в относительной устойчивости воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Это касается, в частности, постоянства размера, формы, цвета и т.д. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В.Вундта. На основе его исследований В.Вундт сделал следующее обобщение: обнаруживается несоответствие между относительно постоянным образом восприятия и тем изображением, которое проецируется на сетчатку и изменяется при удалении объекта.

Константность освещенности. При разной освещенности мел субъективно воспринимается как белый, а уголь – как черный, несмотря на то, что количество отраженного света от того предмета и другого может быть одинаковой (мел в полумраке и уголь, освещенный солнцем). В данном случае константность обусловлена сравнением света, отраженного от данного предмета, и света, отражаемого от других предметов, составляющих для него фон. Так, при солнечном свете черная бумага может отражать света больше в 100 раз, чем белая, но белая бумага отражает 90% падающего на нее света, а черная только 10%.

Г.Гельмогольц, отталкиваясь от феноменов константности (прежде всего константности цвета и величины), предложил гипотезу «бессознательных умозаключений». Факты константности цвета он объяснял тем, что в жизни мы имеет достаточно случаев исследовать цвета одних и тех же предметов при белом солнечном свете, при синем свете ясного неба, при слабом белом цвете облачного неба или в освещении желтого пламени свечи и т.д. Видя один и тот же предмет при разном освещении, мы учимся делать прогноз, каким же будет казаться данный предмет в различных условиях, например при ярком солнечном свете.

В противоположность этой позиции Э.Геринг считал, что константность яркости обусловлена исключительно периферическими механизмами (к которым, в частности, относятся зрачковый рефлекс, адаптация к свету, одновременный контраст) и является системой врожденных механизмов.

В дальнейшем С.В.Кравков показал, что некоторые положения периферической теории Э.Геринга не соответствуют действительности. Так, испытуемым вводился атропин, который препятствует осуществлению зрачкового рефлекса, тем не менее константность яркости сохранялась. Также были получены опровержения в отношении роли адаптации и контраста в феноменах константности восприятия освещенности.

Интересные исследования были проведены Д.Катцем. Он организовывал ситуацию восприятия цвета, когда испытуемые смотрели через отверстие в ширме на поверхность предмета и могли видеть только его цвет, но не сам предмет. В таких условиях константности цвета не наблюдалось (аконстантность).

Константность величины. По Г.Гельмогольцу «бессознательные умозаключения» обеспечивают определение величины предмета на основании индивидуального опыта путем сравнения величины ретинального изображения и расстояния до предмета. В этой теории константность восприятия размеров обусловлена простыми вычислениями. Если, например, ретинальное изображение уменьшилось в два раза и при этом расстояние увеличилось, также в два раза, произведение остается постоянным, что и свидетельствует о том, что сам предмет не изменился, т.е. он остался константным по своей величине.

В противоположность этому, Дж.Гибсон разрабатывал экологическую теорию восприятия, в рамках которой не считается необходимым наличие индивидуального опыта – в самом перцептивном поле есть исчерпывающая информация об относительной удаленности. В частности, при рассмотрении удаленных предметов их размер может определяться на основе монокулярного параллакса движения или соотнесения его с элементами текстуры. В последнем случае происходит анализ поверхностей по критерию изменения их градиентов. Гравий или участки газона, равномерно порывающие поверхность, на которой расположен предмет, выступают «мерностями» величины самого предмета. Соотношение этих «мерок» с предметом на всех расстояниях от наблюдателя остается постоянным. Если наблюдатель, например, отходит от предмета, изменяется ретинальная проекция как самого предмета, так и элементов текстуры, с которыми он соотнесен, но исходное соотношение остается неизменным.

Видно, что спор между эмпириками (Г.Гельмгольц) и нативистами, или «априористами», (Дж.Гибсон) имеет как принципиальные положения, так и частности, связанные с конкретными экспериментальными моделями. Так, если бы Г.Гельмгольц утверждал, что обратно пропорциональное отношение между расстоянием до предмета и его проекцией на сетчатке, записано в биологической памяти, то его можно было бы причислить к «априористами». И наоборот, если бы Дж.Гибсон стоял на позициях прижизненно формирующихся стереотипов, то он был бы эмпириком.

Различие общеметодологической позиции и частных объяснительных моделей особенно отчетливо видно при сравнении константности размера и константности яркости.

 

  Г.Гельмгольц Э.Геринг, Дж.Гибсон
Методология:    
- эмпиризм (выученное) +  
- нативизм (врожденное)   +
Механизмы константности размера:    
- сравнение с пройденным путем (ходьба) +  
- сравнение с пространственным контекстом (глаз)   + (Дж.Гибсон)
Механизмы константности яркости:    
- сравнение с временным контекстом (опыт) +  
- сравнение с напряжением мышц (мышцы зрачка)   + (Э.Геринг)

 

В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия. Так, в качестве такого фактора выступает, например, фиксированная установка. В школе установки Д.Н.Узнедзе сам феномен константности объясняется за счет процесса формирования установки. Установка – это тот психологический механизм, благодаря которому происходит учет ситуации в акте восприятия, без обращения к интеллектуальным процессам, которые играют ограниченную роль у высших животных, которым недоступны «бессознательные умозаключения» и которые, тем не менее, биологически значимые объекты воспринимают константно.

Вместе с тем, процесс развития константности восприятия иллюстрирует ее врожденный характер. Так, константность формы наблюдается уже на шестом месяце жизни, константность величины – на третьем.

Иллюзии. Одной из форм проявления феноменов константности являются иллюзии восприятия.

Иллюзии восприятия (от лат. illusere – обманывать) - искажение восприятия частных признаков тех или иных предметов, закономерно появляющиеся при нормальном восприятии. Наиболее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие виды зрительных иллюзий:

- иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;

- длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизонтальными, объективно равными им;

- иллюзия контраста (иллюзия Г.Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньший среди больших фоновых предметов;

- распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера-Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения. Показано, что африканцы - сельские жители в значительно меньше степени подвержены данной иллюзии, чем африканцы - городские жители и тем более европейцы, живущие в окружении «урбанистических пейзажей»;

- иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера);

- иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория Д.Марра | Биологические основы онтогенеза восприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.