Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная проблематика исследований внимания




Лекция 13. Психология внимания.

Резюме: различают два вида боли: боль предупреждающей и боль напоминающей систем.

Основная литература к главе 12

Шиффман Х.Р. Ощущения и восприятия. СПб.: Питер, 2003, с. 621-642, 643-700


 

Будут рассмотрены следующие вопросы:

44. Основная проблематика исследований внимания.

45. Диагностика внимания.

46. Ориентировочный рефлекс как основа внимания.

47. Функции ретикулярной формации.

48. Внимание и эмоции.

Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговора, который ведется рядом с ним. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Некоторые подобные феномены, касающиеся распределения внимания, лежат в основе теории Джемса-Ланге: человек не чувствует эмоции (например, страха), пока активно пытается что-то предпринять, и лишь после выхода из самой ситуации он ее переживает. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали, которые могут касаться данного предмета. Фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

Внимание - когнитивный процесс, упорядочивающий поступающую извне информацию в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Другое, достаточно распространенное, определение внимания – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности – не столь корректно, т.к. в нем используется понятие сознания, относимое прежде всего к человеку, но не к животным.

Традиция сведения внимания к сознанию была заложена в американском структурализме. Э.Б.Титченер (11.01.1867 - 3.08.1927), американский психолог, один из создателей этого направления, трактовал первичными элементами сознания ощущения, представления (образы), чувствования. При этом к ощущениям полностью сводимы внимание и мышление. Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Внимание представляет собой волну сознания, это – такое свойство сознания, которое характеризуется сенсорной ясностью (Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М.: Изд-во МГУ, 1976, с. 26-49). При этом центральная область сознания (область внимания) более ясная, чем периферийная, здесь находятся ясные, интенсивные впечатления, на периферии же - смутные. На этой основе описал объем внимания, как количество элементов, которые в данный момент воспринимаются ясно и отчетливо (от 3 до 6 элементов).

Еще одно недостаточно корректное суждение о внимании связано с мнимым отсутствием у него собственного предмета, отличного от предмета, например, ощущений. Так, считается, что внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов: мы внимательно или невнимательно осуществляем тот или иной познавательный процесс (слушаем, смотрим, думаем, делаем) и, таким образом, внимание выступает лишь как свойство (а именно усиление) этих психических процессов [Рубин Э.Дж. Несуществующее внимание // Хрестоматия по вниманию. М., 1976, с. 144-145]. Но, в противоположность такому подходу, вполне можно провести аналогию межу вниманием и таким ощущением, как ощущение желтого цвета. У человека нет специальных рецепторов, которые могли бы выявлять чистый желтый цвет (его восприятие обусловлено работой нейронов-детекторов, объединяющих одновременную работу рецепторов синего и зеленого цветов), но это не является поводом говорить о том, что ощущение желтого не является самостоятельным ощущением. Точно также и внимание, по аналогии с другими анализаторами, может быть рассмотрено как автономный анализатор, воспринимающий не «красное», «желтое» и т.д., а лишь «важную информацию». (Забегая несколько вперед, можно сказать, что таким специфическим «анализатором» системы внимания выступает ретикулярная формация.)

Свойства внимания. Эффективность внимания у разных людей проявляются в разной степени. Она может быть оценена по следующим признакам:

1. Сосредоточенность, или концентрация, – выделение объекта и направление на него внимания; это «сила» внимания, уровень его интенсивности.

2. Устойчивость – сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем, или широта, – количество объектов воспринимаемых одновременно.

4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

6. Рассеянность или внимательность, как характерологические свойства.

При рассеянности человека его сознание не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой. Выделяют два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Это, как правило, характеризует детей младшего возраста. Однако оно может встречаться и у взрослых, как проявление конституциональной слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности обусловлен также отсутствием привычки работать сосредоточенно. Второй вид рассеянности возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом. Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, как черту личности. Внимательный человек отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее, он реагирует на события быстрее, отличается большой способностью к обучению. Внимательность проявляется в повышении уровня свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения.

Два вида внимания. Выделяют два вида внимания. Непроизвольное внимание представлено ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Произвольное внимание обусловлено постановкой сознательной цели.

Т.А.Рибо (18.12.1839 - 9.12.1916), французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии, разрабатывал проблемы внимания, воображения, понятий. В частности, выделял две формы внимания: непроизвольное внимание и опирающееся на него произвольное (Психология внимания. СПб., 1897; Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М.: Изд-во МГУ, 1976, с. 66-103). По его мнению, в качестве основного механизма внимания выступает движение - воздействие одних мускулов на другие (в форме задержки, затаивания). Именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. Произвольное внимание является результатом воспитания (дрессуры) и в своем развитии проходит определенные периоды: влияние воспитателя на простейшие чувства ребенка (награда, страх, эгоизм); влияние на вторичные чувства (честолюбие); выработка привычки.

Его идеи, касающиеся роли активности организма в облегчении получения информации из внешнего мира, развивал русский психолог Н.Н.Ланге.

Н.Н.Ланге (12.03.1858 - 15.02.1921), в рамках разработки проблем восприятия, внимания, памяти, мышления сформулировал стадиальный закон построения перцептивного образа, от общего образа предмета ко все большей дифференциации выделяемых признаков, а также – на основе понимания двигательных реакций, как первичных по отношению к собственно психическим процессам, - разработал моторную теорию внимания. Здесь внимание трактовалось как двигательная настройка на предмет восприятия (Внимание; Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М.: Изд-во МГУ, 1976, с. 103-143). Внимание это – комплекс мускульных и вазомоторных движений, ориентированный на обеспечение лучшего восприятия раздражителей. Оно может быть интегрировано с эмоциями (влечениями) и волей (целями). При этом им выделялись различные виды внимания: чувственное и интеллектуальное, непосредственное и опосредованное, активное и пассивное (Механизмы внимания // Русская школа. 1891, № 1; Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893).

Традиция разделения внимания на непроизвольное и произвольное в советской психологии была продолжена Н.Ф.Добрыниным (18.05.1890 - 18.03.1981), который в основу классификации внимания положил показатель активности субъекта. Он считал, что при непроизвольном внимании человек не реализует собственной активности, он целиком подчиняется внешним раздражителям; при произвольном же, активном внимании он принимает на себя задачу быть внимательным. На этой основе им выделялись различные виды внимания. Так, вынужденное внимание обусловлено интенсивностью, длительностью, движением и прерывистостью раздражения, занимаемым им в пространстве местом. Внимание также может основываться на соответствии раздражения внутреннему состоянию; предметом такого внимания выступает то, что поддерживает или ограничивает стремления, чувства. Наконец, внимание может определяться прошлым опытом, привычками, цепью ассоциаций. В отличие от этих видов пассивного внимания, произвольное внимание связано с сознательно поставленными целями, волей и, в конченом счете, обязано своим происхождением труду [Добрынин Н.Ф. Колебания внимания. М., 1928; Введение в психологию. М.-Л., 1929; О теории и воспитании внимания // Советская педагогика. 1938, № 8; Психология. М., 1950; О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973, № 3].

Если лекция преподавателя интересна по форме, то студенты без особого напряжения, ее слушают. Это – проявление непроизвольного, или непреднамеренного, внимания. Оно появляется при отсутствии намерения что-либо наблюдать или слушать.

В целом, факторами, вызывающими непроизвольное внимания, выступают: относительная сила раздражителя; неожиданность раздражителя; движущиеся предметы; новизна раздражителя; контрастные предметы или явления; внутреннее состояние человека.

Иной характер имеет произвольное, или преднамеренное, внимание: оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или что-то делать. Оно имеет волевой характер, для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности.

Часто выделяют еще третий вид внимания, которое возникает в отношении тех предметов, которые на предыдущем этапе выступали ориентировкой для произвольного внимания. Так, после определенных волевых усилий, когда человек как бы «входит» в работу, он начинает легко сосредотачиваться на ней, без особых усилий. Такое внимание Н.Ф.Добрынин называл послепроизвольным, или вторичным, так как оно сменяет произвольное внимание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.