Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 5: Информационные технологии в сфере бюджетного управления

Эффективность управления государственных и муниципальных образований во многом определяется эффективностью Информационных Систем управления финансовым и бюджетным процессом.

ИС бюджетного управления имеет централизованную сетевую архитектуру. Центральным звеном является банк данных финансово-казначейского управления

Рис. 1.5. Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса (муниципальный уровень управления)

 

Ключевую роль в управлении информационными потоками финан­совых, бюджетных, налоговых служб играют вычислительные центры федерального и регионального уровней. Телекоммуникационную основу информатизации в финансовых и налоговых службах феде­рального и территориального уровня управления составляют корпо­ративные компьютерные сети. Обмен данными в таких сетях осуще­ствляется на основе стандартных протоколов.

В налоговых и финансовых службах регионального уровня исполь­зуются серверные сети и трехуровневая клиент-серверная модель обработки данных.

В бюджетной системе, которая функционально связана с налоговыми учреждениями решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс «Бюджет», который обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов и т. д. Про­граммный комплекс «Бюджет» имеет единую БД и единый пользова­тельский интерфейс. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами представлена на рис. 1.6.

Рис. 1.6. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами '

Программный комплекс «Бюджет» охватывает следующие струк­турные подразделения финансового органа [4].

Бухгалтерия. Реализуются следующие функции:

1. Учет фактических доходов и расходов бюджета по первичным документам (выписки, платежные поручения, соглашения о вза­имозачетах, акты налоговой инспекции, акты приема-передачи ценных бумаг и т. Д.);

2. Работа с отчетами распорядителей кредитов (ведомость списания кассовых расходов);

3. Накопление информации подчиненных субъектов;

4. Взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;

5. Автоматизированная обработка электронных выписок из банка;

6. Автоматизированное формирование бухгалтерской отчетности.

Бюджетный отдел. Реализуются следующие функции:

1. Работа с бюджетом и росписью бюджета;

2. Работа с реестром уведомлений;

3. Формирование уточненного плана и плана финансирования;

4. Формирование распоряжений на финансирование

 

Отдел государственных доходов. Реализуются следующие функции:

1. Работа с планом доходов;

2. Изменение доходной части;

3. Проведение взаимозачетов;

4. Формирование прогнозов доходов и т. Д

 

Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному прин­ципу.

Одним из программных модулей комплекса является «Исполнение бюджета», который позволяет решать следующие задачи:

1. Осуществлять непосредственный контроль динамики поступле­ния и расходования бюджетных средств;

2. Прогнозировать динамику поступления средств с целью осуществ­ления планирования и корректировки ассигнований из бюджета;

3. Проводить наблюдения за движением средств, поступающих че­рез банки в виде налогов в бюджет;

4. Осуществлять распределение доходов между федеральным бюд­жетом, бюджетами национально-государственных и администра­тивно-территориальных образований;

5. Осуществлять распределение доходов между бюджетополучате­лями, контроль поступления и расходования средств;

6. Передавать информацию о динамике поступлений доходов в фе­деральный и местные бюджеты из региона в вышестоящие под­разделения финансовых органов и т. д.

 

Модуль «Налоговые зачеты» позволяет решать следующие задачи:

1. Формирование налогового зачета;

2. Регистрация налогового зачета;

3. Проведение погашенных налоговых зачетов;

4. Формирование визуальных и печатных форм по налоговым зачетам.


ЛЕКЦИЯ № 6: Автоматизированная информационная система федерального бюджета РФ

В ходе проектирования федерального бюджета работники Министерства финансов РФ используют автоматизированную информационную систему «Финансы», которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах [4].

АИС «Финансы» является территориально распределенной систе­мой и обслуживает информационные потребности не только Мини­стерства финансов, но и Федерального казначейства. АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления


АИС «Финансы» включает в себя ряд функциональных подсистем (рис. 1.7)

 

Рис. 1.7. Функциональные подсистемы АИС «Финансы»

Подсистема «Бюджетный процесс» позволяет решать следующие задачи:

1. Планирование и прогнозирование показателей по статьям бюджета на предстоящий год;

2. Подготовку бюджетных статей к рассмотрению и утверждению;

3. Отслеживание выполнения бюджетных показателей;

4. Формирование отчетных регистров об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год.

Подсистема «Доходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи:

1. Автоматизация расчетов планируемых и прогнозируемых показателей доходной части бюджетов на всех уровнях управления;

2. Бухгалтерский учет доходов с выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет;

3. Формирование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др.

 

Подсистема «Расходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи:

1. Автоматизация исполнения федерального бюджета;

2. Распределение в установленных пропорциях доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

3. Создание в среде аис «финансы» реальных условий для осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию и соблюдения лимитов наличности, которые устанавливаются для каждого бюджетополучателя.

Подсистема «Государственное кредитование» позволяет решать следующие задачи:

1. Автоматизация планирования государственного долга и учета операций по его погашению;

2. Информационное обеспечение эмиссии ценных бумаг;

3. Информационное обеспечение разработки валютно-кредитной политики и кредитных отношений с иностранными государствами и т. П.

Подсистема «Финансовый контроль бюджета» позволяет решать следующие задачи:

1. ♦ Автоматизация процессов информационно-аналитической экспертизы и оценки решений в области финансово-бюджетной деятельности;

2. Автоматизация контроля расходования рублевых и валютных финансовых ресурсов;

3. Автоматизация проверки соблюдения финансовой дисциплины, выявления причин возможных отклонений.

Подсистема «Финансирование отраслей народного хозяйства» позволяет решать следующие задачи:

1. Автоматизация планирования финансовых показателей на следующий бюджетный период;

2. Автоматизация учета выделенных средств по отраслям народного хозяйства.

На уровне Министерства финансов АИС «Финансы» охватывает следующие задачи [4]:

1. Расчет вариантов проекта бюджета;

2. Учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета;

3. Свод проекта расходов на социально-культурную сферу и науку на основе заявок министерств и ведомств;

4. Расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и науку;

5. Учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу и науку;

6. Свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации;

7. Расчет выплаты ежемесячных пособий на детей по регионам;

8. Свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок министерств и ведомств;

9. Ведение реестра ценных бумаг;

10. Обработка и анализ статистической информации по промышленности, анализ финансового состояния промышленности;

11. Обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, морскому и воздушному транспорту;

12. Обработка и анализ статистической информации по агропромышленному комплексу;

13. Обработка и анализ статистической информации по легкой промышленности, сфере услуг и предпринимательству;

14. Обработка и анализ информации по торговым предприятиям и организациям;

15. Свод годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании;

16. Анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «неналоговые доходы»;

17. Учет поступлений начисленных процентов и погашения ссуд по инвестиционным и конверсионным кредитам;

18. Ведение реестра владельцев крупных ценных бумаг;

19. Ведение реестра архивных дел;

20. Ведение реестра инвестиционных институтов.

 

На уровне территориальных финансовых органов реализуются [4]:

1. Автоматизированная система использования сметы финансового органа (АСИСФ «Смета»);

2. Автоматизированная система финансовых расчетов (АИС «Финансы»);

3. Формирование сводных годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании;

4. Программно-информационный комплекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг»;

5. Автоматизированное рабочее место работника бюджетного финансирования.

 

В рамках территориальных органов федерального казначейства [4]:

1. Проводится анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «Неналоговые доходы»;

2. Реализуется комплекс задач «Доходный модуль системы испол­нения федерального бюджета»;

3. Финансируются расходы федерального бюджета с лицевых сче­тов получателей средств, открываемых в отделениях Федераль­ного казначейства;

4. Реализуется автоматизированная комплексная система исполне­ния сметы в органах казначейства (АКСИОК).

 

 

АИС «Финансы» обслуживает информационные потребности со­трудников Министерства финансов РФ, управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального каз­начейства на местах. Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» размещается у «прямых» получателей бюджетных средств.

В результате создания и внедрения АИС «Финансы» достигаются [4]:

1. Сокращение бумажного документооборота и ручного труда при обработке информации;

2. Повышение оперативности обработки информации;

3. Повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и контроля их получения и использования;

4. Повышение оперативности и полноты обмена информацией с внеш­ними системами;

5. Повышение оперативности и полноты получения данных о дохо­дах и расходах бюджета;

6. Углубленный анализ динамики расходных и доходных статей бюджета;

7. Оперативность передачи информации о доходах и расходах бюдже­та между различными уровнями иерархии исполнения бюджета.

 

Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процесс планирования и исполнения федерального бюджета [4].

В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации внедрены и эксплуатируются автоматизированные информационные системы. Примером подобной АИС является «Автоматизированная система составления и исполнения бюджета» (АССИБ).

Перечислим принципы построения автоматизированной системы управления [4]:

1. Интеграция разрозненных информационных потоков и функций управления в единую систему;

2. Создание комплекса принципиально новых функций стратегиче­ского и оперативного управления бюджетным процессом в муни­ципальном образовании;

3. Обеспечение планирования и прогнозирования резервов доходов и расходов бюджета;

4. Переход от интуитивного к аналитическому управлению развитием муниципальных образований.

 

Автоматизированная информационная система управления бюджетом муниципального образования может состоять из следующих функциональных подсистем [4]:

1. Планирование, прогнозирование доходной части бюджета МО;

2. Распределение расходной части бюджета МО;

3. Формирование сводных документов МО по бюджету и их анализ

4. Управление дефицитом, резервами и бюджетом развития МО;

5. Оперативное управление программами развития экономики на территории МО;

6. Расчет и анализ показателей социального и экономического раз­вития МО;

7. Регулирование децентрализованных бюджетов поселков и сел на территории МО;

8. Оперативное управление в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций на территории МО.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ № 4: Функции государства в области управления информационными ресурсами. Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления | Основные компоненты. Информационная технология обработки данных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.