КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ № 5: Информационные технологии в сфере бюджетного управления
Эффективность управления государственных и муниципальных образований во многом определяется эффективностью Информационных Систем управления финансовым и бюджетным процессом. ИС бюджетного управления имеет централизованную сетевую архитектуру. Центральным звеном является банк данных финансово-казначейского управления Рис. 1.5. Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса (муниципальный уровень управления)
Ключевую роль в управлении информационными потоками финансовых, бюджетных, налоговых служб играют вычислительные центры федерального и регионального уровней. Телекоммуникационную основу информатизации в финансовых и налоговых службах федерального и территориального уровня управления составляют корпоративные компьютерные сети. Обмен данными в таких сетях осуществляется на основе стандартных протоколов. В налоговых и финансовых службах регионального уровня используются серверные сети и трехуровневая клиент-серверная модель обработки данных. В бюджетной системе, которая функционально связана с налоговыми учреждениями решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс «Бюджет», который обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов и т. д. Программный комплекс «Бюджет» имеет единую БД и единый пользовательский интерфейс. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами представлена на рис. 1.6. Рис. 1.6. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами ' Программный комплекс «Бюджет» охватывает следующие структурные подразделения финансового органа [4]. Бухгалтерия. Реализуются следующие функции: 1. Учет фактических доходов и расходов бюджета по первичным документам (выписки, платежные поручения, соглашения о взаимозачетах, акты налоговой инспекции, акты приема-передачи ценных бумаг и т. Д.); 2. Работа с отчетами распорядителей кредитов (ведомость списания кассовых расходов); 3. Накопление информации подчиненных субъектов; 4. Взаимные расчеты между бюджетами различных уровней; 5. Автоматизированная обработка электронных выписок из банка; 6. Автоматизированное формирование бухгалтерской отчетности. Бюджетный отдел. Реализуются следующие функции: 1. Работа с бюджетом и росписью бюджета; 2. Работа с реестром уведомлений; 3. Формирование уточненного плана и плана финансирования; 4. Формирование распоряжений на финансирование
Отдел государственных доходов. Реализуются следующие функции: 1. Работа с планом доходов; 2. Изменение доходной части; 3. Проведение взаимозачетов; 4. Формирование прогнозов доходов и т. Д
Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному принципу. Одним из программных модулей комплекса является «Исполнение бюджета», который позволяет решать следующие задачи: 1. Осуществлять непосредственный контроль динамики поступления и расходования бюджетных средств; 2. Прогнозировать динамику поступления средств с целью осуществления планирования и корректировки ассигнований из бюджета; 3. Проводить наблюдения за движением средств, поступающих через банки в виде налогов в бюджет; 4. Осуществлять распределение доходов между федеральным бюджетом, бюджетами национально-государственных и административно-территориальных образований; 5. Осуществлять распределение доходов между бюджетополучателями, контроль поступления и расходования средств; 6. Передавать информацию о динамике поступлений доходов в федеральный и местные бюджеты из региона в вышестоящие подразделения финансовых органов и т. д.
Модуль «Налоговые зачеты» позволяет решать следующие задачи: 1. Формирование налогового зачета; 2. Регистрация налогового зачета; 3. Проведение погашенных налоговых зачетов; 4. Формирование визуальных и печатных форм по налоговым зачетам. ЛЕКЦИЯ № 6: Автоматизированная информационная система федерального бюджета РФ В ходе проектирования федерального бюджета работники Министерства финансов РФ используют автоматизированную информационную систему «Финансы», которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах [4]. АИС «Финансы» является территориально распределенной системой и обслуживает информационные потребности не только Министерства финансов, но и Федерального казначейства. АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления АИС «Финансы» включает в себя ряд функциональных подсистем (рис. 1.7)
Рис. 1.7. Функциональные подсистемы АИС «Финансы» Подсистема «Бюджетный процесс» позволяет решать следующие задачи: 1. Планирование и прогнозирование показателей по статьям бюджета на предстоящий год; 2. Подготовку бюджетных статей к рассмотрению и утверждению; 3. Отслеживание выполнения бюджетных показателей; 4. Формирование отчетных регистров об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год. Подсистема «Доходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи: 1. Автоматизация расчетов планируемых и прогнозируемых показателей доходной части бюджетов на всех уровнях управления; 2. Бухгалтерский учет доходов с выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет; 3. Формирование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др.
Подсистема «Расходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи: 1. Автоматизация исполнения федерального бюджета; 2. Распределение в установленных пропорциях доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; 3. Создание в среде аис «финансы» реальных условий для осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию и соблюдения лимитов наличности, которые устанавливаются для каждого бюджетополучателя. Подсистема «Государственное кредитование» позволяет решать следующие задачи: 1. Автоматизация планирования государственного долга и учета операций по его погашению; 2. Информационное обеспечение эмиссии ценных бумаг; 3. Информационное обеспечение разработки валютно-кредитной политики и кредитных отношений с иностранными государствами и т. П. Подсистема «Финансовый контроль бюджета» позволяет решать следующие задачи: 1. ♦ Автоматизация процессов информационно-аналитической экспертизы и оценки решений в области финансово-бюджетной деятельности; 2. Автоматизация контроля расходования рублевых и валютных финансовых ресурсов; 3. Автоматизация проверки соблюдения финансовой дисциплины, выявления причин возможных отклонений. Подсистема «Финансирование отраслей народного хозяйства» позволяет решать следующие задачи: 1. Автоматизация планирования финансовых показателей на следующий бюджетный период; 2. Автоматизация учета выделенных средств по отраслям народного хозяйства. На уровне Министерства финансов АИС «Финансы» охватывает следующие задачи [4]: 1. Расчет вариантов проекта бюджета; 2. Учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета; 3. Свод проекта расходов на социально-культурную сферу и науку на основе заявок министерств и ведомств; 4. Расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и науку; 5. Учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу и науку; 6. Свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации; 7. Расчет выплаты ежемесячных пособий на детей по регионам; 8. Свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок министерств и ведомств; 9. Ведение реестра ценных бумаг; 10. Обработка и анализ статистической информации по промышленности, анализ финансового состояния промышленности; 11. Обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, морскому и воздушному транспорту; 12. Обработка и анализ статистической информации по агропромышленному комплексу; 13. Обработка и анализ статистической информации по легкой промышленности, сфере услуг и предпринимательству; 14. Обработка и анализ информации по торговым предприятиям и организациям; 15. Свод годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании; 16. Анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «неналоговые доходы»; 17. Учет поступлений начисленных процентов и погашения ссуд по инвестиционным и конверсионным кредитам; 18. Ведение реестра владельцев крупных ценных бумаг; 19. Ведение реестра архивных дел; 20. Ведение реестра инвестиционных институтов.
На уровне территориальных финансовых органов реализуются [4]: 1. Автоматизированная система использования сметы финансового органа (АСИСФ «Смета»); 2. Автоматизированная система финансовых расчетов (АИС «Финансы»); 3. Формирование сводных годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании; 4. Программно-информационный комплекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг»; 5. Автоматизированное рабочее место работника бюджетного финансирования.
В рамках территориальных органов федерального казначейства [4]: 1. Проводится анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «Неналоговые доходы»; 2. Реализуется комплекс задач «Доходный модуль системы исполнения федерального бюджета»; 3. Финансируются расходы федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства; 4. Реализуется автоматизированная комплексная система исполнения сметы в органах казначейства (АКСИОК).
АИС «Финансы» обслуживает информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ, управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального казначейства на местах. Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» размещается у «прямых» получателей бюджетных средств. В результате создания и внедрения АИС «Финансы» достигаются [4]: 1. Сокращение бумажного документооборота и ручного труда при обработке информации; 2. Повышение оперативности обработки информации; 3. Повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и контроля их получения и использования; 4. Повышение оперативности и полноты обмена информацией с внешними системами; 5. Повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета; 6. Углубленный анализ динамики расходных и доходных статей бюджета; 7. Оперативность передачи информации о доходах и расходах бюджета между различными уровнями иерархии исполнения бюджета.
Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процесс планирования и исполнения федерального бюджета [4]. В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации внедрены и эксплуатируются автоматизированные информационные системы. Примером подобной АИС является «Автоматизированная система составления и исполнения бюджета» (АССИБ). Перечислим принципы построения автоматизированной системы управления [4]: 1. Интеграция разрозненных информационных потоков и функций управления в единую систему; 2. Создание комплекса принципиально новых функций стратегического и оперативного управления бюджетным процессом в муниципальном образовании; 3. Обеспечение планирования и прогнозирования резервов доходов и расходов бюджета; 4. Переход от интуитивного к аналитическому управлению развитием муниципальных образований.
Автоматизированная информационная система управления бюджетом муниципального образования может состоять из следующих функциональных подсистем [4]: 1. Планирование, прогнозирование доходной части бюджета МО; 2. Распределение расходной части бюджета МО; 3. Формирование сводных документов МО по бюджету и их анализ 4. Управление дефицитом, резервами и бюджетом развития МО; 5. Оперативное управление программами развития экономики на территории МО; 6. Расчет и анализ показателей социального и экономического развития МО; 7. Регулирование децентрализованных бюджетов поселков и сел на территории МО; 8. Оперативное управление в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций на территории МО.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |