Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Основные теории учения. Ассоциативно-рефлекторная теория учения

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАЧА. Задан двумерный массив xij; i=1, n; j=1, m

Возвести в квадрат все элементы главной диагонали и вывести на печать.

 

Литература к лекции:

1) Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2) Большой психологический словарь

3) Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е. Д. Божович. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Психологи отечества»).

4) Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989

 

Ранее, на одной из первых лекций мы говорили с вами о том, что в педагогике и психологии принято различать учение и обучение. Учение связывается с усилиями индивидов, усваивающих тот или иной материал, обучение – с той или иной формой участия других людей в организации процесса учения. Обучение в школе – это взаимодействие учащихся и учителей, взаимосвязь учения и профессиональных усилий учителя. Если использовать понятие «деятельность», то обучение – взаимосвязь учебной деятельности и педагогической. Целенаправленное управление учением (или усвоением) составляет основное содержание обучения.

В истории европейско-американского образования сложились две основные теории учения. В основе первой лежат понятия ассоциации, рефлекса, стимула-реакции, вторая опирается на понятия действия и задачи. Первую теорию В.В. Давыдов называет ассоциативно-рефлекторной, вторую - деятельностной.

Рассмотрим подробнее ассоциативно-рефлекторную теорию.

В психологическом словаре ассоциацией называется возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Предполагается, что организм обладает особой способностью запечатлевать, сохранять и воспроизводить ранее испытанные им воздействия. Она и позволяет человеку устанавливать и воспроизводить связи, о которых шла речь выше. Эти связи могут быть близки по времени, пространству, могут быть в чем-то сходны или различны. Благодаря им в сознании человека, в его поступках возможны переходы от одного события к другому. Ассоциация может считаться основой памяти человека и его обучаемости.

Представление об ассоциативном характере психической жизни человека, возникшее в Античности, наиболее четко оформившееся в 17-18 в.в. (в этот период Дж. Локком был предложен термин «А.»), и до сих пор сохраняет свое научно-практическое значение.

Истолкование механизма возникновения и функционирования ассоциации было различным. Одни авторы считали А. только «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам (Т. Гоббс, Д. Гартли, И.М. Сеченов и др.), другие приписывали возникновение ассоциаций законам сознания самого по себе: ассоциации – имманентные качества сознания.

Ассоциативно-рефлекторная теория учения оформлялась в то время, когда в философии, психологии и педагогике господствовал сенсуализм. В соответствии с его требованиями общая схема формирования ассоциаций уточнялась следующим образом: начало ассоциативного процесса предполагает наличие сенсорных (наглядных) элементов. Следы ощущений (восприятий) этих элементов связываются в единичные представления, сравнение последних приводит к выделению их общих (одинаковых) свойств, связь которых, обозначенная соответствующим словом, и дает понятие. И далее: «Ассоциации, приводящие от ощущений (восприятий) к представлениям и понятиям, формируются при многократном выполнении человеком соответствующих переходов, т.е. в процессе упражнения (179.).

Таким образом, человек приобретает те или иные понятия, опираясь:

· на их сенсорные компоненты,

· на сравнение единичных представлений,

· на обозначение и выделение в последних с помощью слов некоторых общих свойств, а также

· на ряд упражнений

«Бихевиористы внесли в данную схему учения необходимость подкрепления результатов упражнений.

Американский психолог и педагог Э. Торндайк ввел в нее в качестве первого звена проблемную ситуацию, выход из которой сопровождается пробами и ошибками, приводящими к случайному успеху». В этом случае особую роль играют подкрепления правильной реакции.

Многие отечественные психологи, как пишет об этом Давыдов, сознательно или интуитивно, с оговорками или без них, руководствовались ассоциативно-рефлекторной теорией: «Мы полагаем, что основным простейшим элементом познавательного процесса является ассоциация, а основная задача наших исследований состоит в том, чтобы изучить, каким образом ассоциации и их системы образуются в условиях обучения» (Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская, цитата по Давыдову, с. 179).). Эти авторы установили, что в основе правилосообразных действий, процесс усвоения которых они исследовали, лежат обобщенные ассоциации. Затрагивая вопросы усвоения школьниками понятий, они отметили, что «слово-термин, будучи ассоциируемо с выделенными признаками, общими для целого ряда явлений, становится их обобщителем-понятием» (цитата по Давыдову, там же).

 

ЕСТЬ ЛИ в выполненных вами заданиях ПОДОБНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о процессе приобретения (освоения) человеком понятий?.НАИДИТЕ ИХ И ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ВЫБОР.

- Для лучшего усвоения необходимо использовать наглядные материалы (НБ-31) ДОЛЖНА БЫТЬ СЕНСОРНАЯ ОСНОВА

- В результате достаточно полного анализа и объединения, их дифференциации и ограничения от ряда других, появляется обобщение полученных знаний (АМБ-31)

- Знания должны быть применены на практике (НБ-31) НЕ ОШИБСЯ ЛИ В ОБОБЩЕНИИ ПРИЗНАКОВ?

И ВСЕ ЭТО, судя по всему, НАЗЫВАЕТСЯ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:

- Необходимо дать возможность ребенку осуществить поисковую деятельность, не давая ему готовых понятий (НБ-31).

В ВАШИХ РАБОТАХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕРМИНЫ:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | К определению умственного действия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.