Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность отраслевой структуры хозяйства




Лекция 2. Отраслевая и территориальная структура хозяйства

При анализе разных типов территориально-производствен­ных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур — отраслевой и территориальной. И та и другая показывают соот­ношение различных элементов хозяйственной системы — ве­щественных нетерриториальных (отрасли, предприятия, про­изводства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рассматривается ее территориальная (ре­гиональная) структура.

Отраслевая структура хозяйства — это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количествен­ными соотношениями (состав и пропорции развития отрас­лей) и взаимосвязями.

Отраслевая структура хозяйства делится на производственную и непроизводственную сферы.

Производственную сферу образуют отрасли:

• непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяй­ство);

• доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт и связь);

•связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, матери­ ально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).

Непроизводственная сфера включает отрасли услуг (жи­лищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кре­дитование, финансирование и страхование, аппарат управ­ления и др.).

Представленные основные отрасли хозяйства — промыш­ленность, сельское хозяйство, строительная индустрия, транс­порт расчленяются на так называемые укрупненные отрасли, а те, в свою очередь, — на однородные (специализированные) отрасли и виды производства (например, сельское хозяйство распадается на земледелие и животноводство; земледелие — на зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство — на скотоводство, овцеводство, сви­новодство, птицеводство, пчеловодство и т. д.).

В отраслевой структуре хозяйства выделяются также межотраслевые сочетания (комплексы), представленные как совокупность однородных производств в рамках одной от­расли (например, топливно-энергетический, металлургичес­кий, машиностроительный, транспортный комплексы), или как технологически связанные разные отрасли (например, строительный, военно-промышленный, аграрно-промышленный комплексы).

Наиболее сложной структурой среди них отличается аг­ропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:

• промышленность, производящую средства производства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностро­ение, производство удобрений и др.);

• собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);

•отрасли по заготовке и переработке сельскохозяйствен­ной продукции, доведению ее до потребителя (пищевая про­мышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно-складское хозяйство, торговля плодтоварами и общепит).

Важной составной частью хозяйства является инфраструк­тура, представляющая собой совокупность материальных средств по обслуживанию производства и населения.

В зависимости от выполняемых функций различают про­изводственную, социальную и рыночную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и включает транспорт, связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения и устройства, коммуникации и сети (линии электропередачи, нефтепроводы, газопроводы, тепло­трассы, водопровод, телефонные сети и т. п.).

Социальную инфраструктуру в основном образуют отрасли жилищно-коммунального и бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, сети водо- и энергоснаб­жения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищ­ные объекты, учреждения народного образования, здраво­охранения, общепита и т. п.).

Рыночная инфраструктура включает коммерческие бан­ки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с денежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.

Отраслевая структура хозяйства определяется:

• по удельному весу отраслей в общем объеме производ­ства продукции;

• по численности занятых и стоимости основных произ­водственных фондов (машин, оборудования, инструментов, производственных зданий и сооружений и т. п., используе­мых в материальном производстве).

Среди перечисленных основным является показатель объе­ма произведенной продукции, позволяющий наиболее объек­тивно судить о соотношении отраслей и их взаимосвязях.

В ходе исторического развития в отраслевой структуре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тен­денция, сначала первичные отрасли (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство вторич­ным отраслям (обрабатывающая промышленность и строитель­ство), затем вторичные — третичным (сфера услуг).

В современной структуре мирового хозяйства доля сфе­ры услуг и других отраслей непроизводственной сферы (тре­тичные отрасли) существенно возросла, и уменьшилась доля производственной сферы (первичные и вторичные отрасли). В среднем в мире в непроизводственной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых стра­нах мира этот показатель доходит до 50% и выше. В структу­ре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг еще выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).

Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны преж­де всего с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу промышленности, от разви­тия которой зависит рост производительности труда во всех отраслях хозяйства. Удельный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хо­зяйства составляет всего 2-3%. В новых индустриальных и постсоциалистических странах доля сельского хозяйства так­же неуклонно снижается, хотя еще и относительно высока (6-10% ВВП).

И только в развивающихся странах сельское хозяйство (его доля в ВВП составляет 30-40%) по-прежнему значитель­но превосходит промышленность (10-20%).

Еще одной тенденцией современного уровня экономического развития является снижение доли добывающих отраслей и рост доли обрабатывающих отраслей. В пос­ледних особо высокими темпами роста выделяются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической про­мышленности (микроэлектроника, робототехника, органичес­кий синтез и др.).

Произошли изменения и на транспорте. В грузообороте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте — автомобильный (около 80%). И в том, и в другом виде перевозок второй — железнодорожный транс­порт (соответственно 15 и 10,2%).

Быстро развиваются сравнительно новые виды транс­порта: воздушный и трубопроводный.

В пассажирских перевозках воздушный транспорт уже приблизился к железнодорожному (9,2%), в грузовых — тру­бопроводный (11,8%) также догоняет железнодорожный.

В товарной структуре мировой торговли увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, уменьшилась доля сырья и продовольствия. Возросла торговля технологиями (па­тентами, лицензиями и т. д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.