Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль материнско-детской привязанности в развитии личности




МАТЕРИНСКО-ДЕТСКАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ ИЛИ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ

ПРОБЛЕМА: Сохранение возможности рождения здорового потомства

ЦЕЛЬ: Рассмотреть условия воспроизводства здорового поколения

ПЛАН:

1. Роль материнско-детской привязанности в развитии личности

2. Психологические детерминанты привязанности

ПОНЯТИЯ: привязанность, импритинг, депривация

Сам термин материнско-детская привязанность впервые стали использовать в психоаналитической школе. Дж. Боули, начиная с 1951 г., разрабатывает теоретическое обоснование концепции привязанности. Для него привязанность – это тесное взаимодействие двух людей, характеризующееся взаимным эмоциональным стремлением к сохранению близости.

Исследование привязанности в психоанализе выявили конституционально предопределенных линий развития, при этом задержки на них или «забегание вперед» связаны с влиянием родительского окружения, т.е. объектных материнско-детских отношениях, и той культурной средой, в которой растет ребенок. При этом исследователь Мелани Кляйн (1952) полагала, что младенец активен. Более того, от того как происходит возрастные этапы на 1 году жизни, завт предрасположенность к определенному типу аффективному реагирования. Анна Фрейд (1965) показала, что фазы объектных отношений не приурочены к возрасту, они дробятся на определенные виды поведения, в рамках которых происходит формирование личности ребенка. В свою очередь Рене Шпиц, обобщая наблюдения приходит к выводу о постепенном формировании объектных отношений.

Не только психоанализ изучал явление привязанности, но и этология. Рассматривая сложное поведение животных в эволюционном аспекте в 40-х гг ХХ в., Нико Тинберген и Конрад Лоренц полагали, что исследовать поведение надо в естественной среде, а не в модельных экспериментах. Кроме того, они исходили из идей, что существуют общие законы эволюции, поэтому теоретические принципы изучения животных и людей должны быть одинаковые.

Что же было обнаружено?

В первые дни жизни формируется образ родителя. Так, для гусят, вылупившихся из яйца, родителем будет любой движущийся предмет, который первый попал в поле зрения. Такое явление было названо импринтингом. Более того, если в этот краткий период мать отсутствует, гусята в дальнейшем отказывались признавать её как мать. Итак, на ранних этапах развития организма закрепляется специфическая настроенность на определенный объект или иерархию объектов, которая оказывает решающее воздействие на весь дальнейший опыт организма.

Но можно ли говорить о имринтинге относительно человеческих младенцев?

Скорее да, чем нет. В первый месяц жизни у ребенка происходит своеобразная настройка организма на биологические и социально значимые объекты (1991). Он реагирует на запах молока своей матери, звук её голоса. В зрительном предпочтении наблюдается предпочтение фиксация взгляда на лица. При этом лицо матери для него является приоритетным.

Для каких целей новорожденный оснащен таким биологическим арсеналом?

Она важна для развития. При этом сила и качество привязанности во многом зависит от того, насколько высока чувствительность взрослого как объекта привязанности к младенческим сигналам.

Мэри Инсфорд в своем исследовании привязанности разработала типы привязанности детей к родителям.

Надежная привязанность (тип В). Наблюдается у детей, которые не очень огорчаются поле ухода матери, легко успокаиваются, при её приходе, стремясь к тесному физическому контакту с ней. При разделении матери и ребенка поведение детей нарушается.

Избегающая привязанность (тип А). Дети не возражают против ухода матери, игнорируют присутствие незнакомца.

Манипулирующая привязанность (тип С). дети сильно огорчаются после ухода матери, а когда она возвращается, сначала хватают её за одежду, но затем быстро отталкиваются. Это привязанность патологическая и ненадежная. Особенность проявления в том, что даже рядом с материю они крайне негативно ведут себя по отношению к незнакомым людям.

Начиная с 30-х гг. ХХ века, исследователи стали выделять достаточно серьезные поведенческие, эмоциональные и когнитивные расстройства у детей, у которых наблюдалась нарушения в материнско-детских отношениях в процессе формирования привязанности. Если ребенок испытывает явный дефицит в общении с материю или полностью оторван от нее, то происходит искаженное формирование личности ребенка.

Причиной нарушения развития материнско-детских отношений может быть личные особенности матери, тип темперамента ребенка, болезнь ребенка. Эти качественные факторы формируют патологические отношения в которых психологический яд одной стороны отравляет, заражает другого.

Итак, родительская доминанта складывается в течение первого месяца после родов и в ее формировании существенный вклад вносит лактационная доминанта, которая по всей вероятности, обеспечивает определенный гормональный фон. Но этим не исчерпывается родительская доминанта. Она базируется на определенном стечении обстоятельств или констелляции нервных центров, обеспечивающей функциональную настройку заинтересованных мозговых структур.

Как же отражается на будущем людей нарушения отношений между родителями и детьми? В ходе исследований проведенных еще в начале 21 в. было показано, что эти нарушения приводят к формированию устойчивого девиантного поведения. Девиантное поведение у подростков является результатом нарушения формирования привязанности в раннем возрасте.

Кроме того, выяснилось, что девиантное поведение у мальчиков и девочек отличается. Так у мальчиков с отклоняющимся поведением, но без признаков депривации (нарушение в отношениях системы мать и дитя) чаще встречается алкоголизация, наркотизация и само разрушающиеся поведение с ущербом для нравственного развития, делинквентность или правонарушения. Начинается с бродяжничества и далее следует отклоняющееся поведения.

У подростков, с депривацией в раннем возрасте и отклоняющимся поведением немного другой расклад делинквентность, наркотизация и саморазрушительное поведение. Здесь начинается с нарушение правовых норм и саморазрушительное поведение.

У девочек несколько иная картина. Так у девочек с ранней родительской депривацией девиантное поведение проявляется при воспитании в государственных учреждениях. При этом такая же тенденция наблюдается и после удочерения после 1, 5 лет. Почему? Была сформирована стойкая привязанность к биологическим родителям, персоналу омов ребенка, что не позволяет развиваться привязанности к новым родителям.

Кроме того, девочки с отклоняющимся поведением различаются по структурированию признаков этого поведения. Так, а девочек с нормальным интеллектом и депривацией обращает на себя внимание наибольшей вес такого фактора как наркотизация и сексуальные расстройства. Более того, они демонстрировали сплав делинквентности, агрессивности и суицидального поведения.

Для умственно отсталых девочек наиболее характерны делинквентность и саморазрушающееся поведение, что напоминает распределение ведущих факторов у мальчиков с нормальным интеллектом и депривацией.

Итак, в течение первых полутора лет жизни ребенка существуют два респонсивных периода в развитии привязанности: это первые часы или дни жизни и период от 8 о 14 месяцев. При этом второй период закрепляет первый. Следовательно, депривация приводит к девиантному поведению в подростковом возрасте, если в течение первых полутора лет жизни ребенок не менее двух раз испытывал депривационные воздействия или депривация захватила полностью этот период жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.