Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории педагогической психологии




Следует выделять несколько основных психологических направлений, формирующих основные положения теории педагогической психологии.

До конца XIX века господствовала ассоциативная теория. Само понятие ассоциации и её видов было введено Аристотелем в древности, но признание ассоциаций как основы обучаемости было постулировано представителями ассоциативной психологии. Так, Дж. Ст. Миллер утверждал, что «наши идеи (представления) зарождаются и существуют в том порядке, в каком существовали ощущения, с которых они – копия. Главный закон – ассоциация идей, а причин ассоциации, по-видимому, две: живость ассоциативных ощущений и частое повторение ассоциаций». Запоминание определялось действием законов ассоциации.

Ассоциативная психология рассматривала и мышление как своеобразную репродуктивную функцию памяти (Е.А. Будилова). Одним из основных законов репродуктивного мышления оставался закон упроченной силы ассоциаций в зависимости от частоты их повторения. Утверждение значимости частоты повторения для образования и упроченности ассоциаций явилось своеобразным теоретическим обоснованием выдвигаемого в это время педагогами требования заучивать материал путём многократного повторения.

Бихевиористические теории учения характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только внешние воздействия (стимулы), которые оказываются на обучаемого, и его ответные реакции на эти воздействия. Только те реакции организма полезны, которые помогают ему приспособиться к окружающей среде. Научение – приобретение индивидуального опыта осуществляется через закрепление навыков – упроченной связи стимула – реакции. Процесс учения, согласно этой теории, заключается в установлении определённой связи между стимулами и реакциями, а так же в упрочении этих связей. В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражнения) и закон готовности.

Когнитивные теории можно разделить на две группы. Первую группу составляют информационные теории, рассматривающие учение как вид информационного процесса. Познавательная деятельность человека отождествляется с процессами, происходящими в компьютерах, с чем нельзя согласиться. Вторая группа представителей когнитивного подхода к процессу учения остаётся в пределах психологии, и стремиться описывать этот процесс с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д.

Когнитивный психолог Дж. Брунер подчёркивает, что при изучении того или иного предмета обучаемые должны получить некие общие, исходные знания и умения, которые позволяли бы им в дальнейшем делать широкий перенос, выходить за рамки непосредственно получения знаний. Характеризуя процесс овладения предметом, он выделяет три процесса, которые протекают почти одновременно: 1 – получение новой информации, 2 – трансформация имеющихся знаний, их расширение, приспособление к решению новых задач, 3 – проверка адекватности применяемых способов стоящей задаче.

С позиции гуманистической психологии каждому человеку присуща потребность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому неправомерно сводить обучение лишь к внешним воздействиям. Сам человек активен с рождения, он рождается со способностью к развитию. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогическая психология описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в дейчтвие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.