Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Тема № 3. «Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях»




Тема № 3. «Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях».

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

 

 

«Утверждаю»

Начальник кафедры ВЭМ

полковник м/с__________В. Ильин

«_____»_________________2008 г.

 

 

Лекция

по "Медицине катастроф" для студентов всех факультетов

Обсуждена

на заседании кафедры

«___»____________2008 г.

Протокол №______

 

Волгоград 2008 г.

Учебные цели:

1. Ознакомить с мероприятиями медицинской защиты.

2. Дать представление о роли стресса в развитии психических расстройств и соматических заболеваний.

3. Дать представление о психоневрологических расстройств у пострадавших при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Учебные вопросы:

1. Мероприятия медицинской защиты.

2. Роль стресса в развитии психических расстройств и соматических заболеваний.

3. Характеристика психоневрологических расстройств у пострадавших при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

4. Медицинская помощь пораженным с психоневрологическими расстройствами на этапах эвакуации.

5. Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении.

6. Основные способы психологической защиты спасателей.

Время - 2 часа (90 минут).

Литература:

1. Постановление Правительства РФ № 420 от 1994г. «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС»,

2. Дубицкий А.Е. Учебное пособие «Медицина катастроф» «К» - 1993 г.,

3. Рябочкин В.М. Учебное пособие «Медицина катастроф» «М» - 1996.,

4. Сахно И.И. Учебник «Медицина катастроф» «М» - 2002 г.

5. Сахно И.И. пособие «Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях» «М» - 2003 г.

 

Медицинская защита — комплекс мероприятий, проводимых службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны для предупреждения или максимального ослабления воздействия на население и спасателей поражающих факторов.

Медицинская защита является составной частью медико-санитарного обеспечения.

К мероприятиям медицинской защиты относятся:

1. содействие в обеспечении индивидуальными средствами профилактики поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами специальной обработки), медицинскими препаратами для оказания первой медицинской помощи, а также участие в обучении правилам и приемам пользования ими;

2. проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражающих факторов ЧС;

3. разработка и выполнение плана мероприятий по медицинской защите населения и спасателей;

4. организация и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эвакуации, контроль радиоактивного и химического загрязнения пораженных (больных) и спасателей, а также выполнение других защитных мероприятий;

5. участие в психологической подготовке населения и спасателей.

Данная лекция будет посвящена последнему из мероприятий медицинской защиты - участию в психологической подготовке населения и спасателей.

Это связано с тем что, по мнению экспертов ВОЗ, рост числа психических нарушений, в том числе возникших при ЧС, в последние годы достиг значительных масштабов. По данным эпидемиологических исследований, показатель распространенности всех психических болезней в России за 1950—2005 гг. возрос в 2,2 раза (с 137 до 301 на 1000 человек); показатель распространенности пограничных расстройств — в 2,7 раза (с 87 до 237 на 1000), психозов — в 1,7 раза (с 16,5 до 28 на 1000).

В значительной мере группа населения с пограничными психическими расстройствами увеличивается за счет лиц, пострадавших при локальных военных конфликтах, стихийных бедствиях и авариях, ставших вынужденными переселенцами, впавших в нищету.

В настоящее время считается признанным, что психические нарушения относятся к числу наиболее частых медицинских последствий различных ЧС. Только по косвенным данным в нашей стране число лиц, имеющих проблемы с психическим здоровьем в результате пережитых ими стихийных бедствий, техногенных катастроф и вооруженных конфликтов, составляет не менее 10 млн. человек. В происхождении этих нарушений значимую роль играют стрессовые реакции, а также временное снижение психической устойчивости.

Главная опасность острых и особенно затяжных психотравмирующих ситуаций заключается в том, что обусловленные ими психические расстройства имеют часто хроническое или отставленное развитие.

Об этом свидетельствуют отдаленные последствия, наблюдаемые у лиц, переживших трагедию Чернобыля, Спитака, Буденновска. Такие факторы, как потеря социальной поддержки, изменение образа жизни, утрата родных и близких в результате ЧС, не только способствуют переходу психических нарушений на более глубокий уровень, но и приводят к тому, что медико-социальные последствия по своим масштабам значительно превосходят прямые эффекты катастрофы.

Прямым следствием длительного психоэмоционального напряжения могут быть поражения сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем, развитие иммунодефицитных состояний.

Медико-психологическая защита — это деятельность должностных лиц, направленная на формирование у личного состава психологических качеств, обеспечивающих психологическую готовность и устойчивость, способность выполнить задачи аварийно-спасательных работ, а также на сохранение их психического здоровья.

Целями медико-психологической защиты являются достижение профессиональной активности личного состава, его способности переносить высокие нервно-психологические нагрузки, разрешение личностных, коллективно-групповых и деятельностных психологических проблем.

Медико-психологическая защита включает:

- изучение и анализ индивидуально-психологических характеристик личности;

- прогнозирование психологических процессов и социально-психологических явлений в коллективах спасателей;

- выработку предложений и рекомендаций по управлению социально-психологиче­скими процессами и явлениями в коллективах спасателей;

- социально-психологическое обеспечение трудовой и воинской дисциплины, выявление причин и условий происшествий, преступлений;

- обеспечение оптимального психологического режима жизнедеятельности;

- обеспечение психологической устойчивости и готовности персонала;

- вооружение спасателей знаниями об особенностях и механизме воздейст­вия обстановки ЧС на их сознание, психику и поведение;

- проведение практических занятий и тренировок, психотренингов;

- формирование психологической готовности к аварийно-спасательным работам, способности преодолевать страх и панику;

- психодиагностику, психокоррекцию, оказание оперативной психологиче­ской помощи и проведение психологической реабилитации спасателей.

Элементы медико-психологической защиты это:

1. пси­хологическая подготовка;

2. психологическое сопровождение;

3. психологическая помощь;

4. психологическая реабилитация.

Вопрос № 1. Роль стресса в развитии психических расстройств и соматических заболеваний.

Представление о стрессе как общем неспецифическом адаптационном синдроме было сформулировано в работах Г. Селье ещё в 30-е годы.

Стресс по его определению — неспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на действие внешних и внутренних раздражителей.

По своей природе стресс имеет адаптационную направленность и активирует защитные механизмы для предотвращения патогенного действия неблагоприятных факторов на организм. В своем развитии стресс характеризуется рядом последовательно сменяющих друг друга стадий: тревоги, резистентности и истощения.

В качестве факторов, вызывающих развитие стресса (так называемых стрессоров), могут выступать:

1. воздействия низких и высоких температур,

2. ионизирующая радиация,

3. чрезмерные физические нагрузки,

4. иммобилизация,

5. боль,

6. действие химических агентов,

7. действие гормонов и медиаторов.

Экспериментальными исследованиями было доказано повышение активности симпатико-адреналовой системы с первых минут стресса. Эта реакция, развивающаяся при действии любых раздражителей, играет ведущую роль в срочной мобилизации физиологических функций и энергетических ресурсов организма.

В условиях возрастающих психоэмоциональных перегрузок особую социальную значимость приобретает резкое увеличение числа вызванных стрессом психосоматических заболеваний.

К 7-м суткам хронического стресса появляются выраженные изменения сократительной функции миокарда. К этому же сроку развивался умеренный компенсированный метаболический ацидоз, снижался объем циркулирующей крови с преимущественным уменьшением массы и числа циркулирующих эритроцитов, величины гематокрита, количества гемоглобина в периферической крови.

Менее выраженные мелкоочаговые повреждения происходят в почках, печени, надпочечниках. Общими признаками в них были деструктивные изменения сосудистого русла, наиболее значительные в его терминальном отделе.

Вопрос № 2. Характеристика психоневрологических расстройств у пострадавших при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Еще в 1927 г. П.Б. Ганнушкин описал «нажитую психическую инвалидность» у молодых людей в периоды кризисов (войн, революций, голода, стихийных бедствий). Она проявлялась повышенной возбудимостью, раздражительностью, острыми и длительными приступами депрессии, чувством вины, страха. Эти нарушения развивались в течение 2 — 3 лет и приводили к стойкому ослаблению интеллектуальной деятельности.

Советские психиатры впервые столкнулись с проблемой отдаленных последствий катастроф в больших масштабах сразу после окончания Великой Отечественной войны при изучении психических нарушений в структуре «синдрома концлагерей», «болезней беженцев и мигрантов».

По данным разных авторов, в очагах катастроф и стихийных бедствий психоневрологические расстройства развиваются в среднем у 80% пораженных. У 70—80% из них, т.е. у подавляющего большинства, непосредственно после начала того или иного катастрофического воздействия возникают непсихотические расстройства — острые, психологи чески понятные реакции.

Опыт оказания помощи пострадавшим при различных катастрофах показал целесообразность выделения доклинического (психологического) уровня, включающего психологические стрессовые реакции как проявление острого периода.

При этом если психотический уровень расстройств (аффективно шоковые и реактивные психозы), по данным разных авторов, составлял 1—5%, пограничный (невротические реакции и состояния) — 15—25%, то психологический 75—85%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.