Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стационарная установка катера и подвесной лодочный мотор




Составные части механической установки.

Обязательными элементами механической установки являются двигатель, движитель и валопровод. Двигатель служит источником механической энергии. Движитель преобразует эту энергию в упор — силу, движущую судно. Механическую энергию от двигателя к движителю передает валопровод. На маломерных судах применяют только двигатели внутреннего сгорания, а движителями в подавляющем большинстве случаев служат гребные винты.

В некоторых условиях плавания (холостом ходу при пуске, прогреве, маневрировании, аварийном отключении) требуется, чтобы гребной винт был неподвижен при работающем двигателе. Отсоединение гребного вала от вала двигателя обеспечивает разобщительный механизм валопровода.

Вал двигателя внутреннего сгорания вращается всегда в одну и ту же сторону, а для заднего хода судна нужно, чтобы гребной винт вращался в обратную сторону. Изменение направления вращения вала (его реверсирование) обеспечивает реверсивный механизм валопровода. Оба эти механизма могут быть объединены в одном корпусе реверсивно-разобщительной муфты.

Как правило, у двигателя внутреннего сгорания вал вращается быстрее, чем нужно для эффективной работы гребного винта. Поэтому в валопроводе маломерного судна должен быть понижающий обороты механизм — редуктор. Механизм, в котором объединены в одном корпусе редуктор с реверсивно-разобщительной муфтой, называют реверс-редуктором.

Двигатель, валопровод и гребной винт располагают в диаметральной плоскости судна. Упор гребного винта передается на корпус судна через гребной вал и специальный упорный подшипник, который находится в опоре гребного вала или в корпусе одного из механизмов валопровода. Если гребной вал проходит сквозь обшивку подводной части судна, то, чтобы вода не проникала в корпус, ставят дейдвудное устройство — трубу, внутри которой сквозь водонепроницаемые сальники проходит гребной вал. В состав валопровода могут входить муфты и карданные шарниры, позволяющие соединять валы под некоторыми углами.

На маломерных судах применяют два типа механических установок: стационарные, т. е. установленные внутри корпуса судна, и подвесные — навешиваемые на транец судна.

Стационарная установка катера лучше подвесного мотора тем, что у нее в несколько раз больше моторесурс, меньше расход топлива на единицу мощности двигателя, более широки возможности в подборе гребного винта, двигатель размещен внутри судна, что создает удобства в обслуживании. Однако стационарные установки с мощными двигателями и реверс-редукторами имеют значительную массу, занимают много места внутри корпуса судна. Монтаж двигателя и валопровода достаточно сложен.

Подвесной лодочный мотор включает в себя все элементы механической установки судна, что делает его совершенно автономным. В то же время он практически не занимает полезной площади судна, легко снимается и устанавливается, легок и компактен: масса подвесного мотора в несколько раз меньше массы стационарной установки той же мощности, а моторная ниша на мотолодке имеет намного меньший объем, чем моторный отсек катера. Судно с подвесным мотором более маневренно; благодаря откидывающейся конструкции подвески можно подходить к необорудованному берегу и проходить мелководье без риска повредить гребной винт. Наконец, мотор достаточно прост по конструкции, удобен в эксплуатации, сравнительно недорог.

К отрицательным качествам подвесных моторов относятся:

- невысокий моторесурс (обычно не более 500 моточасов),

- сравнительно большой расход топлива, необходимость смешивать его с маслом,

- увеличенное сопротивление подводной части, плохая защищенность висящего за кормой мотора при навалах на причал или обрывистый берег.

Конструкция мотора ограничивает возможности повышения эффективности гребного винта путем увеличения его диаметра.

Типы двигателей. На маломерных судах в большинстве случаев применяются карбюраторные двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине. Среди них различают четырех и двухтактные двигатели «автомобильного» и «мотоциклетного» типов. Последние расходуют больше бензина на единицу мощности при меньшей удельной массе.

На катерах в большинстве случаев устанавливают четырехтактные карбюраторные двигатели, значительно реже — дизельные двигатели внутреннего сгорания, которые работают на более дешевом топливе и имеют ряд других достоинств. Однако их широкому применению, особенно на маломерных быстроходных судах, препятствуют громоздкость и большая удельная масса на единицу мощности. Все отечественные подвесные моторы имеют только двухтактные карбюраторные двигатели. Технические данные наиболее распространенных отечественных подвесных моторов и катерных двигателей, в том числе автомобильных, приспособленных (конвертированных) для установки на судах, приведены в табл. 1.

Таблица 1

    Марка двигателя, мотора Мощность, кВт (л.с.) Число цилиндров Диаметр цилиндра,мм Рабочий объем,см3 Число оборотов, мин -1 Масса, кг Литровая мощность, кВт/л Удельный расход топлива, г/кВт.ч примечание
  Подвесные лодочные моторы  
Салют-М 1,5 (2,0)               -
Прибой Ветерок-8 Ветерок-12 Москва- 12,5 Привет-22 Нептун-23 Вихрь-М Вихрь-30Р Москва-30 Ветерок-43 3,7 (5,0) 5,9 (8,0) 8,8 (12) 9,2 (12,5) 16,2 (22) 17 (23) 18,4 (25) 22 (30) 22 (30) 32 (43)   55,2 61,75 61,75             - - - - - - - - - Гон- очный
Ветерок-100 74 (100)               -
  Карбюраторные катерные двигатели  
УД-15В СМ-255Л 4,4 (6,0) 4,4 (6,0)   67,5           - Двух- тактный
  Л-6/3 CМ-557Л   УД-25ВМ   4,4(6,0) 10(13,5)   14,7(20)         67,5                   7,4         - Двухтак- тный -
АМ402-СР3   АМ407-СР М-21-К М-412 14,7(20)   24,2(33) 41(56) 44(60)               Конверти рованный - - -
М53ФУЛ (М652У) М-120-СР   52(70)   52(70)       101,6         9,3   -   -
М8ЧСПУ-100 ЗИЛ-375СР-2,5   66(90)   110(150)                   -   -
  Дизельные катерные двигатели
1ЧСП10,5/13 (К860) 2ЧСП10,5/13 (2ДС-5) 4ЧСП8,5/11 4ЧСП10,5/13 (К-167)   7,5(10)   14,7(20)   18,4(25) 29,5(40)                       5,9   6,0   7,4 5,9     -   -   - -
6ЧСП9,5/11 ЯАЗ-204СР   44(60) 59(80)           9,4   - Конвер- тированный
6ЧСП12/14 (К-551, К-661) 6ЧНСП12/14 (К-166) 6ЧСП15/18 (3Д6)   66(90)     110(150)   110(150)                           7,0       5,8       -     -   -

 

Технические характеристики некоторых моделей подвесных лодочных моторов иностранного производства, эксплуатируемых на самоходных судах внутреннего плавания, поднадзорных ГИМС МЧС России, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Марка (модель) мотора Мощность кВт (л.с) Кол-во цилиндров Рабочий объем, см3 Масса, кг Макс.обороты в минуту Макс.расход топлива, л/ч
Двухтактные лодочные моторы YAMAHA (Ямаха)
2BMHS 1,5 (2)         1,3
5CMHS 3,7 (5)         2,2
8CMHS 5,9 (8)         4,5
15FMHS 11 (15)         7,3
20DMHOS 14,7 (20)          
30DEOS 22,1 (30)          
40VETOL 29,4 (40)         18,5
F40BETS 29,4 (40)     86.2   16,4
50GETOL 36,8 (50)          
F50AETL 36,8 (50)         17,5
70BETOL 51,5 (70)     105,5    
F100AELT 73,5 (100)          
Четырехтактные лодочные моторы HONDA (Хонда)
BF2DXSD 1,5 (2)     12,7   -
BF5SEB 3,7 (5)         -
BF8SE 5,9 (8)         -
BF10SHSD 7,3 (10)         -
BF15SEB 11 (15)         -
BF20SHSD 14,7 (20)         -
BF30SPSD 22,1 (30)         -
BF40LRTD 29,4 (40)         -
BF50LRTF 36,8 (50)         -
BF75LRTD 55,2 (75)         -
BF90LRTD 66,2 (90)         -
Лодочные моторы JONSON (Джонсон)
3,3 R 2,2 (3)     13,5 -  
5 RVL 3,7 (5)     19,95 -  
8 RV 5,9 (8)     25,45 -  
10 RV 7,3 (10)     33,63 -  
15 RV 11 (15)     33,63 -  
25 RV 18,3 (25)     52,27 -  
30 RV 22,1 (30)     52,27 -  
40 RV 29,4 (40)       -  
50 EV 36,8 (50)       -  
70 VL 51,5 (70)       -  
90 VL 66,2 (90)       -  
105 WRL 77,2 (105)       -  
Четырехтактные лодочные моторы MERCURY (Меркурий)
4 (новый) 3 (4,1)         -
  3,7 (5)         -
  4,5 (6,1)         -
  11,2 (15,2)         -
  18,7 (25,4)         -
  22,4 (30,5)         -
40 (новый) 29,9 (40,7)         -
50 (новый) 37,3 (50,7)         -
60 (новый) 44,7 (60,8)         -
  56 (76,2)         -
  67 (91,1)         -
115 (новый) 86 (117)         -



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.