Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический механизм менеджмента




Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, направленный на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Экономический механизм менеджмента состоит из нескольких блоков, в том числе: внутрифирменное управление (см. табл.4); управление хозяйственной деятельностью (в частно-оплавления производством); управление персоналом и др.

Ориентация на обеспечение долгосрочной и стабильной прибыли является первейшим принципом менеджмента, поскольку именно прибыль является основным источником обеспечения как текущих потребностей организации, так и перспектив развития (см. рис. 4.1) для достижения ее стратегических целей.

Необходимость управления организацией, с присущими ей иерархическими уровнями, требует поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией

Таблица 4. Схема внутрифирменного управления

Принципы Функции Экономические методы
1.Ориентация на обеспечение долгосрочной и стабильной прибыли 2.Рациональное сочетание централизации и децентрализации в управлении 3. Демократизация управления 1. Маркетинг 2. Планирование 3. Организация 4. Контроль 5. Мотивация 1.Коммерческий расчет 2.Внутрифирменный расчет 3.Механизм ценообразования

Централизация управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью из одного центра, жесткую регламентацию деятельности и практическое отсутствие самостоятельности на низовых уровнях. С точки зрения координации деятельности централизация является эффективным подходом. Однако этого нельзя сказать о производительности и эффективности принятия управленческих решений при централизованном управлении. Сосредоточение нитей управления в одних руках может привести к тому, что скорость накопления вопросов будет превосходить скорость их решения руководители. В результате недостаточной производительности системы в принятии управленческих решений эти решения будут приниматься либо с опозданием, либо с недостаточным уровнем обоснования (в силу дефицита времени). И та, и другая ситуация могут быть очень опасными в условиях жесткой конкуренции.

С точки зрения скорости и проработанности принятия управленческих решений децентрализация управления более эффективна.

Децентрализация управления предполагает передачу прав принятия решений низовым звеньям менеджмента, наделение их полной хозяйственной самостоятельностью и установление ответственности за получение прибыли (рис. 3). Однако когда решения принимает один низовой руководитель (например 1-го хозяйствующего отделения), то вольно или невольно он своим решением может затрагивать интересы зон ответственности своих коллег — других низовых руководителей (2-го и 3-го хозяйствующего отделения). В результате решение в рамках одной зоны компетенции может прийти в противоречие с другими зонами компетенции. В результате принятое частное решение может негативно сказаться на деятельности всей организации.

Рисунок 3. Пересечение зон ответственности подразделений структурных подразделений в организации

Таким образом, децентрализация управления снижает координированность действий в организации. При этом возможно возникновение ситуации, в которой, как говорится в пословице, «правая рука не будет знать, что делает левая».

Рассуждая о централизации и децентрализации управления один из классиков менеджмента А. Файоль писал, что централизация — не есть сама по себе ни хорошая, ни дурная тема администрирования, которую можно было бы принять отвергнуть по желанию руководителей или сообразно обстоятельствам; она всегда существует в той или иной степени. Вопрос о централизации и децентрализации является простым опросом меры. Необходимо найти степень, наиболее благоприятную для организации».

Принцип демократизации управления заключается в привлечении низового звена сотрудников к управлению и базируется на трех составляющих.

Во-первых, демократизация управления обогащение принимаемого решения полезной (релевантной) информацией, поскольку именно сотрудник низового звена как специалист лучше всех представляет состояние дел в зоне своей ответственности.

Во-вторых, сотрудник, привлекаемый к принятию решения, чувствуя себя востребованным, растет в собственных глазах. Сотруднику приятно осознавать свою значимость для организации, руководство которой прислушивается к его мнению.

В-третьих, становясь соавтором принимаемого управленческого решения, сотрудник автоматически становится лояльным руководству. Если с авторитарным решением руководства сотрудник мог быть в душе не согласен, поскольку считал его неправильным, то морального права отказаться выполнить «собственное» решение у него просто не остается.

Таким образом, демократизация управления обогащает управленческое решение полезной информацией, решает проблему социальной мотивации персонала и создает обстановку лояльности персонала руководству.

Демократизация управления как развитие партнерских отношений между предпринимателями и работниками также предполагает:

- ослабление диктата менеджмента;

- заинтересованность рабочих в успешной деятельности организации;

- улучшение трудовых отношений на производстве (сокращение текучести кадров, прогулок и забастовок; улучшение климата в производственном звене);

- государственную поддержку (издание законов об участии рабочих в управлении; создание социальных фондов для выкупа акции работниками; налоговые льготы фирмам, практикующим распределение части прибыли среди персонала). Таковы основные принципы менеджмента. Функции менеджмента подразумевают тщательное изучение рынка (маркетинг), планирование предложения для него продукции и организацию запланированной производственной деятельности. Процесс контроля в схеме управления подразумевает установление степени соответствия действительного (фактического) результата производственной деятельности организации запланированной. При расхождении негативного характера между желаемым и действительным возникает необходимость мотивации персонала, поскольку только люди могут исправить неблагоприятную ситуацию.

Экономические методы менеджмента базируются на сочетании коммерческого расчета, внутрифирменного расчета и механизма ценообразования.

Коммерческий расчет дает возможность понять предприятию, за какую цену его продукция может быть продана на рынке (при уравновешивании спроса и предложения).

Внутрифирменный расчет дает предприятию возможность понять, во что ему обойдется предложение на рынок той или иной продукции. В результате сопоставления рыночной цены и себестоимости продукции можно судить о доходности производственной деятельности предприятия, предлагающей данную продукцию.

Механизм ценообразования во многом определяется состоянием конкурентной среды на рынке предлагаемой продукции: монополия (в том числе временная), олигополия, монополистическая конкуренция и почти полностью свободная конкуренция. Так, при монополии существует возможность значительно увеличить рыночную цену, с последующим ее снижением по мере приближения конкурентов. При почти полностью свободной конкуренции для мягкого вхождения в рынок цена продукции в первое время будет близка к себестоимости, после чегоона (при появлении конкурентных преимуществ) постепенно повышаться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.