КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доступность мониторинговой информации
Еще один аспект распространения информации - проблема доступа к ней. Экологи, рассматривая проблемы распространения экологической информации, настаивают на открытости как одном из принципов экологического мониторинга. Почему же мониторинг в образовании не может придерживаться безоговорочно этого принципа? Здесь возникает еще один вопрос - о возможности использовать полученные результаты во вред. Если для экологических данных это практически невозможно, то для мониторинга в образовании вполне вероятно. Проблема ограничения доступа к информации может быть разделена на две составляющих – ü этический аспект; ü аспект доверия. Этический аспект связан с возможностью использовать полученные данные во вред кому бы то ни было. Он особенно актуален, когда в данных обследования содержатся личностные оценки, например, результаты психодиагностики, рейтинги педагогов или образовательных учреждений. В случае некомпетентного использования эти оценки могут принести значительный ущерб, и поэтому к таким данным доступ должен быть ограничен. В рамках мониторинга следует использовать обобщенные статистические величины, выделяя те или иные типологические группы. Второй аспект проблемы - аспект доверия. Как правило, обследование проходит в конкретном образовательном учреждении или классе и существует возможность включить его результаты в отчет, рекомендации и т. д. Попав к руководителю более высокого уровня, эти данные могут быть использованы для формирования оценочных суждений и во вред образовательному учреждению или его руководителю. (К сожалению, стереотип отождествления результатов работы образовательного учреждения и личности его руководителя существует, и его нельзя игнорировать.) Если такое произойдет, то при проведении повторного обследования в том же образовательном учреждении велика вероятность противодействия или получения искаженных результатов. Для гарантии получения качественных результатов данные, даже с положительной стороны характеризующие учреждение, не должны попадать к руководителям более высокого уровня без согласия его руководства. Анонимность должна быть обеспечена и на более высоком (регион-министерство), и на более низком (педагог-администрация) уровне. Только имея кредит доверия, можно надеяться на качество получаемых результатов. Иная ситуация складывается, когда о контрольных функциях, которые предполагается реализовать в рамках использования инструментария мониторинга, известно заранее. Однако в этом случае инструмент должен быть усовершенствован с учетом возможности воздействия факторов, смещающих оценки. Неоднократно предпринимались попытки выявления основных направлений использования электронно-вычислительной техники для решения управленческих задач в сфере образования. Сведения о таких исследованиях впервые появились в конце 60-х годов. Определены следующие уровни компьютеризации управленческой деятельности в образовании (Применение ЭВМ в учебном процессе./Под ред. А.И.Берга. - М., 1969): ü Управление государственной системой образования. ü Управление образовательными учреждениями, объединенными по территориальному принципу. ü Управление группой родственных учебных заведений. ü Управление одним учебным заведением. ü Управление обучением и развитием одного обучаемого. Наиболее разработаны в теоретическом и практическом отношении проблемы компьютеризации управления на 3-м уровне - управление работой групп родственных образовательных учреждений. Имеющиеся по данному вопросу разработки относятся к управлению текущим и перспективным планированием контингентов учебных заведений, рациональным размещением учебных заведений разных типов, прогнозированием выпуска специалистов и т. п. Сложными и трудноразрешимыми являются задачи управления на 4-м и 5-м уровнях. Проблема автоматизации управленческой деятельности и ее информационного обеспечения на этих уровнях связана с решением ряда организационных задач и носит прогностический характер. Во многих источниках преимущественно рассматриваются вопросы экономики образования. В связи с процессами дезинтеграции, активно протекавшими в нашей стране с начала 90-х годов задачи компьютеризации управления образованием на 1-м и 2-м уровня не только не решены, но с само управление на этих уровнях было в значительной степени разрушено. В данных материалах основные усилия направлены на восстановление управления и разработку систем информационного обеспечения задач автоматизации управления на 1-м и 2-м уровнях. Учебные заведения общего образования регионов России представляют собой широко разветвленную сеть объектов управления, находящихся в ведении региональных органов управления образованием, подотчетных, в свою очередь, федеральному Министерству образования. Серьезная проблема управления общим образованием состоит в отсутствии действенной обратной связи - потоков информации - от школ к органам управления образованием в регионах и далее к Министерству образования. Управление осуществляется на основе неформализованной информации, собираемой инспекторами, что делает невозможным применение в управлении сетью школ объективных научных методов. Следствием управления образованием "вслепую" является разрушение единого образовательного пространства России, ущемление конституционных прав на образование значительной части населения. Данное обстоятельство диктует необходимость скорейшей разработки и внедрения системы МОНИТОРИНГА общего образования территорий. Мониторинг включает комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации о функционировании сложной системы в целях управления. В содержательном плане мониторинг должен отражать следующие стороны функционирования учреждений общего образования: ü Состояние персонала учреждений образования, тарификацию преподавательского состава, обеспеченность вспомогательным персоналом. ü Контингент учащихся, его демографические и медицинские характеристики, движение: поступление в школу, перевод, окончание. ü Учебно-воспитательный процесс: образовательные программы, проведение занятий, успеваемость, научно-методическая работа, дополнительные образовательные услуги. ü Фонды, обеспечение функций учреждения: обеспеченность учебниками, дополнительной литературой и пособиями, средствами обучения, питанием и пр. ü Потребности: плановый и внеплановый ремонт, развитие фондов и пр. Мониторинг предполагает вовлечение больших массивов информации и может быть реализован лишь на основе компьютерных систем - сетей передачи данных и распределенных информационных банков. Естественным образом проводится декомпозиция технических задач реализации мониторинга: ü сбор информации; ü ее представление и транспортировка; ü хранение информации; ü первичный автоматизированный анализ информации. Создание системы мониторинга образования может проводиться региональными органами управления образованием лишь при наличии соответствующей нормативной базы, которую образуют: ü приказ (постановление) о создании системы мониторинга общеобразовательных учреждений региона (с приложением сметы расходов); ü штатные расписания нижестоящих учреждений, включающих должности, обеспечивающие выполнение мероприятий мониторинга; ü утвержденные должностные обязанности лиц, ответственных за проведение работ, обеспечивающих мониторинг образования. Приказ (постановление) о создании системы мониторинга общеобразовательных учреждений региона должен включать ü перечень показателей мониторинга; ü периодичность предоставления данных школами по этим показателям; ü формы и форматы представления данных; ü способы их передачи; ü процедуры обобщения данных в районных органах управления образованием; ü требования к штату по сбору, подготовке и передаче данных мониторинга; ü перечень необходимого для этого оборудования. В приложении к приказу (постановлению) должна прилагаться смета расходов на реализацию мероприятий мониторинга включающая: ü заработную плату задействованного штата; ü заработную плату привлекаемых консультантов и специалистов по ИТ; ü расходы на оборудование; ü оплату трафика компьютерных сетей и расходов на связь; ü оплату расходов на аренду помещений и оборудования; ü оплату прочих расходов. Данный приказ (постановление) адресуется региональным органам управления образованием и предполагает подготовку соответствующего приказа, адресованного школам районными органами управления образованием. Контроль за исполнением приказа (постановления) о создании системы мониторинга образования региона целесообразно возложить на работника регионального органа управления образованием в ранге заместителя руководителя органа, ответственность за исполнение мероприятий мониторинга в общеобразовательных школах и органах управления образованием - на руководителей этих органов управления образованием. Важным моментом нормативного обеспечения мониторинга является разработка требований к штату, должностных обязанностей штата, занятого мониторингом, его инструктаж и повышение квалификации. Обязанности сбора, представления и передачи информации в школах можно возложить на секретаря директора (при условии его необходимой подготовки в области информационных технологий). В районных органах управления образованием целесообразно введение должности инженера-программиста, отвечающего за технологическую сторону организации сбора, представления и передачи данных в школах района, а также обеспечивающего работоспособность оборудования. Нужно иметь в виду, что развитие мониторинга приведет к сокращению штата инспекторов районных органов управления образованием, так что дополнительные расходы на зарплату штата, занятого мониторингом, будут покрыты экономией. В рамках региональных органов управления образованием обязанности обработки и представления информации должны нести имеющиеся работники аналитических служб и отделов. 4. Объект мониторинга – образовательная система Объектом мониторинга может являться образовательная система и ее отдельные элементы. Для руководителей разного уровня, решающих различные задачи, объектами мониторинга могут быть образовательные системы разного уровня. Однако разница в объектах - не единственное, что определяет различие мониторинга на разных уровнях управления. Согласно Закону РФ «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность ü системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; ü сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; ü системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий. Подсистемы федеральной образовательной системы, которые в свою очередь обладают системными свойствами, - территориальные образовательные системы. Региональная система образования представляет собой совокупность: ü разноуровневых вариантов образовательных программ, составленных с учетом научно-культурных особенностей и исторически сложившихся традиций города; ü муниципальных образовательных стандартов, обеспечивающих их выполнение; ü сбалансированной сети реализующих их образовательных учреждений, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в разнообразных образовательных услугах на основе их склонностей и способностей; ü системы административных и общественно-государственных органов управления, обеспечивающих функционирование и развитие образования с учетом реальных ресурсных возможностей территории. Подсистемами муниципальной образовательной системы являются районные, школьные и классные образовательные системы. Подсистемами региональной образовательной системы являются не только все выделенные образовательные системы, но и каждая из них в отдельности. То есть класс является одновременно подсистемой сразу трех образовательных систем - школьной, районной и муниципальной, школа - двух (районной и муниципальной). Для построения системы мониторинга наибольший интерес представляет выделение районных образовательных систем по принципу замкнутости-открытости. При этом открытость можно понимать в двух аспектах - географическом (в этом случае значение открытости близко к значению доступности) и социальном. В открытых системах образовательные учреждения легче решаются такие проблемы: ü кадровая; ü материальная; ü уменьшение уровня конфликтности в школе как на уровнях "школа-родитель", "школа-система управления", "учитель-ученик"; ü получение школой выхода на международные связи; ü сохранение старого и привлечение нового контингента учащихся. Основным сущностным отличием образовательных учреждений является реализация ими различных образовательных программ. Общее для образовательных учреждений - реализация образовательных программ на уровне, определяемом региональными образовательными стандартами, а особенное - композиция конкретных программ.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |