КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неврозы и невротические состояния у детей и поростков
Неврозы – наиболее распространенная группа нервно-психических заболеваний у детей. Проявления неврозов у них отличаются большим разнообразием. Причина неврозов – межличностные конфликты (невротический конфликт). Невроз является формой психической адаптации (с проявлением признаков дезадаптации). Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок. Оранические изменения головного мозга при невозах отсутствуют. Важной особенностью невроза является то, что человек сознает свою болезнь и стремится ее преодолеь. Сохраняется способность адаптироваться к окружающей среде. Выделяют три основные формы невроза: 1. Неврастения (астенический невроз) - наиболее распространенная форма невроза. В развитии невроза у детей и подростков основная роль принадлежит стрессу или хроническим психотравмам, чаще всего связанным с конфликтами в семье (ссоры между родителями, алкоголизм, их развод, конфликтная ситуация из-за отсутствие работу супругов, чувство социальной несраведливости – недоступность многого, что есть у других сверстников) или затяжными школьными конфликтами. Имеет значение и неправильный подход к воспитанию (чрезмерные требования, излишние ограничения), а также ослабление здоровья ребенка вследствие частых заболеваний, сособствует развитию невоза перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах, дополнительные занятия в кружках и т.п.). Однако сам по себе фактор интеллектуальной (а также физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать переутомление и астенизацию нервной системы, при остутствии психотравмирующей ситуации обычно не ведет к развитию астенического невроза. Астенический невроз в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков (у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются начальные и атипичные астенические реакции). Основное проявление неврастении - состояние раздражительной слабости, характеризуется, с одной стороны, повышенной несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражительности и даже гнева, нередко агрессии (чрезмерное реагирование по малозначительному поводу), а с другой - в психическом истощении, слезливости, непереносимости любого психического напряжения, быстрой утомляемости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности, настроение подавленное, отмечается недовольство собой и всеми вокруг, депрессия – сильная тоска, спровождающаяся чувством отчаяния и тревоги, могут быть попытки суицида (самоубийства). При неврастении всегда присутствуют вегетативные нарушения: сердцебиение, чувство замирания сердца или перебои, боли в области сердца, склонность к сосудистым обморокам (при быстрой смене положения тела), понижение или повышение АД, одышка, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон, похолодание рук, ног, потливость (гипергидроз), что способствует простудным заболеваниям ребенка, которые в свою очередь отягощают течение астенического невроза. 2. Истерия (греч. hystera– матка) – по частоте занимает второе место после неврастении. Возникает у инфантильных, истероидных личностей со слабой психической адаптацией (часто с пикнотической соматической конституцией), часто в психотравмирующей ситуации, связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым (низкая успеваемость, невнимание со стороны сверстников и т.п.), с ущемленным самолюбием, с недовольством своим положением в коллективе. Формы ее разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания («большая обманщица», «большая обезьяна» - так образно именуют этот вид невроза).Формы ее отражают два известных животных (и детских) типа реагирования перед лицом опасности – «мнимая смерть» (замирание) и «двигательная буря» (пугание, избегание, нападение) – припадки (по типу эпилепсии). Истерический припадок обычно бывает в присутствии зрителей и направлен на привлечение их внимания. Частичная фиксация может проявляться функциональными параличами и парезами, расстройствами болевой чувствительности, координации движений, расстройствами речи (заикание, беззвучность вплоть до полной немоты), приступами удушья, напоминающими астматические и др. «Бегство в болезнь» играет роль своеобразной патологической защиты личности от трудных для нее ситуаций, оправдывают неуспеваемость ребенка или избавляют от необходимости ходить в школу. 3. Невроз навязчивых состояний. Встречается чаще у астеников, людей меланхолического склада. Считают, что очерченнй невроз навязчивых состояний не может возникнуть ранее 10-летнего возраста. Это связано с достижением определенной степени зрелости самосознания личности ребенка и формирования тревожно-мнительного фона психики, на основе которого и возникают навязчивые явления. У детей более раннего возраста целесообразно говорить не о неврозе, а о невротических реакциях в форме навязчивых состояний. Выделены две разновидности невроза: Ø - невроз навязчивых страхов (фобии). Их содержание зависит от возраста ребенка. У детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического «Я». Например, навязчивые страхи болезни и смерти, страх покраснеть (эрейтофобия), навязчивый страх речи у заикающихся (логофобия). Особую разновидность фобического невроза у подростков представляет невоз ожидания, который характеризуется тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия (например, страх устных ответов перед классом, несмотря на то что хорошо поготовлен), а также нарушением его при попытке выполнения. Ø - невроз навязчивых действий. Однако часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера. Настроение при этом имеет тенденцию к снижению, возникают вегетативные расстройства. Ø У детей нередко возникают системные неврозы: Ø - невротическое заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек. Ø - Мутизм ( лат. mutus - молчание) – это расстройство преимущественно школьного возраста (у взрослых – редко), т.к. формирующаяся речь ребенка – самая молодая функция психики, поэтому чаще ломается подвлиянием самых разнообразных вредных факторов. Ø Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении- не наказывать, не высмеивать, не оскорблять, не выставлять к доске «пока заговорит». Ø - невротические тики – разнообразные автоматизированне привычные элементарные движения (мигание, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также покашливания, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респитаротные тики), которе возникают в результате фиксации того или иного защитного действия. Чаще всего наблюдаются в возрасте от 7 до 12 лет. Тики могут приобретать навязчивый характер, тогда они относятся к проявлению невроза навязчивых состояний; Ø - нервная анорексия – отказ от еды; Ø - невротическое расстройство сна – нарушение засыпания, глубины сна с ночными пробуждениями, ночнми страхами, а также снохождение (сомнамбулизм) и сноговорение. Ø - невротический энурез – неосознанное недержание мочи, преимущественно во время ночного сна; Ø - невротический энкопрез – непроизвольное выделение испражнений, возникающее при отсутствии нарушений и заболеваний нижнего отдела кишечника. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает наличия испражнений и лишь спустя некоторое время ощущает неприятный запах. Чаще всего встречается в возрасте 7–9 лет, у мальчиков чаще. Ø Методы лечения неврозов основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии. Ø Ø Рекомендуемая литература по теме лекции: 1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992 2. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков.- М.: Просвещение, 1998 3. Дорошкевич М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: Учеб.пособие для студентов пед специальностей высш.учеб.заведений/ -Мн.:Беларусь, 2004 4. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. Пособие для студ. Высш. Пед. Уч.заведений.-М.: 1998 5. Основы психологических знаний – Уч.пособие. Автор-составитель Г.В.Щекин – Киев, 1999 Ø Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь: 1. перечислить наиболее частые признаки нарушений познавательной деятельности, эмоциональной и волевой деятельности. 2. назвать пограничные психические состояния у детей. 3. объяснить необходимость знаний о таких состояниях для учителя. 4. охарактеризовать различные виды психопатий 5. проанализировав причины психопатий, дать рекомендации по их профилактике. 6. дать понятие невроза. 7. рассказать о видах неврозов и их профилактике. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение: 1.Фактори ризику психічних захворювань в епоху НТР: урбанізація, гіподинамія, інформаційне перевантаження тощо. Рекомендуемая литература: Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – стр.68-74; 197-201.
Дополнительный блок информации. Условия жизни современного человека значительно отличаются от тех, в которых происходило его становление как биосоциального существа. На ранних этапах существования человека разумного он вел образ жизни, близкий к естественному. В частности, для него был характерен высокий уровень физической активности, который сам по себе соответствовал нервно-психическому напряжению, необходимому в борьбе за существование. Люди жили небольшими сообществами, обитали в экологически чистой естественной среде, которую можно было сменить (но не изменить) всем сообществом, если она становилась неподходящей для жизни. Развитие цивилизации шло в направлении имущественного расслоения и профессиональной специализации людей, необходимой для овладения новыми орудиями труда, увеличения сроков обучния и постепенного удлиннения периода специализации части населения. С позиции жизни одного поколения все эти изменения происходили довольно медленно, на фоне относительно медленных изменений среды обитания, низкой плотности населения и при сохранении высокого уровня двигательной активности.Все это не представляло каких-либо особых, выходящих за пределы сложившихся в эволюции требований к психике человека. Положение стало меняться с началов развития капитализма и прогрессирующей урбанизации, причем наиболее радикально – во втрой половине 20 века, когда образ жизни человека стал стремительно меняться. Урбанизация (лат. urbanus – городской) – социально-демографический процесс, заключающийся в росте численности городского населения, количества и величины городов, который связан с концентрацией и интенсификацией техногенных функций, распространением измененного городского образа жизни Рост городского населения резко увеличил плотность контактов человек – человек.. Возросшие скорости передвижения человека обусловливают все большее количество межличностных контактов, причем в значитеьной степени – с незнакомыми людьми. С точки зрения психики эти контакты для человека зачастую оказываются неприятными (опасность развития дистресса). Напротив, благотворно действуют семейные, если, разумеется, отношения между членами семьи хорошие. Однако, к сожалению, благоприятные семейные отношения занимают в семье, согласно статистике, лишь 20-30 минут в сутки. Часто отмечается нарушение традиционных семейных связей. Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы (оживленная магистраль). Плохая звукоизоляция, включенные в собственной квартире или у соседей ТВ, радио и т.д. делают влияние шумов практически постоянными. Они в отличие от естественных (шум ветра и др.) оказывают негативное влияние на весь организм и на психику в часности: меняются частота дыхания и АД, нарушается сон и характер сновидений, развивается бессонница и другие неблагоприятные симптомы. Особенно сильное воздействие такие факторы оказывают на растущий детский организм, и у детей отчетливее повышается уровень страха. Особое место в нарушении психического состояния человека играет радиоактивное загрязнение (нервная система очень чувствительна к его воздействию), электромагнитное загрязнение в виде излучения от сплетения проводов, электроприборов (делает человека более агрессивным). На эмоциональную сферу человека исключительно неблагоприятно воздействуют и некоторые формы рок-музыки, для которых характерен однообразный ритм, подчеркнуто эмоционально-напряженная окраска голосов солистов, повышенная сверх нормы громкость и особый спектр звука. Следует учитывать, что и сам человек является источником слабых электромагнитных и друг их физических полей. Возможно, большое скопление людей (а это характерно для города)генерирует электромагнитные волны различных характеристик, которые на неосознанном уровне могут оказывать негативное влияние на мозг. Косвенное влияние на состояние мозга, психическое здоровье оказывает и химическое загрязнение атмосферы (повышение угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани и снижает ее функциональные характеристики и др.). Разрушение естественного природного окружения человека (который сам – частица природы), замена его на искусственную из камня и бетона среду, содержащую изолированные пространнства и др.деформирует психику человека, особенно эмоциональную компоненту, нарушает восприятие, снижает потенциал здоровья. Научно-техническая революция привела к уменьшению доли физического труда, то есть к снижению уровня двигательной активности (развитию гиподинамии). Это обстоятельство нарушило естественные биологические механизмы, в которых именно последняя являлась конечным звеном жизнедеятельности, поэтому изменился характер протекания жизненных процессов в организме и в конечном итоге снизился запас адаптационных возможностей человека, его функциональных резервов. По данным академика Берга, за последнее столетие расход энергии на мышечную деятельность у людей снизился с 94% до 1%. А это свидетельствует о том, что и резервы организма снизились в 94 раза. Особенно неблагоприятно гиподинамия проявляется у детей в период созревания организма, когда дефицит энергии лимитирует не только физическое развитие, но и психологическое (в том числе и интелектуальное). Может возникнуть протребность в допинге сначала психологическом, затем лекарственном и вполне возможно, что и наркотическом. Гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции – движение. Это ведет к напряжению ЦНС, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу стресса в дистресс, снижает физическую и умственную работоспособность, нарушает нормальную работу мозга. Современная жизнь сопряжена с исключительно большим потоком разнообразной информации, которую получает, перерабатывает и усваивает человек. По некоторым данным каждые 10-12 лет объем вновь полученной информации в мире соответствует тому, который был накоплен за всю предыдущую историю человечества. А это означает, что современным детям необходимо усвоить информации, как минимум, в 4 раза больше, чем их родителям в том же возрасте, и в 16 раз больше, чем их дедушкам и бабушкам. Но мозг современного человека остался практически таким же, каким был и 100, и 10 000 лет назад. Так возникают предпосылки для информационных перегрузок. К тому же сокращение времени для переработки новой информации усиливает нервно-психическое напряжение, что нередко вызывает отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности. При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально менее чувствительным, эмоционально «тупым», слабее реагирующим на проблемы близких, нечувствительным к жестокости, а затем и к добру, агрессивным. В ряде случаев это наблюдается уже у маленьких детей. С рассмотренными факторами риска, характерными для большинства городов, связаны так называемые болезни цивилизации – широко распространенные среди экономически развитых стран заболевания: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, диабет, болезни обмена веществ, бронхиальная астма, неврозы, психические расстройства и др. Проработав рекомендованную литературу, студент должен уметь: Перечислить основные факторы риска для здоровья, связанные с научно-технической революцией. Объяснить негативное влияние урбанизации на психическое здоровье человека. Охарактеризовать связь гиподинамии и психического здоровья человека Описать действие избыточной информации на психику человека. Дать понятие болезней цивилизации.
2.Методы управлениястрессом и снятия дистресса Рекомендуемая литература: Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Київ, «Здоров’я», 1998. – стр.87-90. Грибан В.Г. Валеологія: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальной літератури, 2005, стр. 73-80. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –стр. 53-63.
Дополнительный блок информации: Для каждого необходимо (и возможно) найти свой путь обретения психологической и физиологической устойчивости к отрицательным эмоциям, житейским неурядицам и др. Но все рекомендации обязательно предполагают разрушение цепи событий, приводящих к патологии и, прежде всего, трех основных звеньев: Ø Оценка стрессогенного события; Ø Физиологические и биохимические реакции на само событие и (или) на его оценку; Ø Поведенческие и эмоциональные реакции. Вот некоторые общие правила борьбы со стрессом: 1. Сдерживать отрицательные эмоции - научиться владеть собой, поставив заслон между ситуацией и эмоцией, заслон логики, интеллекта. Добиться этого можно в процессе воспитания культуры, духовного и нравственного самосовершенствования (в основном, по формуле «Переделай себя сам»), используя методы индивидуальной психогигиены и психокоррекции. Но при этом следует всегда помнить, что сдерживаются лишь внешние проявления эмоций, в то время как другие компоненты не поддаются тормозящему влиянию коры головного мозга (эмоция возникла, горючее вспыхнуло, разум ограждает огонь запретом на выход из организма, но огонь раскаленных эмоций бушует в организме, разрушая его). Нужно обязательно дать выход эмоциям. 2. Переключить эмоциональное возбуждение на двигательные зоны головного мозга, переводя его на обеспечение физического движения. В этом случае мышечная активность создает доминантный очаг возбуждения в сенсомоторной зоне, который подавляет возбуждение других зон – состояние эмоционального напряжения снимается. В процессе эволюции животных и человека эмоциональное возбуждение всегда предшествовало двигательной активности (борьбе или бегству). Это было логически оправдано – двигательная активность приводила к снижению концентрации «аварийных» гормонов, липидов и углеводов в крови, уменьшало возможность их отложения в стенках артерий и др. (т.е. препятствовала развитию заболеваний, связанных со стрессом). Кроме того, после мышечной нагрузки зачастую возникает ощущение удовольствия («мышечная радость»), комфорта, что способствует нормализации эмоционального статуса. Поэтому чем более напряженным в психологическом плане был день, тем большую физическую нагрузку необходимо дать своему организму. Можно выбрать любые формы двигательной активности: Ø спортивные тренировки; Ø занятия физической культурой, динамической гимнастикой, бегом; Ø прогулки до утомления; Ø велосипед; Ø ритмические координированные упражнения (танцы, все виды аэробики); Ø работа на даче; Ø перестановка мебели и др. Как показывает практика, человека, пережившего несчастье, потерявшего стимулы к жизни, следует побуждать к любой деятельности, пусть даже на первый взгляд не очень целесообразной. 3.Сознательная перемена занятий. Переключение помогает разрядиться, т.к. «стресс, падающий на одну систему, помогает отдыхать другой», - писал Г.Селье. С этим связывают большую стрессоустойчивость женщин по сравнению с мужчинами (многочисленные заботы и обязанности женщин заставляют их постоянно переключаться). При этом следует помнить: ничего не делать – не значит отдыхать! Праздный ум и ленивое тело страдает от дистресса безделья. 4.Найти утешение в слезах. При этом со слезой выводятся гормоны стресса, принося облегчение организму. Не зря в народе говорят, что тому, кто в горе не плачет, во много раз тяжелее. 5.Вызвать положительные эмоции, обратившись к любимому делу (почитать книгу, петь, музицировать, вязать и др.), вспомнив приятное событие в своей жизни или любимого человека и др. Помним, что отрицательные эмоции суммируются, а положительные – никогда, но если они идут вслед за первыми, то разрушают их. Установлено, что при положительных эмоциях в головном мозге образуются эндорфины («гормоны счастья и радости», нейропептиды), которые препятствуют переходу эмоционального стресса в застойную форму, дистресс. Эмоциональная окраска жизни зависит исключительно от человека. Надо учиться видеть радость и испытывать счастье в самых обычных жизненных ситуациях, учиться перестраивать собственное мышление. 6.Использовать психологическую защиту от стресса. Ее приемы основаны на знании объективных законов психики. Прежде всего следует помнить, что часто людей расстраивают не сами события (они не бывают плохими или хорошими), а то, как мы их воспринимаем. Поэтому, если нельзя объективно изменить психогенную отрицательную обстановку, то надо (и возможно) изменить к ней отношение (прием «Лиса и виноград»). Для многих людей эффективным способом сделать это, посмотреть на проблему с другой точки зрения является разговор по душам с близким другом, иногда случайным собеседником, психологом, психотерапевтом, по телефону доверия, священником, ведение дневника и т.п. («Сказал и тем облегчил душу», латинская пословица). Хорошей профилактикой стресса является активизация чувства юмора, т.к. юмор всегда несет в себе переоценку событий, позволяет относиться к чему-то волнующему как к явлению малозначащему и недостойному внимания. Улыбка и смех снимают напряжение, улучшают настроение, способствуют налаживанию контактов. Это становится возможным в результате глубокой связи между мимическими реакциями и переживаемыми эмоциями. Улыбка способствует повышению количества артериальной крови, протекающей через мозг, что в свою очередь улучшает снабжение мозга кислородом. Общий эффект от умеренного смеха заключается в том, что в результате вибраций и сотрясений мозг активно освобождается от продуктов обмена, после чего в нем возникает ощущение приятной свежести. Смех способствует и устранению повышенной чувствительности, тревожности. 7.Формировать умение сделать информационный прогноз, т.е. «проигрывать» возможные эмоциональные исходы конкретных жизненных ситуаций и тогда все, что бы ни случилось, не будет неожиданным и столь стрессогенным. К тому же это позволит при необходимости предпринять какие-либо подготовительные защитные меры. 8.Применять физические методы снятия стресса и повышения способности организма противостоять ему. Это Баня, сауна, посещение бассейна, плавание в море и т.п.; Нахождение в условиях средне и высокогорья; Рефлексотерапия; Расслабление с помощью дыхательной гимнастики, релаксационной гимнастики, массажа и др. 9. Использовать методы собственно психорегуляции (аутотренинг, медитация, самовнушение);. 10 Управление стрессом через пищу. Пища, приготовленная вкусно и в достаточном количестве, снимает напряжение и усталость и вызывает положительные эмоции. Полезны и следующие рекомендации: · Необходимо регулярно завтракать, так как тот, кто регулярно завтракает, более устойчив к различным стрессам, особенно в первой половине дня (рекомендуемый завтрак: горячее блюдо и салат из овощей(; · В ожидании возможной неприятности, при волнении перед экзаменом, вызовом к начальству нужно медленно, тщательно пережевывая, съесть яблоко, грушу, морковку, салат из свежей или квашеной капусты, горсть изюма (содержит калий) – психологическое состояние улучшается, снижается опасность возникновения язвы желудка; · Нельзя снимать стресс, злоупотребляя шоколадом, конфетами, булочками (есть опасность избыточного веса, порчи зубов), кофе и кока-колой (кофеин и другие содержащиеся в них стимуляторы, наоборот, могут вызвать физиологические реакции, напоминающие стресс - головную боль,.. раздражительность, нервозность); · Нельзя лечить стресс частыми приемами алкоголя (из-за возможности развития алкоголизма). Более того, в состоянии опьянения человек совершает неконтролируемые поступки, которые после возвращения сознания способны ввергнуть его в тяжелый стресс; · Полезно для успокоения выпить на ночь стакан теплой воды с 1 столовой ложкой меда и соком половины лимона или съесть размоченные в воде отруби (можно добавить немного меда); · При появлении признаков психофизической реакции можно заварить целебный травяной чай: смешать 20 г пустырника и 10 г мяты перечной, 1 чайную ложку смеси залить стаканом кипятка и настоять в течение 7-10 минут. В день можно выпивать 3-6 стаканов такого чая; · Следует исключить продукты с высоким содержанием натрия (консервы, соленья, копчености), которые способствуют повышению АД; · Полезно увеличить в рационе количество витаминов группы В, в том числе В1 (мука грубого помола, отруби, орехи, субпродукты и др.), В6 (печень, яйца, сыр, зеленый перец), а также витамин С (шиповник, черная смородина, цитрусовые, капуста); · Следует увеличить потребление продуктов, содержащих микро- и макроэлементы (особенно калий, фосфор, хром, марганец) 11. Использование внешних расслабляющих воздействий (музыка, запахи, природные факторы и др.) Из большого разнообразия различных методов борьбы со стрессом каждый должен выбрать именно то, что подходит ему. А для этого, как писал Г.Селье, «каждый человек должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела либо постоянной чрезмерной перегрузкой».
Проработав рекомендованную литературу, студент должен уметь: 1. Рассказать, какие существуют методы профилактики дистресса. 2. Объяснить, как можно снять эмоциональное напряжение.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |