Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память как универсальный сквозной психический процесс

Тема 3. Память

Основные классификации ощущений.

Адаптация и сенсибилизация.

Пороги (нижний абсолютный, верхний, разностный) и чувствительность.

Основные психофизические законы.

Строение и свойства анализатора.

Место ощущений в системе психических процессов.

3.Эмпирические характеристики сенсорного образа: пространственно-временные характеристики, модальность, интенсивность.

 

Память как сквозной психический процесс. Теории памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Уровни памяти: мгновенная, кратковременная, буферная, долговременная. Виды и типы памяти. Физиологические основы памяти.

Методические рекомендации к изучению темы.

При изучении темы важно помнить, что знание закономерностей функционирования этого психического процесса может сказаться на эффективности вашего обучения. Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Память хранит, восстанавливает очень разные элементы жизненного опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Изучая материал данной темы целесообразно размышлять об особенностях своей памяти и пробовать новые приемы для ее развития. Важно разобраться в теориях памяти, осмыслить особенности каждого процесса и в частности процесса забывания (вытеснение) о котором часто пишут психоаналитики. Ответы на практическое задание занесите в конспект и сохраняйте его до экзамена.

Память – это интегративный психический процесс, выполняющий объединительную функцию психики. Память сохраняет совокупность знаний о мире, приобретаемых человеком и человечеством в целом. Этот процесс обеспечивает непрерывность во времени всей психической жизни. Ощущения и восприятия не исчезают бесследно, после соответствующей переработки их следы закрепляются и сохраняются в памяти в виде специфических образов, которые называются представлениями. Память – это способ приобретения, хранения и повторного использования человеком информации и опыта. Часто процессы памяти: запоминание, сохранение. Забывание, воспроизведение – называют мнемическими процессами, по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины, которая считалась матерью всех муз.

 

Функция памяти Значение функции памяти
Накопление и сохранение опыта Обеспечивает выживание отдельных индивидов и вида в целом
Обеспечение связи прошлого с настоящим Возможна непрерывность психической деятельности
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды ощущений | Индивидуальные различия памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.