КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды речи
Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внешняя речь - это эксериоризированная речь, направленная во вне и обращенная к партнерам по общению. Ее главная функция коммуникативная Она может быть представлена в устной и письменной форме в виде монолога и диалога. Речь устная - общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процесс порождения устной речи включает звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля; при этом планирование совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной речи. Диалогическая речь протекает как непосредственное общение двух или нескольких человек. Э то речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Диалог протекает в форме разговора, обмена репликами, беседы (тематически направленного разговора). Диалог первичен по отношению к монологу, как в филогенезе, так и в онтогенезе. В диалоге явно прослеживаются две различные смысловые позиции собеседников (диалог с неодушевленным предметом – это метафора). Обращенность к партнеру важнейшая характеристика высказывания. Обязательны последовательность взаимосвязанных высказываний участников диалога. Минимальный диалог представлен тремя взаимосвязанными высказываниями. Если реплики не связаны между собой, то имеет место простое реплицирование. Для диалога характерны следующие признаки: свернутость высказываний, распространенность неполных конструкций, вопросно-ответный стиль. Обдумывая ответ, собеседник помнит высказывание партнера. Диалог весьма ситуативен, поэтому диалогическая речь непроизвольна, реактивна. Многое не проговаривается, а подразумевается благодаря знанию ситуации и широкому использованию невербальных форм коммуникации Собеседники с полуслова понимают друг друга из-за высокого уровня эмоционально-экспрессивного взаимодействия Диалогическая речь, как правило, просто организована. Высказывания несложны по конструкции, часто встречаются грамматические ошибки, используются словесные шаблоны и привычные реплики. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Эта речь строго поострена, четко оформлена грамматически, часто спланирована и заранее подготовлена. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией). Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения. Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. Действенность монологической речи определяется состоянием слушателей, которое меняется от «отрешенности до суггестивности». Наиболее слабое воздействие оказывается, когда информация обращена к интеллектуальному уровню, эмоциональная окраска высказывания увеличивает силу воздействия. Использование историй, аллегорий, метафор еще более усиливает воздействие, так как адресуется не только к сознательному, но и бессознательному уровню. Наибольшая действенность монолога имеет место тогда, когда задействован опыт слушателя. Письменная речь – общение вербальное (словесное) посредством письменных текстов. Письмо бывает отсроченным и непосредственным (обмен записками во время заседания). Отличается от устной речи не только использованием графики, но и типичными для нее синтаксическими конструкциями и специфичными функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно – структурная организация, которой необходимо специально овладеть; отсюда – особая задача обучения письменной речи в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят единовременно или хотя бы «большими кусками», восприятие письменной речи и речи устной сильно отличаются. Письменная речь позволяет выстроить не только опосредованную коммуникацию, но и способствует консервации знаний. Слово обозначает понятие или образ, предложение – сообщает мысль, абзац – содержит развернутую мысль, а текст – композицию мыслей. Письменная речь существует в следующих формах: пиктографическое письмо – это рисуночное письмо, выстроенное из изображений отдельных объектов. Последовательность пиктограмм представляет собой рассказ в картинках. Идеографическое письмо схематически представляют только важные и повторяющиеся элементы объектов. Комбинации идеограмм, первоначально изображающие только конкретные предметы, постепенно превращаются в новые и более устойчивые знаки. Иероглифическое письмо представляют собой предельно схематизированные идеограммы (например, китайское или египетское письмо, шумеро-вавилонская и ассирийская клинопись) Силлабическая (слоговая форма) представляет собой сопровождение идеограмму фонетическим знаком последнего слога, это позволяло больше варьировать и дифференцировать сообщение. Алфабетическая (буквенная) форма письма позволяет свободно комбинировать элементы. Из ограниченного количества букв (алфавита) появляется практически неограниченная возможность составления слов. Внутренняя речь – беззвучная, отличается отрывочностью, свернутостью, в виде диалога и монолога. Внутренняя речь – это интериоризированная речь, обращенная во внутрь субъекта. Ее главная функция регуляция. Это особый вид речевой деятельности, который осуществляется через размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседу с воображаемым партнером. Она выступает также как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими. Внутренняя речь – беззвучная, отличается отрывочностью, свернутостью, бывает в виде диалога и монолога. С помощью внутренней речи происходит логическая перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе. Она – весьма сложное явление, где мысль и язык связываются в неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. Благодаря ей, словесно выражаются процессы восприятия мира, действий и переживаний личности, формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегулированию поведения. Выделяются три основных типа внутренней речи: § внутреннее проговаривание – "речь про себя", сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации (произнесения звуков); типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; § собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи. § внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
Эгоцентрическая речь занимает промежуточное положение. По форме она внешняя, а по сути - внутренняя. Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Одна из форм детской речи, впервые описанная Ж. Пиаже. Наблюдается в возрасте трех – пяти лет. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько тем не беспокоясь. С возрастом проявления эгоцентрической речи снижаются и к шести – семи годам исчезают. Итак, эгоцентрическая речь – как бы переходный этап от внешней речи к внутренней.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |