Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психомоторика как система двигательных реакций




Тема 5.

Охарактеризуйте какое-либо одно из чувств из предложенного списка, используя работу Е.П.Ильина «Эмоции и чувства».

Относительность понятий эмоции и чувства.

Одно и то же явление может выступать и в роли эмоции, как кратковременное и острое переживание, и в роли чувства, как долговременная установка - отношение к данному объекту. Например, можно ревновать кого-то в данный момент и проявлять при этом все признаки эмоционального состояния, а можно рассматривать человека как соперника за обладание чем-то как постоянную перспективу, испытывать к нему определенное устойчивое отношение, т. е. чувство. Поэтому можно говорить об эмоции ревности и о чувстве ревности.

 


Практические задания:

1. Симпатия и антипатия

2. Привязанность

3. Дружба

4. Влюбленность

5. Любовь

6. Враждебность

7. Зависть

8. Ревность

9. Удовлетворенность

10. Счастье

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

· Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб, 2000

Вопросы для самопроверки:

 

1.Определение чувств.

2.Сравнение эмоций и чувств

3.Эмпирические характеристики чувств.

4.Функции чувств.

5.Классификации чувств.

Соотношение понятий действие и движение. Характеристики движений. Классификация движений. Управление движениями. Понятие движений. Координация движений. Схема управления движениями. Н.А.Бернштейна. Принцип сенсорных коррекций. Уровни построения движений. Роль предвидения в организации движений.

 

 

Методические рекомендации к изучению темы.

Двигательный акт – есть внешнее завершение любого психического процесса. В1863 году И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга» отмечал, что двигательный анализатор – интегратор всех сенсорных систем. В своей книге «Рефлексы голов­ного мозга» он писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гари­бальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бума­ге — везде окончательным фактом является мышечное движение». При изучении этой темы важно проникнуться идеей об интегративной функции работы двигательного анализатора. Любой внутренний психический процесс внешне завершается движением. Для практического психолога это важное положение, ведь любые душевные переживания клиента проявляются во вне.

При изучении данной темы важно обратить внимание на теорию Н.А.Бернштейна, и особенно на уровни построения движений. Эта теория имеет большое прикладное значение. А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец, работая в годы Великой Отечественной войны над восстановлением движений руки раненых бойцов, обнаружили следующий факт. После периода лечебных упражнений с раненым проводилась проба для выяснения того, насколько функция руки восстановилась. Для этого больного просили "поднять руку как можно выше". Выполняя задание, он поднимал руку только до определенного предела - диапазон движений был сильно ограничен. Но когда задача менялась: больного просили "поднять руку до указанной отметки на стене" и оказывалось, что он в состоянии поднять руку на 10-15 см выше. Наконец, снова менялась задача: предлагалось "снять шляпу с крючка" - и рука поднималась еще выше. Во всех перечисленных случаях движение строилось на разных уровнях: первое движение ("как можно выше") - в координатах тела, т. е. на уровне B; второе ("до этой отметки") - на уровне C, т.е. в координатах внешнего пространства; наконец, третье ("снимите шляпу") - на уровне D. Проявлялась смена уровней в том, что движение приобретало новые характеристики, в частности осуществлялось со все большей амплитудой. Знание механизмов организации движений позволяет грамотно строить коррекционные мероприятия. После внимательного прочтения материала, выполните практическое задание и запишите его в конспект и сохраните его до экзамена..

 

Психомоторика – это система двигательных реакций, осуществляет объективизацию всех форм психического отражения через мышечное движение.

 

Функции психомоторики:

  1. Ведущая функция психомоторики - праксеологическая (исполнение действий), для человека особое значение имеет осуществление трудовых действий.
  2. Выполняя различные движения человек постоянно получает разномодальную информацию. Моторные действия включаясь в перцептивную деятельность субъекта, выполняют гностическую (познавательную) функцию.
  3. Регулирующая функция психомоторики состоит в том, что на основе психомоторной информации постоянно осуществляется корректировка поведения.
  4. Интегративная функция возможна потому, что двигательный анализатор замыкает на себе все специфические анализаторы (зрительные слуховые, тактильные) Двигательный анализатор выступает как интегратор всех сенсорных систем индивида.

 

Соотношение понятий действие и движение.

Следует разделять понятия действие и движение. Действие направлено на выполнение простой текущей задачи. Способ выполнения действия в определенных условиях называется – операция. Любое действие и операция реализуются в движениях. Движение – способ осуществления действий, двигательные характеристики включены во все виды человеческой деятельности.

Действие всегда целенаправленно, а движение – нет, действие – содержание психического акта, а движение – только форма.

Авторы выделяют четыре уровня двигательной активности:

Молярный уровень (эта активность осуществляется в системе связей «субъект-личность»

· уровень целостной деятельности

· уровень отдельного действия

Молякулярный уровень (эта активность осуществляется в системе связей «субъект-индивид»

· уровень макродвижений

· уровень микродвижений

Каждому уровню активности соответствует свой уровень организации движений.

Характеристики движений.

Характеристики движений определяются характеристиками объектов на которые направлены действия (пространственное расположение, размеры, форма, вес, прочность, податливость, температура и пр. Влияют на движения субъективные показатели - физические и нейрофизиологические возможности и способности человека – быстрота, сила, выносливость. Психологическая установка субъекта деятельности также влияет на - на точность, силу и скорость движения.

Единичное движение характеризуют следующие параметры:

1.Точность показывает насколько верно в пространстве выполнено движение по отношению к объекту движения. В этом случае не всегда важная экономичность траектории движения.

2. Скорость – быстрота прохождения траектории (временная характеристика движения)

3.Сила (э нергетическая характеристика) указывает на величину физического усилия, прилагаемого при выполнении движения.

4. Модальность -разновидность движения (например удар по мячу рукой или ногой, или удар рукой по мячу или удар рукой по сопернику).

5. Координированность- со гласованность всех параметров движения с целью получения нужного моторного эффекта.

 

Комплекс двигательных реакций характеризуется:

1.Темпом количество движений в единицу времени (частота, периоды не обязательно могут быть равными – «рваный темп»)

2. Ритмом -степенью упорядоченности движений, чередование движений с определенной последовательностью и частотой. Ритмичность движений является хорошей базой к выработке высокой моторной выносливости и автоматизации движений.

 

 

Классификация движений.

Непроизвольные – рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Собственно непроизвольные движения задаются от рождения (зевание. перистальтика кишечника, сердцебиение) и врожденные автоматизмы (сосание, глотание). В их основе лежат органические потребности. Они носят адаптивный характер Являются проявлением избытка нервной энергии Послепроизвольные движения (навыки или приобретенные автоматизмы)- сформировались как сознательные акты, а выполняются бессознательно. Произвольные движения – целенаправленны и регулируемые сознанием. Предшествует движению мысль о нем. Необходимо знание движения, определенная цель, способность задержать движение. Управление движением может происходить через представление и через словесные инструкцию (самоинструкции)

 

Внутренние движения выполняются внутренними органианми – гладкой и рубчатой мускулатурой. Внешние выполняются скелетной мускулатурой

 

Микродвиженияс небольшой траекторией часто незаметны. Микродивжения глаз - дрейв, флики, тремор. Удерживают изображение объекта Макродвиженияс траекторией соизмеримой с анатомическим строением тела

 

Движения также разделяются в соответствии с целью:

  • Естественно-органические движения

· Движения позы

  • Локомоция
  • Мимика и пантомимика
  • Семантические движения
  • Артикуляция
  • Рабочие движения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.