Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Дисциплина: Мировая финансовая среда

Дисциплина: Мировая финансовая среда.

Тема занятия: Движение потоков капитала в мировой финансовой среде.

Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, формы, принципов, характерных предпосылок, факторов, направлений и условий для международного движения потоков капитала в мировой финансовой среде.

Время: 2 часа.

 

Учебные вопросы:

1. Цели и задачи правительств, финансовых институтов и бизнеса в системе международного движения потоков капитала.

2. Регулирование движения потоков капитала в мировой финансовой среде.

3. Направления совершенствования системы регулирования движения мировых потоков капитала.

Основная и дополнительная литература:

Основная:

1. Боринець С.Я. Міжнародні фінанси: Підручник. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К.: Знання-Прес, 2006. – 494 с.

Дополнительная:

1. Антонов В.А. Мировая валютная система и международные расчеты. – М.: ТЕИС, 2000. – 193 с.

2. Артемов Н.М. Валютные рынки. – М.: Профобразование, 2001. – 95 с.

3. Бойцун Н.Є., Стукало Н.В. Міжнародні фінанси: Навчальний посібник. – 2-ге вид. – К.: Професіонал, 2005. – 336 с.

4. Боринець С.Я. Міжнародні валютно-фінансові відносини: Підручник. – 3-тє вид., стер. – К.: Знання, КОО, 2001. – 305 с.

5. Бункина М.К., Семенов А.М. Основы валютных отношений: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2000. – 192 с.

6. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: Консалт-банкир, 2001. – 624 с.

7. Градобитова Л.Д., Исаченко Т.М. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях: Учебное пособие МГИМО. – М.: АНКИЛ, 2001. – 124 с.

8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 608 с.

9. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М.: Экзамен, 2000. – 768 с.

10. Міжнародні фінанси в питаннях та відповідях: Навчальний посібник. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К.: Центр навчальної літератури, 2003. – 294 с.

11. Науменкова С.В. та ін. Фінансовий ринок та інвестиції. – К.: Знання; КОО, 2000. – 214 с.

12. Основы международных валютно-кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д.э.н., проф. В.В. Круглов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 432 с.

13. Пересада О.А. Кредитування міжнародними фінансово-кредитними установами українських підприємств. – К.: Лібра, 2001. – 128 с.

14. Семенов К.А. Международные валютные и финансовые отношения. – М.: ТЕИС, 2000. – 176 с.

15. Транснаціональні корпорації: Навчальний посібник / В. Рокоча, О. Плотніков та ін. – К.: Таксон, 2001. – 304 с.

16. Хэррис Дж. Менвилл. Международные финансы / Пер. с англ. В.Н. Егеров. – М.: Филинъ, 1996. – 296 с.

17. Циганкова Т.М., Гордєєва Т.Ф. Міжнародні організації: Навч. посібник. – Вид. 2-ге, перероб. і доп. – К.: КНЕУ, 2001. – 340 с.

18. Шмырева А.И., Колесников В.И. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

19. Энг М.В. и др. Мировые финансы / М.В. Энг, Ф.А. Лис, Л. Дж. Мауэр / Пер. с англ. Г.А. Войцеховской. – М.: Дека, 1998. – 768 с.

1. Цели и задачи правительств, финансовых институтов и бизнеса
в системе международного движения потоков капитала.

В мировой экономической среде и структуре за последние годы произошли серьезные изменения. Эти события изменили направление и величину мировых потоков капитала. Рост мирового капитала зависит от сбережения текущих доходов. Эти сбережения могут быть направлены основным инвесторам через международную финансовую систему. Правительства поощряют процесс сбережений–инвестиций и, таким образом, стимулируют накопление капитала. Для этой цели правительства должны обеспечить благоприятную правовую, политическую, социальную, экономическую и финансовую среду, в которых и отечественный, и международный экономический бизнес могли бы полноценно функционировать и развиваться.

Когда происходят изменения в платежном балансе страны, они сопровождаются значительным движением капитала из одной страны в другую. Одним из наиболее значимых изменений стал быстрый рост дефицита торгового баланса США в 1982 г. Это привело к тому, что США поглотили значительную долю мирового капитала. В результате США быстро стали крупной страной-должником (с 1986 г.). Непрерывный рост внешней задолженности США превратился на современном этапе в проблему, которую решают политики всего мира.

Политика и интересы стран с развитой рыночной экономикой: На страны с развитой рыночной экономикой приходится 65 % совокупного мирового производства. Группа этих стран оказывает определяющее влияние на экономическую деятельность других стран путем торговых связей, движения капитала и технологий. В настоящее время перед развитыми рыночными экономиками стоит много проблем, важнейшими из которых являются следующие:

1. США. В свое время у США появился большой структурный дефицит федерального бюджета, равный приблизительно 120 млрд. долл., и дефицит международных платежей по текущим счетам, также равный 120 млрд. долл. Чтобы поддержать экономический рост без инфляции, этот “двойной дефицит” необходимо сократить.

2. Япония. Эта страна является вторым по величине в мире производителем после США. Проблема, стоящая перед Японией, – найти пути и направить активное сальдо по текущим расчетам на ссуды, предоставляемые на выгодных условиях, и инвестиции в других странах. Японский капитал должен быть направлен в страны, испытывающие дефицит средств. Повышение курса японской иены и сохранение политики безынфляционного экономического роста будут факторами, затрудняющими проведение фискальной и денежной политики. Спад в японской экономике и на рынке акций в 1990–1992 гг. и на современном этапе обнаружил определенные слабости японской финансовой системы, которая была принята на 1990-е гг.

3. Европейское Сообщество. Для стран ЕС характерен умеренный темп экономического роста при снижающихся темпах инфляции. Уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Правительство Германии осторожно подошло к проблеме финансового стимулирования из-за боязни инфляции. Согласованное проведение экономической и финансовой политики стран ЕС при существовании унифицированного европейского рынка с 1992 г. играет важную роль, влияя на торговлю и потоки капитала. Однако валютный кризис в сентябре 1992 г., Азиатский кризис конца 90-х гг. и современный мировой финансово-экономический кризис стали предупреждением о том, что путь развития европейского валютного союза будет нелегким.

Политика и интересы развивающихся стран: В течение 70-х гг. развивающиеся страны делали крупные займы для развития их экономики и платы за импорт нефти. В 1982 г. темпы роста долга развивающихся стран вышли из-под контроля. Общая внешняя задолженность развивающихся стран выросла со 130 млрд. долл. в 1973 г. до 1114 млрд. долл. в 1986 г. и, наконец, достигла 1336 млрд. долл. в 1990 г. По мере того как бремя обслуживания долга развивающихся стран росло, условия внешней торговли для этих стран ухудшались, т.е. экспортные цены развивающихся стран понизились в сравнении с импортными ценами. Из-за того, что международная кредитоспособность развивающихся стран была поставлена под вопрос, международный финансовый союз стал высказывать нежелание выдавать кредиты или инвестировать средства в экономику некоторых развивающихся стран. В результате инвестиционные расходы снизились, и темпы экономического роста этих стран резко упали.

Проблема, стоящая сегодня перед развивающимися странами, – найти способы рассчитаться с международными долговыми обязательствами, при этом поддерживая социальную и политическую стабильность. Правительства этих стран-должников рассчитывают улучшить экономическую ситуацию, полагаясь на инициативу частного сектора. Приватизация государственных предприятий является одним из направлений этой деятельности. Кроме того, некоторые развивающиеся страны решили сделать более благоприятным климат для иностранных инвестиций путем региональной интеграции. Примером тому является Североамериканская ассоциация по свободной торговле (НАФТА). Это соглашение подразумевает свободное движение товаров и услуг на территории США, Канады и Мексики.

Политика и интересы “новых индустриальных” стран: Термин “новые индустриальные страны” применяется к странам Восточной Азии и Латинской Америки. Четыре государства Азии являются представителями этой группы стран: Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань.

Эти страны продемонстрировали значительный экономический рост за десятилетие с 1976 г. по 1986 г., колеблющийся в пределах от 6,5 до 8,6 %. Успех этих стран можно объяснить созданием экспортоориентированной экономики, когда увеличение экспорта автоматически означает экономический рост страны. Новые индустриальные страны стремились привлечь инвестиции многонациональных корпораций, принимали участие в лицензионных и технологических соглашениях, импортировали передовые технологии, чтобы обеспечить основу для экспорта. Гонконг и Сингапур успешно играли роль региональных центров мобилизации капитала, одновременно обладая эффективной промышленностью. В 1986 г. четыре страны этой группы экспортировали товары на общую сумму 131 млрд. долл., 37 % импорта продукции новых индустриальных стран пришлось на США, 10 % на Японию и 13,2 % на ЕС.

Перед новыми индустриальными странами сейчас стоят новые проблемы. Они должны отрегулировать активное сальдо торгового баланса и проводить новую политику, учитывая растущий протекционизм и торговую конкуренцию. Новые индустриальные страны начинают чувствовать конкурентное давление со стороны государств, вступивших в раннюю стадию индустриализации, включая Индонезию, Таиланд, Бразилию, Аргентину и Мексику. В условиях этой новой конкуренции и другие индустриальные страны поймут, как важны различия в ценах и продукции для непрерывного успеха. Новые индустриальные страны должны также разработать стратегию перехода к выпуску высокотехнологичной продукции (такой как электроника), а также другой, требующей квалифицированного труда. Кроме того, рост региональных торговых блоков, таких как единый европейский рынок и НАФТА, могут создать проблемы для этих новых индустриальных стран, благополучие которых во многом поддерживалось внешней торговлей.

Политика и интересы стран с переходной экономикой: В 90-е гг. в восточноевропейских странах идет процесс перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике. Чтобы осуществить такой переход, эти страны нуждаются в поступлениях иностранного капитала.

Основными недостатками централизованно планируемой экономики являются: нехватка потребительских товаров, нерациональное использование ресурсов, неполноценная или истощенная инфраструктура, сложности в разработке и внедрении технологических инноваций. Отсутствие экономических стимулов и устаревшая технология являются ключевыми факторами, усугубляющими эти проблемы. В Польше, Венгрии, Китае и Украине начались процессы децентрализации в регулировании экономической сферы; приватизации некоторых секторов экономики, таких как сельское хозяйство, сфера услуг; налоговые льготы для привлечения иностранных инвестиций и использования новых технологий. К сожалению, реформы, начатые во многих бывших коммунистических странах, не достигли желаемого результата. Многие восточноевропейские страны, в частности Польша, Венгрия, Восточная Германия, нуждаются в дальнейших политических v экономических преобразованиях, в особенности в приватизации отраслей, остающихся под контролем государства. Кроме того, этим странам потребуется много лет для проведения необходимых им преобразований, таких как направление инвести­ций в инфраструктуру, использование современного капитального оборудования и внедрение передовых технологий производства.

Цели и интересы МНК: С начала 60-х гг., когда американские фирмы стремились перенести свою деятельность за рубеж, ТНК стали важным международным феноменом. В то время американские фирмы вызвали значительную полемику относительно влияния их деятельности на экономику стран. Роль и конкурентное положение американских многонациональных компаний изменились. Первое: американские многонациональные компании столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны японских, европейских компаний и даже компаний некоторых развивающихся стран на многих рынках. Второе: иностранные многонациональные компании вложили средства в США, их привлекли благоприятные рыночные возможности. В соответствии с данными Министерства торговли США, прямые иностранные инвестиции в США выросли от 83 млрд. долл. в 1980 г. до 407 млрд. долл. в 1991. Третье: американские ТНК в 80-е гг. перешли к инвестированию в экономику своей страны по следующим причинам: 1) налоговая реформа, принятая американским правительством, благоприятствовала внутреннему инвестированию; 2) нестабильный курс доллара с 1985 г. делал инвестирование за рубежом менее выгодным; 3) низкие цены на нефть сократили объем инвестиции нефтяных компаний за границу. За 1980–1991 гг. прямые инвестиции США за границу выросли с 213 млрд. до 450 млрд. долл. Эта тенденция способствует увеличению международной конкуренции на рынке США. Структурные изменения заставили ТНК переоценить свою конкурентную политику. Задачи, стоящие перед этими компаниями, включают задачи максимизации распределения ресурсов, к примеру японский капитал и технологии и американский менеджмент и маркетинг. Другие проблемы: как произвести новую продукцию для увеличения на рынке доли совместных предприятий в Западной Европе; как использовать мировой рынок капитала для снижения затрат на финансирование различных проектов; как использовать передовую технологию для снижения издержек и избежать неблагоприятных колебаний курса валют и ставки процента.

Цели и интересы международных банков и портфельных управляющих: Перед частными финансовыми институтами международной ориентации стоят серьезные задачи, ставшие результатом сокращения объема вмешательства государства в экономику, технологических изменений, быстрого роста движения капитала, финансовых инноваций, непостоянства валютных курсов и процентных ставок. Коммерческие банки вынуждены иметь дело с реструктуризацией долга развивающихся стран точно так же, как с растущей конкуренцией со стороны инвестиционных банков и иностранных коммерческих банков. Японские банки и дилерские фирмы, осуществляющие торговлю ценными бумагами, стали серьезными конкурентами на мировых финансовых рынках. Тенденция секьюритизации оказала значительное давление как на международные коммерческие банки, так и на инвестиционные банки относительно обслуживания клиентов на неустойчивых рынках. В условиях глобализации финансовых рынков и развития новых финансовых инструментов управляющие международными портфелями страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных фондов открытого типа нуждаются в высококвалифицированных финансовых работниках для принятия своевременных решений в условиях постоянно меняющейся ситуации на финансовых рынках.

Цели и интересы Международного валютного фонда: Роль МВФ в мировой финансовой среде чрезвычайно велика. Перед МВФ в настоящее время стоит много проблем, которые сохранятся и в ближайшем будущем. Вероятно, две из них будут занимать центральное место. Первая – поддержать жизнеспособную международную систему платежей и стабильность на рынке иностранной валюты. С момента принятия плавающего валютного курса в 1973 г. неопределенность на рынке иностранной валюты сохранялась. Существенное изменение стоимости ключевой валюты, такой как доллар США или евро, может вызвать бурную реакцию на мировых финансовых рынках. Чтобы снизить валютный риск, центральные банки диверсифицируют резервные сбережения, а фирмы и банки сокращают объем операций с иностранной валютой. При этой системе спрос и предложение на специфические виды валют угрожают эффективной деятельности на международном валютном рынке. Одним из источников проблем МВФ в этом отношении являются ограниченные возможности влияния на интервенцию правительств; стран на рынках иностранной валюты. Например, центральный банк страны может управлять плавающим (валютным) курсом таким образом, чтобы это благоприятствовало национальной валюте этой страны. Такие действия известны как плавающий курс, определяемый не только стихией рынка, но и интервенционистскими мерами, т.е. действиями центральных банков (“dirty floating”). Второй проблемой МВФ является проблема предоставления кредитов странам-членам этого фонда. МВФ обычно руководствуется собственной линией в политике предоставления резервных фондов своим членам. Реформы в Украине и странах Восточной Европы требуют принятия особых мер со стороны МВФ.

Главные выводы по первому вопросу: Таким образом, в мировой финансовой среде и структуре за последние годы произошли серьезные изменения. Эти события изменили направление и величину мировых потоков капитала. Следует выделить такие группы интересов в мировой финансовой среде: интересы стран с развитой рыночной экономикой, интересы развивающихся стран, интересы “новых индустриальных” стран, интересы стран с переходной экономикой, интересы МНК, интересы международных банков и портфельных управляющих, интересы МВФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ресурсы организации в области управления персоналом и их мотивационное значение | Регулирование движения потоков капитала в мировой финансовой среде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.