КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. (для студентов очного отделения внебюджетного факультета)
Белгород - 2012 ЛЕКЦИЯ №1 (для студентов очного отделения внебюджетного факультета)
Автор: доцент кафедры, к.т.н., доцент А.Н. Прокопенко
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры «___» _____________ 2012 года Протокол №____
Цели лекции: Учебная: Дать студентам фундаментальные теоретические знания в области налогов, взимаемых с организаций. Рассмотреть налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций. Воспитательная: Формирование у студентов чувства требовательности к себе при изучении нового материала. Развивающая: Формирование у студентов потребности в дальнейшем изучении российского финансового законодательства. Место проведения: Лекционный зал. Метод проведения: Академическая лекция. Материальное обеспечение: доска, телекомплекс, телекарточки. Время: 90 мин. Примерное распределение учебного времени:
Основная литература: 1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ / СЗ РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340. 2. Прокопенко А.Н. Налоговое право: Учебное пособие / Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. 3. Финансовое право: Учебное пособие / Ю.Н. Канибер, А.Н. Прокопенко, С.А. Сойников, Е.В. Чиненов // Белгород: БелЮИ МВД России, 2006. 4. Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник для вузов / М.: Высшее образование, 2007. Дополнительная литература: 1. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. // М.: Юрист, 2004. 2. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие / Красноярск: РУМЦ ЮО. 3. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: Вопросы теории и практики / М.: Манускрипт, 1993.
Прежде, чем приступить к рассмотрению налогов с организаций, необходимо отметить, что налоговое законодательство приравнивает к организациям индивидуальных предпринимателей по всем налогам, кроме налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, а также филиалы юридических лиц, называемые в НК РФ обособленными подразделениями. В целом круг плательщиков налогов с организаций включает в себя: [1] · организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации); · иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации); · обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Налоговый кодекс в качестве индивидуальных предпринимателей признает физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частных нотариусов и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Налоги с организаций составляют наибольшую часть налогов, собираемых в Российской Федерации. В качестве примера можно указать налог на добавленную стоимость, который в 2007 году составил более 2 триллионов 228 миллиардов рублей.[2] Взимание налогов с организаций легче, чем с физических лиц, поэтому именно на это налогообложение и делается упор в нашей стране. В последние годы общее количество налогов уменьшилось и в первую очередь это затронуло именно организации. В настоящее время непосредственно с организаций взимаются налог на добавленную стоимость,[3] акцизы,[4] налог на прибыль организаций,[5] налог на добычу полезных ископаемых,[6] водный налог,[7] налог на имущество организаций[8] и налог на игорный бизнес.[9] Ряд налогов взимается как с организаций, так и с населения. К ним относятся единый социальный налог,[10] сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,[11] транспортный налог,[12] земельный налог[13] и государственная пошлина.[14] В данной лекции мы рассмотрим налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на прибыль организаций.
Вопрос 1. Налог на добавленную стоимость[15]
Данный налог является налогом федеральным, косвенным и регулярным, зачисляется в федеральный бюджет. Наименование его объясняется тем, что налог уплачивается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства товара (работ, услуг). На каждом этапе производства и продажи товара его стоимость увеличивается, и организация обязана уплатить с увеличенной стоимости НДС. При этом она указывает, какая сумма НДС была выплачена предыдущими владельцами товара. Сама сумма налога указывается в платежных документах отдельной строкой, что облегчает учет уплаченного ранее НДС. Именно поэтому данный налог называется налогом на добавленную стоимость. НДС - это косвенный налог – юридически налогоплательщиком является организация, а фактически налог выплачивает потребитель в момент покупки товара, оплаты работ и услуг. Налогоплательщиками налога признаются:[16] · организации; · индивидуальные предприниматели; · лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Объектами налогообложения являются:[17] · реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; · передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; · выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; · ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Налоговая база:[18] · при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога, при оплате труда в натуральной форме - определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов и без включения в них НДС; · при реализации имущества, с учетом уплаченного налога, определяется как разница между ценой реализуемого имущества, с учетом НДС и акцизов, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок); · при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (за исключением подакцизных товаров), определяется как разница между ценой реализации, с учетом НДС и ценой приобретения продукции; · при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС; · при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал[19]. Налоговые ставки:[20] 1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации: · товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ; · услуг по международной перевозке товаров; · работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями по транспортировке нефти, нефтепродуктов из пункта отправления до границы РФ либо до морских портов РФ для последующего вывоза за пределы РФ, · услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого (ввозимого) за пределы территории РФ; · услуг, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче электрической энергии в электроэнергетические системы иностранных государств; · работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ, в пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ; · работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории; · услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров; · работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта; · работ (услуг) по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита; · услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ; · товаров (работ, услуг) в области космической деятельности; · драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центробанку РФ, банкам; · товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей; · припасов (топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания), вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов; · выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров; · построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов. 2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации: · продовольственных товаров согласно списка; · товаров для детей согласно списка; · периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением продукции эротического и рекламного характера; · медицинских товаров отечественного и зарубежного производства. 3. Налогообложение производится по налоговой ставке 18% в остальных случаях. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.[21] По налогу на добавленную стоимость установлен широкий круг льгот, имеющих разное назначение: стимулировать производство, экспорт производимых товаров, оказывать финансовую поддержку социально значимым объектам, содействовать развитию кредитно-денежных отношений и др. Их перечень является единым на всей российской территории. Льготы выражаются в освобождении отдельных видов товаров (работ, услуг) от уплаты НДС, а также в применении налоговых вычетов.[22] Контроль за внесением НДС в бюджет возложен на налоговые и, в соответствующих случаях, на таможенные органы. Взыскание недоимки по НДС, сумм штрафов и применение иных налоговых санкций производится также налоговыми органами, а по импортным товарам – таможенными органами. Начиная с 2005 года, НДС не взимается с товаров, которые экспортируются в страны СНГ (налоговая ставка 0%). Несмотря на то, что данное решение является убыточным для России, оно направлено на стимулирование торговых и производственных связей, и должно привести к повышению товарооборота и, соответственно увеличению собираемых налогов.
Вопрос 2. Акцизы[23]
Данный налог является налогом федеральным, косвенным и регулярным. Акцизы зачисляются в федеральный бюджет и частично бюджеты субъектов РФ. Термин «акциз» происходит от латинского слова accedere (обрезать). Акцизы являются косвенными налогами, включаются в цену товара и, как и НДС, фактически выплачиваются потребителем в момент покупки подакцизных товаров. Налогоплательщиками акциза признаются: [24] · организации; · индивидуальные предприниматели; · лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Подакцизными товарами признаются:[25] · спирт этиловый из всех видов сырья; · спирт коньячный; · спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с долей этилового спирта более 9 %; · алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5 %; · табачная продукция; · автомобили легковые; · мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.); · автомобильный бензин; · дизельное топливо; · моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; · прямогонный бензин. Не рассматриваются как подакцизные товары лекарственные средства и препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию; парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 % и (или) с объемной долей этилового спирта до 90 % при наличии на флаконе пульверизатора; виноматериалы. Прямогонный бензин - это бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии. Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца. На перечисленные товары акцизы распространяются и в тех случаях, когда они ввозятся на территорию РФ. Обложение акцизами при этом производится в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ. Объект налогообложения:[26] · реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации; · продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов или уполномоченных на то государственных органов подакцизных товаров, которые конфискованы, бесхозны или от которых произошел отказ в пользу государства; · передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров; · передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд; · передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности); · передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; · ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и т.д. К производству приравниваются розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров. Налоговым периодом признается календарный месяц.[27] Сроки уплаты. [28] В НК РФ установлены сроки уплаты акцизов в зависимости от сроков реализации товаров (например, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, по товарам, реализованным с 1 по 15 число отчетного месяца). По товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора, плательщики вносят авансовый платеж в размере, установленном Правительством РФ. Сумма акциза, подлежащая уплате, определяется плательщиком самостоятельно. При этом в расчетных и первичных учетных документах она выделяется отдельной строкой. Плательщики предоставляют налоговым органам по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по установленной форме не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Ставки акцизов:[29]
Контроль за исчислением и своевременным внесением акцизов в бюджет осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с их компетенцией.
Вопрос 3. Налог на прибыль организаций[30]
Данный налог является налогом федеральным, прямым (личным) и регулярным. Зачисляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Налогоплательщики:[31] · российские организации; · иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков. Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Прибылью (объектом налогообложения) признается:[32] · для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; · для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов; · для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации; · для организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков - величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника и рассчитываемая в порядке, установленном пунктом 1 статьи 278.1 и пунктом 6 статьи 288 НК РФ. Налог на прибыль организаций - самый сложный для расчета. Он предполагает полный учет всех видов доходов организации, [33] точный учет определенных видов расходов организации [34] и особый расчет налоговой базы для определенных видов деятельности. [35] Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. [36] Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, исходя из цены сделки. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговая база по доходам, полученным всеми участниками консолидированной группы налогоплательщиков, определяется на основании суммы всех доходов и суммы всех расходов участников консолидированной группы налогоплательщиков, учитываемых в целях налогообложения налогом[37]. Налоговый период - календарный год.[38] Отчетные периоды месяц, первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Ставки налога:[39] 1. 20%. При этом: 2% в федеральный бюджет, 18% в бюджеты субъектов РФ. Субъекты РФ в бюджетах на очередной финансовый год могут уменьшать ставку налога, зачисляемую в бюджет субъекта РФ. Она не может быть меньше 13,5% (общая – 15,5%). Применяется в отношении организаций, использующих труд инвалидов. Свою часть налога субъект РФ может разделить между собой и муниципальными образованиями, опять же в законе о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны. Она не может быть выше 13,5 %. 2. 0% - для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны и резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер. 3. На доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство: 20% - со всех доходов, 10% - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок. 4. 0 % - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что организация в течение не менее 1 года непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации. 5. По доходам, полученным в виде дивидендов: 9% - от российских организаций российскими организациями и физическими лицами, 15% от российских организаций иностранными организациями, и наоборот. 6. 15 % - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 01.01.2007. 7. 9 % - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года. 8. 0 % - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.[40] Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода[41]. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом[42].
Заключение
Мы рассмотрели три налога, взимаемых только с организаций. На следующей лекции мы рассмотрим еще четыре платежа, которые взимаются с организаций. К этим платежам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, водный налог и налог на добычу полезных ископаемых.
Использованная литература: 1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ / СЗ РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340. 2. Прокопенко А.Н. Налоговое право: Учебное пособие / Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. 3. Финансовое право: Учебное пособие / Ю.Н. Канибер, А.Н. Прокопенко, С.А. Сойников, Е.В. Чиненов // Белгород: БелЮИ МВД России, 2006. 4. Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник для вузов / М.: Высшее образование, 2007. 5. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. // М.: Юрист, 2004. 6. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие / Красноярск: РУМЦ ЮО. 7. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: Вопросы теории и практики / М.: Манускрипт, 1993.
Тема № 3 «Система налогов и сборов в России»
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |