Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Понятие рынка. Виды и типы рынков




1. Общая классификация рынков

Рынок представляет собой механизм взаимодействия покупателей –представителей рыночного спроса и продавцов, представляющих рыночное предложение, в ходе этого взаимодействия устанавли­вается равновесная рыночная цена.

Как уже говорилось в разделе взаимодействия спроса и предложения, каждый из участников рыночных отношений действует в своих интересах: продавец заинтересован продать товар по цене, обеспечивающей максимум прибыли, а покупатель желает купить товар по минимальной цене и получить от его потребления максимально полезный эффект. Сделка может совершиться при каком-то промежуточном варианте – цене равновесия.

Структурой рынка является его внутреннее строение, взаимосвязь между отдельными элементами, их удельный вес в общем объеме. Основой, определяющей структуру рынка, являются формы собственности действующей в экономике (государственная, частная, коллективная, смешанная).

Основными субъектами хозяйственной деятельности в ры­ночной экономике выступают домашние хозяйства, организации бизнеса и правительство. Взаимодействие между ними осуще­ствляется на различных рынках.

Существует множество видов рынков в зависимости от признаков сравнения, классификация которых представлена в табл. 5.

Таблица 5.

Классификация рынков

Классификационный признак Виды рынков
1. В зависимости от предмета обмена - рынок товаров и услуг; - рынок факторов производства; - финансовый рынок; - рынок интеллектуальных продуктов.
2. По экономическому назначению объектов - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок товаров промышленного назна- чения; - рынок инноваций; - рынок труда; -рынок ценных бумаг; - рынок жилья и т.д.
3. По географическому положению - местный рынок; - национальный; - мировой.
4. По степени ограничения конкуренции - рынок совершенной конкуренции; - монополистический; - олигополистический; - монопсонический; - смешанный.
5. По характеру продаж - оптовый; - розничный.
6. По уровню насыщения   - равновесный рынок; - избыточный рынок; - дефицитный рынок.
7. По соответствию действующему законодательству - легальный рынок; - нелегальный (черный) рынок.  
8. По отраслям - компьютерный; - продовольственный; - книжный и т. д.

 

Разберем некоторые виды рынков более подробно.

Рынок товаров и услуг. Характерным признаком потре­бительского рынка является то, что цены на нем фактически формируются после производства товаров. Такой рынок наибо­лее подвержен кризисам.

Рынок факторов производства, представляющих собой три взаимо-связанных рынка:

· рынок капиталов;

· рынок землепользования и недвижимости;

· рынок труда.

Их взаимосвязь обусловлена зависимостью спроса и пред­ложения на одном рынке от ситуации на другом. Например, если цены на рынке труда растут, увеличивается ставка заработной платы, то фирмам выгоднее увеличивать капитал, замещая им, ставший более дорогим, труд.

Отличительной чертой рынка факторов производства явля­ется производный характер спроса. Главной цель любого бизнеса служит получение прибыль, а капитал, труд, земля представляют собой условия, необходимые для производства прибыли.

На финансовом рынке выступает один предмет купли-продажи – деньги, предоставляемые в пользование в различной форме.

Существует несколько способов классификации финансовых рынков:

§ по принципу возвратности (рынок долговых обязательств и рынок собственности);

§ по характеру движения ценных бумаг (первичный и вторичный);

§ по форме организации (организованный рынок и распределенный);

§ по срокам предоставления денег.

Например, акции по принципу возвратности относятся к рынку собственности, так как на этом рынке покупают и продают право на получение дохода от вложения денег.

Акции нового выпуска будут реализованы на первичном рынке, а их перепродажа осуществляется на вторичном. Коти­ровка крупных пакетов акций на фондовой бирже означает их прохождение через организованный рынок, но большая часть акций обращается на распределенном, уличном рынке.

Рынок интеллектуальных продуктов – это рынок на котором продаются такие специфические объекты купли продажи как изобретения, инновации, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Основные виды рынков подразделяются на субрынки и ры­ночные сегменты.

Сегмент рынка – это часть рынка или группа потребителей, объединенных едиными требованиями по отношению к данному товару или услуге. Например, на основе демографического принципа рынок будет сегментирован по возрасту потребителей, полу, составу семьи и т. д.

 

2. Классификация рынков по степени ограничения конкуренции

Одним из важных признаков классификации рынков является разделение их по степени конкуренции.

В общем смысле конкуренция является основная отличительной чертой рыночных отношений. Рыночная структура определяется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм, характер выпускаемой продукции, контроль над ценами и другие параметры.

В зависимости от способов осуществления конкуренции раз­личают рынки совершенной и несовершенной конкуренции, характеризующиеся степенью влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Разберем эти виды рынков более подробно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.