Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личные права и свободы граждан

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОСНОВЫ ПРАВА. ФЭФ.2012

Литература

Примеры и задачи

Расчет безнапорных труб

 

Пример 7.1.

 

Задача 7.1

 

l/d 1,66 3,33   6,66 8,33   13,33 16,66  
μ 0,809 0,814 0,799 0,796 0,787 0,778 0,761 0,743 0,725

 

 

1. Агроскин И. И., Дмитриев Г. Т., Пикапов Ф. И. Гидравлика.-М.-Л.: Энергия, 1964.

2. Альтшуль А. Д., Киселев П. Г. Гидравлика и аэродинамика. - Л.: Стройиздат, 1975.

3. Бернар Ле Месте. Введение в гидравлику и теорию волн на воде.-Л.:
Гидромегеоичдат, 1974.

4. Богомолов А. И., Михайлов К. А. Гидравлика. - М.: Стройиздат, 1973.

5. Емцев Б. Т. Техническая гидромеханика. -М.: Машиностроение, 1978.

6. Избаш С. В. Основы гидравлики.-М.: Госстройиздат, 1952

7. Киселев П. Г. Гидравлика.-М.-Л.: Госэнергоиздат, 1963.

8. Лойцянский Л. Г. Механика жидкости и газа - М.: Наука, 1972.

9. Оглоблин А. П. Основы гидромеханики. - М.: Оборонгиз, 1945.

10. Патрашев А. Н. Гидромеханика.-М.: Военно-морское изд-во, 1953.

11. Повх И. Л. Аэродинамический эксперимент в машиностроении. - Л.: Машиностроение, 1974.

12. Чугаев Р. Р. Гидравлика, ч. 1.-Л.: Изд. ЛПИ, 1960.

13. Лабораторный курс гидравлики, насосов и гидропередач./Под ред. С. С. Руднева и Л. Г. Подвидза. - М.: Машиностроение, 1974.

14. Примеры гидравлических расчетов./Под ред. А И. Богомолова- М.: Транспорт, 1977.

15. Справочник по гидравлике/Под ред. В. А. Большакова.-Киев: Высшая школа, 1977.

 

 

ЛЕКЦИЯ №3 «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

 

1. Предмет конституционного права Республики Беларусь.

2. Понятие, сущность и структура Конституции Республики Беларусь.

3. Система государственных органов Республики Беларусь.

4. Конституционные права и обязанности граждан Республики Беларусь.

5. Гражданство Республики Беларусь.

6. Избирательная система Республики Беларусь.

7. Референдумы в Республике Беларусь.

 

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения. Особенностью конституционного права является то, что его нормы закрепляют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в различных сферах жизнедеятельности общества и государства: политической, экономической и других.

Конституционное право закрепляет такие важнейшие сферы общественных отношений, как:

■ основы конституционного строя;

■ система органов государственной власти и местного самоуправления;

■ основы правового статуса человека и гражданина;

■ избирательная система и референдум.

Конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права, занимают центральное место среди остальных отраслей права и получают свое дальнейшее развитие в других отраслях права.

Основным источником конституционного права является Конституция Республики Беларусь.

 

Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitution которым в Древнем Риме обозначались важнейшие указы императоров. В средние века конституциями стали называть документы, закреплявшие привилегии и вольности феода-лов. Первыми конституциями в современном понимании явились Конституция США 1787 г., Конституция Франции 1791 г. и Конституция Польши 1791 г.

Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, которые затрагивают интересы всех членов общества, и обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. На основе Конституции формируется все действующее законодательство.

Конституция закрепляет два основных аспекта:

— организацию государственной власти;

— права и свободы человека и гражданина.

На территории Республики Беларусь действует Конституция 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

Конституция Республики Беларусь — это Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Конституция Республики Беларусь состоит из 146 статей, а ее структура является стандартной. Она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. Преамбула Конституции содержит фундаментальные положения, которые имеют значение для понимания смысла других норм Конституции.

Основная часть Конституции состоит из разделов, разделы состоят из глав:

Раздел I. Основы конституционного строя.

Раздел II. Личность, общество, государство.

Раздел III. Избирательная система. Референдум.

Глава 1. Избирательная система.

Глава 2. Референдум (народное голосование).

Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство,1 суд.

Глава 3. Президент Республики Беларусь.

Глава 4. Парламент — Национальное собрание.

Глава 5. Правительство — Совет Министров Республики Беларусь.

Глава 6. Суд.

Раздел V. Местное управление и самоуправление.

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля.

Глава 7. Прокуратура.

Глава 8. Комитет государственного контроля.

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.

Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

 

Согласно статье 1 Конституции Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Задачи и функции государства осуществляют органы государственной власти Республики Беларусь.

Ведущее место в системе государственных органов Республики Беларусь занимает Президент Республики Беларусь, который согласно статье 79 Конституции Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Конституцией Президент избирается на пять лет непосредственно народом на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Для выполнения своих обязанностей Президент Республики Беларусь наделен широкими полномочиями и взаимодействует с другими органами государственной власти. Так, Президент назначает республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики Беларусь и местные представительные органы, определяет структуру Правительства Республики Беларусь, обращается с посланиями к народу о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики, обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, имеет право участвовать в его работе, ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях.

Президент Республики Беларусь решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища, осуществляет помилование осужденных.

Обладает Глава государства и полномочиями в области кадровой политики: с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, ми-нистров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов, с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, а также ряд других высших должностных лиц.

Для реализации своих полномочий Президент издает декреты, указы, распоряжения и директивы, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Полномочия Президента Республики Беларусь в полном объеме закреплены в статье 84 Конституции Республики Беларусь.

Законодательным и представительным органом Республики Беларусь согласно статье 90 Конституции Республики Беларусь является Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь.

Парламент как представительный орган представляет интересы народа, а система формирования Парламента обеспечивает необходимые условия в рамках народного представительства. Его задача - регулировать общественные отношения путем принятия законов, а также осуществлять контроль над деятельностью исполнительной власти и должностных лиц.

Состоит Парламент из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Основной функцией Парламента является принятие законов, однако он обладает рядом иных функций, регламентированных Конституцией Республики Беларусь.

Согласно положениям статьи 97 Конституции Палата представителей рассматривает проекты законов, назначает выборы Президента; дает согласие Президенту на назначение Премьер- министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; принимает отставку Президента; выражает вотум недоверия Правительству и принимает решения по другим вопросам, отнесенным Конституцией к ее компетенции.

Статья 98 Конституции предусматривает полномочия Совета Республики, который одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, и может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда, принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью и осуществляет иные полномочия.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном законом. Образование чрезвычайных судов запрещается. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Судебную систему Республики Беларусь составляют Конституционный Суд Республики Беларусь, общие суды и хозяйственные суды.

Конституционный Суд Республики Беларусь — орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве. Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь, ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.

Общие суды осуществляют гражданское, уголовное и административное судопроизводство.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие по хозяйственным (экономическим) спорам.

Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные законодательством права и свободы граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Правосудие в Республике Беларусь осуществляется на основе равенства граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей перед законом и судом. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Каждое судебное постановление является обязательным для исполнения на территории Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей.

 

Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Неприкосновенность личности. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Презумпция невиновности. Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Право на непринуждение к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Право на неприкосновенность частной жизни. Каждый имеет право на охрану личной и семейной тайны, в том числе защиту от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Право на неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Право на свободу передвижения и места жительства. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

Свобода совести и вероисповедания. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Право на защиту брака, семьи, материнства, отцовства и детства.

Все они находятся под защитой государства, им оказывается государственная поддержка.

Право на сохранение своей национальной принадлежности. Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные задачи при расчете трапецеидальных каналов на равномерное движение воды | Социально-экономические, культурные права и свободы человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.