КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология политических процессов
Режимы политического процесса Политический процесс не развивается по заданному алгоритму, может носить циклический, волнообразный характер и иметь несколько эволюционных альтернатив. Также возможно выделение режимов политического процесса: 1.Режим функционирования характеризуется наличием стабильных и перманентно воспроизводящихся отношений между электоратом и политической элитой, гражданами и государственными структурами, политическими партиями, органами местного самоуправления. Политическая традиция и преемственность являются приоритетными. Политическая система сохраняет свои качества. Инновационный компонент слабо выражен. 2.Режим развития характеризуется высоким уровнем адаптивности властных структур к внешним социальным условиям. Структуры и механизмы власти обеспечивают такой уровень государственной политики, который позволяет быстро реагировать на вызовы времени и новые социальные заказы, поступающие от гражданского общества внутри государства и на внешнеполитической арене. 3.Режим упадка характеризуется разрушением политической целостности. Динамика политического процесса в таких условиях приобретает негативную направленность. В политической системе начинает преобладать энтропия (внутренняя неупорядоченность системы) и центробежные тенденции. Это приводит к дезинтеграции всех элементов системы, несогласованность действий субъектов политики и распад режима приобретают необратимый характер. В конечном итоге это может привести центральную власть к потере легитимности и способности к управлению.
Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, направленности, длительности, акторам (участникам), характеру взаимодействия между субъектами и т. д. Потому существуют различные способы типологизации политических процессов, основанные на определенных критериях. Так, исходя из масштабов политических процессов выделяют несколько его разновидностей:
1.Повседневные политические процессы – это процессы, связанные с непосредственным взаимодействием индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов (например, законодательный процесс в каком-либо парламенте). 2.Исторический политический процесс – это процесс, связанный с деятельностью более крупных акторов (групп и институтов) в контексте какого-либо исторического события (например политическая революция, возникновение и развитие политической партии). 3.Эволюционный политический процесс характеризуется участием «крупных» акторов (институтов, политической системы в целом) и рассматривается в рамках длительных отрезков времени (такими процессами могут быть превращение города-полиса в имперскую столицу, трансформация политической системы, глобализационный процесс и т.д.).
С точки зрения значимости для общества выделяют:
1.Базовые политические процессы, влияющие или ведущие к изменению системных свойств политической жизни (например процесс формирования властных структур государственного уровня). 2.Периферийные политические процессы, которые характеризуются менее существенными изменениями, не оказывающими существенного влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
С точки зрения состояния общества выделяют:
1. Политический процесс стационарного типа, который осуществляется в рамках одной политической системы и характеризуется устойчивым воспроизводством политических отношений. 2. Политический процесс переходного типа, который характерен для переходного периода и осуществляется в условиях несбалансированности политической активности основных субъектов.
В зависимости от степени публичности политический процесс может быть следующих типов:
- Открытый политический процесс. Характеризуется тем, что политические интересы граждан проявляются систематически в электоральных волеизъявлениях, программах партий и общественных движений. Социальные контакты базируются на демократических принципах и процедурах. - Закрытый политический процесс. В данном случае деятельность центральной власти характеризуется полным произволом, на население оказывается жесткое давление. Граждане государства оказываются полностью отстраненными не только от управления государством, но и от выработки стратегии и тактики развития. - Теневой политический процесс базируется на официально не оформленных институтах и центрах власти, которые не были легитимизированы и признаны обществом. Он может существовать в виде альтернативы существующей законной власти в форме мафиозных кланов, паразитирующих на существующих государственных структурах.
По общественной направленности политический процесс может быть:
- инновационным (направленным на внедрение новых политических институтов); - стабилизирующим (направленным на сохранение всего ценного в существующих структурах, недопущение деструктивных изменений); - консервативным (направленным на сохранение всех старых институтов и форм взаимодействия); - реакционным (заинтересованным в восстановлении институтов прошлого).
В зависимости от способов изменения социальной реальности политический процесс может быть революционным и эволюционным:
1. Революция представляет собой резкий и скачкообразный переход от одной социально-политической системы к другой в ходе открытого столкновения противоположных социально-политических сил вне традиционного механизма передачи высшей власти. 2. Эволюция – это путь постепенных изменений, путь реформ, при котором обеспечивается преемственность общественного развития.
Типологизация позволяет рассмотреть политический процесс с различных точек зрения и в разных плоскостях проявления, с учетом его масштабов, значимости для общества, направленности, способов изменения социальной реальности и других параметров. Вместе с тем, эти типологии и модели обладают значительной теоретической и эвристической ценностью, так как позволяют выделить некоторые основные элементы политических процессов, что позволяет проанализировать и сравнить проявление подобных процессов в различное время и в разных политических контекстах.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |