Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блок Iсостоит из двух частей




1-я часть. Вы обращаетесь ко мне, социальному педагогу ДОУ №..., за консультацией. Для того чтобы наша работа оказалась продуктивной, подумайте, пожалуйста, над следующими вопросами. Они сформулированы так, как будто вы задаете их сами себе. Постарайтесь так же ответить на них. (Эта часть заполняется педагогом или родителем, обратившимся за консультацией, причем заполняется от первого лица.)

1. О ком, о чем я хочу поговорить?

2. Что меня беспокоит в этом (моем) ребенке (группе, ситуации)?

3. Что конкретно я считаю нужным изменить? Что из этого наверняка можно изменить (отметьте знаком +)?

4. Как именно, я считаю, это должно измениться? (Постарайтесь быть как можно конкретнее.)

5. Кто в первую очередь должен заниматься этим?

6. Что могу сделать я?

7. Какие из моих способностей, умений, черт могут мне помочь решить эту проблему?

8. Какие из этих способностей, черт самые подходящие? Самые главные?

9. Чья помощь мне может потребоваться?

10. Что может помешать желаемым изменениям?

11. Какова самая главная трудность?

12. Что может помочь желаемым изменениям?

13. На что мне следует опираться, в первую очередь?

2-я часть. (Эта часть заполняется непосредственно в ходе консультирования консультантом совместно с педагогом или родителем)

1. Проблема.

2. Желаемый результат.

3. Цель.

4. Пути решения проблемы.

5. Что может понадобиться?

6. Последовательность действий и их исполнители.

7. Критерии оценки результата.

8. Срок первичной оценки результата.

Блок II. (Все записи делаются в ходе совместного обсуждения проблемы консультантом и клиентом)

1-я часть. Первичная оценка результата

♦ Дата.

♦ Мнение педагога (родителя).

♦ Обоснование мнения педагога (родителя).

♦ Мнение социального педагога.

♦ Обоснование мнения социального педагога.

♦ Мнение других людей (указать, кого именно и каким образом получено).

♦ Совместное (консультанта и консультируемого) решение о результате.

♦ Дополнения и коррективы в программе работы, ее средствах и последовательности действий.

♦ Исполнители внесенных изменений.

♦ Срок отсроченной проверки результата.

Примечание: решение об отсроченной проверке результата принимается в случае, если он в целом оценивается положительно, а вносимые в программу работы изменения носят уточняющий или углубляющий общее направление деятельности характер. В противном случае следует вновь вернуться к самому началу консультационного процесса. Клиенту вновь просмотреть свои ответы на вопросы и внести необходимые изменения, затем консультанту совместно с клиентом внести изменения в формулировки 2-й части блока I, уточнив проблему, пути ее решения и т. п. Особое внимание необходимо уделить представлению о желаемом результате. Наметить новый срок первичной оценки результата.

2-я часть. Отсроченная проверка результата

♦ Дата.

♦ Мнение педагога (родителя).

♦ Обоснование.

♦ Мнение социального педагога.

♦ Обоснование.

♦ Мнение других людей (указать, кого именно и каким способом получено). Заключение

♦ Оценка эффективности работы (выносится совместно консультантом и клиентом).

♦ Причины.

♦ Решение о продолжении, изменении или завершении работы по данному обращению.

♦ Решение о дальнейших действиях.

♦ Дата. Подписи консультанта и клиента.

Примечание. Последний пункт заполняется и тогда, когда принято совместное решение о завершении работы. В этом случае целесообразно наметить как дальнейшие действия педагога (родителя), так и возможные направления его сотрудничества с консультантом но работе с теми детьми, группами и т. п., которые обсуждались в ходе данной консультации.

Желательно, чтобы бланк заполнялся в двух экземплярах, с тем, чтобы и клиент и консультант имели собственный экземпляр. Если же это по тем или иным причинам затруднено, достаточно обеспечить обоих участников консультации лишь записью совместной формулировки проблемы и т. п. (т. е. второй части блока I). Наличие последнего обязательно.

Приведем в качестве примера заполнение бланка в ходе консультационной работы с педагогом Т. Ю.

1. О ком, о чем я хочу поговорить? - О своей группе в целом.

2. Что меня беспокоит в этой группе? — Недисциплинированность, неумение работать на занятиях и большое самомнение детей.

3. Что конкретно я считаю нужным изменить? Что из этого наверняка можно изменить (знак +)? - Они должны научиться уважать воспитателя (-); уметь работать на занятиях (+), соблюдать дисциплину (+).

4. Как именно, я считаю, это должно измениться? — Дети должны слушать воспитателя, выполнять его требования. Дети и их родители должны уважать воспитателя. Родители должны воспитывать уважение к педагогу. Не должны считать воспитателя ниже себя.

5. Кто в первую очередь должен заниматься этим? — Родители, социальный педагог и руководство ДОУ.

6. Что могу сделать я? — Разъяснять родителям и детям мои требования. Строже требовать. Наказывать. Поощрять. Добиваться наказания детей дома.

7. Какие из моих способностей, умений, черт могут мне помочь решить эту проблему? — Порядочность. Знание, что такое хорошо, что такое плохо. Твердость. Умение добиваться нужной дисциплины.

8. Какие из этих способностей, черт самые подходящие? Самые главные? — Порядочность (но она теперь никому не нужна). Умение добиваться нужной дисциплины.

9. Чья помощь мне может потребоваться? —Заведующей и социального педагога.

10. Что может помешать желаемым изменениям? — То, что с ними (детьми) все носятся. Их нельзя наказывать. Воспитатели лишены средств поддержания дисциплины. Воспитатели одеты хуже родителей.

11. Какова самая главная трудность? — Отношение родителей к воспитателю: родители не поддерживают требований воспитателя, считают его ниже себя.

12. Что может помочь желаемым изменениям? — Изменение позиции руководства ДОУ, их поддержка требований педагога.

13. На что мне следует опираться в первую очередь? — Желание родителей, чтобы дети посещали именно этот детский сад.

Вторая часть была заполнена социальным педагогом и воспитателем на основе взаимного согласия в процессе длительной, продолжавшейся несколько часов беседы.

Проблема. Ощущение собственной второсортности по сравнению с родителями и детьми. Оно связано с низким заработком педагога. Непригодность старых способов поддержания дисциплины, незнание современных способов.

Желаемый результат. Наладить контакт с группой и родителями. Добиться уважения со стороны детей и их родителей.

Цель. Чувствовать себя человеком. Получать удовлетворение от работы. Научить детей, что такое хорошо и плохо, добро и зло.

Пути решения проблемы. 1. Заниматься своей внешностью, изменить прическу, одеваться строго, но элегантно. 2. Изменить тон разговора с родителями, чтобы они понимали — их дети находятся в надежных руках. 3. Обеспечить заинтересованность детей на занятиях. Выбрать эффективные формы контроля выполнения заданий детьми. Обращать меньше внимания на мелкие нарушения дисциплины.

Что может понадобиться? 1. Купить себе обнову. 2. Репетировать выступления перед родителями. Научиться способам снятия стрессов. 3. Пересмотреть планы занятий. Посетить занятия С. В. и О. Н. Освоить новые методики. 4. Выдержка и целеустремленность.

Последовательность действий и их исполнители. Представлен подробный список с указанием, кто и что именно будет делать. Приведем лишь небольшой отрывок:

♦ договориться о посещении занятий — методист, Т.Ю., С. В. и О. Н.;

♦ посетить занятия (те же);

♦ посмотреть последние методические журналы — Т. Ю.;

♦ отобрать интересные и подходящие для меня приемы — Т. Ю.;

♦ договориться с методистом об изменении сроков повышения квалификации - Т. Ю., методист;

♦ провести методический и психологический анализ четырех занятий Т. Ю.: двух по разделам, которые, с ее точки зрения, ей удаются лучше, оцениваются ею как успешные, и двух по разделам, которые, по ее мнению, удаются ей хуже —психолог, методист, Т. Ю. и т. п.

Критерии оценки результата. Собственные представления и чувства Т. Ю.; оценка занятий специалистами; результаты наблюдений за ходом занятий (психологические критерии), результаты психолого-социальных проб (по усмотрению социального педагога и психолога).

Срок первичной оценки результата. Через два месяца (указана точная дата). В установленный срок социальный педагог и воспитатель и обсудили полученные результаты. Результатом этого обсуждения явилась следующая запись:

1. Первичная оценка результата

Дата.

Мнение педагога. Кажется, стало лучше. Наладилось взаимодействие с детьми и родителями. Но часто еще срываюсь.

Обоснование мнения педагога. Стала гораздо спокойнее. Больше успеваю сделать на занятии. Дети лучше выполняют задания. Родительское собрание прошло мирно, спокойно, по-деловому. Поняла, что есть родители, прислушивающиеся к моему мнению и даже побаивающиеся меня. Но когда срываюсь, не могу остановиться.

Мнение социального педагога. Отмечаются медленные, с возвратом к прошлому, позитивные изменения.

Обоснование мнения социального педагога. Наблюдения на занятиях свидетельствуют, что отношения Т. Ю. и детей изменились. На занятиях в основном спокойная рабочая обстановка. Важно, что изменился характер задаваемых Т. Ю. вопросов и требуемый тип ответа. Преобладают вопросы, и по содержанию, и по формулировке, и по тону, которым они задаются, призывающие к рассуждению, сопоставлению. «Срывы» в поведении Т. Ю., по всей видимости, связаны с психологической перегрузкой, вызванной желанием постоянно «держать себя в руках». Для преодоления этого требуется дополнительная работа, в частности, внимание Т. Ю. к своему здоровью, состоянию нервной системы.

Мнение других людей (указать, кого именно и каким образом получено). Мнение методиста (получено в ходе беседы). Взаимоотношения детей и педагога явно изменились к лучшему. Почти прекратились жалобы родителей на Т. Ю. Однако конфликты с некоторыми детьми и родителями остались.

Совместное решение о результате. Изменения во взаимоотношениях детей и педагога, родителей и педагога идут в желаемом направлении.

Дополнения и коррективы в программе работы, ее средствах и последовательности действий. Намеченная программа оказалась эффективной и не нуждается в корректировке. Дополнение: усиление внимания Т. Ю. к своему здоровью, состоянию нервной системы.

Исполнители внесенных изменений. Т. Ю.

Дата отсроченной проверки результата. Через полгода (названа точная дата).

2. Отсроченная проверка результата

Дата.

Мнение воспитателя. Довольна. Чувствую себя спокойно и уверенно. Меньше срываюсь. Лучше нахожу контакт с детьми и родителями.

Обоснование. Меньше устаю от работы. Гораздо больше, чем раньше, успеваю сделать на занятии. С большинством родителей — нормальные деловые отношения. Удалось привлечь их к работе по группе, причем оказалось, что многие это делают с удовольствием. Редко вспоминаю, что педагог — «пролетарий умственного труда». Когда срываюсь, могу иногда (но не всегда) перевести все в шутку.

Мнение социального педагога. В целом результат можно считать положительным. Контакт с детьми и родителями в основном налажен.

Обоснование. Данные наблюдений и анкетирования.

Мнение других людей. Дети стали лучше вести себя на занятиях и вне их. Дети стали самостоятельнее, собраннее. Меньше плача и криков. Почти сняты напряженные отношения с некоторыми детьми. Стали спокойнее и ровнее отношения с коллегами. Практически исчезли нарекания родителей. (Мнение методиста и заведующей высказано на педсовете.)

3. Заключение

Оценка эффективности работы. Работа прошла достаточно успешно. По мнению воспитателя, желаемые результаты и цель достигнуты полностью. Социальный педагог в целом согласен, однако обращает внимание на утрату такого компонента цели, как «научить детей понимать, что такое хорошо и плохо, добро и зло».

Причины. В ходе консультации и дальнейшей работы основное внимание было уделено Т. Ю. — особенностям ее личности, характеристикам профессиональной деятельности, эмоциональному состоянию, состоянию здоровья. Гораздо меньше внимания уделялось целям воспитания. Т. Ю. считает, что эти цели достигаются, но другими методами, чем раньше.

Решение о продолжении, изменении или завершении работы по данному обращению. Работу по данному обращению можно считать завершенной.

Решение о дальнейших действиях. Т. Ю. считает важным развивать в себе умение справляться с трудностями, преодолевать внутреннее напряжение. Обращать внимание на тех детей в группе, отношения с которыми остались конфликтными. В случае необходимости обратиться по их поводу к социальному педагогу и психологу. Совместно с психологом, социальным педагогом и родителями начать работу по подготовке детей к школе.

Дата.

Подписи педагога и консультанта.

Еще раз напомню: все записи делаются в двух экземплярах — так, чтобы и у консультанта, и у педагога остался свой экземпляр и после завершения работы.

Предлагаемый бланк, конечно, не заменяет личных записей социального педагога, содержащих его собственное понимание проблемы и способов ее решения, заметок по ходу работы и т. п. Бланк важен именно как результат совместной работы над проблемой, способ фиксации мнения, выработанного совместно. И в процессе работы, и в формулировке записей на бланке приоритетное значение имеет мнение педагога, поскольку именно ему предстоит воплощать эти решения в своей деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.