КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм
Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом порядке или народом в порядке референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Действующие в Украине Законы можно подразделить по значимости на следующие виды: 1. Конституция Украины – основной Закон 2. Конституция Автономной Республики Крым 3. Основы законодательства Украины – законодательный акт закрепляющий основные начала правового регулирования в ряде комплексных сфер социально-культурного строительства (в Украине 2 акта - Основы законодательства о культуре и о здравоохранении 4. Кодексы Украины – своды законов по отдельным отраслям права 5. Текущие законы Украины – это акты, которые регулируют отдельные важные стороны и сферы общественной жизни. Подзаконные нормативные акты – это нормативные акты, изданные на основе, во исполнение и в целях конкретизации законов. Они обязательны для исполнения и обладают юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выходить за пределы законодательного регулирования, их нормы носят вторичный по сравнению с законом характер. Они не могут отменять или изменять нормы законов. Подзаконные акты многообразны по форме и источникам их происхождения. В нашей стране существуют следующие виды: 1) указы и распоряжения Президента Украины; 2) постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины; 3) инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств; 4) решения органов местного самоуправления и их исполнительных органов; 5) распоряжения глав местных государственных администраций; 6) нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций 3. Процесс создания, изменения и отмены законов называют законодательным процессом. Он состоит из следующих стадий: 1) законодательная инициатива; 2) разработка законопроекта; 3) обсуждение законопроекта; 4) принятие закона; 5) подписание закона главой государства; 6)обнародование закона; 7) вступление закона в силу (через 10 дней после опубликования). Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства. Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства: 1. Отраслевое законодательство содержит нормы, которые регулируют качественно определённый вид общественных отношений, являющихся предметом одной отрасли права (земельные, трудовые, уголовные и др.). 2. Внутриотраслевое законодательство выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (авторское законодательство в составе гражданского права; горное, водное - в составе земельного; банковское - в финансовом праве). 3. Комплексное законодательство включает нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное и др.). Система законодательства - это совокупность нормативно-правовых актов, расположенных в определенном иерархическом порядке. На вершине законодательной пирамиды находится конституция и/или конституционные законы, которым должны соответствовать все нормативно-правовые акты государства. Ступенью ниже в иерархии законов находятся обычные (текущие) законы. В систему законодательства государства могут включаться также международные договоры, ратифицированные парламентом. Кроме такого иерархического, вертикального строения, система законодательства делится также по отраслевому признаку (по горизонтали): конституционное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство.
Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация. Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней обработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений, Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками: 1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий; 2) в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших; 3) кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений; 4) кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования определенной отрасли права (например, Кодекс законов о труде). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права; 5) нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенно общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем. Кодификация всегда имеет официальный характер. При этом устаревшие нормы заменяются новыми. В результате кодификации создаются кодификационные акты - конституции, основы законодательства, кодексы, уставы, положения, законы и др. Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на четыре основных вида: 1) конституция - Основной Закон государства, закрепляющий основы общественного строя и политики, основы правового положения личности, форму государства, систему государственных органов и символы государства; 2) основы законодательства - это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. 3) кодекс - наиболее распространенный акт, действующий в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.); 4) устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами, например президентом или правительством. Кодификационными актами являются общевойсковые уставы, действующие в Вооруженных Силах, Устав железных дорог и др. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер, например Бюллетень нормативно-правовых актов министерств и ведомств и др. Официальная инкорпорация производится, например, Министерством юстиции Украины. Неофициальная инкорпорация - внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и др. лицами) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специальные потребности учреждений, организаций и граждан. Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования. 4. Система права – это внутренняя структура действующего права, состоящего из отраслей, институтов и норм права. Центральным звеном системы права является отрасль -крупная упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. В основе деления права на отрасли и институты лежит два критерия: предмет правового регулирования – это область общественных отношений, которую регулирует данная отрасль, то, что подлежит регулированию; метод правового регулирования – это приемы и способы воздействия права на общественные отношения, то как право влияет на них. Основные методы правового регулирования: а) императивный метод – это четко обозначающий г раницы поведения субъектов (запрещение правонарушения); б) диспозитивный – позволяет субъекту выбрать из установленных государством тот вариант поведения, который наиболее полно отвечает его интересам (возможность заключить трудовой договор на одном или нескольких предприятиях). Отрасль права представляет собой подсистему, состоящую из институтов права. Институт права – это упорядоченная совокупность норм права, регулирующих определенный вид общественных отношений. Например, отрасль гражданского права Украины включает такие институты как институт права собственности, институт авторского права, институт наследования и др. К основным, фундаментальным отраслям права следует отнести: 1) конституционное право. Предмет правового регулирования – закрепление основ общественного строя, правовой статус человека и гражданина, формирование, структура и функции органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Главный источник права – Конституция; 2) административное право. Предмет правового регулирования – общественные отношения в сфере государственного управления, а также установление ответственности за административные правонарушения. Отсутствие главного кодифицированного акта, огромное количество подзаконных актов; 3) уголовное право. Данная отрасль права определяет преступность и наказуемость деяний, основания и условия привлечения к уголовной ответственности. Источник – УК; 4) уголовно-процессуальное право. Предмет – отношения, возникающие в ходе предварительного и судебного следствия по раскрытию и рассмотрению уголовных дел. Основной нормативно-правовой акт УПК;
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |